Изобретение относится к области атомной энергетики и атомной промышленности и касается обращения с корпусными реакторами ядерных энергетических установок судов и кораблей, в основном, снимаемых с эксплуатации атомных подводных лодок и атомных ледоколов.
Известен способ извлечения, транспортировки и хранения корпуса реактора под давлением ядерной энергетической установки атомной электрической станции с предварительно удаленными отработавшим ядерным топливом (активной зоной) и внутрикорпусными устройствами, включающий его извлечение из шахты, образованной биозащитой, установку корпуса реактора в защитный контейнер, заполнение внутриконтейнерных областей бетоном; транспортировку защитного контейнера с ядерным реактором автомобильным и железнодорожным транспортом до хранилища; размещение защитного контейнера с ядерным реактором (в отсутствии активной зоны) в хранилище на постоянное хранение (см., например, С.L.Child, Removal of the Yankee Pressure Vessel: Diary of a Work in Progress, "Global Advances in Nuclear Engineering", New Orleans, March 14-18, 1996, Proc. ASME/JSME International Conference on Nuclear Conference, NY, New York, 1996, v. 5, p. 95-100).
Наиболее близким является известный способ обращения с наземным корпусным ядерным реактором ядерной энергетической установки атомной электрической станции, предусматривающий герметизацию отработавшего ядерного топлива, извлечение корпусного реактора с отработавшим ядерным топливом из атомной электрической станции путем отделения базовой плиты корпусного ядерного реактора с реактором от основания реакторного здания, сооружение емкости под корпусным ядерным реактором с отработавшим ядерным топливом, транспортирование (опускание) корпусного реактора с отработавшим ядерным топливом на достаточную глубину в подземную емкость, засыпка корпусного реактора с отработавшим ядерным топливом, помещенного в подземную емкость на хранение (захоронение), грунтом и восстановление над ним природного ландшафта (Патент США N 4483790, G 21 F 9/34, 20.11.1984).
Основной недостаток известных способов обращения с корпусным реактором с ядерным топливом применительно к судовым корпусным реактором с ядерным топливом (активной зоной) ядерной энергетической установки заключается в недостаточной обеспеченности ядерной и радиационной безопасности персонала, населения и окружающей среды, а также, в частности, низкой технологичности способов обращения с судовым корпусным реактором с ядерным топливом при его транспортировании и хранении.
В задачу изобретения входит повышение безопасности, а также, в частности, в обеспечении радиоэкологичности и технологичности способа обращения с корпусным судовым реактором ядерной энергетической установки.
Указанная задача решается изобретением за счет достижения технического результата, заключающегося в углублении подкритичности ядерного топлива в корпусном судовом реакторе, а также, в частности, в снижении возможности коррозии внутри корпусного судового реактора с ядерным топливом при его хранении, в обеспечении надежной противоударной защиты при хранении корпусного судового реактора с ядерным топливом, аварийным в том числе.
Технический результат достигается в способе обращения с корпусным реактором ядерной энергетической установки, включающем извлечение корпусного реактора с ядерным топливом из ядерной энергетической установки, транспортирование и хранение реактора, при котором до размещения судового реактора на хранение из него удаляют теплоноситель, в частности, при этом, предлагается удалять теплоноситель из реактора до его транспортирования, после удаления из реактора теплоносителя и до размещения реактора на хранение его дополнительно осушать, осушенный реактор заполнять благородным инертным газом, выбранным из группы, содержащей гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, а извлеченный реактор транспортировать на хранение в штольню, прибрежную штольню, в частности, транспортировать извлеченный реактор морским транспортом, рекомендуется также в качестве штольни для хранения реактора брать транспортную штольню и транспортировать в нее реактор вначале морским, а затем автомобильным транспортом.
