АДСОРБЕР ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 1998 года по МПК F02M25/08 F02M33/02 

Описание патента на изобретение RU2120561C1

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано для улавливания паров топлива, испаряющихся из топливного бака и поплавковой камеры карбюратора.

Известен адсорбер для улавливания паров топлива в автомобиле, содержащий цилиндрический корпус, патрубки входа и выхода бензиново-воздушной смеси, слой адсорбента и устройство, распределяющее поток паров по адсорберу (см. пат. Японии N 55706/85, опубл. 1979, кл. F 02 M 25/08).

Недостатком известного адсорбера является сложность его конструкции и низкий коэффициент использования адсорбционных свойств слоя адсорбента.

Наиболее близким к предложенному по технической сущности и количеству совпадающих признаков является адсорбер, содержащий корпус с крышкой, патрубки входа и выхода бензиново-воздушной смеси, слой адсорбционного материала, причем подача смеси осуществляется в камеру, расположенную под слоем шихты, а для выдувания жидкого топлива предусмотрена специальная трубка (см. пат. ЕПВ N 0242049, кл. F 02 M 25/08 (пр. США 144.86 (851548).

Недостатком прототипа является невысокая эффективность работы и недостаточный ресурс эксплуатации в условиях экстремальных нагрузок.

Целью изобретения является повышение эффективности и увеличение ресурса работы адсорбера при экстремальных, нагрузках.

Поставленная цель достигается предложенным устройством, содержащим цилиндрический корпус с размещенными на его крышке патрубками входа и выхода бензиново-воздушной смеси, слой адсорбирующего материала, расположенный внутри корпуса коаксиально с ним, и резервуар в днище корпуса для сбора жидкой фазы топлива, причем адсорбирующей материал представляет собой полый цилиндрический блок, состоящий из активного угля и полимерного связующего и ограниченный с торцов кольцами из полимерного материала, при этом соотношение диаметра корпуса, внешнего и внутреннего диаметра блока составляет (5,5-11): (5-10): 1, отношение высоты блока к высоте резервуара равно (7-8):1 и отношение диаметра резервуара к диаметру корпуса составляет 1:(1,6-2,0), а резервуар заполнен слоями эластичного сорбента.

Отличие предложенного устройства от прототипа заключается в том, что адсорбирующий материал представляет собой полый цилиндрический блок, состоящий из активного угля и полимерного связующего и ограниченный с торцов кольцами из полимерного материала, при этом соотношение диаметра корпуса, внешнего и внутреннего диаметра блока составляет (5,5-11):(5-10):1, отношение высоты блока к высоте резервуара равно (7-8):1 и отношение диаметра резервуара к диаметру корпуса составляет 1:(1,6-2,0), а резервуар заполнен слоями эластичного сорбента.

Из научно-технической литературы авторам не известен адсоребр, в котором адсорбирующий материал представляет собой полый цилиндрический блок, состоящий из активного угля и полимерного связующего и огарниченный с торцов кольцами из полимерного материала, при этом соотношение диаметра корпуса, внешнего и внутреннего диаметра блока составляет (5,5-11):(5-10):1, отношение высоты блока к высоте резервуара равно (7-8):1 и отношение диаметра резервуара к диаметру корпуса составляет 1:(1,6-2,0), а резервуар выполнен слоями эластичного сорбента.

Использование указанных признаков в предложенном адсорбере топливной системы автомобиля позволяет повысить эффективность его работы и увеличить ресурс при экстремальных нагрузках.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

Предложенный адсорбер включает цилиндрический корпус 1 с крышкой 2 и расположенными на ней патрубком входа бензиново-воздушной смеси 3 и атмосферным патрубком 4, полый цилиндрический адсорбирующий блок 5 в виде пористого блока, резервуар 6, электромагнитный клапан 7 с патрубком 8 и прокладки 9.

Обозначения на чертеже:
D1 - диаметр корпуса;
D2 - диаметр блока;
D3 - диаметр резервуара;
d - внутренний диаметр блока;
H - высота блока;
h - высота резервуара.

Адсорбер работает следующим образом.

