Изобретение относится к техническим средствам обучения - тренажерам, в частности, к устройствам для обучения операторов промыслового флота.
Известен способ имитации рыбного косяка, в котором косяк отображен на мониторе в виде монолитной геометрической фигуры, направление и скорость движения которой задаются по команде оператора (Рыбный тренажер FS 304 норвежской фирмы NORCONTROL. Instructor's Manual, раздел 4, стр. 14, 18).
Недостаток известного способа заключается в том, что он не отображает полной картины реакции косяка на раздражители, как это происходит в реальных условиях, так как вектор перемещения, в силу технических возможностей, задается оператором без учета реальной промысловой обстановки.
Задача изобретения - создание реальной картины поведения объекта лова (рыбного косяка) в промысловой обстановке, отображенной на мониторе тренажера для обеспечения высокого процента улова.
Задача решается тем, что объект лова (рыбный косяк), отображенный на экране монитора в виде геометрической фигуры, дифференцируют на множество геометрических фигур, равных по величине и по форме, снабжают приемником сигнала от раздражителей, подают сигнал от раздражителей к каждой дифференцированной части, концентрируют рыб вокруг раздражителей и формируют рыбный косяк, моделируя реальные условия промысла.
При этом раздражителем является световой поток от источников промыслового освещения, расположенных по периметру судна и над палубой.
Технический результат достигается изменением напряжения на источниках света.
Изменяя напряжение на источниках света, изменяют световой поток, что определяет реакцию рыбы на раздражитель и заставляет ее двигаться в сторону повышенной освещенности.
Это, в свою очередь, повышает степень реальности отраженного на экране монитора поведения рыбного косяка.
Кроме того, особенность способа заключается в том, что для получения полной картины промысловой обстановки на мониторе задается температурный водный режим, так как именно от температуры воды в большой степени зависит местонахождение рыбы.
Отличие заявляемого способа от известного состоит в том, что при моделировании рыбного косяка, геометрическую фигуру имитируемого косяка дифференцируют на множество самостоятельных геометрических фигур (рыб), равных по величине и по форме, и самостоятельно реагирующих на физические раздражители: фон естественной и искусственной освещенности, температуру воды. Это позволяет получить реальную картину поведения рыбного косяка в промысловых условиях, что существенно повышает эффективность обучения оператора.
Способ осуществляется следующим образом.
Начальные условия тренинга задаются оператором-преподавателем, который вводит в ЭВМ сигналы, определяющие условия промысла и параметры, после чего на мониторе появляется изображение скопления рыб-приемников сигнала от раздражителей и обучаемый приступает к формированию косяка. Включением промыслового освещения (раздражителя) подают сигнал на приемник сигнала от раздражителя (рыбу) и, в зависимости от мощности сигнала (напряжения), от длительности его подачи и заданного режима рыбы концентрируются вокруг источников освещения, расположенных по периметру судна и над палубой.
На каждый момент времени рыбы, разбросанные по всему экрану, движутся к ближайшему раздражителю в силу того, что приемник сигнала стремится к уменьшению расстояния до раздражителя за счет возрастания мощности сигнала от раздражителя.
Таким образом, все рыбы располагаются равномерно в зоне действия раздражителей, то есть вокруг судна, причем рыбы постоянно находятся в движении (что предусмотрено программным обеспечением для приближения поведения имитируемого косяка к реальным условиям).
За счет инерционности системы рыбы могут проскакивать зону действия раздражителей, но так как рыба по условиям стремится к сокращению расстояния до раздражителя, то она вновь возвращается к месту максимального приближения к раздражителю.
За счет этого наблюдается картина постоянно движущихся с разной скоростью и в разном направлении особей объекта лова.
Картина движения усиливается за счет отражения, наложения, усиления и ослабления сигналов, наводимых от соседних особей (приемников).
После того как рыбы сконцентрировались в зоне действия раздражителей, то есть вокруг судна, приступают к облову.
Для этого начинают поочередно отключать источники освещения (люстры), подводя косяк к ловушке. Сначала последовательно отключают люстры, расположенные на максимальном удалении от ловушки, чтобы рыба, стремясь к раздражителю, приближалась к зоне облова. Последними выключают светильники, расположенные максимально близко к ловушке, что приводит к тому, что рыба оказывается в зоне действия ловушки, затем включают выключатель ловушки и рыба, расположенная в зоне ловушки считается обловленной, а рыба, расположенная вне ловушки, потерянной.
Результаты облова высвечиваются на мониторе тренажера в виде цифрового значения процента облова.
Пример 1.
Условия:
полная луна,
видимость - "ясно",
напряжение - 230 В,
объект лова - сайра,
косяк - рассеянный,
температура воды - +14oC.
После ввода заданного режима и появления на мониторе изображения скоплений рыб, обучаемый начинает условный облов, для чего он поочередно включает люстры при заданном напряжении.
Световой поток от люстр (сигнал) поступает на приемник сигнала (рыбу) и рыба начинает двигаться к раздражителю. Обучаемый следит за формированием рыбного косяка.
