Изобретение относится и области машиностроения, в частности двигателестроения, а более конкретно и усовершенствованию демпферов крутильно-изгибных колебаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Известен демпфер колебаний вращающихся валов по патенту США N 4044627, кл.F 16 F 15/00,1977 г., содержащий корпус с осесимметричной кольцевой камерой, заполненной вязкой текучей средой и в которой расположена инерционная масса в виде кольцевого маховика, а между цилиндрическими поверхностями маховика и корпуса радиально расположены упругие элементы.
Существенными недостатками известного демпфера являются гашение колебаний в узком диапазоне возмущающихся частот и невозможность изменения характеристик гасителя для аффективного гашения изгибных колебаний в широком диапазоне скоростных режимов.
Изобретение направлено на усовершенствование демпферов колебаний. Это достигается тем, что:
он снабжен дополнительными корпусами, дросселирующими устройствами, дополнительными инерционными массами и крышками;
корпуса выполнены в виде или параллелепипедов, или в виде прямого цилиндра и имеют дополнительные камеры;
каждая дополнительная камера заполнена вязкой жидкостью;
инерционная масса выполнена в виде поршня;
поршень подпружиненная с двух сторон установлена на каждой камере с возможностью делении ее над и подпоршневую полости, которые соединены соответствующими дросселирующими устройствами, а число крышек соответствует числу камер;
корпуса установлены с угловым смещением друг относительно друга по оси демпфера, при этом для корпусов в виде прямого цилиндра под угловым смещением подразумевается смещения камер одного "цилиндрического корпуса" относительно другого "цилиндрического корпуса".
На фиг.1 и 2 представлены демпферы крутильно-изгибных колебаний, в которых корпус выполнен в виде прямого цилиндра.
На фиг.3, 4 представлены демпферы, в которых корпус выполнен в виде дополнительных корпусов с звездообразным расположением их граней, образующих звездообразное тело или фигуру.
На фиг.5 представлен демпфер, где корпус выполнен в виде прямого цилиндра, но без сегментных паразитных участков.
На фиг.6 представлен демпфер, где корпус образован соединением отдельных камер.
На фиг.7, 8 и 9 представлены схемы расположения четырех камер в отдельной группе и групп камер равных пяти.
На фиг. 10 представлен общий вид демпфера с разрезом по поперечной плоскости с камерами первой группы согласно схем фиг.3, 7, 8.
На фиг.11 - то же, вид сбоку.
Демпфер крутильно-изгибных колебаний содержит корпус 1 со ступицей 2, камеры 3, заполненные вязкой жидкостью 4, в каждой из которых расположена инерционная масса в виде поршня 5, подпружиненного с двух сторон пружинами 6 и 7, дросселирующее устройство 8, соединяющее над- и подпоршневые полости камер 3, и крышки 9.
Корпус 1 демпфера выполнен в виде или прямого цилиндра (фиг.1, 2, 5), или параллелепипедов "квадратных пластин" с звездообразным расположением их граней а, в, c, d (фиг.7, 8, 9, 3, 4, 6), или непосредственно образован соединением отдельных камер 3 от двух и более с параллельным расположением по поперечной плоскости демпфера (фиг.6).
Камеры 3 от двух и более (на фиг.8 камер четыре) расположены параллельно по поперечной плоскости ZY демпфера и симметрично его продольной оси Х (см. фиг.8).
Группы камер более двух (на фиг. 8 их пять) расположены параллельно по поперечной плоскости с осями камер равномерно и симметричны под углом 360o : 5 = 72o, а вершины "квадратных пластин" расположены под углом 360o : 16 = 22o 30' (фиг.7, 8, 9).
На фиг. 8 по первому поршню наглядно представлено расположение групп в пространстве путем поворота "квадратных пластин" на соответствующий угол (фиг.9).
Из представленных фиг.1-11 следует, что корпус демпфера не имеет излишних масс, т.е. паразитных участков, особенно конструкции, представленные на фиг.3-6.
Изготовление корпуса может быть литьем, из одной упаковки путем высверливания в нем глухих отверстий, из отдельных "квадратных пластин" или камер с последующим их креплением способом сварки или крепежными средствами (хомут, кольцо, пластина и т.д.).
Работа демпфера крутильно-изгибных колебаний применительно к установкам с ДВС происходит следующим образом:
в работающей установке, где крутильно-изгибные колебания не возникают или незначительны, инерционные массы - поршни 4 в камерах 3 находятся в исходном, подобно статическому, положении равновесия. При переходе на режим работы, вызывающий не только крутильные, но и изгибные колебания, происходят относительные перемещения поршней 4 то в одну, то в другую сторону, и за счет упругих элементов пружин 6, 7 и трения в камерах 3, перепуска через зазоры поршнями 4 и стенками камер 3 из одной полости в другую и через дросселирующие устройства 8 осуществляется связь между инерционными массами 4 и ступицей 2 с поглощением колебательной энергии как крутильных, так и изгибных колебаний. В результате введения в систему дополнительного трения уменьшаются амплитуды крутильно-изгибных колебаний.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1995 |
|
RU2185551C2 |
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНО-ИЗГИБНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1994 |
|
RU2185550C2 |
ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ВИБРОИЗОЛЯТОР | 1994 |
|
RU2185545C2 |
ВИБРОИЗОЛЯТОР | 1994 |
|
RU2185547C2 |
МЕЖОТСЕЧНАЯ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМАЯ ДВЕРЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1994 |
|
RU2188139C2 |
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2185549C2 |
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ОПОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2185536C2 |
НОС СУДНА | 2000 |
|
RU2188778C2 |
ПОДВЕСКА ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2185294C2 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2182244C2 |
Использование: машиностроение, в частности, усовершенствование демпферов крутильно-изгибных колебаний двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: демпфер содержит корпус, выполненную в нем камеру, заполненную вязкой жидкостью, установленную в камере подпружиненную с двух сторон инерционную массу и крышки. Демпфер снабжен дополнительными корпусами, дросселирующими устройствами, дополнительными инерционными массами и крышками. Корпуса выполнены в виде параллелепипедов и имеют дополнительные камеры, каждая из которых заполнена вязкой жидкостью. Инерционная масса выполнена в виде поршня, подпружиненного с двух сторон, и установлена в каждой камере с возможностью деления ее на над- и подпоршневую полости, которые соединены соответствующими дросселирующими устройствами. Число крышек соответствует числу камер. Корпуса установлены с угловым смещением друг относительно друга по оси демпфера. 11 ил.
Демпфер крутильно-изгибных колебаний, содержащий корпус, выполненную в нем камеру, заполненную вязкой жидкостью, установленную в камере подпружиненную с двух сторон инерционную массу и крышку, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными корпусами, дросселирующими устройствами, дополнительными инерционными массами и крышками, корпуса выполнены в виде параллелепипедов и имеют дополнительные камеры, каждая из которых заполнена вязкой жидкостью, инерционная масса выполнена в виде поршня, причем подпружиненная с двух сторон инерционная масса установлена в каждой камере с возможностью деления ее над- и подпоршневую полости, которые соединены соответствующими дросселирующими устройствами, число крышек соответствует числу камер, а корпуса установлены с угловым смещением друг относительно друга по оси демпфера.
US патент 4044627, F 16 F 15/10, 1977. |
Авторы
Даты
2002-07-20—Публикация
1995-08-01—Подача