При неработающем двигателе адсорбер работает в режиме наполнения (адсорбции). Под действием давления насыщенных паров бензина происходит открытие электромагнитного клапана 7, закрепленного на крышке 2. Пары бензина через входной патрубок 3 поступают во внутреннее отверстие блока 5, расположенного внутри корпуса 1 коаксиально с ним, и поглощаются (адсорбируются) адсорбирующим материалом. В случае частичной конденсации паров бензина жидкая фаза скапливается в резервуаре 6.

В режиме очистки (десорбции) электромагнитный клапан 7 перекрывает отверстие патрубка 3 и под действием вакуума воздух из атмосферы через атмосферной патрубок 4 в обратном направлении продувает блочный сорбирующий материал, десорбируя из него пары бензина, которые через патрубок 8 электромагнитного клапана подаются на сжигание в двигатель. Прокладки 9 герметизирует адсорбирующий блок 5, предотвращая прямое попадание паров бензина в атмосферу через патрубок 4.

Адсорбирующий материал представляет собой пористый монолитный блок с центральным отверстием, который изготавляют путем спекания в форме шихты (смеси), состоящей из (70-80)% зерен активного угля и (30-20)% полимерного связующего, например полипропилена. Размер зерен активного угля составляет (0,2-1,0) мм, а пористая структура характеризуется суммарным объемом пор (1,2-1,4) см3/г.

Остальные детали адсорбера (цилиндрический корпус, крышка, патрубки и резервуар) выполнены из полиамида ТУ 6-05-05-149-81.

Выполнение адсорбирующего материала в виде блока, имеющего повышенную механическую прочность к виброударным нагрузкам при экстремальных условиях эксплуатации предотвращает истирание зерен сорбента, что исключает попадание пыли активного угля в двигатель.

Соотношение диаметра цилиндрического корпуса, внешнего и внутреннего диаметров блока в данной конструкции, равное (5,5-11):(5-10):1, обеспечивает эффективную степень десорбции бензина, так как при отношении большем (11:10: 1 возрастает сопротивление адсорбера, а при соотношении меньшем чем 5,5:5:1 снижается адсорбционная емкость адсорбера. При этом внутреннее отверстие блока играет роль распределительной трубки. Изготовление резервуара в пропорциях: отношение высоты блока к высоте резервуара, равное (7-8):1 и отношение диаметра резервуара к диаметру корпуса, равное 1:(1,6-2,0), с одной стороны, обеспечивает полный сбор жидкой фазы, а с другой - придает достаточную жесткость нижней части корпуса.

Заполнение резервуара эластичным углеродным сорбентом типа ТСА ТУ 6-16-28-1239-88 или АНМ ТУ 6-16-28-1449-91 дополнительно повышает емкость резервуара по жидкой фазе за счет ее поглощения порами эластичного материала.

Из изложенного следует, что каждый из признаков заявленной совокупности в большей или меньшей степени влияет на достижение поставленной цели - повышение эффективности и увеличение ресурса работы адсорбера при экстремальных нагрузках, а вся совокупность является достаточной для характеристики заявленного технического решения.

