РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ "РД-Т/3" Российский патент 2001 года по МПК F02B53/12 F02B57/06 F02B59/00 F01C1/00 F01C1/02 F01C1/67 F01C1/77 F01C1/08 F01C1/113 F01C1/22 F01C1/24 F01C1/30 

Описание патента на изобретение RU2170836C1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, имеющим корректирование вытеснителя в рабочей полости.

Известен роторно-поршневой ДВС, содержащий вращающийся на эксцентрике вала 3-х гранный вытеснитель, перемещающийся по эпитрохоидной траектории за счет синхронизирующих шестерней в нем с внутренним зацеплением и с одновременным выполнением ими функции масляного насоса (см. а.с. СССР 179118).

Известна роторно-поршневая машина с эпитрохоидной поверхностью для вытеснителя, имеющая конструктивный элемент ротора, контактирующий с равномерно закрепленными по окружности корпуса роликами (см. а.с. СССР N 1315624).

К основным недостаткам роторно-поршневых ДВС с многогранным ротором-вытеснителем и зубчатой передачей, обеспечивающей движение граней по растянутой эпитрохоиде, кроме низкой технологичности в процессе изготовления корпуса с полостью эпитрохоидной конфигурации относится отсутствие уплотнения между частями камеры сгорания, содержащими продукты горения смеси с более высоким давлением газов в той части камеры, которая удалена от выпуска, и с меньшим давлением их в прилегающей к выпуску части камеры сгорания. Неизбежный при этом перепуск газов из области повышенного давления в область пониженного и последующего выпуска их в атмосферу снижает эффективность преобразования сгорания топлива в работу и приводит к потере топлива вследствие преждевременного выпуска неотработавших продуктов сгорания. При этом сгорание перепускаемой в атмосферу части топлива создает более высокую температуру, что усиливает негативное воздействие уплотнения на поверхности эпитрохоиды, что связано с уменьшением ресурса роторно-поршневых ДВС.

Известен двигатель, содержащий корпус, имеющий овальную полость для трехгранного вытеснителя и позволяющий улучшить технологичность изготовления, но не оказывающий заметного влияния на другие, в данном случае присущие недостатки, не устраненные со времени изобретения двигателя (см. а.с. N 131592).

Наиболее близким по технической сути к заявленному решению устройству является роторный двигатель внутреннего сгорания, описанный в патенте РФ 2032809 и содержащий корпус с боковыми крышками, выполненной в нем рабочей камерой, трехгранный вытеснитель, механизм привода с эксцентричным корректором и валом, бесклапанную систему газообмена, шестерни внутреннего и наружного зацепления. Однако известный двигатель имеет высокие обороты по сравнению с поршневыми, что требует усложнения и увеличения коробки передач транспортных средств из-за небольшого передаточного отношения синхронизирующего механизма и необходимости снижения оборотов перед главной передачей. Кроме того, в известном решении усложнен отбор мощности на привод вспомогательных агрегатов и увеличен износ практически эпитрохоидной поверхности рабочей полости и больших скоростей перемещения контактирующих с ней уплотнений вытеснителя, работающих в условиях высокой термической напряженности. Это требует для изготовления двигателя более износостойких и дорогостоящих материалов.

Изобретение решает задачу увеличения долговечности, снижения себестоимости, повышения компактности и экономичности двигателя.

Выполнение двигателя обеспечивает получение заявленных эффектов за счет размещения сильно нагруженных элементов конструкции вне зоны высокой термической нагрузки и снижение контактных напряжений контактирующих в полости вытеснителя элементов с исключением перепуска неотработавших продуктов сгорания и улучшением полноты сгорания смеси.

