СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ Российский патент 1999 года по МПК F01N3/08 

Описание патента на изобретение RU2128777C1

Изобретение относится к области двигателестроения, машиностроения, теплоэнергетике, металлургии, химической промышленности, сварочном производстве, криотехнике, медицине, пищевой промышленности, технологии глубоководных погружений, текстильной промышленности, горно-рудном деле, электротехнике, автомобилестроении, установках по очистке газов.

Известны способы понижения токсичности отработанных газов, предусматривающие каталитическую очистку с применением подачи воздуха в выпускную систему двигателей под выпускные клапана, используют термические реакторы, применяют форкамерные двигатели, расслоение заряда, нейтрализующие органические и металлоорганические присадки к топливу, используют газоразделительные устройства.

Наиболее близким техническим решением является способ уменьшения токсичности отработанных газов, при котором впускная воздушная система двигателя оборудуется газоразделительным устройством, производящим газоразделение по газам кислород/азот и повышающим концентрацию кислорода в впускном тракте двигателя за счет отделения молекулярного азота воздуха [2]
Однако имеют место следующие недостатки:
- обогащенный кислородом воздух не является достаточно сильным окислителем;
- ограничена возможность эффективного использования в качестве топлива более тяжелых углеводородных фракций топлива, образующихся при обработке сырой нефти, метанола, этанола, аммиака и других видов альтернативных топлив;
- рециркуляция отработанных газов более 10% приводит к снижению мощности двигателя, увеличивает расход топлива, способствует ухудшению динамических характеристик автомобиля, направлена на снижение из всего спектра токсичных веществ оксидов только одного газа-азота;
- без обогащения воздуха кислородом двигатели с расслоенным зарядом и форкамерные не обеспечивают снижение токсичности на заданном техническом уровне.

Задача изобретения состоит в уменьшении токсичности отработанных газов двигателей.

Технический результат достигается тем, что в способе уменьшения токсичности отработанных газов обогащение воздуха кислородом производят с последующим озонированием кислорода и инициированием распада озона, осуществляя тем самым замену менее сильного окислителя-кислорода на более сильные - атомарный кислород и озон, при этом используют дополнительные газоразделительные устройства действие, которых основано на различных физических принципах и которые устанавливают в один или во все, или комбинацию следующих узлов: впускной воздушный тракт, выпускной тракт, каталитический нейтрализатор, термический реактор, эжектор, в двигатель с расслоенным зарядом, форкамерные двигатели.

Кроме того, в двигателях, оборудованных системой рециркуляции, в указанной системе устанавливают газоразделительное устройство, производящее отделение молекулярного азота.

Кроме двигателя этот способ может быть эффективно применен в каталитических системах очистки, термических реакторах, эжекторах и позволяет за счет окислительных экзотермических реакций уменьшить токсичность отработанных газов по фракциям: оксид углерода, углеводородам, альдегидам, летучим жирным кислотам, саже, бенз(а)пирену, нитросоединениям.

Заявляемый способ отличается тем, что:
- обезвреживание токсичных фракций отработанных газов, реализуемое одновременной установкой газоразделительных устройств в системах впуска, выпуска, рециркуляции, каталитические системы очистки, термические реакторы, двигателях с расслоенным зарядом и форкамерных позволит в более полном объеме усилить эффект обезвреживания;
- после процесса газоразделения и повышения концентрации окислителя-кислорода, производят (при помощи озонаторов или источников ультрафиолетового облучения) замену менее сильного окислителя кислорода на более сильный - озон и атомарный кислород;
- для повышения реакционной способности озона инициируют его распад фотовозбуждением [3];
- отделение азота при помощи газоразделительных устройств в системе рециркуляции отработанных газов позволит нейтрализовать всю токсичную часть отработанных газов, которая составляет только 22 - 26 объемных процентов от всего объема отработанных газов. Остальную часть отработанных газов составляет азот 74 - 78 объемных процента [1];
- использованная при рециркуляции фракция, являясь в основном топливной и состоящая из продуктов распада углеводородов, альдегидов, кетонов, оксида углерода, сероводорода, попадая в двигатель, будет способствовать экономии топлива;
- рециркуляция с газоразделением позволит усилить обезвреживающий эффект рециркуляции отработанных газов за счет увеличения спектра токсичных веществ, поступающих обратно в двигатель (ранее рециркуляция применялась для снижения столько оксидов азота в отработанных газах) и увеличить объем отработанных газов более 10% без характерных при рециркуляции понижения мощности двигателя, ухудшения динамических характеристик автомобиля, повышения расхода топлива.

