Изобретение относится к медицине, а именно к лечению патологии речи активной терапией.
Известен способ исправления речи у дошкольников (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для школьников.-М.: Учпедгиз, 1968 г.), в котором для исправления нарушений речи логопедического характера применяют логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии.
Сочетание физических упражнений с музыкой и речевыми упражнениями благотворно влияет на общее состояние ребенка, его психику и способствует исправлению его речи.
Для восстановления речи у детей с ринолалией этот способ не пригоден, т. к. при ринолалии структура анатомического дефекта является фактором возникновения компенсаторных нарушений, при которых страдают все отделы периферического речевого механизма (дыхательный, голосообразующий, звукообразующий), что создает условия для патологического рече- и голосообразования.
Наиболее близким к предлагаемому является способ восстановления речи и голосообразовательной функции у детей с ринолалией, в котором используют систему разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку в сочетании с речью. При этом двигательные упражнения сочетают с упражнениями на развитие, внимание, слуха, памяти и логоритмическими упражнениями комплексного воздействия на дыхательную и артикуляционные мышцы (Волкова Г.А.. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.).
У детей с расщелинами неба нарушен фонематический слух - одна из основных характеристик речевого процесса, обеспечивающая дифференциацию звуков речи на основе выделения смолоразличительных признаков звуков - фонем, а вследствие этого происходит недоразвитие лексико-грамматического строя.
Поставленная задача - ускорение темпов постановки звуков, а также речевой и голосовой реабилитации детей с ринолалией в более раннем возрасте путем формирования акустико-артикуляционного образа звука - решается следующим образом.
Проводят комплексное воздействие на дыхательные, фонационные и артикуляционные мышцы речеобразовательного аппарата фонологоритмическими упражнениями, причем артикуляционные упражнения проводят с применением функциональной игрушки и конкретного игрового образа и связывают их с двигательными упражнениями и упражнениями на внимание, слух, память, единым игровым сюжетом, при этом в игровых действиях используют позу ребенка лежа на животе, на четвереньках, вниз головой (лицом).
Фонологоритмические упражнения способствуют формированию и развитию как неречевых процессов: восприятие, внимание, память, координация движений, чувство темпа и ритма, так и развитию голоса и речи, коррекции речевых нарушений: патологическое положение языка в ротовой полости, развитие фонационного выдоха, его удлинение, развитие темпа и ритма дыхания, развитие подвижности небной занавески, орального праксиса, артикуляционной моторики, фонематического слуха, фонетической стороны речи, развитие просодии речи, преодоление назализации.
Комплексное воздействие на все мышцы периферического речевого аппарата (дыхательные, артикуляционные и фонационные) позволяет улучшить их функционирование.
Применение в упражнениях функциональной игрушки или конкретного игрового образа помогает ребенку связать конкретный звук с этой игрушкой или конкретным игровым образом. Связь всех упражнений единым игровым сюжетом помогает ребенку связать освоенный звук с комплексом артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и запомнить его.
Использование в игровых действиях специфических положений (поз): лежа на животе, на четвереньках, вниз головой, при которых руки и ноги ребенка превращаются в лапы какого-нибудь персонажа животного мира (игровой образ), помогает снимать напряжение с мышц шеи и гортани, перераспределять мышечный тонус, преодолевать патологическую позицию языка и ротовой полости, т.е. перемещать язык вперед, что способствует развитию направленной ротовой струи, нормализации фонационного выдоха, преодолению назализации голоса, предупреждению, коррекции ларинго-фаренгиальной артикуляции, т.е. помогает формировать правильный стереотип голоса.
Таким образом, комплексное воздействие фонологоритмических упражнений на мышцы голосового и речевого аппарата позволяет преодолеть его нарушения, помогает ребенку войти в акустико-артикуляционный образ звука, что позволяет ему легче перевести звук в фонему, а это ускоряет поставку звука, приводит к его автоматизации и в дальнейшем ускоряет реабилитацию рече- и голосообразовательной функции у детей с ринолалией.
