Изобретение относится к сооружению в космосе объектов с созданием в них искусственной гравитации, расположенным снаружи гравитационным приводом.
Известным устройством, имеющим техническое сходство с заявленным, является орбитальная станция Г.Ноордунга 1929 г. (кн. Человечество и космос. Газенко О.Г. и др. -М.: Наука, 1987 г, с.225, прототип).
Это устройство - последняя часть ракеты, цилиндрической формы с туннелем по продольной оси, с помещениями вокруг него, в которых создается искусственная гравитация за счет вращения вокруг оси реактивным двигателем.
Недостатками прототипа являются:
решение в едином цельном объеме большого веса, требующего для доставки сверхмощного ракетного корабля, невозможность в связи с этим увеличения размеров;
непригодность для применения в открытом космосе.
Техническим результатом изобретения является:
сооружение комплекса, который может эксплуатироваться на околоземной орбите и в открытом космосе, возводимого любых размеров из сборных, облегченных конструктивных элементов, которые могут доставляться в космос легкими грузовыми кораблями;
обеспечение комплексу высокой степени безопасности и защиты от вредного влияния космического пространства;
создание в комплексе искусственной гравитации без расхода "земной энергии".
Для достижения указанного технического результата, предложен комплекс с наружным ограждением цилиндрической формы и туннелем, проходящим по его центральной продольной оси с выводом концов за пределы ограждения, собранных из складывающихся космических строительных блоков (КСБ) с гибкой деформируемой оболочкой, снабженной наружными продольными элементами жесткости, к которым прикреплена облицовка, защищающая от вредного влияния космического пространства, пространственная жесткость сооружения в целом обеспечена кольцевыми и радиальными полыми элементами, жестко раскрепленными изнутри к конструкциям ограждения и туннеля, на концах которого снаружи установлены круговые линейные электродвигатели, их роторы, с постоянными магнитами на ободах, прикреплены к туннелю и способны, воздействуя на него, вращать комплекс, а статоры, имеющие рабочую обмотку, заделанную в облицовку корпусов, свободно охватывающих концы туннеля, снабжены балансирами в виде кольцевых труб с расположенными в них, вдоль их осей, и перемещаемые магнитным полем грузы, а также подвески для предотвращения касания грузов о стенки труб.
Балансиры назначены для стабилизации неподвижности статоров приводов, установлены на общих со статорами корпусах, способных на подшипниках перемещаться при движении грузов в трубах.
Герметичные секции ограждения из КСБ, имеющие полную гравитацию, сообщены между собой и туннелем, через продольные коридоры и через полые (круговые и радиальные) конструкции поперечной жесткости комплекса, оборудованные шлюзами.
Камеры для приема прибывающих кораблей снабжены стыковочными устройствами и механизмами обеспечения неподвижности их относительно прибывающих кораблей.
На фиг.1 показан комплекс с приводом, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - привод, поперечный разрез.
В состав комплекса входят следующие элементы.
1. Вращающийся комплекс цилиндрической формы в составе:
бокового ограждения 1, состоящего из герметичных секций 1А и секций торца 2, выполненных из раскрывающихся складных, облегченных КСБ с наружным каркасом жесткости, объединенных на монтаже в общий каркас комплекса;
полых поперечных конструкция общей жесткости комплекса, состоящих из кольцевой части 3, раскрепленной к ограждению 1, радиальных частей 4, заделанных в ступицы (не показаны), конструкции туннеля 5;
туннеля 5, жестко связанного с конструкциями общей жесткости, по концам снабженного камерами 8 для приема кораблей со стыковочными аппаратами 9, имеющего на выходе шлюз 10;
системы переходов из секций 1А по коридорам 7 и по полым конструкциям кольца 3, радиальных частей 4 в туннель 5;
решений по повышению безопасности за счет выполнения ограждения из отдельных герметичных секций 1А, применения шлюзования, а также принятия снаружи защиты из скорлуп сборной конструкции, в виде облицовки, предохраняющей от вредного влияния космического пространства 6, прикрепленной к каркасу ограждения 1.