По истечении времени, когда рыба сконцентрировалась в зоне действия раздражителей, то есть вокруг судна, приступают к облову, для чего начинают поочередно отключать люстры и рыба, стремясь к раздражителю, плотнее концентрируется в зоне облова, подходя к ловушке.
После этого выключают светильники, максимально удаленные от ловушки, что приводит к тому, что рыба оказывается в зоне действия ловушки. Последними отключают люстры, расположенные вблизи ловушки.
Затем включают тумблер ловушки и та рыба, которая оказалась в зоне ловушки, считается обловленной, а рыба, находящаяся вне ловушки - потерянной.
Результаты облова высвечиваются на мониторе тренажера.
При заданном режиме максимально возможный результат улова - 90%.
Пример 2.
Проводят по примеру 1, но условия промысловой обстановки следующие:
Облачность, безлуние,
напряжение - 220 В,
косяк сконцентрирован, активен.
Облов ведут аналогично примеру 1. При завершении работы, максимальный процент улова - 90%.
Пример 3.
Проводят по примеру 1, но рыбный косяк рассеян на большой площади. Так как размер экрана ограничен, площадь рассеяния косяка условно принимается большей размеров экрана. В этом случае, дополнительно к имеющимся, вводят высоко расположенные источники света - гирлянду - способную собрать рыбу с большой площади.
Так как расстояние от крайних рыбных особей значительно и визуально не может быть адекватно оценено, вводится временной таймер, который требует выдержки времени работы дополнительного источника освещения - гирлянды в течение 20 минут, необходимых для преодоления этого расстояния.
Если оператор нарушает требуемый временной режим - происходят потери улова.
При выполнении всех условий режима и при оперативной работе, улов составляет 90%.
Пример 4.
Проводят по примеру 1, но для полного моделирования реальных условий лова изменяют температурный режим, задают температуру воды - +18oC.
Так как заданная температура считается повышенной для объектов лова, рыба ведет себя активно, быстро приходит в зону облова и также быстро ее покидает.
Обучаемый уменьшает напряжение на регуляторах, моментально выключает люстры при приближении рыбы к ловушке, так как при задержке выключения люстр количество рыбы, находящейся в зоне ловушки быстро уменьшается и, в результате, условный улов значительно снижается.
При правильном действии обучаемого улов составляет 45%, что для данных реальных условий промысла считается положительным результатом.
Таким образом, имитация рыбного косяка в обучающем тренажере максимально приближается к условиям реального промысла.
Преимущество способа состоит в том, что последовательность операций данного способа успешно можно применять в настоящих условиях промысла, при лове рыбы, положительно реагирующей на свет.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИМИТАЦИИ ЛОВА КАЛЬМАРА В ОБУЧАЮЩЕМ ТРЕНАЖЕРЕ | 2000 |
|
RU2173891C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПРОМЫСЛА РЫБЫ | 1998 |
|
RU2147769C1 |
СПОСОБ ИМИТАЦИИ ПОИСКА ПРОМЫСЛОВОГО ОБЪЕКТА ЛОВА В ОБУЧАЮЩЕМ ТРЕНАЖЕРЕ | 2011 |
|
RU2473131C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ | 1999 |
|
RU2170012C1 |
СПОСОБ ЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ | 1999 |
|
RU2170013C1 |
ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПОИСКА И ОБЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО РЕАГИРУЮЩИХ НА СВЕТ | 2009 |
|
RU2436168C2 |
СПОСОБ ЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ | 2009 |
|
RU2406300C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА МОРСКИХ ОРГАНИЗМОВ | 1998 |
|
RU2130718C1 |
Способ лова рыбы и морских беспозвоночных | 2016 |
|
RU2627567C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОМЫСЛОВОГО ОСВЕЩЕНИЯ | 2013 |
|
RU2554979C1 |
Изобретение относится к техническим средствам обучения-тренажерам, в частности к тренажерам для обучения операторов промыслового флота. Способ имитации рыбного косяка в обучающем тренажере заключается в том, что объект лова (рыбный косяк), отображенный на экране монитора, дифференцируется на множество геометрических фигур, равных по величине и по форме, и снабжается приемником сигнала от раздражителей (люстр). После получения сигнала в виде светового потока каждая дифференцируемая фигура самостоятельно движется в направлении световых раздражителей, что позволяет максимально близко к реальным условиям моделировать образование рыбного косяка. Задавая различные режимы промысловой обстановки (погодные условия, температуру воды, скопление рыбы), данным способом возможно моделирование поведения рыбного косяка, близкого к поведению в реальных условиях. Таким образом, навыки, полученные при моделировании рыбного косяка в тренажере, применимы в реальных условиях при лове рыбы, положительно реагирующей на свет. 2 з.п.ф-лы.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
0 |
|
SU152635A1 | |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU 9020501 A, 30.01.82 | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
JP 98114368 A, 13.02.89. |
Авторы
Даты
1999-12-27—Публикация
1998-07-23—Подача