МНОГОФАЗНАЯ ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2000 года по МПК H02K41/25 

Описание патента на изобретение RU2158052C1

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к линейным индукционным машинам и дугостаторным индукционным машинам.

Известна многофазная обмотка статора электрической машины, представленная в книге "Вольдек А.И. Индукционные магнитогидродинамические машины с жидкометаллическим рабочим телом. Л.: Энергия, 1970" на стр. 126, рис.5-12, где каждая из фазных катушек обмотки соединена электрически с остальными катушками, образуя "треугольник" или "звезду", и каждая из катушек подключена к одному из фазных или линейных напряжений трехфазного источника питания.

Однако такая обмотка имеет следующие недостатки.

1. Все фазные катушки обмотки связаны между собой электрически, что при нарушении изоляции одной из них приводит к выходу из строя всей обмотки и к остановке всей электрической машины.

2. При питании таких многофазных обмоток электрических машин, удаленных от трехфазных источников напряжения, требуется больших капитальных затрат на строительство трехфазных систем электроснабжения.

Наиболее близким к заявленному устройству является обмотка, представленная в патенте РФ N2069443 "Линейная индукционная машина", В.Н. Тимофеев, Р. М. Христинич, С.А. Бояков, А.А. Темеров, опубл. 20.11.96 г. в БИ 32, где фазные катушки обмотки являются электрически нейтральными по отношению друг к другу, а к однофазному источнику напряжения подключается только одна из катушек обмотки.

Данная обмотка является несовершенной из-за того, что при реализации ее в четырех-, пяти-, шестифазном и более вариантах в электрической машине происходит снижение абсолютного значения намагничивающего тока в последующих фазных катушках, удаленных от катушки, подключенной к источнику питания. Это связано с тем, что вся электрическая мощность передается от подключенной к источнику питания катушки остальным катушкам посредством магнитной связи. При использовании такой многофазной обмотки в электрической машине она будет иметь заниженное тяговое усилие и невысокий КПД.

В основу изобретения положена задача создания многофазной обмотки, в которой только часть фазных катушек питается от однофазного источника напряжения, а равномерное бегущее электромагнитное поле создается при наличии только электромагнитной связи между всеми фазными катушками обмотки.

Поставленная задача решается тем, что в многофазной обмотке электрической машины, содержащей фазные катушки, включенные последовательно с конденсаторами и резисторами и образующие электрически нейтральные контуры, настроенные в режим резонанса напряжения, контуры, через которые повторяются фазовые сдвиги токов в них через 360 эл. град. и количество которых определяется количеством фаз многофазной обмотки, соединены между собой последовательно или параллельно или последовательно-параллельно и подключены к источнику однофазного напряжения, а остальные контуры замкнуты сами на себя и связаны с соседними контурами только посредством индуктивной связи.

На чертеже представлена многофазная обмотка со схемой соединения и питания фазных катушек.

Она состоит из электрических контуров 1, 2 и 3, подключенных параллельно или последовательно к источнику однофазного напряжения 4, и контуров 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 электрически нейтральных по отношению друг к другу и к остальным контурам.

Устройство работает следующим образом.

При подключении контуров 1, 2, 3 к источнику напряжения 4 в них начинают протекать электрические токи Токи, в свою очередь, протекая через катушки контуров, наводят магнитные потоки: для 1-го контура для 2-го контура - для 3-го контура -
Магнитные потоки, пронизывая катушки соседних контуров, наводят электрические токи в этих контурах, которые сдвинуты по фазе по отношению друг к другу, например, на 90 эл. град. В свою очередь, эти токи наводят магнитные потоки пронизывающие катушки контуров 6 и 9, и наводят в этих контурах токи Фазовый сдвиг между токами в контурах и соответственно магнитными потоками определяется активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью этих контуров, а также взаимоиндуктивностью между катушками соседних контуров. При обеспечении пространственного смещения между катушками соседних контуров, генерирующими магнитные потоки, и наличии временного сдвига между магнитными потоками соседних контуров образуется бегущее электромагнитное поле.

