Изобретение относится к способам снижения масс гидросистем и может быть использовано в авиационных и ракетных гидросистемах, а также в гидросистемах строительных и дорожных машин, в горном гидромашиностроении.
Известны способы снижения масс самолетных ГС, сводящиеся к
снижению масс агрегатов, комплектующих систему,
росту величин рабочих давлений в ГС,
снижению масс трубопроводных магистралей.
Практика создания современных гидроагрегатов показала, что в настоящее время массовые и энергетические характеристики гидроагрегатов, комплектующих систему, достаточно высоки. Поэтому при использовании первого способа существенного выигрыша в массе в этом случае достичь весьма трудно. Второй способ - повышение величин рабочих давлений - позволяет снизить массу исполнительных механизмов - силовых цилиндров и примерно, как показали результаты исследований, снизить массу трубопроводов напорной магистрали при росте давления с 200 до 350 - 400 кгс/см2 на 10 - 15% (Матвеенко А.М. Аналитическое проектирование гидравлических систем летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1977, с. 80-84, рис. 2.23). Однако практика перехода к таким давлениям и дальнейшее форсирование давления до 560 кгс/см2 приводят к резкому росту контактных нагрузок в паре поршень-блок насосов, увеличению пульсирующих нагрузок и к соответственному снижению долговечности и надежности гидросистем.
Возможен способ снижения масс гидросистем за счет уменьшения диаметров трубопроводных магистралей. Однако при этом существенно возрастают потери давления, особенно на режимах работы с максимальными потребными расходами, и в результате на этих режимах существенно снижается быстродействие рулевых приводов.
Анализ режимов работы потребителей в самолетных гидросистемах показал, что примерно 95% времени, кроме режимов взлета и посадки, насосы работают на режимах с малыми и нулевыми расходами жидкости в систему (восполнение утечек по различным элементам ГС).
Технический результат, который может быть достигнут от использования данного технического решения, заключается в сохранении быстродействия исполнительных механизмов при снижении массы гидросистем за счет уменьшения диаметров трубопроводов.
Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе снижения массы гидросистемы, включающей источник питания в виде насоса переменной подачи, потребители и связывающие их магистральные трубопроводы, массу гидросистемы снижают за счет уменьшении диаметров трубопроводов, для чего в качестве источника питания используют насос переменной подачи, статическая расходная характеристика которого удовлетворяет следующему соотношению:
,
где
давление на выходе из насоса на режимах с Q = Qmax;
давление на выходе из насоса на режимах с Q = 0;
Qmax - максимальная подача насоса;
Q - подача насоса;
ΔP- суммарная величина потерь давления на участках магистрального трубопровода от насоса до потребителя; т.е. на режимах работы с максимальными потребными расходами источник питания (насос) развивает давление, большее чем давление нулевой подачи на величину потерь давления по длине магистрали от насоса до потребителя.
На фиг. 1 представлена схема гидросистемы.
На фиг. 2 показан один из возможных вариантов характеристики насоса. Q = f(P).
Гидросистема содержит насос переменной подачи 1, предохранительный клапан 2, аккумулятор 3, фильтр 4 и обратный клапан 5, установленные в магистрали нагнетания 6 на участке от насоса до потребителей 7 и 8, а также магистраль слива 9, в которой установлен теплообменник 10, и бак 11.
Работа гидросистемы.
При запуске насоса переменной подачи 1 рабочая жидкость из бака 11 поступает во входную полость насоса 1, переносится в магистраль нагнетания 6 и через обратный клапан 5, фильтр 4 поступает к потребителям 7 и 8. В случае, когда потребителю не требуется расход, система регулирования подачи выводит насос 1 на режим с Q = 0, обеспечивая при этом величину давления в системе , определяемую настройкой регулятора подачи (см. фиг. 2). В случае, когда потребителю необходимо совершить работу (переместить орган управления) по внешнему управляющему сигналу, одна из его полостей сообщается с магистралью нагнетания 6, а вторая - с магистралью слива 9, и насос 1 начинает подавать жидкость в соответствующую полость потребителя. При этом в зависимости от величины потребляемого расхода давление на выходе из насоса возрастает в соответствии с характеристикой, показанной на фиг. 2 (наклонная часть характеристики), и при этом обеспечивается стабильность величины давления у потребителя и таким образом поддерживается быстродействие системы, которое при выбранных агрегатах ГС зависит от величин перепада давления между давлением у потребителя и давлением в полости его исполнительного органа. На практике расход насоса 1 - Q выбирается таким, чтобы на всех возможных режимах работы насоса по расходу последний обеспечивал бы в гидросистеме давление на ниже (см. фиг. 2).