Задача решается за счет того, что в роторном двигателе, содержащем корпус с боковыми крышками, выполненной в нем рабочей камерой, трехгранный вытеснитель, механизм привода с эксцентричным корректором и валом, бесклапанную систему газообмена, шестерни внутреннего и наружного зацепления, вытеснитель подвешен на эксцентричном корректоре через опоры вращения, жестко соединен с траверсой и выходным валом и размещен в рабочей камере эллипсной формы, а опоры вращения взаимодействуют с эллипсными поверхностями рабочих камер.

Эксцентричный корректор через опору вращения может быть подвешен на коленвалу с возможностью противоположного вращения с передаточным отношением 1: 1.

Вытеснитель может иметь вращение относительно коленвала с передаточным отношением 1:3.

На фиг. 1 показан общий вид двигателя, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение плоскостью А-А на фиг. 1; на фиг. 3, 4 - схема газообмена и положений вытеснителя в эллипсной рабочей полости через 30o поворота вытеснителя; на фиг. 5-6 - кинематические схемы устройства двигателя.

Роторный двигатель на фиг. 1 состоит из корпуса с эллипсной поверхностью 2, в которой стенки окружная 3 и диаметральная 4, имеющие каналы 5, образуют рабочую полость 6 вытеснителя 7, который установлен на шейке 8 коленвала посредством эксцентриковой втулки 9.

Эта втулка установлена на шейке 8 в положении, обеспечивающем ее вращение в направлении, противоположном направлению вращения коленвала 10, и имеет шестерню 11 внешнего зацепления. Эта шестерня взаимодействует с шестерней 12 блока шестерен, шестерня 13 которого обкатывается по шестерне 14, жестко закрепленной на коленвалу 10 и имеющей зацепление с промежуточной шестерней 15 (см. схему на фиг. 5), с вытеснителем 7 жестко соединена траверса 16 с роликами 17, контактирующими с эллипсной поверхностью 18 рабочей полости. Другой торец траверсы 16 соединен через компенсирующую муфту 19 с выходным валом 20, а в отверстии 21 установлен с возможностью вращения второй конец коленвала. На конце вала 20 установлен противовес 22.

Работает двигатель следующим образом.

В изображенном на фиг. 2 положении вытеснителя в секторах к, л, м, образованных гранями вытеснителя и соответствующим участком эллипсной поверхности 2, одновременно осуществляется известные газодинамические процессы: в секторе к - воспламенение и рабочий ход, в секторе л - выпуск продуктов сгорания и продувка сектора, а в секторе м - впуск горючей смеси и сжатие ее.

После поворота грани БД вытеснителя до перекрытия вершиной Б окна 23 объем сектора м уменьшается, смесь сжимается до прохождения вершиной Б нижней точки с эллипсной поверхности 2. В этом положении грани БД в сжатой смеси оказывается свеча зажигания, установленная в отверстии 24, смесь воспламеняется, возрастают давление, температура смеси с продуктами сгорания. Объем сектора к начинает увеличиваться при дальнейшем вращении вытеснителя, происходит расширение смеси продуктов сгорания и первый рабочий ход ротора до смещения вершины Д к отверстию 25, после чего оно открывается прошедшей его вершиной Д и отработавшие продукты сгорания выходят в атмосферу сначала вследствие давления их, а затем вытесняются приближающейся гранью БД, в том числе и из камер сгорания p, при полном исключении перепуска неотработавших продуктов сгорания. Вершина Д к этому моменту открывает окно 23 и повторяются операции цикла описанным образом. Цикл работы двигателя соответственно повторяется другими гранями вытеснителя. Промежуточные положения вытеснителя при этом показаны на фиг. 3, поз. I-IV, фиг, 4, поз. V-XII.

Охлаждающая жидкость в каналах 5 стенок 3, 4 снижает нагрев эллипсных поверхностей 2, 18, роликов 17 траверсы 16 и шестеренчатых передач корректора, а также термическую напряженность материала вытеснителя.

Заполнение полностью продутых секторов новым зарядом смеси без смешивания ее с остатками продуктов сгорания улучшает эффективность преобразования энергии топлива в механическую работу.