На чертеже изображена схема подачи воздуха, обогащенного кислородом, за счет отделения молекулярного азота с последующим озонированием и инициированием распада озона.

Предлагаемая схема состоит из следующих элементов:
двигатель - 1, воздухоочиститель - 2, газоразделительное устройство - 3, озонатор с инициатором распада озона - 4, коробка с катализатором или термический реактор - 5, эжектор - 6, обратный клапан - 7, выпускной коллектор двигателя - 8, газоразделительное устройство с озонатором, инициатором распада озона и системой подачи к выпускным клапанам - 9, воздушный клапан - 10, воздушный фильтр двигателя - 11, газоразделительное устройство - 12, озонатор с инициатором распада озона - 13, выход в атмосферу - 14, разгрузочный клапан - 15, воздушный насос - 16, озонатор или источник ультрафиолетового излучения с инициатором распада озона - 17, газоразделительное устройство - 18, воздухоочиститель - 19.

Пример реализации способа.

В систему впуска воздуха в двигатель между воздушным фильтром и впускным воздушным коллектором (в двигателях с расслоенным зарядом и форкамерных использовали два газоразделительных устройства с различной степенью обогащения), в систему выпуска, а именно, под выпускные клапана, в каталитический нейтрализатор, термический реактор, эжектор устанавливают газоразделительные устройства, производящие газоразделение по газам азот/кислород. Идентичные устройства устанавливают в системе рециркуляции отработанных газов двигателей. Далее проводят замену менее сильного окислителя-кислорода на более сильный - озон, для чего за газоразделительным устройством устанавливают озонатор (можно использовать источник ультрафиолетового излучения) и затем инициируют распад озона на атомарный кислород и молекулярный кислород фотовозбуждением (длина волны 200 нм).

Испытания проводили в комбинации подключений газоразделительных устройств, в сочетании с озонаторами и инициаторами распада озона и одновременно.

В качестве газоразделительных мембран использовали анизотропные мембраны из ПВТМС (поливинилтриметилсилана), ее модернизированные варианты, а также другие типы газоразделительных устройств, действие которых основано на различных физических принципах и производящих газоразделение по газам азот/кислород. Мембраны газоразделительные марок С-3,5М-А ТУ 6-05-111-353-88, С-3,5М ТУ 6-05-111-88 приведены в качестве примера. Указанные мембраны обладают высокой устойчивостью к температурным перепадам при эксплуатации, нерастворимы в воде, мембраны нетоксичны, невзрывоопасны. Селективность по газам кислород/азот при 20oC и перепаде давления 0,1 МПа не менее 130 - 160 л/м2•ч.

Мембраны могут быть использованы при давлении воздуха до 3,0 МПа.

Состав исходного воздуха, поступающего в двигатель: 78% азота, 21% кислорода. Состав обогащенного воздуха в зависимости от типа газоразделительного устройства 4,2 - 20% азота и 30 - 45% кислорода.

Эффект обезвреживания токсичных примесей в зависимости от вариантов подключения газоразделительных устройств и комбинации подключений с озонаторами и инициаторами распада озона следующий: по саже снижение на 18 - 38%, по оксиду углерода снижение на 28 - 42%, по углеводородам снижение на 32 - 43%, по альдегидам снижение на 32 - 51%, по летучим жирным кислотам снижение на 38 - 40%, по бенз(а)пирену снижение на 23 - 34%, по оксидам азота снижение на 36 - 48% по сравнению с прототипом.

Источники информации, принятые во внимание:
1. Ю. Якубовский. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды, М.: Транспорт, 1979.

2 RU 2033249 C1, кл. B 01 D 61/00, 1995.

3. Г.Е. Зайков. Кислотные дожди и окружающая среда, М.: Химия, 1991.

