РОТОР ТИПА САВОНИУСА Российский патент 2002 года по МПК F03D3/06 

Описание патента на изобретение RU2182258C2

Изобретение относится к ветроэнергетике и касается роторов типа Савониуса, применяемых в ветро- и гидродвигателях. Позволяет увеличить коэффициент использования энергии ветра (течения воды), мощность ротора.

Известен ротор Савониуса, содержащий две лопасти в форме полуцилиндров, расположенные параллельно оси вращения ротора [1]. Недостаток его в небольшом (около 20%) коэффициенте использования энергии набегающего потока и малой мощности ротора заданных габаритов.

За прототип выберем ротор типа Савониуса [а.с. СССР 46491, М.кл. F 03 D 3/06, публ. 1936 г.]. Он содержит две лопасти, состоящие из цилиндрической части с передней утолщенной кромкой и плоской пластины, соединенной с задней кромкой цилиндрической части по касательной к ней. Недостаток прототипа - небольшой коэффициент использования энергии потока, в частности при движении его между параллельными плоскими частями лопастей. Центр потока проходит через ось вращения и имеет малое плечо относительно этой оси, следовательно, малый добавочный крутящий момент.

Для повышения коэффициента использования энергии потока и мощности ротора при неизменных габаритах в существующем роторе типа Савониуса, содержащем две лопасти, состоящие из цилиндрической части с передней утолщенной кромкой и плоской пластины, соединенной с задней кромкой цилиндрической части лопасти по касательной к ней, утолщение передней кромки цилиндрической части выполнено в виде крыльевого профиля с засасывающей поверхностью на внешней стороне лопасти, а со стороны свободного конца плоской пластины размещен гидродинамический профиль сегментного типа со спинкой в сторону центра вращения ротора.

Предложенное устройство отличается от прототипа тем, что
- утолщение передней кромки цилиндрической части лопасти выполнено в виде крыльевого профиля, при этом засасывающая поверхность его размещена на внешней стороне лопасти;
- со стороны свободного конца плоской пластины установлен аэрогидродинамический профиль, например сегментного типа, спинка которого обращена в сторону центра вращения ротора.

Можно считать, что предложенное устройство имеет элементы существенной новизны.

Из близких аналогов рассмотрим [2]. Отличие конструктивное. У аналога свободный конец плоской пластины отогнут в сторону центра вращения ротора (фиг. 1) таким образом, чтобы направить поток, проходящий между плоскими пластинами, на вторую лопасть с тыльной стороны. В заявке со стороны свободного конца пластины размещен профиль, например сегментного типа, благодаря которому при прохождении потока между пластинами создается дополнительный крутящий момент и увеличивается скорость потока, воздействующего на тыльную сторону второй лопасти. Других близких аналогов не найдено.

Предлагаемый ротор типа Савониуса в виде поперечного сечения изображен на чертеже. Ротор содержит две цилиндрические лопасти 1, состоящие из цилиндрической части 2 и пластины 3, крыльевого профиля 4 на передней кромке лопасти и профиля (например, сегментного типа) 5 на свободном конце пластины 3.

Устройство работает следующим образом. При воздействии потока на вогнутую часть лопасти 1 на крыльевом профиле 4 возникает подъемная сила, которая создает крутящий момент относительно центра ротора 0. Кроме этого за счет сопротивления крыла этот момент может быть существенно увеличен. Для этого следует подобрать соответствующий профиль, который одновременно давал бы большую подъемную силу и имел большое сопротивление. Для этого нагнетающая сторона профиля может быть выполнена с искусственной шероховатостью. При прохождении потока между пластинами 3 на спинках профилей 5 возникнет разрежение, т.е. появятся подъемные силы, которые создадут дополнительные крутящие моменты. Профиль 5 в отличие от профиля 4 наоборот должен иметь наименьшее сопротивление потоку. В то же время нагнетательная сторона профилей 5 может иметь большое сопротивление, например путем нанесения шероховатости. Конечный эффект изобретения зависит от оптимального конструирования ротора выбора профилей, расстояния между пластинами 3, длины пластин и др.

Следует ожидать, что коэффициент использования энергии потока предлагаемого устройства будет выше, чем у прототипа по крайней мере на 30-50%. Устройство промышленно применимо, простое в изготовлении.

Источники информации
1. Шефтер Я. И. , Рождественский И.В. Изобретателю о ветродвигателях и ветроустановках. -М.: Изд. c/x, 1957, c.19.

2. Патент ФРГ 3519700, F 03 D 3/00, публ. 1986 г.

Похожие патенты RU2182258C2

название год авторы номер документа
СОСТАВНОЙ РОТОР ТИПА САВОНИУСА 1995
  • Соловьев А.П.
RU2182255C2
ВЕТРОУСТАНОВКА С РОТОРАМИ МАГНУСА 1993
  • Соловьев А.П.
RU2189494C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2001
  • Барамидзе Т.А.
  • Соловьев А.П.
RU2204502C2
РОТОР ТИПА САВОНИУСА С ПОЛЫМИ ЛОПАСТЯМИ 1994
  • Соловьев А.П.
RU2101557C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ УПРУГИХ МУФТ 2001
  • Минасян М.А.
RU2206880C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА 1999
  • Соловьев А.П.
  • Турышев Б.И.
RU2168443C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОДВОДНОГО СУДНА 2001
  • Соловьев А.П.
RU2213677C2
НОС СУДНА 2000
  • Соловьев А.П.
  • Турышев Б.И.
RU2188778C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА С ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ 2000
  • Соловьев А.П.
  • Турышев Б.И.
RU2183175C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ СУДНА 1994
  • Соловьев А.П.
RU2185306C2

Реферат патента 2002 года РОТОР ТИПА САВОНИУСА

Изобретение относится к ветроэнергетике и касается роторов типа Савониуса, применяемых в ветро- и гидродвигателях. Сущность изобретения: ротор содержит две лопасти, состоящие каждая из цилиндрической части с передней утолщенной кромкой и плоской пластины, соединенной с задней кромкой цилиндрической части лопасти по касательной к ней. Утолщение передней кромки выполнено в виде крыльевого профиля с засасывающей поверхностью на внешней стороне лопасти, а со стороны свободного конца плоской пластины размещен аэрогидродинамический профиль сегментного типа со спинкой в сторону центра вращения ротора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 182 258 C2

Ротор типа Савониуса, содержащий две лопасти, состоящие из цилиндрической части с передней утолщенной кромкой и плоской пластины, соединенной с задней кромкой цилиндрической части лопасти по касательной к ней, отличающийся тем, что утолщение передней кромки выполнено в виде крыльевого профиля с засасывающей поверхностью на внешней стороне лопасти, а со стороны свободного конца плоской пластины размещен гидродинамический профиль сегментного типа со спинкой в сторону центра вращения ротора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2182258C2

SU, авторское свидетельство № 46491, кл
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1

RU 2 182 258 C2

Авторы

Соловьев А.П.

Даты

2002-05-10Публикация

1994-12-27Подача