Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем.
Известен хомут, содержащий винт, корпус и ленту, на одном из концов которой выполнены в центральной части углубления и выступы, образующие резьбу, с которой взаимодействует винт. Расположен он с возможностью вращения в корпусе, закрепленном на ленте. В корпусе между винтом и закрепленным участком ленты предусмотрено пространство для перемещения через него участка ленты с резьбой (см. DE N 2053159, кл. F 16 L 33/08, 1974).
Недостатком известного хомута является то, что при затяжке хомута возможна деформация - срез выступов на ленте. Это приводит к проворачиванию винта и снижению усилия затяжки шланга хомутом. Кроме того, выполнение на одном из концов ленты углублений и выступов, образующих резьбу, а также наличие винта и корпуса усложняют конструкцию хомута.
Наиболее близким к изобретению является известный хомут, содержащий металлическую ленту в виде кольца с поперечными сквозными просечками, на одном конце которой выполнен сквозной паз и установлен кожух, имеющий лапки, охватывающие ленту по ее внутренней поверхности, и червячный винт, расположенный в кожухе и взаимодействующий с перемычками ленты. В этом хомуте кожух свернут и между его лапками имеется зазор, а крепление ленты к кожуху происходит за счет того, что на боковых кромках лапок кожуха выполнены отгибы, контактирующие с боковыми стенками паза на одном из концов ленты (см. SU авт. св. N 1638426 A1, F 16 L 33/08, 1991).
Недостатком известного хомута является то, что при затяжке хомута возможна деформация перемычек, увеличение одних и уменьшение размеров других просечек, нарушение шага между перемычками. Все это приводит к тому, что нарушается взаимодействие между лентой и винтом, в результате чего дальнейшая затяжка шланга хомутом становится невозможной. Кроме этого, наличие в хомуте ленты со сквозными просечками, взаимодействующего с ними червячного винта и свернутого кожуха с лапками усложняют конструкцию.
Задачей настоящего изобретения является повышение надежности хомута и упрощение его конструкции.
Технический результат достигается тем, что в известном хомуте, содержащем соединительный элемент для перемещения одного конца относительно другого конца свернутой в кольцо ленты, на концах которой предусмотрены выступы с отверстием и один из концов которой заведен под другой, соединительный элемент выполнен в виде огибающей кольцо цилиндрической пружины, которая расположена с возможностью вращения как между двумя выступами, так и выходит за один из них, а на другом конце имеет ступенчатый стержень с головкой, причем частично цилиндрическая поверхность меньшей ступени стержня прикреплена к пружине, например, сваркой, а торцом большей ступени сопряжена с торцом выступа, через который стержень пропущен.
На расположенных на концах ленты выступах выполнены отверстия, через которые в одном выступе проходит стержень, контактирующий с ним торцом "шестигранной" головки, а в другом выступе через отверстие проходят витки цилиндрической пружины с возможностью взаимодействия с его стенками.
На фиг. 1 представлен общий вид предложенного хомута в разрезе; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1.
Хомут состоит из металлической ленты 1, свернутой в кольцо 2, и соединительного элемента, который выполнен в виде огибающей кольцо 2 цилиндрической пружины 3. Она расположена с возможностью вращения как между двумя выступами 4 и 5, предусмотренными на концах ленты 1, так и выходит за один из них и имеет на одном конце закрепленный на ней сваркой ступенчатый стержень 6, который может быть, например, с шестигранной головкой 7. Пружина 3 навита из проволоки круглого, квадратного или прямоугольного поперечного сечения, а закрепление на ее конце стержня 6 может быть проведено, например, путем приварки витков 8 пружины 3 к ступенчатой поверхности стержня 6 или за счет механического сцепления. Для этого последний или несколько примыкающих к нему витков 8 прижимают к одной или нескольким лыскам 9 на поверхности стержня 6, причем лыски 9 могут быть выполнены не только на всей длине стержня 6, но и на части его. Кроме этого, подвергают деформации торец 10 стержня 6, в результате чего материал стержня 6 заходит в зазор между витками 8 и плотно прилегает к внутренней поверхности пружины 3. Для повышения надежности после механического сцепления дополнительно проводят приварку витков 8 пружины 3 к ступенчатой поверхности стержня 6.
