САМОЛЕТ Российский патент 1998 года по МПК B64C39/02 

Описание патента на изобретение RU2107011C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в компоновках самолетов с увеличенными объемами топливных баков, в том числе для размещения криогенных топлив, либо для размещения дополнительных грузов.

Известна компоновка самолета средней дальности нормальной схемы с обычным топливом, расположенном в крыльевых топливных баках [1].

При полетах на малую дальность известная компоновка имеет потери в недополученной прибыли, поскольку уменьшенное потребное количество топлива и переразмеренные, в этих условиях, объемы топливных баков невозможно компенсировать увеличенной полезной нагрузкой.

На средней дальности в известной компоновке все элементы согласованы, однако и здесь присутствует недополученная прибыль.

Для разрешения этого противоречия нужно перейти к самолету большей размерности, в максимальной степени увеличив полезную нагрузку даже ценой некоторого снижения аэродинамического качества.

Последнее обстоятельство приводит к изысканию дополнительных к крыльевым объемов для размещения топлива. Подобная же задача возникает при переходе к компоновке с повышенной дальностью. Известны компоновки самолетов с дополнительными, в том числе криогенными топливными баками, расположенными под крылом [2 и 3]
Известные компоновки с расположением подвесных баков вблизи центра масс вне самолета увеличивают миделевое сечение, снижают аэродинамическое качество и экономичность.

Известная компоновка с расположением дополнительных баков внутри фюзеляжа противоречит сложившейся концепции комфорта пассажирского салона, а также важнейшим ее составляющим пожаробезопасности и надежности.

Задачей настоящего изобретения является снижение затрат при создании самолета и повышение прибыли при эксплуатации.

В предлагаемой компоновке фюзеляж находящегося в настоящее время в серийном производстве самолета - прототипа удлинен, соответственно увеличено число пассажирских мест, в хвостовой части приподнят, несет T-образно расположенное горизонтальное оперение и горизонтально расположенные быстроразъемные узлы, к которым шарнирно присоединена дополнительная хвостовая часть, выполненная в виде топливного бака, имеющая крыло с элевонами и шасси, управление двухзвенной компоновкой в продольной плоскости активное, в комплекс активного управления входят горизонтальное оперение самолета и элевоны на крыле дополнительной хвостовой части.

Взлетный вес предлагаемого самолета без дополнительной хвостовой части одинаков с самолетом-прототипом.

На трассах малой протяженности самолет эксплуатируется без дополнительной хвостовой части, вместо которой жестко устанавливается хвостовой обтекатель.

На фиг. 1 - 3 изображен общий вид самолета в стояночном положении.

К самолету 1, имеющему двигатели 2 на крыле с элевонами закрылками 3 и удлиненный фюзеляж 4, хвостовой участок которого 5 выполнен приподнятым и несет T-образно расположенное горизонтальное оперение 6, через горизонтально расположенные быстроразъемные узлы шарнирной подвески 7 присоединена дополнительная хвостовая часть 8, представляющая собой топливный бак, на которой расположены дополнительное крыло 9 с элевонами 10 и шасси 11.

При разбеге на носовом и главном шасси самолета 1 происходит взлет и уборка шасси 11 дополнительной хвостовой части 8.

При дальнейшем росте скорости разбега происходит набор уменьшенного по сравнению с известной компоновкой угла тангажа и взлет самолета 1, имеющего увеличенные углы отклонения закрылков.

Для обеспечения штатной взлетной дистанции при разгоне-наборе высоты, происходит увеличение угла атаки самолета с одновременной частичной уборкой закрылков.

По мере роста скоростного напора возрастает взаимовлияние звеньев компоновки и возникает необходимость в активном продольном управлении, автоматическом демпфировании колебаний, которое обеспечивается комплексом активного управления, куда входят горизонтальное оперение и элевоны дополнительного крыла, а в особо тяжелых случаях и элевоны-закрылки 3 крыла самолета.

Как известно (Цихош Э. Сверхзвуковые самолеты. Перевод с польского./Под редакцией д.т.н. В.Г.Микеладзе и к.т.н. Е.В.Зябрева. - М.: Мир, 1983) активное управление успешно применяется в скоростных самолетах, начиная с 1968 г. Проведенные исследования подтверждают эффективность его использования и для предлагаемого самолета.

Автономное расположение дополнительной хвостовой части в аэродинамической тени незначительно снижает аэродинамическое качество двухзвенной компоновки на крейсерском режиме полета по сравнению с равновеликим самолетом нормальной схемы при том же миделе, расширяет диапазон дальности полета, открывает компоновочные возможности для применения новых видов топлива, не ущемляя при этом комфорт пассажиров, позволяет при переходе к самолету большей размерности использовать ранее спроектированные основные агрегаты самолета - прототипа: крыло, значительную часть фюзеляжа, хвостовое оперение, шасси.

