ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ СИСТЕМ Российский патент 2000 года по МПК F16D3/56 

Описание патента на изобретение RU2153607C2

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к трансмиссионным системам вертолетов.

Известна гибкая муфта для валов, содержащая полумуфты с фланцами для каждого вала, соединенные между собой с помощью зажимных пальцев, и упругий обод, состоящий из комплекта дисков [1].

Недостатком известной конструкции является малый диапазон допустимых осевых нагрузок и взаимных перемещений полумуфт в результате недостаточной длительной прочности элементов гибкого обода, что приводит к их поломке в процессе эксплуатации гибкой муфты.

Наиболее близкой к заявляемой по конструкции является гибкая цельнометаллическая муфта для валов, состоящая из ведущей и ведомой фланцевых полумуфт, соединенных между собой посредством гибкого венца, состоящего из пакета тонких металлических пластин [2].

Однако при использовании известной муфты в трансмиссионных системах с высокими осевыми нагрузками при колебании хвостовой балки относительно корпуса вертолета не выдерживают высоких деформационных нагрузок упругие элементы (пакет металлических пластин) муфты, что приводит к снижению надежности и долговечности гибкой муфты.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности и долговечности гибкой муфты путем предотвращения чрезмерных деформаций упругих металлических пластин и их поломки за счет ограничения максимальных взаимных перемещений полумуфт.

Задача решается за счет того, что в гибкой муфте для трансмиссионных систем, включающей две полумуфты, попеременно скрепленные фланцами с набором упругих металлических пластин через стяжные шайбы болтовым соединением по окружности одного диаметра, согласно изобретению пакет деталей болтового соединения первой полумуфты включает втулку с упорным буртом, причем фланец второй полумуфты размещен с заданными зазорами между стяжной шайбой и упорным буртом втулки.

Включение дополнительной втулки с упорным буртом в пакет деталей болтового соединения одной полумуфты, а также размещение фланца второй полумуфты с заданными зазорами между шайбой и упорным буртом втулки позволяет при возникновении кратковременных, но значительных по величине осевых смещений и нагрузок (например, в трансмиссии привода рулевого винта вертолета из-за отклонения продольной оси хвостовой балки) ограничивать величину взаимных перемещений ведущей и ведомой полумуфт, что предохраняет упругие металлические пластины от чрезмерной деформации и поломки.

В случае, когда деформация упругих металлических пластин превышает допустимую величину, полумуфты смещаются в ту или другую сторону на величину зазора, осевое усилие передается через взаимный контакт элементов полумуфт, не перегружая упругие металлические пластины.

Величина зазора зависит от конструкции и габаритов муфты и определяет максимально допустимую деформацию упругих металлических пластин, гарантирующую их от поломок.

На фиг. 1 показана предлагаемая гибкая муфта (вид слева).

На фиг. 2 представлен продольный разрез А-А на фиг. 1.

Гибкая муфта для трансмиссионных систем состоит из первой ведущей 1 и второй ведомой 2 фланцевых полумуфт, соединенных общим упругим элементом 3, состоящим из набора тонких металлических пластин. Упругий элемент 3 попеременно соединен с полумуфтами 1 и 2 посредством втулок 4, стяжных шайб 5, болтов 6 и гаек 7. Оси болтовых соединений располагаются на окружности одного диаметра.

Упругий элемент 3 представляет собой отдельную сборочную единицу, облегчающую балансировку, сборку и разборку муфты. В пакет деталей болтового соединения полумуфты 1 включена втулка 8. Втулка 8 установлена таким образом, что фланец нескрепляемой этим пакетом полумуфты 2 размещен между упорным буртом втулки 8 и шайбой 5, образуя зазоры "с" заданной величины, зависящей от конструкции и габаритов муфты.

Гибкая муфта работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя к исполнительному механизму передается трансмиссионной системой, включающей гибкую муфту заявляемой конструкции. При этом осевые и угловые смещения соединяемых муфтой элементов компенсируются деформацией упругих металлических пластин 3.

Однако, в трансмиссиях некоторых комплексов могут возникать кратковременные, но значительные по величине осевые смещения и нагрузки. В трансмиссии привода рулевого винта такие перемещения и нагрузки возникают из-за изгиба продольной оси хвостовой балки.