Пример конкретного выполнения.
Для оценки эффективности снижения масс трубопроводных магистралей рассмотрим случай, когда длина трубопровода магистрали нагнетания равна 25 м. В этом случае при диаметре магистрали d = 18 мм масса стального трубопровода, заполненного жидкостью АМг-10 с удельным весом γж= 0,9 гс/см3, находится из соотношения:
где
D - наружный диаметр трубопровода,
d - внутренний диаметр трубопровода,
γст,γж- соответственно удельный вес стали и рабочей жидкости.
Отсюда при D = 20 мм и γст= 7,8 гс/см3 масса трубопровода Gтр равна 17,3 кг. Потери давления ΔP в магистрали при расходе Q = 60 л/мин определяется из соотношения
где
λ- коэффициент потерь давления, равен 0,04, скорость потока:
В этом случае величина ΔP получается равной ΔP= 22 кгс/см2.
Таким образом, при величине P на выходе из насоса, равной 210 ±
Таким образом, предложенный способ позволяет значительно снизить массу гидросистемы без существенного повышения давления в ГС и с сохранением ее надежности и быстродействия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАСОС РЕГУЛИРУЕМОЙ ПОДАЧИ | 1994 |
|
RU2094654C1 |
ОБЪЕМНАЯ ГИДРОМАШИНА | 1995 |
|
RU2101573C1 |
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ НАСОС РЕГУЛИРУЕМОЙ ПОДАЧИ | 1997 |
|
RU2135828C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ НАСОСА (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2193112C2 |
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1998 |
|
RU2136935C1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ОРБИТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА | 1997 |
|
RU2133865C1 |
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2099772C1 |
ГЕРМЕТИЧНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1997 |
|
RU2119099C1 |
БЕСШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 1995 |
|
RU2089767C1 |
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ НАСОС | 2001 |
|
RU2193107C2 |
Изобретение относится к способам снижения масс гидросистем и может быть использовано в авиационных и ракетных гидросистемах, а также в гидросистемах строительных и дорожных машин, в горном гидромашиностроении. Способ снижения массы предназначен для гидросистем, включающих источник питания в виде насоса переменной подачи, потребители и связывающие их магистральные трубопроводы. Массу гидросистемы снижают за счет уменьшения диаметров трубопроводов, для чего статическая расходная характеристика насоса переменной подачи удовлетворяет следующему соотношению:
где давление на выходе из насоса на режимах с Q = Qmax; давление на выходе из насоса на режимах с Q = 0; Qmax - максимальная подача насоса; Q - подача насоса, ΔP - суммарная величина потерь давления на участках магистрального трубопровода от насоса до потребителей. Технический результат заключается в сохранении быстродействия исполнительных механизмов при снижении массы гидросистемы. 2 ил.
Способ снижения массы гидросистемы путем уменьшения диаметров трубопроводов, отличающийся тем, что уменьшают диаметры трубопроводов за счет использования насоса переменной подачи, статическая расходная характеристика которого удовлетворяет следующему соотношению:
где давление на выходе из насоса на режимах с Q = Qmax;
давление на выходе из насоса на режимах с Q = 0;
Qmax - максимальная подача насоса;
Q - подача насоса;
ΔP - суммарная величина потерь давления на участках магистрального трубопровода от насоса до потребителя.
Матвеенко А.М | |||
Аналитическое проектирование гидравлических систем летательных аппаратов | |||
- М.: Машиностроение, 1977, с.80 - 84, рис.2.23. |
Авторы
Даты
1998-09-20—Публикация
1996-08-14—Подача