Выступ 4 предусмотрен для фиксации положения одного конца пружины 3 и при ее вращении контактирует с торцом большей ступени стержня 6, а второй выступ 5 расположен между витками 11 и взаимодействует с ними, т.е. торец выступа 5 при вращении пружины 3 последовательно контактирует с боковыми поверхностями витков 11, обеспечивая перемещение одного конца ленты 1 относительно другого.
На расположенных на концах ленты 1 выступах 4 и 5 выполнены отверстия 12 и 13, которые размещены вдоль оси ленты 1 в центре выступов 4 и 5. Через отверстие 12 проходит стержень 6, который контактирует с выступом 4 торцом своей большей ступени. Отверстие 13 служит направлением для проходящих через него витков 11, которые взаимодействуют с выступом 5, причем размер отверстия 13 меньше наружного диаметра пружины 3, а размер отверстия 12 меньше диаметра большей ступени стержня 6. Для облегчения прохождения пружины 3 через отверстие 13 выступа 5 расстояние между витками 11 должно соответствовать толщине выступов 5 (фиг. 1-4).
Хомут работает следующим образом.
В одетом на шланг хомуте с помощью шестигранной головки 7 начинают вращать пружину 3. При ее вращении витки 11 последовательно взаимодействуют с выступом 5, перемещая концы ленты 1, при этом пружина 3 при взаимодействии с выступом 5 начинает растягиваться. В результате перемещения концов ленты 1 диаметр кольца 2 уменьшается, и происходит закрепление шланга на трубе (не показан).
Преимущество предлагаемого хомута по сравнению с аналогом заключается в повышении его надежности за счет более высокой прочности взаимодействующих между собой витков пружины и стенок выступа, что позволяет проводить затяжку без опасений в деформации напряженных элементов хомута, т.е. повысить надежность затяжки и увеличить степень сжатия шлангов при их креплении на трубах, а также в упрощении конструкции за счет сокращения количества деталей в хомуте или сложных элементов в деталях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЧЕРВЯЧНЫЙ ХОМУТ | 1997 |
|
RU2144158C1 |
ЧЕРВЯЧНЫЙ ХОМУТ | 1996 |
|
RU2144157C1 |
ТРУБНАЯ МУФТА | 1998 |
|
RU2137012C1 |
ЧЕРВЯЧНЫЙ ХОМУТ | 1996 |
|
RU2119116C1 |
ЧЕРВЯЧНЫЙ ХОМУТ | 2000 |
|
RU2194208C2 |
ЧЕРВЯЧНЫЙ ХОМУТ | 2000 |
|
RU2193133C2 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕСТРОЙКИ ЧАСТОТЫ СВЧ ГЕНЕРАТОРА | 1987 |
|
SU1840491A1 |
ЧЕРВЯЧНЫЙ ХОМУТ | 1996 |
|
RU2117207C1 |
СТЯЖНОЙ ХОМУТ С ВИНТОМ | 1993 |
|
RU2122661C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕСТРОЙКИ ЧАСТОТЫ СВЧ-ГЕНЕРАТОРА | 1987 |
|
SU1840455A1 |
Хомут применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем. Хомут содержит свернутую в кольцо ленту. Соединительный элемент выполнен в виде огибающей кольцо цилиндрической пружины, которая расположена с возможностью вращения как между двумя выступами, предусмотренными на концах ленты, так и выходит за один из них и имеет на одном конце закрепленный на ней стержень с головкой. Один выступ контактирует с торцом стержня. Второй выступ расположен между витками пружины и взаимодействует с ними с возможностью перемещения одного конца ленты относительно другого. Хомут повышает надежность затяжки и упрощает конструкцию. 4 ил.
DE, 2053159, F 16 K 33/08, 1974 | |||
SU, авторское свидетельство 1638426 A1, F 16 L 33/08, 1991. |
Авторы
Даты
1998-08-20—Публикация
1997-01-22—Подача