Изобретение относится к космической технике, конкретно к бортовым системам вентиляции долговременных орбитальных станций (ОС).
Известна система вентиляции служебного модуля (СМ) орбитальной станции "Салют-4" (см. газета "Правда", 1975 г., N 35 (20639), статья "Три недели на орбите"), состоящего из жилой и приборной зон, разделенных жесткими воздухонепроницаемыми перегородками, переходного отсека (ПхО) и переходной камеры (ПрК), содержащая бортовые кондиционеры (БК) со встроенными в них двумя вентиляторами. БК расположены по левому и правому бортам СМ в приборной зоне со стороны примыкания к ней ПхО, при этом вход каждого БК сообщен с полостью приборной зоны, а выход - через вентиляционную решетку - с полостью жилой зоны.
По объему жилой и приборной зон расположены вентиляторы, которые совместно с вентиляторами БК создают целенаправленную вентиляцию воздуха в СМ. Часть вентиляторов, расположенных в приборной зоне, установлена на выходе из воздушных радиаторов газожидкостных теплообменников (ГЖТ), включенных в гидравлические контуры системы терморегулирования (СТР) орбитальной станции. Выход воздуха из жилой зоны в приборную зону осуществляется через воздухозаборные люки с пылезащитными фильтрами, которые расположены в жилой зоне со стороны ПрК, т.е. места расположения БК и воздухозаборных люков находятся на противоположных концах жилой зоны.
Известна также система вентиляции СМ орбитальной станции "Салют-6" (см. журнал "Наука и жизнь", 1981 г., статья "Станция "Салют-6": дом, лаборатория, машина". Ю.Семенов, Л.Горшков), выбранная в качестве прототипа.
Система вентиляции СМ ОС "Салют-6", состоящего из жилой и приборной зон, разделенных по бортам по всей длине жесткими воздухонепроницаемыми перегородками, ПхО и ПрК, содержит два БК со встроенными в каждый из них двумя вентиляторами. БК расположены в приборной зоне со стороны ПхО по бортам. Вход каждого БК сообщен с полостью приборной зоны, а выход - через вентиляционную решетку - с полостью жилой зоны. По длине жилой и приборной зон установлены вентиляторы, при этом часть вентиляторов, расположенных в приборной зоне, установленa на выходе воздуха из воздушных радиаторов ГЖТ, включенных в гидравлические контуры СТР. В конце жилой зоны, противоположном месту установки БК, расположены воздухозаборные люки с пылезащитными фильтрами.
Аналог и прототип имеют следующие общие недостатки:
- не обеспечивают надежной вентиляции с требуемыми скоростями воздушных потоков в приборной зоне рабочего отсека, что приводит к нарушению там теплового режима аппаратуры; это связано с несанкционированным размещением членами экипажей различных бытовых предметов и отработавшей свой ресурс аппаратуры в приборной зоне, и от этого удаления из жилой зоны за панели интерьера - воздухонепроницаемые перегородки, разделяющие жилую и приборную зоны, - не нужных в данное время предметов невозможно избавиться, так как это человеческий фактор и он всегда будет иметь место;
- не гарантируют обдува теплонапряженной аппаратуры потоками воздуха с требуемым уровнем скоростей и температур как из-за вышеупомянутых причин, так и из-за того, что при открытиях панелей, воздухонепроницаемых перегородок для удаления предметов в приборную зону и последующих их закрытиях может быть нарушена герметичность в местах стыков панелей, и может привести к образованию локальных контуров циркуляции воздуха по линии наименьшего гидравлического сопротивления из приборной зоны в жилую и обратно и как следствие к снижению скоростей потоков воздуха или образованию застойных областей, что приводит к нарушению теплового режима работы этой аппаратуры и преждевременному ее отказу;
- требуют для обеспечения вентиляции приборной зоны вентиляторов большой производительности и с большими напорными характеристиками по следующим причинам: большая протяженность воздушного тракта (по всей длине приборной зоны), большой объем прокачиваемого воздуха (весь воздух, выходящий из БК в жилую зону), дополнительные гидравлические сопротивления, связанные с несанкционированным размещением в приборной зоне различных предметов, что нарушает требуемую компоновку, использование высоконапорных вентиляторов большой производительности приводит к увеличению энергопотребления системы вентиляции, а электроэнергия на станции всегда ограничена;
- не обеспечивают эффективного смешения выходящих из БК в жилую зону потока воздуха (из полости теплообменника БК воздух выходит с температурой ~ 22oC, а из полости конденсатора с температурой ~ 14oC), поэтому в отдельных объемах жилой зоны параметры воздуха могут не соответствовать комфортным (температура ~ 20oC, влажность ~ 70%), и при нахождении в этой области жилой зоны члены экипажа будут включать воздушные электроподогреватели и комфортные вентиляторы, позволяющие направлять поток воздуха в нужном направлении; включение упомянутых приборов приводит к увеличению энергопотребления.
