УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕОСТАТНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ Российский патент 2000 года по МПК B60L7/04 H02P3/12 

Описание патента на изобретение RU2148506C1

Изобретение относится к электромеханике и предназначено для тяговых приводов электрического транспорта с тяговыми электродвигателями постоянного тока, в которых используется электрическое торможение. Особенно рекомендуется в тех случаях, когда требуется обеспечить электрическое торможение транспортного средства до полной его остановки, например при движении такого транспортного средства с частыми остановками, что имеет место в городском электротранспорте и в пригородном сообщении.

Известно и широко применяется устройство для реостатного торможения электродвигателя последовательного возбуждения, содержащее регулируемый резистор, подключенный к выводам обмоток двигателя. По мере снижения скорости и соответственно ЭДС двигателя в генераторном режиме уменьшают сопротивление этого резистора и тем самым поддерживают заданные значения тормозного тока и тормозной силы [1, стр. 144-152].

Недостаток этого устройства связан с тем, что в существующих приводах, где оно используется, регулируемый резистор выполняется ступенчатым и из-за жесткости характеристик устройства на низких скоростях при выводе ступеней регулируемого резистора броски тока превышают допустимые по условиям продольной динамики значения.

Кроме того, в такой системе нельзя сохранить тормозную силу до полной остановки, так как даже при полностью выведенном регулируемом резисторе ЭДС двигателя настолько мала, что не обеспечивает необходимые тормозной ток и тормозную силу.

Указанные недостатки частично устранены в устройстве, которое содержит регулируемый резистор, подключенный последовательно между одним из выводов двигателя и питающей сетью высокого напряжения. При этом обмотки двигателя включены так, что ток в якоре двигателя направлен встречно току в обмотке возбуждения. В такой системе тормозной ток и тормозная сила сохраняются до полной остановки двигателя [1, стр. 155-156]. Такое устройство является наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту. Оно и взято за прототип.

Недостаток прототипа состоит в том, что устройство для остановочного электрического торможения двигателя подключается непосредственно к питающей сети высокого напряжения и в процессе торможения из сети потребляется значительная мощность, равная произведению тормозного тока на напряжение сети.

Данный недостаток устраняется в предложенном устройстве благодаря тому, что в качестве источника электрического напряжения используется не высоковольтная питающая сеть, а низковольтный источник.

Техническим результатом является осуществление электрического торможения транспортного средства до полной его остановки и снижение расхода электроэнергии за время торможения по сравнению с прототипом в несколько раз.

Технический результат достигается в предложенном устройстве за счет того, что между одним из выводов регулируемого резистора и соответствующим выводом обмоток двигателя включены соединенные согласно-параллельно низковольтный регулируемый источник электрического напряжения постоянного тока и диод, исключающий провал тормозного тока (тормозной силы) при переключении системы из одного вида электрического торможения в другой, а также блокирующий возможность перехода системы в двигательный режим после полной остановки транспортного средства.

Существенные признаки предложения: наличие регулируемого источника напряжения постоянного тока и соединенный с ним согласно-параллельно диод.

Сущность предложения показана на конкретном примере его исполнения, представленном на чертеже, где на фиг. 1 показана принципиальная электрическая схема устройства, а на фиг. 2 - его характеристики "скорость-ток".

Предложенное устройство (фиг. 1) содержит тяговый электродвигатель 1 с якорной обмоткой 2 и обмоткой возбуждения 3, соединенными последовательно. Электродвигатель 1 включен в контур, содержащий регулируемый резистор 4 и низковольтный источник электропитания 5, шунтированный диодом 6. В качестве источника 5 может быть использован, например, управляемый выпрямитель, подключенный входными клеммами к сети переменного трехфазного тока 7 (A, B, C), предназначенной для питания собственных нужд транспортного средства.

Устройство работает следующим образом. В начале торможения на высокой скорости тормозной ток протекает по цепи: якорь двигателя 2 - полностью введенный регулируемый резистор 4 - диод 6 - обмотка возбуждения двигателя 3 (фиг. 1).

