УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА Российский патент 2000 года по МПК F04D27/00 

Описание патента на изобретение RU2158853C2

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может использоваться для отбора воздуха из компрессора, например для противообледенительной системы или системы кондиционирования.

Известно устройство для отбора воздуха из компрессора газотурбинного двигателя (ГТД), содержащее корпус с двумя входными и одним выходным патрубками и размещенные в корпусе с возможностью поочередно перекрытия входных патрубков две поворотные, кинематически связанные заслонки с приводом от пневмо- или гидроцилиндра [1].

Известное устройство имеет недостаточную надежность элементов кинематической передачи, которые под действием относительно больших статических нагрузок и вибраций могут преждевременно изнашиваться или разрушаться. Кроме того, конструкция заслонок и корпуса не обеспечивает плотное прилегание уплотняющих поверхностей в закрытом положении, что приводит к низкой герметичности известного устройства.

Наиболее близким к заявляемому является устройство для отбора воздуха из компрессора ГТД, которое содержит корпус с двумя входными патрубками, сообщающимися соответственно с высоконапорной и низконапорной ступенями компрессора, и одним выходным патрубком, связанным с системой отбора воздуха, размещенный в корпусе двухпозиционный цилиндрический подпружиненный клапан с поперечной диафрагмой и опорно-направляющими элементами; а также два неподвижных поршня, расположенных по обе стороны диафрагмы и образующих с клапаном двухполостной пневмоцилиндр, причем один из поршней выполнен за одно целое со входным патрубком высоконапорной ступени компрессора, а прилегающая к нему полость пневмоцилиндра сообщена со штуцером этого патрубка [2].

Известное устройство характеризуется недостаточной эффективностью из-за дополнительных наружных утечек воздуха высокого давления через отверстия в диафрагме. Кроме того, подвод управляющего воздуха в полость пневмоцилиндра, прилегающую к патрубку низконапорной ступени осуществляется непосредственно из патрубка высоконапорной ступени, поэтому возможность срабатывания устройства зависит от уровня давления в патрубке высоконапорной ступени.

Надежность известного устройства недостаточно высока, т.е. опорно-направляющие элементы клапана выполнены на малом диаметре и имеют небольшой долевой разнос, что под действием вибраций может приводить к образованию выработок материала на поверхности направляющей оси, возникновению перекосов и заклиниванию двухпозиционного клапана.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключатся в повышении эффективности работы устройства путем снижения утечек воздуха из высокого давления и осуществления независимого подвода управляющего воздуха в обе полости пневмоцлиндра, а также повышении надежности работы за счет исключения заклинивания двухпозиционного клапана.

Задача решена за счет того, что в устройстве для отбора воздуха из компрессора ГТД, содержащем корпус с двумя входными патрубками, сообщающимися соответственно с высоконапорной и низконапорной ступенями компрессора, и одним выходным патрубком, связанным с системой отбора воздуха, размещенный в корпусе двухпозиционный цилиндрический подпружиненный клапан с поперечной диафрагмой и опорно-направляющими элементами, а также два неподвижных поршня, расположенных по обе стороны диафрагмы и образующих с клапаном двухполостной пневмоцилиндр, причем один из поршней выполнен за одно целое со входным патрубком высоконапорной ступени компрессора, а прилегающая к нему полость пневмоцилиндра сообщена со штуцером этого патрубка, согласно изобретению второй поршень выполнен за одно целое с патрубком низконапорной ступени компрессора, прилегающая к нему полость пневмоцилиндра сообщена со штуцером этого патрубка, при этом диафрагма герметична, а опорно-направляющие элементы размещены на внешней поверхности поршней.

Выполнение диафрагмы клапана герметичной позволяет снизить утечки воздуха высокого давления и тем самым повысить экономичность устройства.

Сообщение полости пневмоцилиндра, прилегающей к патрубку низконапорной ступени компрессора, со штуцером на этом патрубке при герметичной диафрагме позволяет осуществить независимый подвод управляющего воздуха в обе полости пневмоцилиндра и тем самым обеспечить возможность реализации различных схем управления устройством.

Выполнение второго поршня за одно целое с патрубком низконапорной ступени компрессора позволяет исключить из конструкции направляющую ось клапана и унифицировать патрубки подвода воздуха, что повышает дополнительно надежность работы устройства.

Размещение опорно-направляющих элементов на внешней поверхности поршней, т.е. на большем диаметре и с большим долевым разносом, позволяет предотвратить износ направляющей поверхности и возможность заклинивания клапана.