Задачей настоящего изобретения является обеспечение надежности вентиляции в приборной зоне с гарантированным обдувом воздушными потоками с требуемыми уровнями скоростей и температур размещенных там аппаратов и приборов и комфортных параметров воздуха по всему объему жилой зоны с одновременным снижением энергопотребления системы вентиляции.
Сущность изобретения заключается в том, что в системе вентиляции СМ ОС, состоящего из жилой, приборной зон, переходного отсека и переходной камеры, содержащей бортовые кондиционеры с вентиляторами, расположенные по бортам служебного модуля в приборной зоне со стороны переходного отсека, отделенной от жилой жесткими воздухонепроницаемыми перегородками, вход каждого БК сообщен с полостью приборной зоны, а выход - через вентиляционную решетку - с полостью жилой зоны, вентиляторы, расположенные по объему жилой и приборной зон, причем часть вентиляторов, расположенных в приборной зоне установлена на выходе из воздушных радиаторов газожидкостных теплообменников, включенных в гидравлические контуры системы терморегулирования орбитальной станции, воздухозаборные люки с пылезащитными фильтрами, расположенные в жилой зоне со стороны ПрК, по бортам СМ проложены жесткие воздуховоды со встроенными вентиляторами, входы воздуховодов герметично подстыкованы к упомянутым воздухозаборным люкам, а выходы к входам соответствующих БК, приборная зона разделена жесткими поперечными воздухонепроницаемыми перегородками на две полости, в одной из которых, расположенной со стороны ПрК, размещена теплонапряженная аппаратура и ГЖТ, и в этой полости по ее периметру проложены воздухонепроницаемые воздуховоды, входы которых герметично подстыкованы к вентиляторам, установленным на выходе из воздушных радиаторов ГЖТ, а выходы подведены к тепловыделяющим аппаратам, в другой полости, расположенной со стороны ПхО, жесткие воздухонепроницаемые воздуховоды, проходящие через нее, снабжены воздухозаборными люками с защитными сетками и заслонками ручной регулировки, в жилой зоне установлены смесители, объединенные общим коллектором, из которого в жилую зону выведены жесткие воздухонепроницаемые воздуховоды с вентиляционными решетками на концах и воздуховод с расходным элементом - в ПхО, выход каждого БК подсоединен воздуховодом к соответствующему смесителю воздуха, из каждого смесителя выведен к соответствующему борту в полость приборной зоны, расположенной со стороны ПхО, жесткий воздухонепроницаемый воздуховод с расходным элементом, на входе которого в упомянутую полость установлена вентиляционная решетка, расположенная напротив воздухозаборных люков проложенного там воздуховода.
Технический результат заключается в том, что по сравнению с известными на сегодняшний день техническими решениями вновь созданная система вентиляции СМ орбитальной станции обеспечивает надежную вентиляцию в приборной зоне рабочего отсека СМ с гарантированным обдувом воздушными потоками с требуемыми уровнями скоростей и температур размещенных там приборов и аппаратов, что создает требуемый температурный режим их работы, обеспечивает комфортные параметры воздуха по всему объему жилой зоны и, кроме того, позволяет снизить энергопотребление системы вентиляции, что очень актуально для орбитальных станций.