Похожие патенты RU2120561C1

название год авторы номер документа
ФИЛЬТР ДЛЯ ОЧИСТКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ 1996
  • Попов В.П.
  • Смирнов В.Ф.
  • Чебыкин В.В.
  • Дворецкий Г.В.
  • Карев В.А.
  • Мухин В.М.
RU2091314C1
ФИЛЬТР ДЛЯ ДООЧИСТКИ ВОДЫ В БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ 1995
  • Бучнев С.И.
  • Карев В.А.
  • Дворецкий Г.В.
  • Мухин В.М.
RU2077491C1
СПОСОБ РЕКУПЕРАЦИИ ПАРОВ БЕНЗИНА В ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЕ АВТОМОБИЛЯ 1992
  • Смирнов В.Ф.
  • Васильев Н.П.
  • Голубев В.П.
  • Крайнова О.Л.
  • Мухин В.М.
RU2022626C1
АДСОРБЕР УЛАВЛИВАНИЯ ПАРОВ БЕНЗИНА В ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЕ АВТОМОБИЛЕЙ 2000
  • Тамамьян А.Н.
  • Зимин Н.А.
  • Лейф В.Э.
  • Хазанов А.А.
  • Митрофанов В.А.
  • Сухова В.А.
  • Мухин В.М.
RU2171391C1
ФИЛЬТРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1992
  • Смирнов В.Ф.
  • Буланов В.Д.
  • Попов В.П.
RU2027474C1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ 1998
  • Аверченко А.М.
  • Бучнев С.И.
  • Каменер Е.А.
  • Мухин В.М.
  • Павлов А.В.
  • Пичуев Д.Ю.
RU2133133C1
АДСОРБЕР УЛАВЛИВАНИЯ ПАРОВ БЕНЗИНА 2007
  • Куликов Николай Константинович
  • Майоров Виктор Федорович
  • Мухин Виктор Михайлович
  • Симонов Виталий Алексеевич
  • Сырычко Василий Владимирович
  • Чебыкин Валентин Васильевич
RU2330983C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОЗИРОВАНИЯ ПАРОГАЗОВЫХ И ГАЗОВЫХ СМЕСЕЙ 1989
  • Коган Я.И.
  • Кателевский В.Я.
  • Коган А.Я.
RU2035987C1
ФИЛЬТР ДЛЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ 1995
  • Бучнев С.И.
  • Шеляпин И.П.
  • Киселев Е.Н.
  • Мухин В.М.
RU2077490C1
АДСОРБЕР 1992
  • Лазарев Ю.П.
  • Симонов В.А.
  • Тупицын С.В.
RU2031237C1

Реферат патента 1998 года АДСОРБЕР ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение может быть использовано для улавливания паров топлива, испаряющихся из топливного бака и поплавковой камеры карбюратора. Адсорбер включает цилиндрический корпус с размещенными на его крышке патрубками входа и выхода бензиново-воздушной смеси, слой адсорбирующего материала, расположенный внутри корпуса коаксиально с ним, и резервуар в днище корпуса для сбора жидкой фазы топлива. Адсорбирующий материал представляет собой полый цилиндрический блок, состоящий из активного угля и полимерного связующего и ограниченный с торцов кольцами из полимерного материала. Соотношение диаметра корпуса, внешнего и внутреннего диаметров блока составляет (5,5-11): (5-10): 1, отношение высоты блока к высоте резервуара равно (7 - 8):1 и отношение диаметра резервуара к диаметру корпуса составляет 1:(1,6-2,0). Резервуар заполнен слоями эластичного сорбента. Технический результат заключается в повышении эффективности и увеличении ресурса работы адсорбера при экстремальных нагрузках. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 120 561 C1

1. Адсорбер топливной системы автомобиля, содержащий цилиндрический корпус с размещенными на его крышке патрубками входа и выхода бензиново-воздушной смеси, слой адсорбирующего материала, расположенный внутри корпуса коаксиально с ним, и резервуар в днище корпуса для сбора жидкой фазы топлива, отличающийся тем, что адсорбирующий материал представляет собой полый цилиндрический блок, состоящий из активного угля и полимерного связующего и ограниченный с торцов кольцами из полимерного материала, при этом соотношение диаметра корпуса, внешнего и внутреннего диаметров блока составляет (5,5 - 11):(5 - 10):1, отношение высоты блока к высоте резервуара равно (7 - 8): 1 и отношение диаметра резервуара к диаметру корпуса составляет 1:(1,6 - 2,0). 2. Адсорбер по п. 1, отличающийся тем, что резервуар заполнен слоями эластичного сорбента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2120561C1

EP, 0242049, A1, 21.10.87
SU, 914795, A, 25.03.82
SU, 293473, A, 28.01.75
SU, 1538918, A1, 30.01.90
EP, 0360428, A2, 28.03.90
US, 5119791, A, 09.06.92
US, 3884204, A, 20.05.75.

RU 2 120 561 C1

Авторы

Дворецкий Г.В.

Попов В.П.

Мухин В.М.

Симонов В.А.

Карев В.А.

Чебыкин В.В.

Васильев Н.П.

Романчук Э.В.

Даты

1998-10-20Публикация

1997-04-24Подача