Изобретение относится к машиностроению, конкретнее - к механизмам для передачи вращательного движения.
Известно устройство отбора мощности [1], включающее коробку отбора мощности, установленную на промежуточную опору с образованием общего замкнутого рабочего объема. Ведущая шестерня коробки отбора мощности находится в зацеплении с шестерней, жестко закрепленной на валу промежуточной опоры, выполненном в виде двух соосно установленных полувалов, соединяемых шлицевой муфтой. При этом один конец вала соединен посредством карданной передачи со вторичным валом коробки передач автомобиля, а второй - с дифференциалом ведущего моста.
Недостаток устройства в сложности конструкции.
Известна также коробка отбора мощности [2], корпус которой закреплен на заднем торце коробки передач автомобиля с образованием общего замкнутого рабочего объема. Ведущая шестерня является первичным звеном кинематической цепи коробки отбора мощности и соединена со вторичными валом, являющимся конечным звеном кинематической цепи коробки передач.
Рациональная компоновка коробки отбора мощности и оптимальное соединение кинематических цепей коробок передач и отбора мощности позволяют расширить функциональные возможности, а также получить широкий диапазон величин мощности и чисел оборотов, передаваемых к дополнительным механизмам. Недостаток устройства также заключается в сложности конструкции.
Задача заявляемого изобретения состоит в упрощении конструкции устройства отбора мощности.
Согласно предлагаемому решению отбор мощности осуществляется с противоположной стороны силового агрегата по сравнению с прототипом, а именно - непосредственно от коленчатого вала. Так же как и в прототипе, у которого корпус коробки отбора мощности является своего рода опорным элементом и служит для закрепления его на силовом агрегате и размещения в нем механизма для передачи крутящего момента от двигателя, в заявляемом решении имеется опорный элемент в виде кронштейна, закрепленный на торце блока цилиндров и содержащий механизм для передачи крутящего момента от двигателя в виде муфты. Одна полумуфта закреплена на торце коленчатого вала с использованием существующих отверстий с резьбой, которые служат для крепления на болтах шкива привода генератора. Полумуфту закрепляют поверх шкива с помощью удлиненных болтов. На торце опорного элемента закреплен агрегат, для которого осуществляется отбор мощности. В данном конкретном случае это шестеренчатый насос НШ-10. Вторая полумуфта установлена на входном валу этого агрегата. Поскольку кинематическая цепь от коленчатого вала до входного вала агрегата потребителя мощности находится в рабочем состоянии только тогда, когда на кронштейне закреплен агрегат (насос), поэтому агрегат является частью устройства отбора мощности.
Сущность изобретения заключается в следующем.
Устройство отбора мощности содержит опорный элемент с размещенным в нем механизмом для передачи крутящего момента от двигателя.
Новое заключается в том, что опорный элемент выполнен в виде кронштейна с опорными лапами, закрепленными на передней крышке блока цилиндров. На торце опорного элемента закреплен агрегат, входной вал которого расположен соосно коленчатому валу двигателя. Механизм для передачи крутящего момента выполнен в виде муфты, соединяющей коленчатый вал двигателя с входным валом агрегата и содержащей элементы, компенсирующие несоосность. Опорный элемент выполнен в виде кронштейна с тремя опорными лапами. На трех опорных лапах кронштейна имеются три равнорасположенные выступающие бобышки, соприкасающиеся с тремя соответствующими выступами на передней крышке блока цилиндров. Между опорными лапами кронштейна и передней крышкой блока цилиндров установлены регулировочные шайбы. Элементы муфты, компенсирующие несоосность, выполнены в виде кулачков на одной полумуфте и приемных пазов на другой, закрытых эластичной оболочкой.
На фиг. 1 показано заявляемое устройство отбора мощности в разрезе, на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1.
Устройство состоит из кронштейна 1, закрепленного болтами на передней крышке блока цилиндров 2. На торце кронштейна 1 закреплен агрегат (насос) 3. На торце коленчатого вала 4 закреплена левая полумуфта 5 посредством болтов 6. Правая полумуфта 7 установлена на входном валу 8 агрегата, потребителя мощности. Полумуфты стыкуются кулачками, выполненными на одной полумуфте, и приемными пазами, выполненными на другой. Место стыка закрыто эластичной оболочкой 9 (резиновая трубка). Между коленчатым валом 4 и полумуфтой 5 находится шкив привода генератора 10 с ремнями 11. Кронштейн 1 имеет такую форму и точки крепления к передней крышке блока цилиндров, что он не создает помех работе шкива привода генератора и ремней.
Устройство работает следующим образом.
Находясь в собранном состоянии, как показано на фиг.1, устройство готово к работе. При включении двигателя начинает вращаться коленчатый вал 4. Левой полумуфтой 5, закрепленной на коленчатом валу, через правую полумуфту 7 вращение передается входному валу 8 агрегата 3, который начинает работать. В данном случае агрегатом является шестеренчатый насос, который обеспечивает работу гидропривода вентилятора радиатора системы охлаждения.
Заявленное устройство отбора мощности имеет простую конструкцию и обеспечивает простую в изготовлении и эксплуатации систему привода вентилятора радиатора системы охлаждения.
Источники информации
1. Свидетельство на ПМ 11511, кл. В 60 К 17/28.
2. Патент РФ 2137620, кл. В 60 К 17/28 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ СНЕГОБОЛОТОХОДА | 2023 |
|
RU2810806C1 |
МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2252149C1 |
КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ | 1997 |
|
RU2137620C1 |
МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2247665C1 |
СИЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2261815C2 |
Раздаточная коробка (варианты) | 2018 |
|
RU2700307C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2010 |
|
RU2460055C1 |
ШАРНИРНО-СДВОЕННАЯ МУФТА | 2000 |
|
RU2155887C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 2011 |
|
RU2468254C1 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2268839C9 |
Изобретение относится к машиностроению. Устройство отбора мощности содержит опорный элемент с размещенным в нем механизмом для передачи крутящего момента от двигателя. Опорный элемент выполнен в виде кронштейна 1 с опорными лапами, закрепленными на передней крышке блока цилиндров 2. На торце кронштейна 1 закреплен агрегат 3, входной вал 8 которого расположен соосно с коленчатым валом 4 двигателя. Механизм для передачи крутящего момента выполнен в виде муфты, соединяющей коленчатый вал 4 двигателя с входным валом 8 агрегата. Элементы муфты, компенсирующие несоосность, выполнены в виде кулачков на одной полумуфте и приемных пазов на другой, а место стыка закрыто эластичной оболочкой 9. Упрощена конструкция устройства отбора мощности. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
DE 4336789 С1, 11.05.1995 | |||
КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ | 1997 |
|
RU2137620C1 |
Клещевой прибор для выдергивания путевых костылей | 1928 |
|
SU11511A1 |
US 5303789 А, 19.04.1994. |
Авторы
Даты
2002-03-10—Публикация
2000-04-11—Подача