Изобретение относится к трубопроизводной арматуре и может быть использовано в нефтегазовой промышленности для работы при различных давлениях.
Известна шиберная задвижка (авторское свидетельство 1495554, М.кл. F 16 K 3/02, бюл. 27, 1989 г.), содержащая корпус с установленными в нем шибером с отверстием и подпружиненными седлами, размещенными в гнездах корпуса и выполненными в виде внутренних и наружных втулок и упругого уплотнителя, между которыми образована кольцевая полость для предотвращения скола уплотнителя при движении шибера.
Недостатками этой шиберной задвижки являются:
- наличие связи между наружной втулкой с уплотнительным элементом и внутренней втулкой, что приводит в преждевременному износу уплотнительного элемента и нижней втулки, так как вся нагрузка воспринимается этими элементами;
- сложность изготовления контактных поверхностей (высокая точность).
Задача изобретения состоит в повышении надежности в эксплуатации, долговечности уплотнительного узла и упрощение изготовления.
Для этого в задвижке шиберной, содержащей корпус с проходным отверстием, входным и выходным патрубками, с установленными в нем запорным органом в виде шибера с отверстием, подвижными седлами с уплотнительным элементом и независимыми опорными втулками, каждая из которых закреплена внутри корпуса с возможностью образования между опорной втулкой и соответствующим подвижным седлом кольцевого зазора, а уплотнительный элемент со стороны, обращенной к шиберу, выполнен по радиусу.
На фиг. 1 изображена задвижка шиберная, общий вид;
на фиг. 2 - узел I на фиг.1, в положении "закрыто";
на фиг. 3 - узел II на фиг. 1.
Задвижка шиберная состоит из корпуса 1 с проходным отверстием 2 и крышки 3. Внутри корпуса 1 расположен подвижной запирающий орган в виде плоского шибера 4 с проходным отверстием 5 с возможностью возвратно-поступательного перемещения посредством шпинделя 6, связанного с приводным механизмом (на фиг. не показан).
Шибер 4 установлен между кольцевыми седлами 7 и 8, которые расположены в гнездах корпуса 1 соосно проходному отверстию 2 и снабжены уплотнительным элементом 9 с возможностью осевого перемещения.
Уплотнительный элемент 9 выполнен по радиусу к плоскости шибера 4. Седла 7 и 8 прижаты к шиберу пружинами 10 и герметизируются с корпусом 1 кольцами уплотнительными 11, 12. Седла 7, 8 и кольца уплотнительные 11, 12 образуют с корпусом 1 кольцевые силовые камеры, необходимые для обеспечения герметичности шибера 4.
По внутренней поверхности корпуса 1 установлены две независимые кольцевые опорные втулки 13, 14, которые образуют с седлами 7, 8 кольцевые зазоры 15, 16.
Задвижка шиберная работает следующим образом.
Седло 7 с уплотнительным элементом 9 под действием пружин 10 и давления среды, действующей в силовой камере кольца уплотнительного 11, прижимается к шиберу 4, обеспечивая уплотнение "металл - уплотнительный элемент".
Одновременно действует усилие от давления среды на внутреннюю площадь уплотнительного элемента 9, которое перемещает шибер 4 и опорную втулку 14 к корпусу 1 и под действием сил реакции корпуса 1 опорная втулка 14 прижимается к шиберу 4, обеспечивая уплотнение "металл - по металлу". В то же время седло 8 под действием усилия пружин 10 прижимается к шиберу 4, создавая уплотнение "металл - уплотнительный элемент", то есть со стороны выхода среды происходит уплотнение по типу "металл - по металлу" между шибером 4 и торцами опорной втулки 14 и по типу "металл - уплотнительный элемент" между шибером 4 и уплотнительным элементом 9 седла 8. Опорная втулка 14 выполнена независимой и воспринимает всю основную нагрузку от давления среды при перемещении шибера 4, то есть предохраняет уплотнительный элемент 9 седла 8, увеличивая его долговечность и надежность при эксплуатации.
Кольцевые зазоры 15, 16 между опорными втулками 13, 14 и седлами 7, 8 исключают влияние шибера 4, при его перемещении по опорным втулкам, на независимые седла 7, 8 с уплотнительным элементом 9.
Уплотнительный элемент 9 со стороны, обращенной к шиберу 4, выполнен по радиусу (фиг. 3), что позволяет исключить срез уплотнительного элемента 9 при перестановке шибера 4 и одного крайнего положения в другое.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕРМОСТОЙКАЯ ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2010 |
|
RU2443926C2 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ ТЕРМОСТОЙКАЯ | 2013 |
|
RU2535190C1 |
ЗАТВОР ШИБЕРНОЙ ЗАДВИЖКИ | 2015 |
|
RU2594450C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2012 |
|
RU2496041C1 |
Узел затвора шиберной задвижки | 2022 |
|
RU2787087C1 |
Задвижка плоская шиберная | 2018 |
|
RU2694101C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2003 |
|
RU2240462C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 1995 |
|
RU2120075C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2003 |
|
RU2244862C2 |
Шиберная задвижка | 1987 |
|
SU1495554A1 |
Задвижка шиберная предназначена для использования в трубопроводах для перекрытия нефти и газа при различных давлениях. Задвижка шиберная содержит корпус с проходным отверстием. Внутри корпуса расположены шибер, подвижные седла с уплотнительным элементом и независимые опорные втулки. Каждая независимая опорная втулка образует с соответствующим подвижным седлом кольцевой зазор. Уплотнительный элемент подвижного седла со стороны, обращенной к шиберу, выполнен по радиусу. Такое выполнение обеспечивает повышение надежности в эксплуатации, долговечности уплотнительного узла и упрощение конструкции. 3 ил.
Задвижка шиберная, содержащая корпус с проходным отверстием, входным и выходным патрубками, с установленными в нем запорным органом в виде шибера с отверстием, подвижными седлами с уплотнительным элементом и независимыми опорными втулками, отличающаяся тем, что каждая независимая опорная втулка закреплена внутри корпуса с возможностью образования между опорной втулкой и соответствующим подвижным седлом кольцевого зазора, а уплотнительный элемент со стороны, обращенной к шиберу, выполнен по радиусу.
SU, 1495554 A1, 23.07.89 | |||
SU, 247740 A, 04.07.69 | |||
SU, 246220 A, 11.04.69 | |||
US, 3504885 A, 07.04.70 | |||
DE, 1116003 A, 26.04.62 | |||
DE, 975163 A, 07.08.61. |
Авторы
Даты
1999-03-27—Публикация
1997-03-25—Подача