Это достигается тем, что, во-первых, в предлагаемой системе вентиляции благодаря прокладке в приборной зоне по бортам СМ жестких воздухонепроницаемых воздуховодов со встроенными вентиляторами от воздухозаборных люков с пылезащитными фильтрами до входных штуцеров БК гидравлическое сопротивление этого воздушного тракта не будет изменяться несмотря на несанкционированное удаление в приборную зону членами экипажа различных предметов и аппаратов, и даже при соприкосновении удаляемых в приборную зону предметов с воздуховодами сечение этих воздуховодов изменяться не будет, так как они жесткие, кроме того, по этим воздуховодам будет прокачиваться не весь объем выходящего из БК воздуха, так как часть выходящего воздуха направляется по жестким воздуховодам из смесителей в приборную полость малого диаметра, и часть направляется из коллектора в ПхО, в результате этого производительность и напорные характеристики вентиляторов, встроенных в воздухонепроницаемые воздуховоды после воздухозаборных люков с пылезащитными фильтрами, требуются существенно меньшие по сравнению с вентиляторами, устанавливаемыми также после воздухозаборных люков в известных системах, и, следовательно, электропотребление этих вентиляторов будет меньше;
во-вторых, благодаря разделению приборной зоны жесткими поперечными воздухонепроницаемыми перегородками на две полости: полость, в которой размещена теплонапряженная аппаратура и ГЖТ, и полость с аппаратурой с низким уровнем тепловыделения, и организации самостоятельных контуров циркуляции воздуха в каждой полости с существенно меньшей протяженностью воздушных трактов (в полости с теплонапряженной аппаратурой организовано круговое движение воздуха, и протяженность такого контура меньше, чем длина приборной зоны, а в другой полости протяженность воздушного тракта еще меньше - от вентиляционной решетки до воздухозаборных люков в воздухонепроницаемых каналах) позволяет применять вентиляторы с меньшими напорными характеристиками, и, следовательно, уменьшить энергопотребление;
в-третьих, благодаря прокладке в полости с теплонапряженной аппаратурой воздухонепроницаемых воздуховодов от вентиляторов, установленных на выходе охлажденного из ГЖТ воздуха к наиболее тепловыделяющей аппаратуре и для более эффективного обдува охлажденным в ГЖТ воздухом, заключения некоторых аппаратов в воздуховоды обеспечивается гарантированный, независимый от возможного образования застойных зон обдув воздушными потоками с требуемыми уровнями скоростей и температур наиболее тепловыделяющей аппаратуры, что гарантирует требуемый температурный режим при их функционировании;
в-четвертых, благодаря установке смесителей на выходе потоков воздуха из БК обеспечивается эффективное перемешивание воздушных потоков с усреднением температуры и относительной влажности воздушной массы, которая затем направляется через вентиляционную решетку в жилую зону, в результате по всему объему жилой зоны параметры воздуха будут одинаковыми и соответствовать комфортным условиям, поэтому включение воздушных электроподогревателей членами экипажа будет гораздо реже (только при выполнении специальных работ), что уменьшает энергопотребление системы вентиляции.
Hа фиг. 1 показана система вентиляции служебного модуля OС; на фиг. 2 - разрез А-А.
Система вентиляции предназначена для создания необходимого воздухообмена внутри служебного модуля ОС, состоящего из жилой зоны 1, приборной зоны 2, разделенных по бортам по всей длине жесткими воздухонепроницаемыми перегородками 3, 4, переходного отсека 5 и переходной камеры 6.
