СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1998 года по МПК F02C9/28 

Описание патента на изобретение RU2118681C1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к газодинамике и регулированию турбомашин.

Обеспечение адаптации газотурбинного двигателя (ГТД) к изменяющимся внешним условиям и обеспечение эффективного устойчивого рабочего процесса возложено на систему автоматического регулирования (СAP)ГТД, оптимальное функционирование которой возможно только при наличии надежной и однозначной информации о параметрах потока воздуха на входе в ГТД.

Для современных высокоманевренных летательных аппаратов (ЛА) характерно изменение в широком диапазоне скоростей полета, высот, углов атаки и скольжения, что требует высокой степени адаптации ГТД к изменяющимся внешним условиям, в т.ч. и к неоднородности потока воздуха на входе в ГТД, являющейся функцией факторов полета и конструктивного решения ЛА.

Наглядной иллюстрацией CAP, адаптируемой ГТД в поле переменных внешних условий, может служить известная и реализованная (например - ГТД-88 для самолета МИГ-29 Руководство по технической эксплуатации N 088001700 РЭ книга 2 раздела 073.12.14 стр. 41) система регулирования ГТД путем изменения угла установки направляющих аппаратов (НА) компрессоров в зависимости от температуры торможения (THX) воздуха на входе в компрессор и физических оборотов (n). Однако какой-либо информации (прямой или косвенной) о неоднородности потока на входе в ГТД в CAP не поступает, а она (неоднородность) существенно влияет на расход воздуха через ГТД, т.е. на эффективность и особенно газодинамическую устойчивость (ГДУ) рабочего процесса ГТД. Таким образом, эффективная система регулирования по входным параметрам T*H

и n неэффективна по входному параметру неоднородности потока. Для ГТД маневренных ЛА практически 30 - 50% от суммарного запаса ГДУ приходится на запасы по неоднородности потока и вопросу устойчивости рабочего процесса ГТД в поле вероятных величин неоднородности потока посвящаются специальные стендовые испытания.

Известен также (Черкасов Б.А. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1974, с.23; Теория воздушно-реактивных двигателей. / Под ред. Шляхтенко. -М.: Машиностроение. 1975, с.273) способ регулирования ГТД, включающий в себя в качестве одного из регулируемых параметров коэффициент запаса по помпажу (запаса ГДУ)

а регулирующим параметром - изменение площади критического сечения соплового аппарата турбины.

Здесь σв.пр*к

- текущие значения приведенного расхода и степени повышения давления в компрессоре (для данных np - приведенных оборотов компрессора);
σв.гр.пр и П*кр
- - значения тех же параметров на границе помпажа (для nпр = idem).

К числу недостатков, препятствующих реализации указанного способа регулирования, относятся: исключительная сложность конструкции соплового аппарата с регулируемыми проходными сечениями из-за силовой и температурной нагруженности узла турбины, а также невозможности определения текущего значения расхода воздуха в условиях высокого уровня неоднородности потока.

За прототип предложения принимает систему автоматического регулирования газотурбинного двигателя вышеуказанного самолета МИГ-29.

Цель изобретения - расширение диапазона газодинамической устойчивости работы ГТД путем дополнения CAP ГТД параметром регулирования по степени неоднородности потока на входе в ГТД.

Поставленная цель достигается тем, что на входе ГТД измеряют пульсации полного (два-три датчика) или статистического давления, рассчитывают спектральную плотность мощности (СПМ) по отлаженным на каждом предприятии согласно известным алгоритмам в рабочем диапазоне частот, сравнивают их мощность (на f = idem) с эталоном (на границе ГДУ) и подают сигналы в CAP ГТД (и воздухосборника) для изменения угла установки НА компрессора ( и углов панелей клина воздухозаборника ) на увеличение запасов газодинамической устойчивости.

Базовой информацией, на которой основывается данный способ увеличения запасов ГДУ ГТД, являются специальные стендовые испытания ГТД на ГДУ, обязательные для всякого вновь создаваемого двигателя. Суть испытаний состоит в том, что в наземных условиях с помощью специальных устройств на входе в ГТД создается весь возможный спектр неоднородности потока, реализация которого допускается вероятными маневрами ЛА. Технологически испытания включают: ступенчатое увеличение неоднородности потока на входе ГТД, работающего на определенных оборотах, до границы ГДУ, регистрацию и расчет параметров, характеризующих режим работы ГТД (n1пр; n2пр; σв.гр, П*к

... и проч.), расчет статистических функций, описывающих турбулентный поток на входе в ГТД (среднеквадратичное отклонение, СПМ и проч.), расчет СПМ позволяет проследить динамику роста мощности колебаний потока на входе в ГТД, отклик (реакцию) ГТД на изменение неоднородности потока на частотах, характерных для данных nпр (для двигателя данной размерности и конструктивного исполнения) по мере приближения к границе ГДУ. Таким образом, информация о реакции ГТД на изменение неоднородности потока на входе естественным образом дополняет набор параметров, описывающих каждую рабочую точку, т.к. жестко связана с процессами, происходящими в ГТД.