Изобретение основано на следующем. Поскольку, как известно, теплоносителем замедляются испускаемые ядерным топливом нейтроны, за счет чего повышается критичность ядерного топлива корпусного судового реактора (включающего в себя активную зону с размещенным в ней ядерным топливом и внутризонными элементами, помещенную внутри корпуса реактора с крышкой, а также внутрикорпусные устройства и теплоноситель), и увеличивается вероятность ядерной и радиационной аварии, обусловленной возникновением самопроизвольной цепной реакции в активной зоне корпусного реактора и его разгоном, предложенное удаление теплоносителя до размещения корпусного судового реактора на хранение, в частности, до транспортирования, позволяет предотвратить возможность такой аварии; кроме того, в известном способе присутствие в реакторе паров воды и сложных газов (двуокись углерода, кислород, азот и др.), диссоциирующих под воздействием излучения ядерного топлива активной зоны с образованием реакционно-способных продуктов диссоциации парогазовой среды, вступающих во взаимодействие с внутрикорпусными устройствами, внутризонными элементами, ядерным топливом, корпусом и крышкой реактора, приводит, в конечном счете, к коррозии вышеназванных конструктивных элементов корпусного реактора при хранении реактора, рекомендуемое предложенным способом дополнительное осушение (сушка) корпусного реактора (его внутрикорпусного пространства) после удаления из него теплоносителя и до размещения реактора на хранение, с заполнением этого пространства благородным инертным газом, выбранным из группы, содержащей гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, позволяет удалить из внутрикорпусного пространства реактора парогазовые продукты и тем самым исключить возможность коррозии конструктивных элементов корпусного реактора, включая активную зону, при его хранении в прибрежной штольне, транспортной штольне; выбор в предложенном решении в качестве хранилища для корпусного реактора с активной зоной прибрежной штольни, транспортной штольни, позволяет, с одной стороны, сократить путь транспортирования корпусного судового реактора с активной зоной от места расположения ядерной энергетической установки до хранилища и при этом уменьшить количество перегрузок ядерного топлива, что придает необходимую технологичность способу обращения с корпусным реактором ядерной энергетической установки, и, с другой стороны, обеспечить надежную противоударную защиту при хранении в штольне активной зоны в корпусе реактора.
Изобретение предлагается осуществлять следующим образом.
Пример 1. Предлагается ошвартовать атомную подводную лодку к пирсу, провести вскрытие легкого и прочного корпуса атомной подводной лодки над реактором с введенными в активную зону реактора стержнями системы автоматического регулирования, органами компенсации реактивности, стержнями системы аварийной защиты, извлечь из корпусного реактора один из стержней системы автоматического регулирования, ввести в образованное отверстие заборное устройство от насоса, снабженного приводом и емкостью для размещения теплоносителя, произвести откачку через образованное отверстие из внутрикорпусного пространства реактора теплоносителя в вышеуказанную емкость, возвратить извлеченный стержень на прежнее место в корпусном реакторе, извлечь из атомной подводной лодки реактор с корпусом с крышкой реактора и с активной зоной, установить на патрубки корпуса реактора защитные пробки с двумя по меньшей мере штуцерами, разместить корпус с крышкой реактора с активной зоной и внутрикорпусными устройствами в вертикально расположенный защитный контейнер для транспортирования и хранения ядерного топлива, зафиксировать корпус реактора в защитном контейнере, привести защитный контейнер в горизонтальное положение и слить оставшийся в корпусе реактора теплоноситель через штуцер, затем дополнительно осушить внутрикорпусное пространство реактора продувкой сухим воздухом, вводимым в реактор (и выводимым из него) через вышеназванные штуцера, после чего к одному из указанных штуцеров подсоединить шланг от форвакуумного насоса и произвести вакуумирование внутрикорпусного пространства реактора, после чего отсоединить форвакуумный насос от штуцера, подать через штуцер аргон и заполнить внутрикорпусное пространство реактора аргоном, прекратить подачу аргона и закрыть отверстия штуцеров (навинтить пробки с герметизирующими прокладками), возвратить защитный контейнер в вертикальное положение, переместить защитный контейнер на транспортное судно, на котором транспортировать защитный контейнер с корпусным реактором с внутрикорпусными устройствами с активной зоной к прибрежной штольне, перегрузить защитный контейнер с транспортного судна в прибрежную штольню и поместить на хранение в прибрежной штольне защитный контейнер с корпусом с крышкой реактора с внутрикорпусными устройствами и с активной зоной.