Похожие патенты RU2128777C1

название год авторы номер документа
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОЩНОСТИ, ЭКОНОМИЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПОНИЖЕНИЯ ИХ ТОКСИЧНОСТИ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Русаков Валерий Фёдорович
RU2439345C2
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Русаков Валерий Федорович
RU2033249C1
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Журавлев В.К.
  • Русаков В.Ф.
RU2178098C2
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ 1994
  • Русаков Валерий Федорович
RU2067190C1
СПОСОБ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УСКОРЕННОГО СНИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ В КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЯХ СВЯЗИ 1994
  • Русаков Валерий Федорович
RU2082238C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОГНЕТУШАЩЕЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ИНЕРТНОГО РАЗБАВИТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Русаков В.Ф.
RU2200044C2
ДВИГАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 1998
  • Еленский В.Р.
  • Ляпин А.Г.
  • Полиектов В.А.
RU2136943C1
Способ подготовки и активации тяжелых моторных топлив и мазутов для дизеля 1990
  • Авласович Юрий Прокофьевич
  • Саунин Олег Павлович
SU1824498A1
Способ подачи в ДВС с искровым зажиганием водоводородного топлива, водоводородное топливо, и устройство для его получения 2019
  • Шарапов Нурислям Нуруллович
RU2725648C1
СИСТЕМА ГАЗОРАЗДЕЛЕНИЯ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ САМОЛЕТА 2005
  • Джамгаров Степан Григорьевич
  • Яковлев Валерий Петрович
  • Боровой Натан Яковлевич
RU2284283C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ

Изобретение относится к двигателестроению, машиностроению, теплоэнергетике, металлургии, химической промышленности, сварочному производству, криотехнике, медицине, пищевой промышленности, текстильной промышленности, электротехнике, автомобилестроению, установкам для очистки газов в горно-рудном деле, технологии глубоководных погружений. В двигателестроении предлагаемый способ может быть использован для повышения мощности двигателя, экономии топлива, применения более тяжелых фракций топлива, метанола, альтернативных топлив, понизить токсичность отработанных газов двигателей. В металлургии цветных и черных металлов может быть использован для интенсификации металлургических процессов, повышения степени чистоты получаемых металлов, выделения благородных металлов. В сварочном производстве - для получения кислорода или создания химически инертной среды. В медицине - для обезвреживания помещений, питьевой воды, получения кислорода. В способе обогащение воздуха кислородом производят с последующим озонированием кислорода и инициированием распада озона. Осуществляют замену менее сильного окислителя - кислорода на более сильный -- атомарный кислород и озон. Используют дополнительные газораспределительные устройства, основанные на различных физических принципах. Устройства устанавливают в один, или во все, или в комбинацию узлoв: впускной воздушный тракт, выпускной тракт, каталитический нейтрализатор, термический реактор, эжектор. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 128 777 C1

1. Способ уменьшения токсичности отработанных газов, включающий установку в систему впуска двигателя газораспределительного устройства, которое осуществляет обогащение поступающего в двигатель воздуха молекулярным кислородом за счет отделения молекулярного азота, отличающийся тем, что обогащение воздуха кислородом производят с последующим озонированием кислорода и инициированием распада озона, осуществляя замену менее сильного окислителя - кислорода на более сильный - атомарный кислород и озон, при этом используют дополнительные газораспределительные устройства, основанные на различных физических принципах и которые устанавливают в один, или во все, или в комбинацию следующих узлов: впускной воздушный тракт, выпускной тракт, каталитический нейтрализатор, термический реактор, эжектор. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в двигателях, оборудованных системой рециркуляции, в указанной системе устанавливают газораспределительное устройство, производящее отделение молекулярного азота.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2128777C1

RU, 2033249 C1, 1995
SU, 1312200 A1, 1987
SU, 977842 A, 1978
GB, 1442021 A, 1976
GB, 2091584 A, 1982
US, 5429808 A, 1995
SU, 129170 A, 1987.

RU 2 128 777 C1

Авторы

Русаков В.Ф.

Даты

1999-04-10Публикация

1996-10-08Подача