Противовес 22 улучшает плавность вращения ротора, как и в известных решениях.

На фиг. 6 чертежа изображена кинематическая схема частной формы выполнения заявленного решения с вращением второго конца коленвала 8, 10 в подшипнике корпуса (условно не показан).

Непоказанные на фиг. 5 позиции деталей эксентриково-шестеренчатого корректора аналогичны этим позициям фиг. 6.

Похожие патенты RU2170836C1

название год авторы номер документа
РОТОРНО-ВЫТЕСНИТЕЛЬНЫЙ ДВС "ДЕРУС-04/05" И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2006
  • Денисов Владимир Никитович
RU2312236C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ТРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Киселев Петр Михайлович
RU2386046C2
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Киселев П.М.
RU2152522C1
ДВУХРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Самар Владимир Спартакович
  • Самар Раиса Филипповна
RU2278287C2
ДВУХРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Самар Владимир Спартакович
  • Самар Раиса Филипповна
RU2281408C2
ДИЗЕЛЬНЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Еремин Борис Георгиевич
  • Мартынов Сергей Владимирович
  • Ситников Александр Петрович
  • Царьков Алексей Николаевич
RU2416727C2
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2001
  • Харлов С.Н.
  • Харлов Н.М.
RU2224899C2
РУССКИЙ РОТОР ВЕСЕЛОВСКОГО "РРВ" 1993
  • Веселовский Валерий Борисович
RU2078221C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Степаньков А.К.
RU2166110C2
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Васецкий Владимир Николаевич
RU2505690C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 170 836 C1

Реферат патента 2001 года РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ "РД-Т/3"

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, имеющим корректирование вытеснителя в рабочей полости. Изобретение позволяет увеличить долговечность, снизить себестоимость, повысить компактность и экономичность двигателя. Роторный двигатель содержит корпус с боковыми крышками, выполненной в нем рабочей камерой, трехгранный вытеснитель, механизм привода с эксцентричным корректором и валом, бесклапанную систему газообмена, шестерни внутреннего и наружного зацепления. Вытеснитель подвешен на эксцентричном корректоре через опоры вращения, жестко соединен с траверсой и выходным валом и размещен в рабочей камере эллипсной формы. Опоры вращения взаимодействуют с эллипсными поверхностями рабочих камер. Эксцентричный корректор через опору вращения подвешен на коленвалу с возможностью противоположного вращения с передаточным отношением 1:1. Вытеснитель имеет вращение относительно коленвала с передаточным отношением 1: 3. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 170 836 C1

1. Роторный двигатель, содержащий корпус с боковыми крышками, выполненной в нем рабочей камерой, трехгранный вытеснитель, механизм привода с эксцентричным корректором и валом, бесклапанную систему газообмена, шестерни внутреннего и наружного зацепления, отличающийся тем, что вытеснитель подвешен на эксцентричном корректоре через опоры вращения, жестко соединен с траверсой и выходным валом и размещен в рабочей камере эллипсной формы, а опоры вращения взаимодействуют с эллипсными поверхностями рабочих камер. 2. Роторный двигатель по п.1, отличающийся тем, что эксцентричный корректор через опору вращения подвешен на коленвалу с возможностью противоположного вращения с передаточным отношением 1:1. 3. Роторный двигатель по п.1, отличающийся тем, что вытеснитель имеет вращение относительно коленвала с передаточным отношением 1:3.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2170836C1

РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Енов Михаил Иванович
RU2032809C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Ичетовкин Петр Ефимович
RU2084639C1
RU 2070969 C1, 27.12.1996
DE 3314310 A1, 25.10.1984
US 3452725 A, 01.07.1969
US 4585404 A, 29.04.1986
DE 3641146 A1, 16.06.1988
JP 55093925 A, 16.07.1980.

RU 2 170 836 C1

Авторы

Денисов В.Н.

Даты

2001-07-20Публикация

1999-11-03Подача