В случае, когда деформация упругих пластин 3 превышает допустимую величину, полумуфты 1 и 2 смещаются на величину зазора "с" в сторону стяжной шайбы 5 или в сторону упорного бурта втулки 8, и осевое усилие передается через взаимный контакт элементов полумуфты 1 и 2, не перегружая упругие металлические пластины 3, предотвращая их чрезмерную деформацию и поломку.

Источники информации
1. Патент РФ N 2087768, F 16 D 3/78, 1997 г.

2. Патент Германии N 3641547, F 16 D 3/56, 1988 г.

Похожие патенты RU2153607C2

название год авторы номер документа
ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ВАЛОВ 2003
  • Бояршинов М.М.
  • Рукавицина Л.В.
  • Трушников Н.П.
  • Ясырев А.А.
RU2257496C2
ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ВАЛОВ 2003
  • Бояршинов Михаил Михайлович
  • Рукавицина Любовь Васильевна
  • Трушников Николай Петрович
  • Ясырев Анатолий Александрович
RU2274779C2
ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ВАЛОВ 1998
  • Гилева Л.Н.
  • Коряковцев П.С.
RU2155888C2
ТРАНСМИССИЯ ЭЛЕКТРОЗАПУСКА 2006
  • Микрюков Алексей Викторович
  • Хасанов Рафис Зафарович
  • Хасанова Ольга Владимировна
RU2329417C2
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛА ТРАНСМИССИИ И ВАЛА РОТОРА СИЛОВОЙ ТУРБИНЫ 2015
  • Трифанов Евгений Юрьевич
RU2603883C1
ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ВАЛОВ 2005
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Коряковцев Петр Сергеевич
  • Андрейченко Игорь Леонардович
  • Трушников Николай Петрович
RU2309305C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ СИЛОВОГО ПРИВОДА 2000
  • Дрозденко В.Ф.
  • Некрасов С.И.
  • Бородин В.Н.
  • Михно А.А.
  • Суралев В.А.
RU2162176C1
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЁТА 2016
  • Иванников Константин Валерьевич
  • Комарницкий Олег Владимирович
  • Медведев Владимир Михайлович
  • Сигаев Виктор Алексеевич
  • Шибанов Юрий Викторович
RU2636449C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СЕКЦИОННЫЙ НАСОС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЖИДКОСТИ ИЗ СКВАЖИН 2001
  • Говберг А.С.
RU2197643C2
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОСНЫЙ КОНСОЛЬНЫЙ АГРЕГАТ 1994
  • Бритвин Л.Н.
  • Бритвина Т.В.
  • Буренин В.В.
RU2111383C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 153 607 C2

Реферат патента 2000 года ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ СИСТЕМ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссионным системам вертолетов. В гибкой муфте для трансмиссионных систем, включающей две полумуфты, попеременно скрепленные фланцами с набором упругих металлических пластин через стяжные шайбы болтовым соединением по окружности одного диаметра, согласно изобретению пакет деталей болтового соединения первой полумуфты включает втулку с упорным буртом, причем фланец второй полумуфты размещен с заданными зазорами между стяжной шайбой и упорным буртом втулки. В результате повышается надежность и долговечность гибкой муфты путем предотвращения чрезмерных деформаций упругих металлических пластин и их поломки за счет ограничения максимальных взаимных перемещений полумуфт. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 153 607 C2

Гибкая муфта для трансмиссионных систем, включающая две полумуфты, попеременно скрепленные фланцами с набором упругих металлических пластин через стяжные шайбы болтовым соединением по окружности одного диаметра, отличающаяся тем, что пакет деталей болтового соединения первой полумуфты включает втулку с упорным буртом, причем фланец второй полумуфты размещен с заданными зазорами между стяжной шайбой и упорным буртом втулки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2153607C2

DE 3641547 С1, 14.07.1988
DE 19614267 А1, 16.10.1997
Упругая муфта 1982
  • Бушмарин Лев Борисович
  • Ермакова Маргарита Макаровна
SU1208354A1
Компенсационная муфта 1973
  • Яковлев Михаил Афанасьевич
  • Павлова Валентина Михайловна
SU561025A1
DE 19724772 А1, 24.12.1998.

RU 2 153 607 C2

Авторы

Дворкин В.Я.

Хасанов Р.З.

Трушников Н.П.

Даты

2000-07-27Публикация

1998-08-03Подача