По мере снижения скорости транспортного средства под действием автоматики производится вывод ступеней регулируемого резистора 4 при токе Imin (фиг. 2). При скорости, на которой вывод очередной ступени регулируемого резистора 4 приведет к значительному броску тока, превышающему Imax, вместо дотормаживания пневматическим тормозом, применяемым в существующих приводах, включается низковольтный источник электропитания 5. Начинает повышаться напряжение на его выходе, а диод 6 запирается обратным напряжением источника 5. Тормозной ток протекает по цепи: якорь двигателя 2 - регулируемый резистор 4 - низковольтный источник электропитания 5 - обмотка возбуждения двигателя 3. Выходное напряжение источника 5 изменяется так, что по мере снижения скорости и соответственно ЭДС двигателя, ток в цепи поддерживается постоянным, равным заданному значению Iзад.

В момент полной остановки двигателя источник 5 выключается, а диод 6 блокирует возможность протекания тока в обратном направлении и перехода системы в двигательный режим. Таким образом достигается плавное электрическое торможение до полной остановки транспортного средства.

Источник информации
1. Теория электрической тяги / В.Е. Розенфельд, И.П. Исаев, Н.Н. Сидоров, М.И. Озеров; Под ред. И.П. Исаева.- М.: Транспорт, 1995. - 294 с.

Похожие патенты RU2148506C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 1995
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
RU2076445C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2004
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Шатнев Олег Игоревич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2268172C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕКУПЕРАТИВНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Антипов В.А.
  • Буткевич Х.Ю.
  • Ляпустин В.Н.
  • Озембловский А.Ч.
  • Феоктистов В.П.
  • Чумоватов А.И.
RU2062714C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2008
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2376161C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Доценко А.П.
  • Лиепа М.А.
  • Пацановский В.П.
  • Сребный Ю.Л.
  • Феоктистов В.П.
  • Чаусов О.Г.
RU2006171C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2004
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
  • Евстафьев А.М.
RU2262456C1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2006
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2332315C1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2003
  • Мазнев А.С.
  • Евстафьев А.М.
RU2260519C2
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2003
  • Мазнев А.С.
  • Евстафьев А.М.
RU2246412C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2004
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2268171C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 148 506 C1

Реферат патента 2000 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕОСТАТНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

Изобретение относится к электромеханике и предназначено для тяговых приводов электрического транспорта с тяговыми электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения, в которых используется электрическое торможение. Техническим результатом является плавное электрическое торможение до полной остановки транспортного средства. Сущность изобретения состоит в том, что между одним из выводов резистора, подключенного последовательно с двигателем, и соответствующим выводом обмоток этого двигателя включены соединенные согласно-параллельно регулируемый источник электрического напряжения постоянного тока и диод. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 148 506 C1

Устройство для реостатного торможения тягового электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее регулируемый резистор, подключенный к выводам обмоток двигателя, источник электрического напряжения постоянного тока, отличающееся тем, что в него дополнительно включен диод, соединенный последовательно с резистором и согласно-параллельно с регулируемым источником электрического напряжения постоянного тока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148506C1

РОЗЕНФЕЛЬД В.Е
и др
Теория электрической тяги
/ Под ред.Исаева И.П
- М.: Транспорт, 1995, с.155 - 156
РОЗЕНФЕЛЬД В.Е
и др
Теория электрической тяги
/ Под ред.Исаева И.П
- М.: Транспорт, 1995, с.144 - 152
JP 61073501 A, 15.04.1986
JP 57091601 A, 07.06.1982.

RU 2 148 506 C1

Авторы

Амелин В.М.

Иньков Ю.М.

Озеров М.И.

Ротанов В.Н.

Чекмарев А.Е.

Шур Я.И.

Даты

2000-05-10Публикация

1999-04-23Подача