Изобретение относится к медицине, в частности к физиологии, пульмонологии и педиатрии. Посвящено лечению больных бронхиальной астмой с помощью дыхательного тренажера, т. е. устройства с биологической обратной связью, используемого как вариант биологической игры для саморегуляции нарушенного дыхания.
Известен способ волевой регуляции дыхания у больных бронхиальной астмой (К. П.Бутейко), который достигается путем поверхностного медленного дыхания, контролируя эффективность задержками на выдохе. Однако в приступном периоде астмы, особенно при ее тяжелом течении, изменение ритма дыхания и задержки на выдохе физиологически нереальны. Обучение волевой регуляции дыхания занимает длительное время и требует профессиональных затрат, а попытка регуляции отдельных фаз дыхательного цикла указанным способом без тренажера еще больше осложнит решение задачи. Методика не лишена побочных эффектов: нарастающая гипоксия, общая интоксикация с нервным возбуждением, озноб, лихорадка, головные боли, миалгии, гиперсекреция с выделением обильной мокроты, в отдельных случаях развитие ателектазов (Исаева Л.А. и Силуянова В.А., Андреева Е.И., Анохин М.Н., Туритова Л.В., Фролова А.В., Эрдес С.И., 1986). Способ Бутейко К. П. взят в качестве прототипа.
В связи с этим Исаева Л.А. с соавт. (1986) предложила методику, заключающуюся в специальных упражнениях ЛФК, при которой больной дышит через нос, поверхностно, избегая глубоких вдохов и выдохов. Длительность обучения в стационаре 2-4 недели, причем время на процедуру затрачивается до 30-40 мин. Эффект закрепляется при повторении процедуры 3-4 раза в день, что утомляет пациента и требует присутствие методиста. Методика требует продолжение обучения и после выписки из стационара. Изменение ритма дыхания с использованием капнографа и монитора сердечно-сосудистой деятельности обеспечивает высокую научную информацию, но больной в силу своих знаний не вполне (особенно дети дошкольного и младшего школьного возраста) подготовлены использовать результаты исследования с целью саморегуляции дыхания, не считаясь с технической доступностью.
Необходимым условием при всех методах волевого управления дыхания является внушение, но не все пациенты внушаемы, и возможно оно не безразлично для психологии ребенка.
Целью предлагаемого способа является произвольная регуляция дыхания в пределах заданного времени с учетом возрастных возможностей. Для осуществления способа использован аппарат - электронный зрительно-слуховой регулятор дыхания, обеспечивающий измерение реальной длительности смежных временных интервалов, которые определятся моментами переключения дыхательного датчика, фиксируемого на пациенте, визуальную индикацию реальной длительности временных интервалов в виде перемещающегося светового пятна (мячика), аналоговую двухтональную звуковую индикацию реальной длительности временных интервалов, цифровую индикацию длительности временных интервалов двухразрядным десятичным кодом. Измерение длительности временных интервалов обеспечивается в пределах 9 с (т.е. может быть задан временной режим вдоха, или выдоха, или дыхательного цикла в пределах до 9 с).
Прежде чем начать процесс регуляции дыхания необходимо заинтересовать пациента в произвольной регуляции дыхания, по возможности создать спортивную ситуацию, предварительно научив его правильно ориентироваться в функциональных обозначениях передней панели аппарата.
В табл. 1 приведены интервалы, задаваемые для регуляции дыхания с учетом возрастных возможностей ребенка (режимы отличаются известной условностью, т. к. каждому ребенку свойственны свои пределы произвольной регуляции дыхания).
Способ произвольной регуляции осуществляется следующим образом:
1. Установить временной интервал, соответствующий возрасту и состоянию больного в момент исследования.
2. Ознакомить пациента с временным режимом для регуляции дыхания и поставить перед ним конкретную задачу.
3. После овладения пациента методикой произвольной регуляции дыхания, что диагностируется по устойчивости совпадений результатов с задаваемым режимом регуляции, приступают к регистрации результатов.
4. В зависимости от поставленной цели, в частности, регулируется дыхательный цикл или его фазы, в протокол заносятся от 60 до 100 дыхательных циклов (совпадение с заданным временным интервалом отмечается как +, неудача как -).
5. По окончании исследования результаты оцениваются по уровню произвольной регуляции дыхания (УПРД): где n - количество совпадений ритма дыхания с задаваемым временным режимом. Например: мальчику 8 лет, заданный временной режим регуляции фазы вдоха 3 с, совпадений ритма с заданным 48 из 60 дыхательных циклов.
При этом
Оценка полученных результатов исследования: физиологический уровень (ФУПРД) соответствует совпадению результатов регуляции дыхания с заданным временем в пределах 80-100%, средний уровень (СУПРД) - 60-79%, низкий уровень (НУПРД) - 40-59%, очень низкий (ОНУПРД) - предел регуляции дыхания ниже 40%.
Идея раздельной произвольной регуляции дыхания основана на понятии дыхательного центра, наличия в нем инспираторных и экспираторных зон и пневмотаксического центра. По распространенной гипотезе последний получает импульсы из инспираторного центра и посылает импульсы, которые подобно импульсам рецепторов растяжения легких возбуждают экспираторные нейроны и тормозят инспираторные (Pits, 1946). Таким образом, пневмотаксический центр способствует смене вдоха выдохом (Сергиевский М.В., Меркулов Н.А., Габдрахманов Р.Ш., Якунин В.Е., Сергеев О.С., 1975, Бреслав И.О., Глебовский В.Д., 1981 и др).