Система вентиляции включает бортовые кондиционеры 7 и 8. Бортовой кондиционер 7 со встроенными в него вентиляторами 9, 10 расположен по левому борту СМ в приборной зоне 2 со стороны переходного отсека 5. Бортовой кондиционер 8 со встроенными в него вентиляторами 11, 12 расположен по правому борту СМ в приборной зоне 2 со стороны переходного отсека 5. По левому борту СМ в приборной зоне 2 проложен жесткий воздухонепроницаемый воздуховод 13 с вентилятором 14, установленным внутри него, а по правому борту - жесткий воздухонепроницаемый воздуховод 15 с вентилятором 16 внутри него. Вход воздуховода 13 герметично подстыкован к воздухозаборному люку с пылезащитным фильтром 17, расположенному в жилой зоне со стороны ПрК 6, а вход воздуховодa 15 - к люку с пылезащитным фильтром 18. Выход воздуховода 13 герметично подстыкован к входному штуцеру 19 бортового кондиционера 7, а выход воздуховода 15 - к входному штуцеру 20 бортового кондиционера 8. В приборной зоне 2 жесткими поперечными воздухонепроницаемыми перегородками 21, 22 выделена полость 23, расположенная со стороны переходной камеры 6, в которой размещена теплонапряженная аппаратура 24 и газожидкостные теплообменники 25. В полости 23 по ее периметру проложены воздухонепроницаемые воздуховоды 26, входы которых герметично подстыкованы к вентиляторам 27, установленным на выходе воздуха из воздушных радиаторов газожидкостных теплообменников 25, а выходы подведены к аппаратам с высоким уровнем тепловыделения 24, например к блокам питания. Отдельные аппараты 28, 29 с целью обеспечения их эффективного обдува и, следовательно, эффективного отвода тепла установлены внутри воздуховода 26 с образованием зазора 30 для прохода воздуха, величина которого выбирается исходя из величины гидравлического сопротивления. Для предотвращения попадания посторонних предметов в воздушные радиаторы газожидкостных теплообменников 25 на входе в них потока воздуха установлены съемные фильтры-сетки 31 с ячейкой, например, 1 мм. В другой полости приборной зоны 32, расположенной со стороны переходного отсека 5, проходящий через нее по левому борту служебного модуля воздуховод 13 снабжен воздухозаборными люками 38 с защитными сетками 34 и заслонкой ручной регулировки 35, а проходящий через нее по правому борту служебного модуля воздуховод 15 снабжен воздухозаборными люками 36 с защитными сетками 37 и заслонками ручной регулировки 38.
Выходной штуцер 39 бортового кондиционера 7 с помощью воздуховода 40 подсоединен к смесителю 41, а выходной штуцер 42 бортового кондиционера 8 с помощью воздуховода 43 подсоединен к смесителю 44. Смесители 41 и 44 объединены коллектором 45, из которого в жилую зону 1 выведены жесткие воздухонепроницаемые воздуховоды 46, 47 с вентиляционными решетками 48, 49 на концах. Решетки выполнены так, чтобы обеспечить равномерность поля скоростей потока воздуха по всему сечению, например из сетки с ячейкой 1 мм, при этом площадь каждой решетки в свету должна быть такой, чтобы не создавать большого гидравлического сопротивления. Из коллектора 45 в ПхО 5 выведен мягкий воздуховод 50 с расходным элементом 51, установленным внутри него. На конце воздуховода 50 установлена защитная сетка 52. В полость приборной зоны 32, расположенную по левому борту служебного модуля, из смесителя 41 выведен жесткий воздуховод 53 с расходным элементом, установленным внутри него 54. На входе воздуховода 53 в приборную зону 52 установлена вентиляционная решетка 55, расположенная напротив воздухозаборных люков 33, а в полость приборной зоны 32, расположенную по правому борту, из смесителя 44 выведен жесткий воздуховод 56 с расходным элементом 57. На входе воздуховода 55 в приборную зону 32 установлена вентиляционная решетка 58, расположенная напротив воздухозаборных люков 36. В приборной зоне расположены вентиляторы 59. Из жилой зоны 1 в каждую каюту 60 проложены жесткие воздуховоды 61, проходящие по приборной зоне 2. Входной конец каждого воздуховода 61 подсоединен к вентилятору 62 с защитной сеткой 63 на входе, а выходной - к регулятору потока воздуха 64, установленному в каюте 60. Из полости 23 приборной зоны в переходную камеру 6 проложен воздуховод 65, входной конец которого подстыкован к вентилятору 66. Вход и выход воздуховода 65 снабжены защитными сетками 6, 7. В жилой зоне 1 установлены на кронштейнах с шаровым шарниром, позволяющим изменять направление потока воздуха, комфортные вентиляторы 68 и электроподогреватели 69.
Система вентиляции работает следующим образом.