В обмотке, представленной в прототипе, используется только один контур, подключенный к источнику однофазного переменного напряжения. При значительной протяженности, например линейной электрической машины, особенно при ее использовании в транспортных средствах, наблюдается уменьшение абсолютной величины токов в контурах, удаленных от контура, подключенного к источнику питания. Это ограничивает длину линейной электрической машины, представленной в прототипе, и сужает области ее применения.

В заявленном устройстве фазовые сдвиги токов в контурах и магнитных потоков повторяются через 360 эл. град. Количество контуров, через которые повторяются фазовые сдвиги токов в них, определяются количеством фаз многофазной электрической машины: (360/ ϕ ), где ϕ - угол сдвига фаз между токами соседних контуров. Тогда, например для ϕ = 90 эл. град., токи во 2-м, 3-м и 4-м контурах (см. чертеж) будут совпадать по фазе. Подключив параллельно или последовательно эти контуры к источнику однофазного переменного напряжения, получим токи в них, близкие по абсолютной величине и одинаковые по фазе. Такое подключение контуров к источнику однофазного напряжения позволяет поднять абсолютную величину токов в соседних, замкнутых на себя контурах, что повышает эффективность работы электрической машины, улучшает ее энергетические и тяговые характеристики.

Для определения контуров, которые следует подключить к источнику переменного напряжения, необходимо использовать выражение ± (360/ ϕ ). Тогда, применяя полученную зависимость, для 4-фазной машины с фазовым сдвигом 90 эл. град. между токами в соседних контурах, к источнику напряжения следует подключить контуры (при счете слева направо): I, V, IX и т.д.; для 6-фазной машины следует подключить к источнику питания контуры с номерами I, VII, XIII и т.д.

Выбор контуров для подключения не обязательно начинать с первого. Можно выбрать любой произвольный контур и, используя предложенную зависимость, определить остальные контуры, которые следует подключить к источнику напряжения.

Предложенное устройство, кроме вышеперечисленных достоинств, имеет дополнительные преимущества. Оно успешно может использоваться в электрических машинах транспортных систем и, в частности, в высокоскоростном наземном транспорте. Отметим, что электрически нейтральные контуры по отношению друг к другу и к корпусу электрической машины не вызывают опасности поражения электрическим током обслуживающего персонала и пассажиров, исключают токи утечки, что позволяет в качестве двухпроводной линии использовать рельсы железнодорожного пути или лучше всего двухжильные кабели, что значительно экономичнее нежели многожильные. При нарушении изоляции в одном из контуров предложенной многофазной обмотки или в нескольких контурах, а в экстремальных ситуациях - у всех контуров, не изменяет режима работы электрической машины в целом.