Расчетная прибыль от эксплуатации предложенного самолета с дополнительной хвостовой частью на обычном топливе и на дистанции средней дальности увеличилась в 1,18 раза по сравнению с равновеликим широкофюзеляжным самолетом нормальной схемы, а по сравнению с известным самолетом - в 1,22 раза, переход к заправке дополнительной хвостовой части сжиженным природным газом, с вдвое меньшей стоимостью, увеличивает расчетную прибыль в 1,92 раза по сравнению с известным самолетом.

Похожие патенты RU2107011C1

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ 1995
  • Климов В.Т.
  • Пухов А.А.
  • Макаров А.А.
  • Черноусов В.И.
  • Солозобов В.И.
  • Зеленов И.В.
  • Гальперин С.Б.
RU2102279C1
САМОЛЕТ 1995
  • Шенгардт А.С.
  • Пухов А.А.
  • Автоманов А.И.
  • Малышев В.В.
  • Солозобов В.И.
  • Гальперин С.Б.
RU2099248C1
САМОЛЕТ 2005
  • Самсонов Владимир Александрович
  • Кобзев Виктор Анатольевич
RU2308399C1
САМОЛЕТ 1992
  • Пухов А.Л.
  • Правдивый А.Ф.
  • Михайлов П.А.
RU2066663C1
КРИОГЕННЫЙ ТУРБОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2534676C1
ПАЛУБНЫЙ САМОЛЕТ 2009
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Дурицын Дмитрий Юрьевич
  • Скиргелло Владимир Вячеславович
  • Белиба Валентин Андреевич
RU2402459C1
СПОСОБ ДРЕНАЖА ПАРОВ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА 1995
  • Ковалев Андрей Эдуардович[Ru]
  • Малышев Валентин Всеволодович[Ru]
  • Гальперин Сергей Борисович[Ru]
  • Шенгардт Александр Сергеевич[Ru]
  • Логвинюк Вячеслав Петрович[Ru]
  • Графваллнер Франц[De]
  • Люгер Петер[De]
  • Мюллер Мартин[De]
  • Пеллер Гельмут[De]
RU2096271C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1997
  • Панатов Г.С.
  • Кравцов В.Н.
  • Принада И.М.
  • Пономарев В.Ф.
RU2135394C1
СПОСОБ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И МНОГОРАЗОВАЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2342288C1
САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА И НАВЕДЕНИЯ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ 2012
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Дурицын Дмитрий Юрьевич
  • Крееренко Сергей Сергеевич
  • Скиргелло Владимир Вячеславович
RU2499740C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 107 011 C1

Реферат патента 1998 года САМОЛЕТ

Использование: изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в компоновке самолетов с увеличенными объемами топливных баков, либо для размещения дополнительных грузов. Сущность изобретения: самолет содержит двигатели на крыле, Т-образное горизонтальное оперение, комплекс активного управления. Самолет снабжен дополнительной, шарнирно присоединенной хвостовой частью, на которой расположены крыло и шасси. 5 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 107 011 C1

1. Самолет, содержащий двигатели на крыле, Т - образно расположенное горизонтальное оперение, комплекс активного управления, отличающийся тем, что он снабжен дополнительной, шарнирно присоединенной хвостовой частью, на которой расположены дополнительные крыло и шасси. 2. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что шарнирное соединение между основной и дополнительной хвостовой частями выполнено с горизонтальной осью вращения и оснащено быстроразъемными узлами. 3. Самолет по п.1, отличающийся тем, что дополнительная хвостовая часть оборудована для размещения обычного или криогенного топлива. 4. Самолет по п.1, отличающийся тем, что в комплекс активного управления входят горизонтальное оперение самолета и элевоны дополнительного крыла. 5. Самолет по п.1, отличающийся тем, что в комплекс активного управления входят горизонтальное оперение, элевоны - закрылки самолета, элевоны дополнительного крыла. 6. Самолет по п.1, отличающийся тем, что хвостовая часть фюзеляжа выполнена приподнятой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2107011C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Ротационный фильтр-пресс для отжатия торфяной массы, подвергшейся коагулированию, и т.п. работ 1924
  • Кирпичников В.Д.
  • Классон Р.Э.
  • Стадников Г.Л.
SU204A1
Руководство по технической эксплуатации
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1988A1
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм 1919
  • Кауфман А.К.
SU28A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Техника воздушного флота, 1993, N 1 (603), Бюшгенс Г.С
"Полная автоматизация управления самолетами к XXI веку, со с.3, с.1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Brewer G.D., Marris R.E
"Tank and fuel systems cansiderations for hydrogen fueled aircraft"
Сплав для отливки колец для сальниковых набивок 1922
  • Баранов А.В.
SU1975A1
Lockheed-California Co.

RU 2 107 011 C1

Авторы

Свешников А.К.

Даты

1998-03-20Публикация

1994-07-12Подача