Изобретение проиллюстрировано следующими фигурами.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в положении отбора воздуха от высоконапорной ступени компрессора. На фиг. 2 - то же в положении отбора воздуха от низконапорной ступени компрессора.

Устройство содержит корпус 1 с двумя входными 2 и 3 и одним выходным 4 патрубками для подсоединения соответственно к низконапорной и высоконапорной ступеням компрессора и к системе отбора воздуха. В корпусе 1 соосно входным патрубкам 2 и 3 размещен подвижный клапан 5, имеющий торцевые уплотнительные поверхности 6 и 7 и поперечную герметичную диафрагму 8. По обе стороны диафрагмы 8 расположены неподвижные поршни 9 и 10, выполненные за одно целое со входными патрубками 2 и 3 соответственно и образующие вместе с подвижным клапаном 5 двухполостной пневмоцилиндр с полостями А и Б. На внешней поверхности поршней 9 и 10 размещены опорно-направляющие элементы 11 и 12 в виде разрезных кольцевых графитовых вставок и поршневые графитовые кольца 13 и 14. В полости Б между диафрагмой 8 и поршнем 10 установлена пружина 15.

Полости А и Б пневмоцилиндра соединены каналами со штуцерами 16 и 17, расположенными на входных патрубках 2 и 3.

В корпусе 1 со стороны входных патрубков 2 и 3 выполнены цилиндрические уступы 18 и 19, долевое расстояние между торцами которых меньше осевой длины клапана 5. На патрубках 2 и 3 выполнены плоские седла 20 и 21.

Устройство работает следующим образом.

На остановленном двигателе полости А и Б пневмоцилиндра через штуцеры 16 и 17 сообщены с атмосферой, торец 7 клапана 5 под действием усилия пружины 15 прижат к седлу 21, обеспечивая соединение с выходным патрубком 4 через входной патрубок 3 высоконапорной ступени компрессора.

При запуске двигателя и до определенного режима его работы указанное выше положение элементов устройства сохраняется, что позволяет производить отбор воздуха от высоконапорной ступени.

При достижении заданного режима работы двигателя (например, заданной частоты вращения ротора или заданного давления воздуха за компрессором и т.д.) срабатывает внешний управляющий клапан (не показан) и обеспечивает соединение полости А через штуцер 16, например, с высоконапорной ступенью компрессора. Давление воздуха в полости А возрастает, и под действием усилия от возникающего перепада давления на диафрагме 8 клапан 5, сжимая пружину 15, перемещается в сторону патрубка 3 до упора торца 6 в седло 20. В результате этого патрубок 2 сообщается с патрубком 4, обеспечивая возможность отбора воздуха от низконапорной ступени компрессора.

При снижении режима работы двигателя до заданного значения внешний управляющий клапан соединяет полость А с атмосферой, давление воздуха в полости А уменьшается, и клапан 5 под действием усилия пружины 15 возвращается в исходное положение - встает на упор торцем 7 в седло 21.

В связи с тем, что осевая длина клапана 5 больше расстояния между торцами уступов 18 и 19 на корпусе 1, при перемещении клапана 5 исключается одновременное сообщение с патрубком 4 (а следовательно, и между собой) патрубков 2 и 3. Это предотвращает возможность перетекания воздуха из высоконапорной в низконапорную ступень компрессора и тем самым предупреждается возможность помпажа компрессора.

Кроме приведенной выше схемы управления, когда в полость А подводится воздух от высоконапорной ступени, а полость Б сообщена с атмосферой, могут быть реализованы и другие варианты управления, так как наличие штуцеров 16 и 17 позволяет подводить в эти полости управляющий воздух от любого независимого источника давления. При этом, если в качестве управляющего параметра использовать непосредственно перепад давления между полостями А и Б, то отпадает необходимость в применении внешнего клапана. Достаточно сообщить данные полости, например, с соответствующими ступенями компрессора.

Источники информации:
1. Патент РФ N 1332958, МКИ F 04 D 27/00, 1987 г.

2. Патент РФ N 2006682, МКИ F 04 D 27/00, 1994 г.