Похожие патенты RU2158052C1

название год авторы номер документа
ЛИНЕЙНАЯ ИНДУКЦИОННАЯ МАШИНА 1992
  • Тимофеев Виктор Николаевич
  • Христинич Роман Мирославович
  • Бояков Сергей Александрович
  • Темеров Александр Алексеевич
RU2069443C1
ЛИНЕЙНАЯ ИНДУКЦИОННАЯ МАШИНА 1998
  • Христинич Р.М.
  • Тимофеев В.Н.
  • Бояков С.А.
  • Первухин М.В.
RU2158463C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПЕРЕМЕШИВАНИЯ ЖИДКОЙ СЕРДЦЕВИНЫ СЛИТКОВ И ЗАГОТОВОК ПРИ МНОГОРУЧЬЕВОМ ЛИТЬЕ 1999
  • Христинич Р.М.
RU2154546C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МНОГОФАЗНОГО БЕГУЩЕГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ 1999
  • Христинич Р.М.
  • Тимофеев В.Н.
  • Стафиевская В.В.
RU2150777C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПЕРЕМЕШИВАНИЯ ЖИДКОЙ СЕРДЦЕВИНЫ СЛИТКОВ И ЗАГОТОВОК 1999
  • Христинич Р.М.
RU2156672C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПЕРЕМЕШИВАНИЯ ЖИДКОЙ СЕРДЦЕВИНЫ СЛИТКА 1997
  • Христинич Роман Мирославович
  • Тимофеев Виктор Николаевич
RU2116160C1
ИНДУКЦИОННАЯ ТИГЕЛЬНАЯ ПЕЧЬ 2010
  • Тимофеев Виктор Николаевич
  • Тимофеев Николай Викторович
  • Христинич Роман Мирославович
  • Темеров Александр Алексеевич
  • Первухин Михаил Викторович
  • Сергеев Николай Вячеславович
RU2433365C1
СТАТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПЕРЕМЕШИВАНИЯ СТАЛИ В ДУГОВЫХ СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ ПЕЧАХ И СТАЛЕРАЗЛИВОЧНЫХ КОВШАХ 1999
  • Христинич Р.М.
RU2148291C1
ЛИНЕЙНАЯ ИНДУКЦИОННАЯ МАШИНА 2011
  • Христинич Алексей Романович
  • Христинич Роман Мирославович
  • Христинич Елена Витальевна
RU2458448C1
ЯКОРЬ МНОГОФАЗНОГО СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА 1991
  • Пластун Анатолий Трофимович
RU2124796C1

Реферат патента 2000 года МНОГОФАЗНАЯ ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Использование: в линейных и дугостаторных индукционных машинах. Многофазная обмотка состоит из фазных катушек, последовательно с которыми подключены конденсаторы и резисторы так, что образуют совместно электрически нейтральные контуры, настроенные в режим резонанса напряжения. Контуры, отстоящие друг от друга с шагом ± (360/ϕ), где ϕ - фазовый сдвиг между токами в соседних контурах, соединены между собой последовательно, или параллельно, или последовательно-параллельно и подключены к источнику однофазного напряжения. Остальные контуры замкнуты сами на себя и связаны с соседними контурами только посредством индуктивной связи. Технический результат - создание равномерного бегущего электромагнитного поля за счет только одной электромагнитной связи между фазными катушками. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 158 052 C1

Многофазная обмотка электрической машины, содержащая фазные катушки, включенные последовательно с конденсаторами и резисторами и образующие электрически нейтральные контуры, настроенные в режим резонанса напряжения, отличающаяся тем, что контуры, через которые повторяются фазовые сдвиги токов в них через 360 эл. град. и количество которых определяется количеством фаз многофазной обмотки, соединены между собой последовательно, или параллельно, или последовательно-параллельно и подключены к источнику однофазного напряжения, а остальные контуры замкнуты сами на себя и связаны с соседними контурами только посредством индуктивной связи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2158052C1

ЛИНЕЙНАЯ ИНДУКЦИОННАЯ МАШИНА 1992
  • Тимофеев Виктор Николаевич
  • Христинич Роман Мирославович
  • Бояков Сергей Александрович
  • Темеров Александр Алексеевич
RU2069443C1
ВОЛЬДЕК А.И
Индукционные магнитодинамические машины с жидкометаллическим рабочим телом
- Энергия, Ленинградское отделение, 1970, с.126, рис.5 - 12
ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Михалюк Николай Иванович[Ua]
RU2044397C1
Фронтальный агрегат 1984
  • Мельников Павел Николаевич
  • Лившиц Владимир Иосифович
  • Подкорытов Евгений Иванович
  • Клепцов Алексей Васильевич
  • Сидоров Владимир Алексеевич
  • Хроленко Михаил Александрович
SU1211413A1

RU 2 158 052 C1

Авторы

Христинич Р.М.

Даты

2000-10-20Публикация

1999-02-17Подача