СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИОННОГО ТОКА МЕЖДУ ЭЛЕКТРОДАМИ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДВС Российский патент 1998 года по МПК F02P17/00 

Описание патента на изобретение RU2109164C1

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для диагностики процесса горения топлива в цилиндрах ДВС, в частности в бортовом диагностическом устройстве ДВС автомобиля.

Известен способ определения детонационного сгорания [1], при котором регистрируется ток ионизации между электродами свечи зажигания.

За прототип взят способ обнаружения ионного тока в системе зажигания ДВС, патент США N 4648367, кл. F 02 P 17/00, опубл. 10.03.87. В данном способе постоянное измерительное напряжение подают на цепь зажигания в точке соединения одного из концов вторичной обмотки катушки зажигания с одним из выводов измерительного конденсата, другой вывод которого заземляют. Другой конец вторичной обмотки соединен с центральным электродом свечи зажигания. Ионный ток в цепи зажигания выявляют заземленным детектором. При таком способе измеряемый ионный ток протекает через вторичную обмотку катушки зажигания и имеет очень малую величину, что и определяет недостатки способа.

Недостатками способа являются низкая помехозащищенность и низкая точность измерения.

Задачей изобретения является повышение точности и помехозащищенности измерения ионного тока между электродами свечи зажигания.

Задача решается тем, что подают почти постоянное напряжение на электроды свечи зажигания и измеряют ионный ток, протекающий через электроды свечи зажигания, причем формируют импульсы напряжения с заданными параметрами (амплитуда, скважность и частота), заряжают сформированными импульсами измерительную емкость, включенную параллельно электродам свечи зажигания, а ионный ток измеряют как величину тока заряда измерительной емкости.

На фиг. 1 представлена схема системы зажигания для реализации предложенного способа: на фиг. 2 - 5 показаны эпюры напряжений и тока, возникающих в различных точках системы зажигания, реализующей предлагаемый способ.

Способ может быть реализован в системе зажигания многоцилиндрового ДВС (фиг. 1), состоящей из блока управления 1 и на каждый из цилиндров коммутатора 2, содержащего выходной ключ 3, коммутирующий первичную обмотку L катушки зажигания 5, и емкость 4, подключенную параллельно первичной обмотке L катушки зажигания 5, катушки зажигания 5, выпрямительного диода 6, свечи зажигания 7, измерительной емкости 8 и измерительного резистора 9. В первичной обмотке L катушки зажигания 5 генерируют переменное напряжение (фиг. 2). В простейшем случае это может быть осуществлено возбуждением резонансных колебаний в контуре, образованном первичной обмоткой L катушки зажигания и параллельно подключенной к ней емкостью 4. Колебания могут возбуждаться путем кратковременного пропускания тока источника питания через первичную обмотку L катушки зажигания 5 при открывании электронного ключа 3 с частотой, близкой к резонансной или кратной ей. Трансформируют переменное напряжение во вторичную обмотку катушки зажигания 5 (фиг. 3). Формируют в цепи вторичной обмотки импульсы напряжения (фиг. 4) с заданными параметрами (амплитуда, скважность и частота). Для этого в простейшем случае можно включить в цепь, соединяющую выход вторичной обмотки катушки зажигания 5 и центральный электрод свечи зажигания 7, до измерительной емкости 8 выпрямительный диод 6, что позволит сформировать импульсы со скважностью 2. Амплитуда сформированных таким образом импульсов будет определять величину почти постоянного напряжения на электродах свечи зажигания 7. Параллельно электродам свечи зажигания 7 включают цепочку, состоящую из соединенных последовательно измерительной емкости 8 и измерительного резистора 9, причем второй вывод резистора 9 подключают к массе двигателя. Заряжают измерительную емкость 8 указанными импульсами напряжения и измеряют ионный ток между электродами свечи зажигания 7 как величину тока заряда (дозаряда) измерительной емкости 8 (фиг. 5). Благодаря тому что производят измерение интегрального значения ионного тока за период следования импульсов напряжения, величина тока намного больше мгновенного значения ионного тока. Тем самым повышается точность измерения, возрастает помехозащищенность измерения ионного тока между электродами свечи зажигания и появляется возможность практического использования способа в диагностическом устройстве системы зажигания ДВС.

