СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СРЫВОМ ПОТОКА Российский патент 1999 года по МПК B64C21/10 

Описание патента на изобретение RU2128601C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в устройствах для управления срывом потока на поверхности прямого крыла.

Известно техническое решение, в котором для управления срывом потока с твердой поверхности при увеличенных углах отклонения или наклонения применяют элемент, вызывающий возмущение потока на твердой поверхности, приводимый активным приводом при определенной частоте в зависимости от скорости воздушного потока, но независимо от местных колебаний, существующих в потоке, для того, чтобы вызвать колебания перемещений в пограничном слое текущей среды, перпендикулярно твердой поверхности с целью увеличения перемешивания пограничного слоя с потоком текущей среды на внешней стороне пограничного слоя /1/.

Недостатком данного решения является необходимость постоянного расхода энергии на создание непрерывных колебаний управляющего элемента.

За прототип выбрано устройство - регулятор положения точки отрыва потока, предназначенный для создания завихрений в пограничном слое и определения места отрыва потока от поверхности /2/. Турбулизатор представляет собой выдвижной стержень, выступающий за обшивку тела в набегающий воздушный поток. В аэродинамической "тени" турбулизатора расположен датчик вихрей, через процессор связанный с приводом турбулизатора. Процессор сопоставляет сигнал датчика с параметрами потока, записанными в памяти, и через привод выдвигает турбулизатор на высоту, необходимую для создания оптимального спектра обтекания.

Недостатком прототипа является то, что указанное устройство устанавливается перед линией отрыва и позволяет создать оптимальный спектр обтекания только в следе (в "аэродинамической тени") за стержнем, а не по всей ширине (всему размаху) области отрыва.

Задачей изобретения является увеличение подъемной силы и управление аэродинамическими характеристиками крыла.

Поставленная задача достигается благодаря способу, по которому воздействие осуществляют с использованием нескольких выдвигающихся элементов, установленных внутри области отрыва потока, вдоль всего размаха крыла параллельно передней кромке крыла на линии растекания трехмерного возвратного течения.

Указанные признаки не выявлены в других технических решениях при изучении уровня данной области техники и, следовательно, решение является новым и имеет изобретательский уровень.

На фиг. 1 изображена схема возвратного течения на поверхности крыла при срыве потока; на фиг. 2 - присоединенное течение на части крыла после установки одного выступа; на фиг. 3 - присоединенное течение потока на всем крыле после установки выступов.

Для пояснения осуществления способа на чертежах показано: прямое крыло 1, выступающие элементы 2, размещенные вдоль крыла параллельно его передней кромки и на расстоянии друг от друга. Линия срыва потока 3, линия растекания потока 4, линии возвратного течения 5 на поверхности крыла 1 при срыве потока, линии присоединенного течения 6 после установки выступающих элементов 2, электрические датчики 7, измеряющие статическое давление потока на поверхности обтекания, ось момента вращения 8, возникающего при присоединении потока на части крыла. Электрические датчики 7 через процессор связаны с приводом выдвигаемых элементов (не показано).

Указанный способ управления срывом потока основан на результатах экспериментальных исследований картины течения при срыве потока, которые показали, что над крылом 1 в области срыва потока 3 возникают два крупномасштабных вихря 5, вращающихся в противоположные стороны в плоскости крыла, под влиянием которых поток на поверхности крыла движется от задней кромки крыла к передней, а затем растекается по линии растекания 4 от центра к краям крыла (см. фиг. 1). Элементы 2, дифференцированно выдвигаемые, установленные на этой линии растекания 4, вносят дополнительные возмущения в течение в зависимости от их количества и позволяют добиться присоединения потока, как на части (см. линии 6 фиг. 2), так и на всей поверхности крыла 1 (см. линии 6 фиг. 3). Если присоединить поток только на части крыла (фиг. 2), то подъемная сила в присоединенном течении возрастает, что приводит к появлению момента, вращающего крыло вокруг продольной оси 8. Это явление можно использовать для управления положением крыла в пространстве. Если присоединить поток на всей поверхности крыла (фиг. 3), то это значительно повышает его подъемную силу.

Процессор (не показано) непрерывно анализирует состояние течения на крыле на основании сигналов, поступающих от электрических датчиков давления и после возникновения срыва потока выдвигает такое количество элементов, которое необходимо для присоединения потока.

Экспериментальные исследования по управлению срывом потока, проведенные в аэродинамической трубе на моделях крыльев различного удлинения подтверждают эффективность предложенного способа.

Похожие патенты RU2128601C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОТРЫВОМ ПОТОКА 2006
  • Зверков Илья Дмитриевич
  • Занин Борис Юрьевич
  • Козлов Виктор Владимирович
  • Павленко Александр Михайлович
RU2328411C2
НЕСУЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ 2005
  • Зверков Илья Дмитриевич
  • Занин Борис Юрьевич
  • Козлов Виктор Владимирович
RU2294300C2
ВЕТРОУСТАНОВКА И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 1996
  • Бычков Н.М.
RU2118699C1
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1991
  • Гунько Ю.П.
  • Шашкин А.П.
  • Маркелов Г.Н.
RU2007332C1
ГИБКОЕ КРЫЛО 2003
  • Зверков И.Д.
RU2242403C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ И НЕСУЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ 2009
  • Зверков Илья Дмитриевич
  • Козлов Виктор Владимирович
  • Крюков Алексей Владимирович
RU2412864C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРЕНИЯ ОСЕСИММЕТРИЧНОГО ТЕЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Корнилов Владимир Иванович
RU2357893C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК 2007
  • Гунько Юрий Петрович
RU2343297C1
Сверхзвуковой воздухозаборник (варианты) 2017
  • Гунько Юрий Петрович
RU2672825C2
СПОСОБ ЛАМИНАРИЗАЦИИ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ КРЫЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Бойко А.В.
  • Грек Г.Р.
  • Козлов В.В.
  • Сызранцев В.В.
  • Титатенко С.В.
  • Щербаков В.А.
RU2086473C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 128 601 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СРЫВОМ ПОТОКА

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в устройствах для управления срывом потока на поверхностях типа прямого крыла. Предлагается осуществлять воздействие на поток посредством нескольких выдвигающихся элементов, отстоящих друг от друга и установленных внутри области отрыва потока вдоль всего размаха крыла параллельно передней кромке крыла на линии растекания трехмерного возвратного течения. Воздействие осуществляют с учетом результата измерения состояния обтекания потоком аэродинамической поверхности с использованием датчиков. Изобретение направлено на увеличение подъемной силы и эффективности управления. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 128 601 C1

Способ управления срывом потока на аэродинамической поверхности прямого крыла, включающий измерение состояния обтекания потоком аэродинамической поверхности с использованием датчиков и воздействие на поток посредством выдвигающихся элементов, отстоящих друг от друга, отличающийся тем, что воздействие осуществляют с использованием нескольких выдвигающихся элементов, установленных внутри области отрыва потока, вдоль всего размаха крыла, параллельно передней кромке крыла, на линии растекания трехмерного возвратного течения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2128601C1

Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
US 4354648, A, 19.10.82
US 5564656, A, 15.10.96
US 5114099 A, 19.05.92
US 2873931 A, 17.02.59
Устройство для промывания инъекционных игл 1986
  • Сердечнова Екатерина Константиновна
SU1454479A1
RU 2002669, C1, 15.11.93.

RU 2 128 601 C1

Авторы

Занин Б.Ю.

Козлов В.В.

Даты

1999-04-10Публикация

1997-05-06Подача