Пример 2. То же, что и в примере 1, но корпусный реактор предлагается извлечь из затопленной вблизи от архипелага Новая Земля ядерной энергетической установки атомного ледокола (после подъема в выгородку на палубу подъемно-транспортного судна ядерной энергетической установки с корпусным реактором с аварийной активной зоной) с последующим размещением извлеченного корпусного реактора с аварийной активной зоной в защитный контейнер, установленный на этом судне, затем слить через штуцер защитной пробки патрубка корпуса реактора теплоноситель из внутрикорпусного пространства реактора, затем к одному из указанных штуцеров подсоединить шланг от форвакуумного насоса и произвести вакуумирование (сушку) внутрикорпусного пространства реактора, после осушения внутрикорпусного пространства реактора отсоединить форвакуумный насос от штуцера, подать через штуцер гелий и заполнить внутрикорпусное пространство реактора гелием, прекратить подачу гелия и закрыть отверстия штуцеров (заварить штуцера пробок патрубков корпуса реактора), транспортировать защитный контейнер на этом судне к мелкосидящему судну и после перегрузки на мелкосидящее судно на последнем транспортировать в защитном контейнере корпусный реактор с аварийной активной зоной к причалу на архипелаге Новая Земля, перегрузить защитной контейнер с корпусным реактором на автотрейлер, транспортировать в автотрейлере защитный контейнер с корпусным реактором к транспортной штольне, где извлечь корпусный реактор с аварийной активной зоной из защитного контейнера и перегрузить его в малогабаритный контейнер, установить малогабаритный контейнер на радиационно-защищенное автотранспортное средство, транспортировать малогабаритный контейнер на автотранспортном средстве по транспортной штольне и поместить на хранение в транспортной штольне малогабаритный контейнер с корпусом с крышкой реактора с внутрикорпусными устройствами и с аварийной активной зоной.
Пример 3. То же, что и в примере 1, но корпусный судовой реактор с активной зоной предлагается извлекать из снимаемой с эксплуатации ядерной энергетической установки с реактором, размещенным в шахте, образованной биозащитой, наземного стенда транспортировать железнодорожным (либо авто) транспортом по суше защитный контейнер с осушенным извлеченным из ядерной энергетической установки корпусным реактором к прибрежной штольне, заполнить внутрикорпусное пространство реактора с активной зоной аргоном, затем поместить на хранение в прибрежной штольне защитный контейнер с корпусным реактором с активной зоной.
Изобретение применимо при извлечении, транспортировании и хранении ядерного топлива в корпусном реакторе судов и кораблей с ядерными энергетическими установками с корпусными реакторами, в частности, со снимаемых с эксплуатации атомных подводных лодок, атомных ледоколов.
Изобретение относится к атомной энергетике атомной и атомной промышленности, касается обращения с корпусными реакторами судов и кораблей с ядерными энергетическими установками, в основном снимаемых с эксплуатации атомных подводных лодок, атомных надводных кораблей, атомных ледоколов. За счет того, что из корпусного реактора предлагается удалять теплоноситель до размещения его на хранение, до транспортирования, в частности, дополнительно его осушать до размещения на хранение, наполнять благородным инертным газом, транспортировать извлеченный из ядерной энергетической установки корпусной реактор с активной зоной на хранение в штольню и хранить реактор в прибрежной штольне, транспортной штольне, достигается углубление подкритичности активной зоны в корпусе реактора, в частности снижается возможность коррозии конструктивных элементов корпусного реактора при его хранении, обеспечивается надежная противоударная защита при хранении реактора с активной зоной, аварийной в том числе. 8 з.п.ф-лы.
US, 4483790 A, 20.11.84 | |||
JP, 57-50279 A1, 26.10.82 | |||
JP, 57-50280 A, 26.10.82 | |||
RU, 2081248 C1, 10.06.97. |
Даты
1999-05-20—Публикация
1997-09-22—Подача