Изобретение относится к области пневматических приборов и предназначено для изменения направления и(или) пуска (останова) потоков сжатого воздуха в пневмолиниях пневматических приводов, преимущественно транспортных средств, в зависимости от управляющего воздействия.
Известны пневмораспределители различных конструкций, управляющих пневмоцилиндрами открытия дверей транспортных средств (автобусов, троллейбусов, спецмашин и т. п. ), с цилиндрическим золотником, с плоским золотником, клапанные и крановые.
Пневмораспределители с цилиндрическим золотником наиболее широко применяют в пневмоприводах управления створками дверей транспортных средств вследствие их простоты и технологичности.
На рис. 57, г с. 69 отраслевого каталога Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР "Элементы и устройства пневмоавтоматики высокого давления", Москва, 1990 г. показана конструкция пятилинейного пневмораспределителя по ГОСТ 21251-85 с цилиндрическим золотником и двухсторонним пневматическим управлением. Для ручного дублирования электрического сигнала служит штифт, при нажатии на который снизу вверх толкатель поднимает над седлом клапан управляющего распределителя. Возврат устройства ручного дублирования в исходное положение осуществляется пружиной.
Пневмораспределители с цилиндрическими золотниками из-за значительного механического износа эластомерных уплотнителей имеют недостаточно высокий ресурс работы, а повышенное трение перемещения золотника при низких температурах окружающей среды (от минус 30 до минус 50oС) часто приводит к полному отказу и потере работоспособности распределителя и пневмопривода в целом.
Приведенный привод ручного дублирования пневмораспределителя конструктивно выполнен сложным и с труднодоступным расположением нажимного элемента, что ограничивает возможность применения этой конструкции в распределителе привода управления дверьми транспортного средства непосредственно из пассажирского салона, а необходимость горизонтальной установки распределителя с цилиндрическим золотником накладывает дополнительные ограничения на использование приведенного привода.
Известен трехлинейный двухпозиционный клапанный пневмораспределитель типа ПР-13 с электропневматическим односторонним управлением и пружинным возвратом в исходное положение (там же, с. 51, рис. 37).
Эта конструкция по сравнению с пневмораспределителем с цилиндрическим золотником, за счет исключения механического износа уплотнителей затворов и снижения трения движения клапанов, имеет более высокий ресурс работы, сохраняет герметичность и работоспособность в условиях низких температур окружающей среды.
Такой тип распределителя может встраиваться в общую компоновку привода в любом пространственном положении, однако в данной конструкции не предусмотрено ручное дублируемое (без электросигнала) управление клапанным золотником, которое должно быть в пневмораспределителе привода управления дверьми пассажирского транспорта для экстренного или аварийного открывания дверей или для управления в наладочном режиме (при отключенном электропитании).
Технической задачей данного изобретения является создание пятилинейного двухпозиционного клапанного пневмораспределителя привода дверей транспортного средства для обеспечения экстренного и аварийного открывания двери транспортного средства вручную непосредственно из пассажирского салона путем введения в распределитель упрощенной конструкции дублирующего устройства управления.
Указанная задача решена тем, что создан пятилинейный двухпозиционный клапанный пневмораспределитель привода дверей транспортного средства, содержащий корпус, два параллельно расположенных клапана с четырьмя запирающими элементами типа клапан - седло, электропневматический клапан управления и систему рабочих каналов и пневмолиний, соединяющих клапаны между собой и исполнительным механизмом, при этом в клапан, управляющий открытием створок дверей, со стороны подвода командного давления соосно клапану встроен привод ручного дублирования электрического сигнала, выполненный в виде аксиально-подвижного стержня с цилиндрической головкой, одним торцом опертой в торец внутренней цилиндрической расточки уплотняющей втулки с возможностью взаимодействия другим торцом с клапаном открытия в конце хода стержня привода, и охватывающей его уплотняющей втулки, неподвижно закрепленной в корпусе.
На фиг. 1 показан общий вид пятилинейного двухпозиционного клапанного пневмораспределителя в открытом положении и схема пневмолиний, соединяющих распределитель с пневмоцилиндром управления дверьми; на электропневматический клапан подан электрический сигнал управления.
На фиг. 2 - то же, в закрытом положении при отсутствии электрического сигнала управления.
На фиг. 3 - то же, клапан "открытия" открыт нажатием привода ручного дублирования электрического сигнала; электрический сигнал управления отсутствует.
Пневмораспределитель (см. фиг. 1) содержит корпус 1 с пневмолиниями 2 и 3 управления пневмоцилиндром 4 с рабочими полостями 5, 6 и поршнем-штоком 7, с каналами 8 и 9 выпуска воздуха в атмосферу, с каналом напора 10, с каналом 11 подачи командного давления от электропневматического клапана 12 к клапанам "закрытия" 13 и "открытия" 14 одновременно.
Клапаны 13 и 14 имеют по два запирающих элемента типа клапан - седло и размещены в двух параллельно расположенных цилиндрических расточках корпуса 1. Клапан "закрытия" 13 со стороны канала 11 закрыт крышкой 15, а клапан "открытия" 14 - соосным приводом ручного дублирования электрического сигнала, выполненным в виде аксиально-подвижного стержня с цилиндрической головкой 16 и охватывающей его уплотняющей втулки 17, неподвижно закрепленной (застопоренной контровкой) через канавку 18. Внутренний торец головки стержня 16 упирается в торец внутренней цилиндрической расточки уплотняющей втулки 17.
Пневмораспределитель в системе пневмопривода управления дверьми транспортного средства работает следующим образом.