Кроме того, фонологоритмическое воздействие возможно включать в лечение детей в более раннем возрасте (с 3-х лет). В этом возрасте у детей еще нет стойкой патологии голосовых связок, и они уже могут осознанно связать звук с конкретной игрушкой и игровыми действиями. Это помогает предупредить развитие назализации голоса, значительно ускорить постановку звуков и далее сократить сроки реабилитации (голосовой, речевой и эмоциональной).
Способ осуществляют следующим образом.
Для постановки звука с помощью фонологоритмических упражнений подбирают соответствующую теме музыку и текстовый материал. Музыка при постановке звука имеет большое значение, так как положительно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает войти в акустико-артикуляционный образ звука и наполнить разнообразным содержанием двигательную деятельность детей.
Начинают с вводных упражнений, направленных на развитие чувства ритма в движении и расслаблении мышц плечевого пояса, шеи и гортани. Спокойный шаг, легкий бег и подскоки в ритме музыки чередуются с наклонами головы и корпуса вниз.
Затем проводят упражнения по артикуляционной гимнастике с включением осваиваемого звука, которые проводят с помощью функциональной игрушки или конкретного игрового образа. Упражнения направлены на развитие фонационных и артикуляционных мышц. Далее проводят упражнения на развитие фонематического слуха. Дети внимательно слушают педагога, который читает текст и "ловят" - хлопками осваиваемый звук, при этом легко бегут по кругу. Игровые действия продолжают в положении лежа на животе. Болтают ножками в такт музыке и поют осваиваемый звук вслед за педагогом. Упражнения помогают ребенку войти в игровой образ звука, услышать его резонирование. Положение лежа на животе способствует переведению языка в передние отделы артикуляции, создавая благоприятный режим работы голосовых складок. Далее проводят упражнения по развитию фонционного выдоха и развитию удлинения ротовой струи. При наклоне корпуса вниз производят выдох на осваиваемом звуке.
Для автоматизации звука и развития "Мышечного чувства" проводят легкий бег с включенным голосом, затем в положении лежа на спине, с болтанием ручек и ножек продолжают произношение освоенного звука. В конце занятий проводят упражнение на полное расслабление (релаксацию). Под музыку педагог читает стихи с выделением в словах освоенного звука. При выходе из релаксации активизируют мышечный тонус, потягиванием и самомассажем шеи. Проводят на четвереньках (головой вниз) упражнения на перемещение языка в передние отделы артикуляции и заканчивают занятия.
Фонологоритмическое воздействие как активная форма терапии проводится в дооперационном и послеоперационном периодах для развития и коррекции неречевых процессов, для работы над навыком нижнереберно-диафрагмального дыхания, переведения языка в передние отделы ротовой полости, формирования артикуляционного праксиса и фонации звуков в соединении с музыкой и движением, а также при формировании первичных произносительных умений и навыков (постановки и автоматизации согласных звуков).
Использование способа восстановления рече- и голосообразующей функции у детей с ринолалией на практике дает хорошие результаты при лечении детей разных возрастных групп. Сроки постановки звуков сокращаются в 2 - 3 раза по сравнению с традиционными способами.
Пример. Постановка звука "Ж" по теме "Прогулка в лес". Начинают с вводных упражнений. Под музыку дети входят в зал (муз. Кожлаева "Менуэт"), спокойно шагают. Педагог следит за правильной осанкой.
Педагог: По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По камушкам, по камушкам,
По камушкам, по камушкам
В ямку - бух! Ух!
Шаг ритмичный, легкие подскоки на словах "по камушкам", со словами "бух" приседают на корточки, на слове "ух" наклоняют голову с выдохом (упражнение расслабляет мышцы плечевого пояса шеи и гортани).
Педагог: Шагом, шагом,
Шагом, шагом.
Побежали, побежали,
Побежали, стой, ой.
Шаг в ритме музыки, легкий бег, на последнюю четверть дети "роняют корпус" вниз с выдохом "ой" (упражнение расслабляет мышцы шеи, плечевого пояса). Звучит спокойная музыка.
Педагог: Сядем, будем отдыхать,
Язычок тренировать,
Будет он в лесу играть!
Язычок наш отдыхает,
Лег спокойно, загорает ...,
Должен весь он загореть,
Чтоб зимою не болеть!