Охлажденный и осушенный воздух из БК и БК 8 подается вентиляторами 9, 10, 11, 12, которые являются основными побудителями воздушного потока в жилой зоне 1, по соответствующим воздуховодам 40, 43 в смесители потоков, соответственно 41, 44. В смесителях 41, 44 потоки воздуха перемешиваются с усреднением температуры и относительной влажности воздушной массы. Далее воздушный поток распределяется между объектами вентиляции и подается:
1) в коллектор 45, объединяющий оба смесителя, откуда по воздуховодам 46, 47 соответственно на вентиляционные решетки 48, 49 и далее в жилую зону 1 рабочего отсека подается большая часть воздушной массы;
2) в полость 32 приборной зоны 2, куда он подается из смесителей 41, 44 по жестким воздуховодам соответственно 53, 56 через вентиляционные решетки 55, 58; требуемый регулируемый в зависимости от температуры окружающей среды в полости 32 расход воздуха по этим воздуховодам обеспечивается с помощью расходных элементов 54, 57 и заслонок ручной регулировки 35, 38, которые позволяют вручную плавно регулировать проходное сечение воздухозаборных люков 33, 36;
3) в ПхО 5 из коллектора 45 по мягкому воздуховоду 50, в котором для ограничения расхода до заданной величины установлена расходная шайба 51. Примерно 65% выходящего из бортовых кондиционеров 7, 8 воздуха подается в жилую зону 1 через вентиляционные решетки 48, 49, которые обеспечивают равномерность поля скоростей по всему сечению. Таким образом, в результате смешения потоков воздуха и усреднения их скоростей воздух в жилой зоне по всему объему, в отличие от известных систем, имеет одинаковые параметры по температуре, скорости и относительной влажности. После прохождения жилой зоны 1 воздух попадает на пылезащитные фильтры 17, 18, где очищается от пыли и загрязняющих его механических примесей (пылезащитные фильтры по мере загрязнения заменяются на новые) и подается в воздуховоды 13, 15, в которых на входе в них воздуха установлены вентиляторы 14, 16, которые обеспечивают движение воздуха по воздуховодам 13, 15 к БК 7, 8. Один из вентиляторов БК, а именно вентилятор в полости теплообменника, работает постоянно, а другой - в полости кондиционера включается при необходимости осушки воздуха. На входе в БК воздух имеет температуру выше комфортной за счет тепловыделений в жидкой зоне членами экипажа, различными светильниками и т.д. и подмешивания к нему воздуха через воздухозаборные люки 33, 36 из полости 32, где он забирает тепло от установленной там аппаратуры. После прохождения воздуха через БК температура его понижается до комнатной ~ 20oC. Вентиляторы 14, 16 прокачивают не всю массу выходящего из БК воздуха, как в известных системах, а только ~ 65%. Гидравлическое сопротивление воздушных каналов незначительно и не будет изменяться в процессе эксплуатации орбитальной станции, что имеет место в известных системах вентиляции из-за несанкционированного размещения на пути прохождения воздуха различных предметов. Поэтому энергопотребление этих вентиляторов существенно меньше, чем в известных системах вентиляции, где вентиляторы имеют большую производительность, т.к. они должны прокачивать большую массу воздуха и должны иметь существенный запас по напору по сравнению с расчетным по вышеупомянутым причинам. В жилой зоне установлены комфортные вентиляторы 68 и воздушные электроподогреватели 69, предназначенные до создания для членов экипажей оптимальных рабочих условий в части оптимальных скоростей и температур потоков воздуха в локальных зонах (в районе пульта, беговой дорожки и т.д.). Каждый вентилятор и электродвигатель подключается своим автономным кабелем к ближайшей от места установки вентилятора розетке, при этом каждый вентилятор снабжен кронштейном с шаровым шарниром, позволяющим изменять направление потока воздуха. Часть воздушного потока, проходящего через жилую зону с помощью вентиляторов кают 62 по воздуховодам 61, отбирается для вентиляции кают 60. В воздуховодах 61 расположены регуляторы потока 64, позволяющие изменять расход воздуха в каюты. Из кают 60 воздух через открытые двери или вентиляционные решетки, расположенные на дверях, поступает опять в жилую зону.