На электропневматический клапан 12 подан электрический сигнал управления (см. фиг. 1).
Под действием электрического сигнала управления якорь электропневматического клапана 12 "втягивается" (перемещается вверх по схеме), открывая проход сжатого воздуха из канала 10 в канал 11 подачи командного давления, под действием которого клапаны 13 и 14 перемещаются в крайние левые положения, при этом запорный уплотнитель клапана 14 отходит от седла разобщающей втулки, открывая поступление рабочего давления в пневмолинию 2 и полость 6 пневмоцилиндра. Поршень-шток 7 перемещается наружу (в выпущенное положение), открывая створки двери транспортного средства. Сжатый воздух из левой полости 5 пневмоцилиндра 4 вытесняется в пневмолинию 3 и через клапан 13 и канал 8 - в атмосферу.
Электрический сигнал управления отсутствует (см. фиг. 2).
Под действием рабочего давления, подаваемого из напорного канала 10, клапан "закрытия" 13 и клапан "открытия" 14 перемещаются в крайние правые положения, при этом подаваемое рабочее давление через клапан "открытия" 13 поступает в пневмолинию 3 и левую полость 5 пневмоцилиндра 4, поршень-шток 7 перемещается внутрь (в убранное положение), закрывая створки двери транспортного средства. Сжатый воздух из правой полости 6 пневмоцилиндра 4 вытесняется в пневмолинию 2 и через клапан 14 и канал 9 - в атмосферу.
Электрический сигнал управления отсутствует. Привод ручного дублирования 16 нажат (см. фиг. 3).
При нажатии привода ручного дублирования 16 клапан "открытия" 14 перемещается в крайнее левое положение, при этом запорный уплотнитель клапана отходит от седла разобщающей втулки, открывая поступление рабочего давления в пневмолинию 2 и полость 6 пневмоцилиндра 4. В полостях 5 и 6 пневмоцилиндра устанавливается одинаковое рабочее давление, но из-за дифференциальности поршня-штока 7 последний перемещается в крайнее левое (выпущенное) положение, открывая створки дверей транспортного средства и выжимая сжатый воздух из полости 5 пневмоцилиндра 4 в канал напора 10. Возврат привода ручного дублирования 16 в исходное положение осуществляется в момент прекращения ручного воздействия на привод 16 с помощью пружины клапана "открытия" 14 и рабочего давления, подаваемого в канал напора 10.
Пятилинейный двухпозиционный клапанный пневмораспределитель позволяет повысить надежность работы системы привода дверей транспортного средства и безопасность его эксплуатации за счет:
- установки в распределителе упрощенной конструкции горизонтально расположенного и выведенного в пассажирский салон привода ручного дублирования электрического сигнала;
- применения для обоих клапанов распределителя одного привода ручного дублирования и одного (общего) электропневматического клапана управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ КЛАПАННЫЙ ПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2190784C2 |
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ КЛАПАННЫЙ ПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2190785C2 |
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ, ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ КЛАПАННЫЙ ПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2208187C2 |
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ ЗОЛОТНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2241146C2 |
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ, ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ КЛАПАННЫЙ ПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2211383C2 |
ЭЛЕКТРОПНЕВМОПРИВОД ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2206691C1 |
ЭЛЕКТРОПНЕВМОПРИВОД ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2261977C1 |
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ ЗОЛОТНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С ОДНОСТОРОННИМ УПРАВЛЕНИЕМ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2242575C1 |
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ ЗОЛОТНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2266439C2 |
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ДЛЯ ПРИВОДА ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2249662C1 |
Пневмораспределитель относится к пневматическим приборам и может быть использован для изменения направления потоков сжатого воздуха или другого газа в пневмолиниях пневматических приводов дверей транспортных средств в зависимости от управляющего воздействия. В клапан пневмораспределителя, управляющий открытием створок дверей, встроен привод ручного дублирования электрического сигнала, выполненный в виде аксиально-подвижного стержня с цилиндрической головкой и охватывающей его уплотняющей втулки, неподвижно закрепленной в корпусе. Головка стержня одним торцом оперта в торец внутренней расточки уплотняющей втулки с возможностью взаимодействия другим торцом с клапаном открытия в конце хода стержня привода. Привод обеспечивает ручное экстренное или аварийное открывание двери непосредственно из пассажирского салона. 3 ил.
Пятилинейный двухпозиционный клапанный пневмораспределитель привода дверей транспортного средства, содержащий корпус, два параллельно расположенных клапана с четырьмя запирающими элементами типа клапан - седло, электропневматический клапан управления и систему рабочих каналов и пневмолиний, соединяющих клапаны между собой и исполнительным механизмом, при этом в клапан, управляющий открытием створок дверей, со стороны подвода командного давления соосно с клапаном встроен привод ручного дублирования электрического сигнала, выполненный в виде аксиально-подвижного стержня с цилиндрической головкой, одним торцом опертой в торец внутренней цилиндрической расточки уплотняющей втулки с возможностью взаимодействия другим торцом с клапаном открытия в конце хода стержня привода, и охватывающей его уплотняющей втулки, неподвижно закрепленной в корпусе.
КУДРЯВЦЕВ А.И | |||
Отраслевой каталог | |||
Элементы и устройства пневмоавтоматики высокого давления | |||
- М.: ВНИИТЭМР, 1990, с | |||
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок | 1923 |
|
SU51A1 |
DE 3420632 A1, 05.12.1985 | |||
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ | 2006 |
|
RU2384932C1 |
Авторы
Даты
2002-01-10—Публикация
2000-08-14—Подача