Дети выкладывают язычок на нижнюю губу (упражнение расслабляет мышцы артикуляционного аппарата). Педагог вносит куклу "Ежик".
Педагог: Вдруг ежонок прибежал,
Язычок наш испугал ...
Он вбежал в дом, "хвостик" кверху,
И закрыл скорее дверки!
Дети поднимают язычок "чашечкой" и убирают в ротик.
Педагог: Чтоб ежонка испугать
Начал он как жук жужжать...
Голосок включай
"Ж" пропевай.
Дети вслед за педагогом произносят звук "Ж" ...
Педагог (с игрушкой "Ежик"):
Что за жук сюда летит
И сердито так жужжит
Может быть он очень злой?
Надо мне бежать домой!
"Ежик" убегает, дети продолжают жужжать (упражнение направлено на развитие фонационных и артикуляционных мышц, правильную фонацию и артикуляцию).
Педагог: Это вовсе не жуки,
Это наши язычки.
С тобой играли,
Тебя пугали!
Появляется "Ежик":
Давайте не будем
Друг друга пугать,
А лучше в "ловишки"
Будем играть.
Дети легко бегут под музыку (муз. Гайдна).
Педагог: Я прошу Вас не зевать,
Звук услышать и поймать.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Ну-ка, ушко, звук лови!
Дети хлопают в ритме счета в ладоши. "Ежик" читает стихотворение, а дети "ловят" звук "Ж" (упражнение развивает фонематический слух).
Педагог: Если ты услышишь звук,
То лови его, мой друг!
На лужайке, у пенька
Ежики нашли жука.
Жук, жук, покажись!
С ежиками подружись!
Дети продолжают легкий бег, затем ложатся на животики, раскачивают ножками (язык переходит в передние отделы артикуляции).
Педагог: солнце светит высоко,
На лужок бежит легко,
Помни правило мое -
Пойте ласково, тепло,
Шире ротик открывайте,
Мягко петь Вы начинайте!
На лужайке я лежу
И на небо я гляжу
Вот большой жук летит
И жужжит, жужжит, жужжит!
Дети под музыку "включают" голос и жужжат (упражнение способствует развитию навыка мягкой атаки звука, мягкого и теплого голосообразования).
Педагог: Надо всем жуками стать,
Будем весело играть!
Ом, ом, ом - становись жуком.
Педагог произносит "ом", подносит указательный палец к губам, дети повторяют движение и произносят "ом, ом" ... (упражнение способствует снятию напряжения с мышц гортани, создает наиболее благоприятный режим для работы голосовых складок; развивается навык резонирования звука в передней части ротовой полости).
Педагог: Жуками стали
И зажужжали!
Дети встают, идут спокойным шагом.
Педагог: Носиком вздыхай,
Крылья поднимай
Плавно опускай
Жужжать начинай!
Долго, долго звук тяни
До цветочка дотяни!
На полу разложены цветы, дети-"жуки" "несут" звук к цветочкам, "летят" к ним (упражнение помогает координации дыхания, фонации и артикуляции, развивает навык удлинения фонационного выдоха).
Педагог: Надо с травкой поиграть,
Будем мы ее сдувать
И наш домик утеплять!
На полу разбрасывается "травка" - тонкие полоски зеленой бумаги. Дети пытаются ее сдуть (сдувание травки идет на фонационном выдохе звука "Ж".
Педагог: Дуйте ласково, спокойно,
Чтобы было ей не больно!
(Установка на снятие мышечного напряжения)
Молодцы, жуки!
С травкой поиграли,
Ласково ее сдували!
Дети легко бегут, включается игра "Жуки и птички".
Педагог: Жуки летят,
Жуки жужжат ж-ж-ж-ж ...
Птичек услыхали,
На землю упали.
Лапками болтают,
Птичек отгоняют!
Звучит фонограмма голосов птиц. Дети ложатся на спинку, болтают ручками, ножками, отгоняя птичек и жужжат (упражнение развивает слуховое восприятие, отрабатывает автоматизацию звука "Ж").
Педагог: Вы на травке полежите,
Полежите, отдохните!
Глазки закрываются ...