Приборная зона 2 разделена воздухонепроницаемыми перегородками 21, 22 на полость 23, в которой размещена аппаратура с большим уровнем тепловыделения и ГЖТ, включенные в гидравлические контуры СТР ОС и полость 32. Полость 23 расположена со стороны ПрК 6 и имеет больший диаметр, чем полость 32, расположенная со стороны ПхО 5. В каждой полости образован свой автономный контур циркуляции воздуха. В полости 32 охлажденный и осушенный воздух, выходящий через вентиляционные решетки 55, 58 с помощью вентиляторов 59, транспортируется в район потолка, где проходят воздуховоды 13 (по левому борту) и 15 (по правому борту) и где расположена в основном вся аппаратура. После обдува аппаратуры воздух через заборные люки 33, 36, которые снабжены защитыми сетками 34, 37, поступаeт в воздуховоды 13, 15 и далее во входные штуцеры 19, 20 БК 7, 8. Благодаря небольшой протяженности воздушного тракта (от пола до потолка) и небольшому расходу воздуха (~ 20% выходящего из БК воздуха) мощность вентиляторов 59, расположенных в полости 32 незначительна, и, следовательно, энергопотребление их тоже небольшое.
В полости 23 за счет прокладки воздуховодов 26 по периметру цилиндрической полости 23 организовано круговое движение воздуха, что позволяет уменьшить длину воздушного тракта по сравнению с известными системами вентиляции, и, следовательно, уменьшить напорные характеристики вентиляторов, а значит, и мощность их электродвигателей. Побудителями движения воздуха в этой полости являются вентиляторы 27 и 59. С целью гарантированного охлаждения теплонапряженной аппаратуры 24 к каждому аппарату и прибору подведен воздуховод 26 для его обдува, при этом входной конец каждого воздуховода 26 герметично подсоединен к вентилятору 27, установленному на выходе из ГЖТ 25 охлажденного с помощью СТР воздуха. На входе потоков воздуха в газожидкостные теплообменники 25 установлены съемные фильтры-сетки 31 с ячейкой, например, 1 мм для предотвращения попадания посторонних предметов в воздушные радиаторы ГЖТ.
Для более эффективного охлаждения аппаратуры с наибольшим уровнем тепловыделения эта аппаратура 28, 29 заключена в воздуховоды 26 с образованием зазора 30 для прохода воздуха. Благодаря такой организации движения воздуха в полости 23 обеспечивается гарантированный обдув воздушными потоками с требуемыми уровнями скоростей и температур теплонапряженной аппаратуры, и, следовательно, эффективное ее охлаждение независимо от возможного несанкционированного размещения в этой полости членами экипажей различных предметов или нарушения герметичности стыков воздухонепроницаемых перегородок 3, 4, последствиями чего могут быть образование застойных зон или снижение скоростей воздушных потоков.
В ПхО 5 охлажденный и осушенный воздух подается из коллектора 45 по мягкому воздуховоду 50, в котором установлена ограничительная шайба 51 для ограничения туда расхода воздуха до ~ 15% от общего, выходящего из БК 7, 8. Мягкий воздуховод крепится к конструкции или панели интерьера специальными приспособлениями. На конце воздуховода установлен фильтр-сетка 52, обратное движение воздуха в жилую зону 4 осуществляется по свободным объемам отсека и служебного модуля. В ПрК 6 воздух подается из жилой зоны 4 вентилятором 66 по воздуховоду 65, на входе в который и на выходе установлены защитные фильтры-сетки 67. Расход воздуха, подаваемого в ПрК 6, определяется производительностью вентилятора 66. Ось "x" показывает направление движения.
Таким образом, совокупность новых признаков, отсутствующих в известных технических решениях, позволяет достичь нового технического результата: обеспечить надежную вентиляцию в приборной зоне служебного модуля орбитальной станции с гарантированным обдувом воздушными потоками с требуемыми уровнями скоростей и температур размещенных там аппаратов и приборов и комфортные параметры воздуха по всему объему жилой зоны, и при этом снизить энергопотребление системы вентиляции.
