Машина может использоваться как двигатель внутреннего сгорания, как компрессор, как насос для перекачки жидкостей, как пневматический двигатель для машин, приборов и инструментов, а также как двигатель и насос одновременно.
Надежность машины позволит использовать ее в качестве двигателя для создания роботов и машин, работающих в необычных условиях, например под водой, в загазованных туннелях, шахтах и других местах, при ликвидации аварий, в космосе.
При изготовлении деталей из синтетических материалов, пластмасс, резины, керамики и сплавов, стойких к воздействию кислот и щелочей, возможно применять машину для работы в агрессивных средах.
Простота конструкции и технологичность создают условия для массового серийного производства машины, в связи с чем наиболее перспективной областью ее применения является производство двигателей для автомобилей, катеров, мотоциклов, спортивных самолетов и моделей.
Известна машина /GB, патент 1110161, кл. F 01 C 11/00, 1968 г./, содержащая корпус, ось, на которой последовательно установлены рабочие органы, связанные с валом и снабженные поршнями, сопряженными с внутренней поверхностью корпуса, при этом рабочие камеры образованы рабочими органами с поршнями и осью и дополнительно образованы рабочими органами с поршнями и внутренней поверхностью корпуса, механизм распределения рабочего тела и элементы уплотнения.
Задачей является упрощение конструкции, увеличение надежности, снижение коэффициента трения.
Технический результат достигается за счет того, что машина содержит корпус с внутренней цилиндрической поверхностью, ось, на которой последовательно установлено четное количество, по меньшей мере два рабочих органа, связанных с валом. Рабочие органы машины снабжены поршнями, шарнирно связанными с ними, имеющими форму усеченного сегмента, размещенными диаметрально с возможностью качения и сопряженными с внутренней поверхностью корпуса. Рабочие камеры машины образованы рабочими органами с поршнями и осью и дополнительно образованы рабочими органами с поршнями и внутренней поверхностью корпуса. Машина содержит механизм распределения рабочего тела, выполненный в виде каналов в теле оси, в стенках подвижного кольца, установленного на ось, привод которого осуществляется с помощью зубчатых колес от вала машины, и в стенках корпуса. Машина содержит элементы уплотнения рабочих камер, установленные в стенках поршней и рабочих органов.
На фиг. 1-4 последовательно показан рабочий цикл/впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск/машины, работающий как ДВС и имеющий цилиндрическую форму корпуса.
На фиг.5 показано последовательное размещение на оси двух рабочих органов с корпусами цилиндрической формы.
На фиг. 6-19 показаны частные случаи конструкции машины:
- на фиг. 6 изображено поперечное сечение машины с овальной внутренней поверхностью корпуса;
- на фиг. 7 изображено продольное сечение машины с овальной внутренней поверхностью корпуса;
- на фиг.8 - поршни рабочего органа, находящиеся в нижней мертвой точке;
- на фиг. 9 - поршни рабочего органа, находящиеся в верхней мертвой точке.
На фиг. 10 - начало рабочего цикла машины /работающей в качестве ДВС/, впуск рабочей смеси.
На фиг. 11 - сжатие рабочей смеси.
На фиг. 12 - рабочий ход/воспламенение и сгорание рабочей смеси/.
На фиг. 13 - выпуск.
На фиг. 14 и 15 показан рабочий орган с установленными в нем лопатками.
На фиг. 16 - машина с расположенными на одной оси двумя рабочими органами и корпусами, повернутыми относительно друг друга на 90o.
На фиг. 17 - машина с рабочими органами, имеющими по четыре поршня.
На фиг. 18 и 19 - рабочий орган с поршнями, имеющими форму тороида /части тороида/.
Машина содержит корпус 1 с внутренней цилиндрической поверхностью, неподвижную ось 4, на которой последовательно установлено четное количество, по меньшей мере два рабочих органа 2, связанных с валом 5. Рабочие органы машины снабжены поршнями 3, шарнирно связанными с ними и имеющими форму усеченного сегмента. В случае применения машины в качестве ДВС каждый рабочий орган имеет один поршень, но т.к. машина имеет четное число рабочих органов, поршень каждого рабочего органа относительно поршня другого рабочего органа размещен диаметрально /для уравновешивания инерционных нагрузок, возникающих при работе машины/. Рабочие органы размещены с возможностью качения и сопряжены с внутренней поверхностью корпуса. На ось устанавливается кольцо 8 с окном для распределения рабочей смеси /рабочего тела/. Кольцо не связано с корпусом и рабочим органом и вращается в два раза медленнее рабочего органа. Привод кольца осуществляется с помощью зубчатых колес от вала машины. В случае применения машины с цилиндрическим корпусом не в качестве ДВС, а, например, в качестве компрессора и пневмодвигателя или как пневмодвигатель и насос одновременно, установка кольца на ось не требуется и в этом случае каждый рабочий орган может содержать два /и более/ диаметрально расположенных поршня, а окно впускного канала делается больших размеров для более полного наполнения рабочей камеры.