Лапки расслабляются ...
Жуки засыпают ...
Ушки слушать начинают.
В период релаксационного погружения в музыку педагог мягко, спокойно читает стихотворение В. Суслова, выделяя в словах звук "Ж".
Педагог: На базаре ежик
Накупил сапожек,
Сапожки по ножке себе.
Поменьше немножко, жене.
Белые - сыну,
Желтые - дочке.
Все увязал в мешочке.
А жуки отдыхают,
Шейки, лапки расслабляют.
(Упражнение на закрепление в памяти освоенного звука).
Педагог: Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Жа, жа, жа -
Жуки встают!
Щечки моют,
Шейку трут.
К небу поднимаются,
Низко опускаются.
Дети встают, проводят самомассаж щек, шеи, приседают.
(Упражнение на выход из релаксации и активации мышечного тонуса).
Педагог: Сколько скажите у ежиков ножек?
Сколько купил на них ежик сапожек?
Хорошо вы отгадали!
И ежатами все стали!
- Надеваем сапожки на передние ножки,
- Надеваем сапожки на задние ножки.
Дети выполняют воображаемые движения, встают на четвереньки (головой вниз) и как ежики двигаются под музыку.
Педагог: Побежали ежики по дорожке,
Замелькали у ежиков ножки!
(Упражнение способствует переведению языка в передние отделы артикуляции).
Дети встают, прощаются с игрушкой "Ежик".
Педагог: Ежикам домой пора!
До свиданья, детвора!.
Занятие закончено.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДИЗАРТРИИ | 1995 |
|
RU2099044C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ МЫШЦ МЯГКОГО НЕБА У ДЕТЕЙ | 1993 |
|
RU2089237C1 |
СПОСОБ КИСЕТНОЙ ФАРИНГОПЛАСТИКИ | 1996 |
|
RU2122837C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ УШНОЙ РАКОВИНЫ | 1995 |
|
RU2111731C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ КОЛОБОМЫ НИЖНЕГО ВЕКА | 1994 |
|
RU2124338C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ТРАВМАТИЧЕСКОГО РОТАЦИОННОГО ПОДВЫВИХА АТЛАНТА У ДЕТЕЙ | 1997 |
|
RU2154988C2 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ КОЖНОГО ЛОСКУТА ДЛЯ ПОГРУЖНОЙ АУТОДЕРМОПЛАСТИКИ | 1996 |
|
RU2128011C1 |
СПОСОБ ФАРИНГОПЛАСТИКИ | 1996 |
|
RU2122838C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НИЖНЕЙ СТЕНКИ ОРБИТЫ | 1995 |
|
RU2125430C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАЗГИБАТЕЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ АТЛАНТО-ОКЦИПИТАЛЬНОГО СОЧЛЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ | 1997 |
|
RU2154989C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к лечению патологии речи. На мышцы речеобразовательного аппарата - фонационные, дыхательные и артикуляционные - комплексно воздействуют фонологоритмическими упражнениями. Чередуют их с двигательными упражнениями и упражнениями для развития внимания, слуха, памяти. Все упражнения связывают единым игровым сюжетом, проводят их с помощью игрушки и конкретного игрового образа. Все упражнения выполняют в положении ребенка лежа на животе и стоя на четвереньках вниз головой. Способ позволяет ускорить процесс реабилитации детей с ринолaлией.
Способ восстановления рече- и голосообразовательной функции у детей с ринолалией, включающий выполнение упражнений под музыку в игровой ситуации при сочетании двигательных упражнений с упражнениями на развитие внимания, слуха, памяти и логоритмическими упражнениями, комплексно воздействующими на двигательные и артикуляционные мышцы, отличающийся тем, что дополнительно воздействуют на фонационные мышцы, а артикуляционные упражнения проводят с применением функциональной игрушки и конкретного игрового образа, при этом игровые упражнения выполняют в положении ребенка лежа на животе и стоя на четвереньках вниз головой.
Волкова Г.А | |||
Логопедическая ритмика.-М.: Просвещение, 1985, с.7-15. |
Авторы
Даты
1999-02-20—Публикация
1994-02-03—Подача