2. Привод для вращения комплекса в целях создания искусственной гравитации, установленный снаружи на выпущенных наружу, через торцы комплекса, концах туннеля 5, являющийся электрическим линейным двигателем, развернутым в поперечной круговой плоскости, ротор которого 14 имеет облицовку с постоянными магнитами 12, жестко закрепленный к конструкции туннеля 5, способен вращать комплекс, а статор в виде кругового элемента корпуса привода 15 с прикрепленной к нему облицовкой 11, в которую заделана рабочая проволочная обмотка, причем к корпусу привода 15 жестко прикреплен балансир 17 со связями жесткости 18 и корпусом из кольцевой трубы, в которой по оси расположены грузы магнитного перемещения и подвески для предотвращения касания грузов о стенки трубы, а корпус привода 15 расположен в подшипниках 16, охватывающих туннель 5.
При практическом применении изобретения заводским путем изготавливаются сборные элементы, соединительные и крепежные элементы, которые кораблями-контейнерами доставляются на место сборки в космос, где производится монтаж в следующем порядке:
собираются поперечные конструкции общей жесткости, туннель и ограждение комплекса;
производится сборка и регулировка конструкций привода и приемной камеры;
выполняется облицовка из защитных скорлуп, установка различного оборудования снаружи с раскреплением к каркасу ограждения.
Применение изобретения позволит добиться следующего положительного эффекта:
выполнение индустриальными методами строительства полносборных из облегченных складных конструкций больших космических комплексов с созданием в них искусственной гравитации, с применением при этом транспорта кораблями малой мощности;
сокращение расхода "земной энергии", затраты средств и материалов;
создание лучших условий для организации производств, научных лабораторий, посадки зеленых насаждений, бытовых условий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС С ВНУТРЕННИМ ГРАВИТАЦИОННЫМ ПРИВОДОМ | 1996 |
|
RU2115595C1 |
РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 1997 |
|
RU2128605C1 |
ПОСЕЛЕНИЕ В КОСМОСЕ | 2003 |
|
RU2264330C2 |
КОСМОДРОМ В КОСМОСЕ | 1998 |
|
RU2131830C1 |
ПОСЕЛЕНИЕ В КОСМОСЕ | 2002 |
|
RU2223204C2 |
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ | 1995 |
|
RU2116942C1 |
ПРИВОД ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ГРАВИТАЦИИ НА БОРТУ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА | 1996 |
|
RU2128604C1 |
ПРИСТРОЙКА К КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ | 1995 |
|
RU2125526C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА ОБЪЕКТА С КОСМОДРОМА В КОСМОСЕ | 2000 |
|
RU2241643C2 |
ГОРОД В КОСМОСЕ | 2004 |
|
RU2285639C2 |
Изобретение относится к сооружению в космосе объектов с созданием в них искусственной гравитации при помощи расположенных снаружи гравитационных приводов. Согласно изобретению комплекс содержит цилиндрическое ограждение и связанный с ним посредством кольцевых и радиальных полых элементов жесткости центральный туннель. На выступающих за ограждение концах туннеля установлены круговые линейные электродвигатели с балансирами для приведения во вращение комплекса при сохранении неподвижности статоров электродвигателей. На этих же концах размещены камеры, стыкуемые с космическими кораблями и снабженные механизмами развязки от вращения. Ограждение и туннель собраны из облегченных космических строительных блоков с гибкой деформируемой оболочкой, с установленной на них сборной защитной облицовкой. Изобретение направлено на снижение трудо- и ресурсозатрат при возведении в космосе крупномасштабных конструкций, на обеспечение безопасности и создание условий, близких к земным, на борту космического комплекса. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Газенко О.Г | |||
и др | |||
Человечество и космос | |||
- М.: Наука, 1987, с | |||
Синхронизирующее устройство для аппарата, служащего для передачи изображений на расстояние | 1920 |
|
SU225A1 |
SU, 1165417, A, A 63 H 27/00, 07.07.85 | |||
US, 4728060, A, B 64 G 1/14, 01.03.88 | |||
US, 4730797, A, B 64 G 1/14, 15.03.88. |
Авторы
Даты
1998-07-20—Публикация
1996-12-19—Подача