Машина содержит две торцевые крышки 6,7. Ось соединена с корпусом с помощью торцевой крышки 7. Внутри оси выполнены впускной и выпускной каналы. Рабочие камеры машины образованы рабочими органами с поршнями и осью и дополнительно образованы рабочими органами с поршнями и внутренней поверхностью корпуса.
Для снижения потерь на трение в вершинах поршней и в стенках поршней, скользящих по стенкам рабочего органа /при качении/ могут быть установлены ролики на подшипниках, вкладышах или втулках. Элементы уплотнения установлены в стенках поршней и рабочего органа. Для воспламенения рабочей смеси /при использовании машины в качестве ДВС/ свечи /или форсунки/ могут быть установлены внутри оси или в торцовых крышках. Поскольку детали машины не имеют сложной формы /конфигурации/, то для их изготовления не требуется специального оборудования, для обработки поверхностей деталей могут применяться обычные токарные, расточные, шлифовальные и другие станки.
Смазка трущихся поверхностей машины осуществляется по каналам, выполненным в корпусах деталей. Для эффективного охлаждения корпус машины может выполняться с жидкостной рубашкой охлаждения.
В частных случаях, представленных на фиг.6-19, внутренняя поверхность корпуса может иметь овальную форму /форму двух сопряженных цилиндров/, и корпус может быть изготовлен из цилиндра, разрезанного на две части, которые соединены между собой посредством вставки /фиг.6-19/. Поршни могут иметь форму тороида / части тороида/ /фиг.18,19/ или тарельчатую форму, в теле рабочего органа между поршнями могут быть установлены лопатки (фиг. 14, 15). На оси может быть установлено два рабочих органа с корпусами, повернутыми относительно друг друга на 90o /фиг.16, 17/, три рабочих органа, последовательно размещенных на оси и повернутых относительно друг друга на 60 , четыре и более рабочих органа. Для обеспечения постоянного сопряжения поршней с внутренней поверхностью корпуса последние могут быть подпружинены или установлены на торсионных осях.
Работа машины осуществляется следующим образом. Качающиеся поршни при вращении рабочего органа образуют рабочие камеры, в которых происходят рабочие процессы.
В камерах, образованных осью и рабочим органом с поршнями, за два оборота рабочего органа /в случае, если внутренняя поверхность выполнена цилиндрической/ происходит четырехтактный цикл, а именно впуск и сжатие рабочей смеси, рабочий ход и выпуск выхлопных газов. В случае, если внутренняя поверхность выполнена овальной, указанный цикл происходит за один оборот рабочего органа. Рабочие камеры, образованные рабочим органом с поршнями и внутренней поверхностью корпуса, используются для нагнетания воздуха, газа, рабочей смеси в камеры под поршнем, при этом в них улучшается наполнение смесью и охлаждаются поршни, рабочий орган и корпус. Рабочие камеры между рабочим органом с поршнем и внутренней поверхностью корпуса могут использоваться для перекачки жидкостей и газов, в этом случае машина может работать как двигатель и насос одновременно. При использовании машины в качестве пневмодвигателя и насоса одновременно ось имеет два впускных и два выпускных канала.
При работе машины в режиме компрессора в рабочих камерах под поршнем происходит впуск, сжатие, выпуск, при этом привод рабочего органа осуществляется посредством вала, соединенного с ним.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2180402C2 |
ДВУХОСЕВОЙ РОТОРНО-КАМЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДоРК ДВС) | 2010 |
|
RU2451801C2 |
ОБРАТИМЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ И МАШИНА ОБЪЕМНОГО ВЫТЕСНЕНИЯ НА ЕГО ОСНОВЕ | 1996 |
|
RU2133833C1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2044893C1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2020 |
|
RU2776606C2 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2017 |
|
RU2753705C2 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2087728C1 |
МАШИНА И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА ЕЕ ОСНОВЕ | 2013 |
|
RU2565347C2 |
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ОБЪЕМНАЯ МАШИНА, ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ ТАКОЙ МЕХАНИЗМ | 2010 |
|
RU2494260C2 |
Двигатель внутреннего сгорания "НОРМАС" N 35 | 2020 |
|
RU2725741C1 |
Машина может использоваться как двигатель внутреннего сгорания, как компрессор, как насос и как двигатель и насос одновременно на транспорте и в роботостроении. В цилиндрическом корпусе /1/ на оси /4/ установлено четное количество, по меньшей мере два рабочих органа /2/, связанных с валом. Рабочие органы снабжены поршнями /3/, имеющими форму усеченного сегмента. Рабочие камеры образованы рабочими органами с поршнями и осью и дополнительно образованы рабочими органами с поршнями и внутренней поверхностью корпуса. На оси устанавливается кольцо /8/. Конструкция проста в изготовлении и надежна. 4 з.п. ф-лы, 19 ил.
GB 1110161 A, 1968 | |||
RU 94008407 A1, 1995 | |||
Роторный двигатель внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU1017803A1 |
Гидравлический двигатель | 1972 |
|
SU900044A1 |
US 3960116 A, 1976 | |||
Цифровой пиковый детектор | 1986 |
|
SU1386925A1 |
Авторы
Даты
1999-10-27—Публикация
1997-08-11—Подача