Предложенный способ автоматического регулирования газотурбинного двигателя поясняется чертежом-схемой и графиками: на фиг. 1 - схема размещения датчиков пульсаций полного (1) и статистического (2) давлений на ГТД и связь их с бортовой ЭВМ (3); на фиг. 2 - график СПМ пульсаций потока режима работы ГТД, далекого от ГДУ ГТД; на фиг. 3 - график СПМ пульсаций потока режима ГТД с потерей 50% запаса ГДУ; на фиг. 4 - график СПМ пульсации потока режима работы ГТД близ границы ГДУ.

В качестве иллюстрации приведем некоторые результаты специальных стендовых испытаний ГТД на ГДУ. Для двигателя, работающего на фиксированных оборотах n, режимы 1, 2, 3 характеризуются непрерывно возрастающей степенью неоднородности потока, причем режим 3 является "предсрывным" (близ границы ГДУ для данных оборотов) с максимальной неоднородностью потока. Представленные графики СПМ рассчитаны по отлаженной программе и характеризуют энергетику потока на данной частоте в диапазоне частот от околонулевой до частоты, кратной частоте следования лопаток (ЧСЛ). Из анализа представленных графиков СПМ для трех режимов видно, что от режима 1 к 3 растет площадь подкривой СПМ (рост энергии пульсаций потока на всех частотах); СПМ околонулевых частот непрерывно уменьшается; СПМ на частоте f (характерная частота реакции ГТД данной размерности) интенсивно возрастает.

Таким образом, специальными стендовыми испытаниями устанавливается однозначная корреляция изменения СПМ с характеристикой ГТД во всем эксплуатационном диапазоне изменения оборотов и информации об изменении СПМ достаточно для привлечения ее в качестве входного параметра, наряду с T*H

и n, для построения системы регулирования расширяющей диапазон ГДУ ГТД, адекватно реагирующей на изменение неоднородности потока.

Похожие патенты RU2118681C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2555935C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2544632C1
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2555938C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ ДОВОДКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2481565C1
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2544634C1
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2544686C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Кононов Николай Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2556090C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2545110C1
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Фёдоров Сергей Андреевич
RU2545111C1
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Фёдоров Сергей Андреевич
RU2544636C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 118 681 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Способ может быть использован в авиационной технике. Для реализации способа измеряют на входе газотурбинного двигателя пульсации полного (или статистического) давления, рассчитывают спектральную плотность мощности в рабочем диапазоне частот, сравнивают их мощность на характерных частотах с эталоном (на границе газодинамической устойчивости) и подают сигналы в систему автоматического регулирования газотурбинного двигателя для изменения углов установки направляющих аппаратов компрессора. Такой способ позволит обеспечить расширение диапазона газодинамической устойчивости работы двигателя. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 118 681 C1

Способ автоматического регулирования газотурбинного двигателя летательного аппарата, состоящий в изменении угла установки направляющих аппаратов компрессора в зависимости от температуры торможения потока на входе в газотурбинный двигатель и физических оборотов компрессора, отличающийся тем, что дополнительно с помощью датчиков пульсаций измеряют на входе газотурбинного двигателя пульсации полного (или статического) давления, рассчитывают спектральную плотность мощности в рабочем диапазоне частот, сравнивают их мощность на характерных частотах с эталоном (на границе газодинамической устойчивости) и подают сигналы в систему автоматического регулирования газотурбинного двигателя для изменения углов установки направляющих аппаратов компрессора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2118681C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Шланговое соединение 0
  • Борисов С.С.
SU88A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Черкасов Б.А
Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей
- М.: Машиностроение, 1974, с.23
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Теория воздушно-реактивных двигателей / Под ред.Шляхтенко
- М.: Машиностроение, 1975, с.273.

RU 2 118 681 C1

Авторы

Масолов А.Ф.

Даты

1998-09-10Публикация

1997-04-28Подача