Всего обследовано 66 больных бронхиальной астмой в возрасте от 6 до 14 лет. Из них у 48 детей диагностирована атопическая форма астмы, у 10 инфекционно-аллергическая и у 8 смешанная форма болезни. Исследования проведены в межприступном периоде бронхиальной астмы в условиях горно-климатического санатория верхний "ГУНИБ".
Выделены 3 группы больных: первая - 23 ребенка с посленагрузочным бронхоспазмом (проба И.С.Ширяевой), вторая - 29 детей, которые не реагировали на физическую нагрузку или нагрузка вызывала улучшение показателей бронхиальной проходимости, третья группа - 15 больных, которые проводили лечебную произвольную регуляцию дыхания ежедневно (в отличие от предыдущих групп, проводивших регуляцию дыхания в начале и в конце курса санаторно-курортного лечения).
Дети, больные бронхиальной астмой, независимо от характера наблюдения получали лечебно-реабилитационный комплекс в виде утренней лечебной гимнастики, малого туризма, закаливающих процедур. По показаниям им проводили санацию хронических очагов инфекции и лечение активного воспалительного процесса органов дыхания. За исключением одного ребенка с зависимостью от кортикостероидов и адреномиметиков дети, больные астмой, не получали общепринятых бронхоспазмолитиков.
Контроль за бронхиальной проходимостью осуществляли пневмотахометром (ПТМ), проходимостью носа и бронхов - ринопневмотахометром (РПТМ), длительность фазы вдоха и фазы выдоха за минуту регистрировали по показаниям ЗСРД-Э.
В табл. 2 приводятся результаты произвольной регуляции вдоха и дыхательного цикла. Производился учет времени на исследование, по которому определяли не только исходную частоту дыхательных движений, но и степень урежения их при произвольной регуляции дыхания (УПРД). По этим показателям вычисляли отношение исходной частоты дыхания к произвольно регулируемой (коэффициент регулируемости дыхания КРД).
В результате санаторно-курортного лечения достоверно снизилась частота дыхания в минуту, выросли показатели бронхиальной проходимости и проходимости носа в первой группе детей (с исходно низкими показателями по сравнению со второй группой), независимо от групп наблюдения значительно (с высокой степенью достоверности) возрос уровень произвольной регуляции дыхания (коэффициент регулируемости дыхания достиг от 1,7 до 2,0).
Длительный период между исследованиями позволил нам избежать помех, связанных с тренировочным эффектом на произвольную регуляцию дыхания.
Произвольная регуляции вдоха проходила более гладко по сравнению с произвольной регуляцией дыхательного цикла, особенно у детей младшего школьного возраста, что доказывает незрелость центральной регуляции дыхательного акта в указанном возрасте.
Направленность сдвигов в кардио-респираторной системе у детей 3 группы идентична с предыдущими группами, но существенно отличалась от них.
У детей тренировочной группы мы не наблюдали обострения заболевания, дискомфорта, связанного с произвольной регуляцией дыхания, при максимальных пределах регуляции дыхания до 3 дыханий в минуту. Дети проявляли исключительный интерес к саморегуляции дыхания, а результат своей деятельности узнавали сразу по прекращении времени регуляции дыхания.
В результате регуляции дыхания отмечается достоверное урежение сердцебиения, дыхания и улучшение бронхиальной проходимости. Как видно, полученные результаты регуляции дыхания свидетельствуют о возможности раздельной регуляции дыхательного цикла и ее фаз, а также о саморугулирующем (функции жизненно важных органов) эффекте метода воздействия со значительной экономией времени и технической перспективой.
В обеих группах дети были подобраны одинакового возраста.
Источники информации
Метод Бутейко: Опыт внедрения в медицинскую практику. Сборник / Сост. К. П. Бутейко - М.: Патриот, 1990 - прототип.
Изобретение относится к медицине, а именно к пульмонологии, педиатрии. Целью изобретения является обеспечение произвольной регуляции дыхания в пределах заданного ритма. На грудной клетке или в верхней части живота фиксируют датчик дыханий. Датчик подключают к зрительно-слуховому регулятору дыхания (ЗСРД). ЗСРД обеспечивает звуковую и визуальную индикацию реальной длительности времени вдоха и выдоха, позволяет регулировать временные режимы дыхательного цикла. Способ обеспечивает произвольную регуляцию дыхания в пределах заданного ритма. 3 табл.
Способ произвольной регуляции дыхания у больных бронхиальной астмой, включающий изменение фазы вдоха или выдоха или дыхательного цикла, отличающийся тем, что на верхней части живота или на грудной клетке фиксируют датчик дыхания, который подключают к электронному зрительно-слуховому регулятору дыхания, на котором выставляют временные режимы с учетом возраста и тяжести состояния больного и который обеспечивает визуальную и звуковую индикацию реальной длительности временных режимов, дыхательного цикла, а регуляцию дыхания осуществляют, оценивая количество совпадений ритма дыхания с задаваемыми временными режимами.
Метод Бутейко | |||
Опыт внедрения в медицинскую практику | |||
Составитель Бутейко К.П | |||
- М.: Патриот, 1990. |
Авторы
Даты
1999-11-20—Публикация
1996-06-25—Подача