Источники информации.

1. Топливная экономичность автомобилей с бензиновыми двигателями. /Под ред. Д.Хиллиарда, Дж Спрингера. М.: Машиностроение, 1988, с. 260.

Похожие патенты RU2109164C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ В ЦИЛИНДРЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Малышев А.В.
RU2095617C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВС 1996
  • Малышев А.В.
  • Бакиров Р.Р.
  • Гаджиев Ф.М.-О.
  • Дударь Д.Б.
  • Кабаков С.М.
  • Миронов Ю.В.
  • Прокофьев С.П.
  • Федоренко Ю.М.
  • Черепанов О.Г.
  • Шпилев С.А.
RU2117819C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИОННОЙ ПРОВОДИМОСТИ 2002
  • Малышев А.В.
  • Миронов Ю.В.
  • Федоренко Ю.М.
RU2242632C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОВОДИМОСТИ ИСКРОВОГО ПРОМЕЖУТКА 1997
  • Малышев А.В.
RU2133458C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИОННОГО ТОКА, ПРОТЕКАЮЩЕГО В ЦИЛИНДРЕ ДВС 1999
  • Малышев А.В.
  • Миронов М.Ю.
RU2171394C2
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ 1997
  • Малышев А.В.
RU2133373C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДВС 1996
  • Малышев А.В.
  • Бакиров Р.Р.
  • Гаджиев Ф.М.
  • Дударь Д.Б.
  • Кабаков С.М.
  • Миронов Ю.В.
  • Прокофьев С.П.
  • Федоренко Ю.М.
  • Черепанов О.Г.
  • Шпилев С.А.
RU2105188C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДВС 2003
  • Малышев Александр Викторович
  • Миронов Юрий Васильевич
  • Федоренко Юрий Михайлович
RU2267633C2
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВС 1999
  • Малышев А.В.
  • Лисовский А.В.
RU2171395C2
СОЕДИНИТЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ С ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ 1995
  • Малышев А.В.
  • Мелешко Н.И.
RU2103543C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 109 164 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИОННОГО ТОКА МЕЖДУ ЭЛЕКТРОДАМИ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДВС

Использование: диагностика процесса горения топлива в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания, в частности бортовые диагностические устройства автомобиля. Сущность изобретения: способ измерения ионного тока между электродами свечи зажигания заключается в том, что подают почти постоянное измерительное напряжение на электроды свечи зажигания системы зажигания ДВС и измеряют ионный ток, протекающий через электроды свечи зажигания, и отличается тем, что формируют импульсы напряжения с заданными параметрами (амплитуда, скважность и частота), заряжают сформированными импульсами измерительную емкость, включенную параллельно электродам свечи зажигания, а ионный ток измеряют как величину тока заряда измерительной емкости. Данный способ обладает высокой помехозащищенностью и гарантирует точность измерения ионного тока. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 109 164 C1

Способ измерения ионного тока между электродами свечи зажигания, заключающийся в том, что подают почти постоянное измерительное напряжение на электроды свечи зажигания системы зажигания ДВС и измеряют ионный ток, протекающий через электроды свечи зажигания, отличающийся тем, что формируют импульсы напряжения с заданными параметрами, заряжают сформированными импульсами измерительную емкость, включенную параллельно электродам свечи зажигания, а ионный ток измеряют как величину тока заряда измерительной емкости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2109164C1

US, патент, 4648367, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
EP, заявка, 0513995, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 109 164 C1

Авторы

Малышев А.В.

Даты

1998-04-20Публикация

1995-10-10Подача