Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано в транспортных и стационарных силовых установках. Существует ряд устройств, в которых объединены свободнопоршневой генератор газа (СПГГ) и силовая газовая турбина.
Известен СПГГ GS-34 французской фирмы "Сигма". В нем содержится свободнопоршневой дизель, имеющий поршневой продувочный насос одинарного действия, с внутренним расположением компрессорных полостей и клапанных плит и с наружным расположением буферных полостей. Один или несколько СПГГ соединяются с силовой газовой турбиной (Кошкин В.Г., Майзель Л.М., Черномордик Б.М., Свободнопоршневые генераторы газа для газотурбинных установок. М.: Машгиз, 1963 - прототип).
Недостатками данной установки являются относительно высокий удельный расход топлива, малая литровая мощность, высокий эксплуатационный расход топлива на режимах малых нагрузок и холостого хода, узкий диапазон устойчивой работы СПГГ.
Целью изобретения является создание СПГГ, лишенного указанных недостатков, за счет усовершенствования буферных полостей, применения высокого наддува и обеспечения регулируемости степени сжатия в дизеле.
Указанная цель достигается тем, что буферные полости выполнены в виде дополнительных периферийных дизельных цилиндров, а продувочный насос выполнен в виде последовательно соединенных, центробежной компрессорной ступени и поршневой компрессорной ступени двойного действия. Для обеспечения возможности применения высокого наддува, а также для экономичной и устойчивой работы на режимах малых нагрузок клапанные плиты поршневой компрессорной ступени продувочного насоса выполнены с возможность осевого перемещения.
Совокупность существенных признаков предложенного СПГГ проявляет иные свойства в сравнении с известными решениями, заключающимися в том, что применение трех дизельных цилиндров устраняет паразитные буферные потери, присущие прототипу и снижает удельный расход топлива, регулирование степени сжатия путем перемещения клапанных плит повышает эксплуатационные характеристики и надежность СПГГ на режимах малых нагрузок и при смене вида топлива, а также позволяет применить высокий наддув, что повышает литровую мощность дизеля.
Таким образом, предложенное техническое решение соответствует критерию "изобретательный уровень".
Предложенный СПГГ представлен на фиг. 1, где 1 блок цилиндров дизеля, 2 - дизельный поршень, 3 - центральный рабочий цилиндр дизеля, 4 - периферийный рабочий цилиндр дизеля, 5, 6 - форсунки, 7 - синхронизирующий механизм, 8 - поршень продувочного насоса, 9 - соединительная штанга, 10 - цилиндр продувочного насоса, 11, 13 - клапанные плиты, 12 - внутренняя компрессорная полость, 14 - внешняя компрессорная полость, 15 - впускные клапаны, 16 - нагнетательные клапаны, 17 - привод клапанной плиты, 18 - коллектор продувочного воздуха, 19 - межступенчатый холодильник, 20 - центробежный компрессор, 21 - турбина турбокомпрессора, 22 - коллектор выхлопных газов, 23 - силовая турбина, 24 - ресивер продувочного воздуха.
В блоке цилиндров 1 дизеля симметрично расположены два дизельных поршня 2. Поршни и блок цилиндров образуют три рабочих цилиндра дизеля: центральный 3 и два периферийных 4. Впрыск топлива в дизельные цилиндры осуществляются через форсунки 5, 6. Дизельные поршни 2 соединены друг с другом с помощью синхронизирующего механизма 7 и с поршнями 8 продувочного насоса - с помощью соединительных штанг 9. Поршни 8 расположены в цилиндрах 10 продувочного насоса и образуют с клапанными плитами 11 внутренние компрессорные полости 12, а с клапанными плитами 13 - внешние компрессорные полости 14. На цилиндрах 10 продувочного насоса устанавливаются впускные клапаны 15, а на клапанных плитах 11 и 13 - нагнетательные клапаны 16. Клапанные плиты соединены с приводами 17 системы регулирования, обеспечивающими возможность осевого перемещения клапанных плит. Коллекторы 18 через межступенчатый холодильник 19 соединены с центробежным компрессором 20, приводящимся во вращение турбиной 21 турбокомпрессора. Полости дизельных цилиндров 3 и 4 соединены через коллектор 22 выхлопных газов с турбиной 21 турбокомпрессора и силовой газовой турбиной 23.
