Изобретение относится к области судового машиностроения, а именно к судовым движителям, и может быть использовано на транспорте и в спортивных средствах передвижения.
Известны принятые в качестве ближайших аналогов
реактивный движитель, содержащий водопроточную трубу с приемным отверстием и выходным соплом и сопло реактивного двигателя, размещенное соосно в водопроточной трубе на одной линии с торцевой частью водопроточной трубы; движитель содержит также винт в насадке, при этом отработавшие в двигателе газы выпускаются через ступицу гребного винта и кольцевую щель в задней кромке насадки [1];
реактивный движитель, содержащий водопроточную трубу с приемным отверстием и выходным соплом и размещенное внутри водопроточной трубы сопло парогазового реактивного двигателя [2].
Изобретение предусматривает два варианта выполнения реактивного движителя, предназначенных для упрощения движителя и повышения его КПД.
Технический результат достигается тем, что в реактивном движителе, содержащем водопроточную трубу с приемным отверстием и выходным соплом и сопло реактивного двигателя, размещенное соосно в водопроточной трубе на одной линии с торцевой частью водопроточной трубы, внутри сопла реактивного двигателя соосно размещена водопроточная труба.
В другом варианте технический результат достигается за счет того, что в реактивном движителе, содержащем водопроточную трубу с приемным отверстием и выходным соплом и размещенное внутри водопроточной трубы сопло парогазового реактивного двигателя, водопроточная труба выполнена в виде конуса, сужающегося к выходному соплу, а сопло парогазового реактивного двигателя выполнено конусным.
Изобретение обеспечивает создание комплексов: водометный движитель - реактивный двигатель с высоким КПД и живучестью, простых по конструкции, удобных в эксплуатации на скоростных глиссирующих судах, судах на подводных крыльях и воздушной подушке, спортивных катерах.
На фиг. 1 изображен движитель по первому варианту, продольный разрез; на фиг. 2 - движитель по второму варианту, продольный разрез; на фиг. 3 - реактивный движитель на патрульном катере.
Движитель состоит из водопроточной трубы 1 с приемным отверстием 2 и выходным соплом 3 с размещенным внутри него соосно соплом 4 реактивного двигателя (по 1-му варианту) или соплом 4 парогазового реактивного двигателя (по 2-му варианту).
При работе движителя по первому варианту газы вытекают в воздух через сопло 4 с большой скоростью, давление в водопроточной трубе падает, вода втягивается в водопроточные трубы 1, быстрый поток газа увлекает за собой воду и выбрасывает ее из выходного сопла 3. Реактивное действие оказывает не только струя газа, но и струи жидкости.
В движителе по второму варианту водопроточная труба и сопло парогазового реактивного двигателя имеют конусную форму, сужающуюся к выходному соплу. При работе этого движителя парогазовая смесь вытекает через сопло 4 в водопроточную трубу 1. Из-за высокой скорости парогазовой смеси в водопроточной трубе 1 создается разрежение, и в нее через приемное отверстие 2 поступает забортная вода, которая заполняет водопроточную трубу возле смесительного конуса. При контакте с водой парогазовой смести пар полностью конденсируется и передает воде свою кинетическую энергию, вследствие чего вода, приобретая большую скорость, вместе с газами через выходное сопло 3 выбрасывается за корму в воздух и создает упор, движущий судно вперед.
Оба варианта движителя характеризуются технологичностью, простотой конструкции и обслуживания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОВАЯ ВОДОМЕТНАЯ УСТАНОВКА "ТАТЬЯНА" | 1994 |
|
RU2085438C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПУСТЫНЦЕВА | 1993 |
|
RU2094621C1 |
ПАРОГАЗОВЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2084674C1 |
МОДУЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПУСТЫНЦЕВА | 1993 |
|
RU2057957C1 |
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2084663C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2045669C1 |
ТРЕХСЕКЦИОННЫЙ РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2084661C1 |
ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ В.С. ГРИГОРЧУКА | 1999 |
|
RU2165376C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЕ | 2019 |
|
RU2714040C1 |
ПОЛЕВАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ ПУСТЫНЦЕВА | 1995 |
|
RU2109157C1 |
Использование: судостроение, судовые реактивные движители. Сущность изобретения: в судовом реактивном движителе, сопло которого размещено соосно в водопроточной трубе, водопроточная труба размещена также и внутри сопла. В другом варианте движителя водопроточная труба выполнена в виде конуса, сужающегося к выходному соплу, а сопло парогазового реактивного двигателя выполнено конусным. Использование изобретения повышает КПД и живучесть водометных установок. 2 с.п.ф-лы, 3 ил.
US, 4304558 A, 1981, B 63 H 1/16 | |||
SU, 508440 A, 1976, B 63 H 11/02. |
Авторы
Даты
1998-06-27—Публикация
1993-11-04—Подача