Изобретение относится к космической технике и более конкретно к бортовым системам вентиляции долговременных орбитальных станций. Система содержит кондиционеры, расположенные по бортам служебного модуля со стороны переходного отсека в приборной зоне. Эта зона отделена от жилой воздухонепроницаемыми перегородками. Входы кондиционеров сообщены с полостью приборной зоны, а выходы - с полостью жилой зоны. Часть вентиляторов приборной зоны установлена на радиаторных выходах газожидкостных теплообменников системы терморегулирования станции. Эта зона сообщена через воздуховоды с вентиляторами, с входами соответствующих кондиционеров. Приборная зона разделена на две полости. В одной из них со стороны переходной камеры размещены теплонапряженная аппаратура и теплообменники. По ее периметру проложены воздуховоды, входы которых подстыкованы к вентиляторам на выходе указанных теплообменников. Их выходы подведены к тепловыделяющим аппаратам. В другой полости со стороны переходного отсека воздуховоды снабжены воздухозаборными люками. В жилой зоне организована подсистема включающая смесители, коллектор, воздуховоды с арматурой, сообщенные с соответствующими элементами предложенной вентиляционной системы. Изобретение обеспечивает гарантированный обдув приборной зоны и комфортные параметры атмосферы жилой зоны станции с одновременным снижением энергопотребления системы. 2 ил.
Система вентиляции служебного модуля орбитальной станции, состоящего из жилой и приборной зон, переходного отсека и переходной камеры, содержащая бортовые кондиционеры с вентиляторами, расположенные по бортам служебного модуля со стороны переходного отсека в приборной зоне, отделенной от жилой жесткими воздухонепроницаемыми перегородками, причем вход каждого бортового кондиционера сообщен с полостью приборной зоны, а выход через вентиляционную решетку - с полостью жилой зоны, вентиляторы, расположенные в объеме жилой и приборной зон, при этом часть вентиляторов, расположенных в приборной зоне, установлена на выходе воздушных радиаторов газожидкостных теплообменников, включенных в гидравлические контуры системы терморегулирования орбитальной станции, воздухозаборные люки с пылезащитными фильтрами, расположенные в жилой зоне со стороны переходной камеры, отличающаяся тем, что по бортам служебного модуля проложены жесткие воздухонепроницаемые воздуховоды со встроенными вентиляторами, входы воздуховодов герметично подстыкованы к упомянутым воздухозаборным люкам, а выходы - ко входам соответствующих бортовых кондиционеров, приборная зона разделена жесткими поперечными воздухонепроницаемыми перегородками на две полости, в одной из которых, расположенной со стороны переходной камеры, размещены теплонапряженная аппаратура и газожидкостные теплообменники, и в этой полости по ее периметру проложены воздухонепроницаемые воздуховоды, входы которых герметично подстыкованы к вентиляторам, установленным на выходе из воздушных радиаторов газожидкостных теплообменников, а выходы подведены к тепловыделяющим аппаратам, при этом в другой полости, расположенной со стороны переходного отсека, жесткие воздухонепроницаемые воздуховоды, проходящие через нее, снабжены воздухозаборными люками с защитными сетками и заслонками ручной регулировки, в жилой зоне установлены смесители, объединенные общим коллектором, из которого в жилую зону выведены жесткие воздухонепроницаемые воздуховоды с вентиляционными решетками на концах и воздуховод с расходным элементом - в переходный отсек, выход каждого бортового кондиционера подсоединен воздуховодом к соответствующему смесителю воздуха, из каждого смесителя выведен к соответствующему борту в полость приборной зоны, расположенной со стороны переходного отсека, жесткий воздухонепроницаемый воздуховод с расходным элементом, на входе которого в упомянутую полость установлена вентиляционная решетка, расположенная против воздухозаборных люков проложенного там воздуховода.
Ю.Семенов, Л.Горшков | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Наука и жизнь, N 2, 1981 | |||
В.Г.Денисов | |||
Космонавт и космический корабль | |||
- М.: Машиностроение, 1979, с.103 | |||
RU 2066429 C1, 1996-09-10 | |||
US 5158501 A, 1992-10-27. |
Авторы
Даты
2000-05-10—Публикация
1998-12-09—Подача