При рабочем ходе в центральном дизельном цилиндре 3 поршни 2 синхронно расходятся в противоположных направлениях. При этом одновременно происходит сжатие воздуха в периферийных дизельных цилиндрах 4, заполнение воздухом внутренних компрессорных полостей 12, сжатие и нагнетание в ресивер 24 воздуха из внешних компрессорных полостей 14 продувочного насоса. Выпуск в коллектор 22 выхлопных газов из центрального цилиндра, его продувка и заполнение воздухом происходит одновременно с окончанием такта сжатия и впрыском топлива в периферийных цилиндрах 4 и началом в них рабочего хода. При этом во внешних компрессорных полостях 14 продувочного насоса начинается впуск продувочного воздуха из коллектора 18, а во внутренних полостях 14 - сжатие и нагнетание воздуха в ресивер 24. В дизельном цилиндре 3 происходит такт сжатия и далее цикл повторяется. Воздух в компрессорные полости продувочного насоса поступает предварительно сжатый в центробежном компрессоре 20, что позволяет обеспечить высокий наддув в дизельных цилиндрах. Приводы 17 системы регулирования могут обеспечивать синхронное осевое перемещение клапанных плит 11 и 13 продувочного насоса. Это происходит при изменении подачи топлива или его вида и при изменении внешних условий (нагрузка на валу силовой турбины 23, температура и давление окружающей среды). В результате таких изменений меняется ход поршневых групп и координаты "мертвых" точек. В этом случае приводы 17 системы регулирования, включаясь автоматически, например, по сигналу от датчиков положения "мертвых" точек, перемещают клапанные плиты 11 и 13 до тех пор, пока не установятся требуемые координаты "мертвых" точек. Очевидно, что в топливной системе должно быть предусмотрено устройство для соответствующей корректировки момента начала впрыска топлива. Таким образом, система регулирования может управлять положением "мертвых" точек, а следовательно, и степенью сжатия в дизельных цилиндрах в зависимости от режима работы СПГГ, внешних условий и вида применяемого топлива.
Применение данного изобретения позволит снизить удельный расход топлива и повысить литровую мощность дизеля СПГГ, улучшить его эксплуатационные характеристики на различных режимах работы и при изменении вида топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СО СВОБОДНОПОРШНЕВЫМ ГЕНЕРАТОРОМ ГАЗА | 2013 |
|
RU2511952C1 |
Свободнопоршневой генератор газа и способ его работы в режиме термодинамического цикла сгорания гомогенной топливно-воздушной смеси с воспламенением от сжатия | 2023 |
|
RU2800197C1 |
Система наддува двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с использованием свободнопоршневого генератора газа (СПГГ) | 2023 |
|
RU2819471C1 |
Свободнопоршневой двухтактный двигатель | 1989 |
|
SU1758257A1 |
СПОСОБ РАБОТЫ СВОБОДНО-ПОРШНЕВОГО ГЕНЕРАТОРА ГАЗОВ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2764613C1 |
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2445479C2 |
Силовая установка | 1990 |
|
SU1835460A1 |
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ-КОМПРЕССОР | 1995 |
|
RU2084662C1 |
ТУРБОПОРШНЕВАЯ УСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2201513C2 |
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДИЗЕЛЬ-МОЛОТ | 2009 |
|
RU2393295C1 |
Изобретение относится к энергомашиностроению и позволяет повысить эффективность транспортной или стационарной энергосиловой установки. Свободнопоршневой генератор газа содержит дизель с продувочным насосом одинарного действия, имеющим буферные и компрессорные полости, и клапанные плиты. Буферные полости выполнены в виде дополнительных дизельных цилиндров, а продувочный насос - в виде последовательно соединенных центробежного компрессора, приводимого во вращение газовой турбиной, и поршневого насоса двойного действия. Клапанные плиты соединены с приводами системы регулирования и выполнены с возможностью осевого перемещения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Кошкин В.К., Майзель Л.М., Черномордик В.М | |||
Свободнопоршневые генераторы газа для газотурбинных установок | |||
- М.: Машгиз, 1963, с | |||
Халат для профессиональных целей | 1918 |
|
SU134A1 |
Авторы
Даты
1998-07-27—Публикация
1996-02-29—Подача