Похожие патенты RU2158853C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА 1991
  • Абрамчук В.Е.
RU2006682C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Тункин А.И.
RU2189499C2
ПЕРЕНОСНОЙ ПНЕВМОГИДРОУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ РУЧНЫХ КЛЕПАЛЬНЫХ ПРЕССОВ 1997
  • Баско В.С.
  • Роговец Т.П.
  • Миусский В.С.
  • Махмудов Р.А.
RU2128099C1
ЭЛЕКТРОПНЕВМОПРИВОД ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Редько П.Г.
  • Таркаев С.В.
  • Амбарников А.В.
  • Чугунов А.С.
  • Нахамкес К.В.
  • Тихонов А.Б.
  • Крячков Ю.В.
RU2261977C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Кузнецов В.А.
  • Крючков Ю.А.
  • Тункин А.И.
  • Климов В.Н.
RU2156381C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ УДАРОВ В ТРУБОПРОВОДЕ 2000
  • Козлов М.Т.
  • Ибрагимов Н.Г.
  • Котин А.П.
  • Федотов Г.А.
  • Загиров М.М.
RU2184901C2
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ КЛАПАННЫЙ ПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Редько П.Г.
  • Таркаев С.В.
  • Амбарников А.В.
  • Чугунов А.С.
  • Нахамкес К.В.
  • Волков А.В.
RU2190785C2
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 2002
  • Цихоцкий В.М.
  • Трусов М.А.
  • Табаков Г.Г.
RU2216490C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Иноземцев А.А.
RU2176331C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ УДАРОВ В ТРУБОПРОВОДЕ 2000
  • Козлов М.Т.
  • Жеребцов Е.П.
  • Котин А.П.
  • Федотов Г.А.
  • Калачев И.Ф.
RU2193134C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 158 853 C2

Реферат патента 2000 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА

Устройство предназначено для отбора воздуха из компрессора, например для противообледенительной системы или системы кондиционирования авиационных двигателей. Устройство для отбора воздуха из компрессора газотурбинного двигателя содержит корпус с двумя входными патрубками, сообщающимися соответственно с высоконапорной и низконапорной ступенями компрессора, и одним выходным патрубком, связанным с системой отбора воздуха, размещенный в корпусе двухпозиционный цилиндрический подпружиненный клапан с поперечной диафрагмой и опорно-направляющими элементами, два неподвижных поршня, расположенных по обе стороны диафрагмы и образующих с клапаном двухполостной пневмоцилиндр. Причем один из поршней выполнен за одно целое со входным патрубком высоконапорной ступени компрессора, а прилегающая к нему полость пневмоцилиндра сообщена со штуцером этого патрубка. Второй поршень выполнен за одно целое с патрубком низконапорной ступени компрессора, прилегающая к нему полость пневмоцилиндра сообщена со штуцером этого патрубка, при этом диафрагма герметична, а опорно-направляющие элементы размещены на внешней поверхности поршней. Такое выполнение устройства позволит повысить эффективность его работы путем снижения утечек воздуха высокого давления и осуществления независимого подвода управляющего воздуха в обе полости пневмоцилиндра, а также повысить надежность работы за счет исключения возможного заклинивания двухпозиционного клапана. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 158 853 C2

Устройство для отбора воздуха из компрессора ГТД, содержащее корпус с двумя входными патрубками, сообщающимися соответственно с высоконапорной и низконапорной ступенями компрессора, и одним выходным патрубком, связанным с системой отбора воздуха, размещенный в корпусе двухпозиционный цилиндрический подпружиненный клапан с поперечной диафрагмой и опорно-направляющими элементами, а также два неподвижных поршня, расположенных по обе стороны диафрагмы и образующих с клапаном двухполостной пневмоцилиндр, причем один из поршней выполнен за одно целое со входным патрубком высоконапорной ступени компрессора, а прилегающая к нему полость пневмоцилиндра сообщена со штуцером этого патрубка, отличающееся тем, что второй поршень выполнен за одно целое с патрубком низконапорной ступени компрессора, прилегающая к нему полость пневмоцилиндра сообщена со штуцером этого патрубка, при этом диафрагма клапана герметична, а опорно-направляющие элементы размещены на внешней поверхности поршней.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2158853C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА 1991
  • Абрамчук В.Е.
RU2006682C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА 1985
  • Сулимов Д.Д.
  • Хромин Е.В.
  • Назаров В.Г.
RU1332958C
РЕГУЛЯТОР ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ КОМПРЕССОРА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 1988
  • Вологодский Н.В.
  • Зачатейский Е.Е.
  • Ипатов В.С.
SU1580914A1
GB 1522975 A, 31.08.1978
DE 3605293 A1, 11.09.1986
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕТОКА ЖИДКОСТИ В ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОМ АМОРТИЗАТОРЕ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1984
  • Куцерубов А.Т.
  • Ефимов А.А.
RU1244892C

RU 2 158 853 C2

Авторы

Тимофеев В.И.

Мялицин Н.Ю.

Назаров В.Г.

Полушкин В.М.

Мелехин С.А.

Даты

2000-11-10Публикация

1998-10-13Подача