Настоящее изобретение относится к конструкции лыжной палки для беговых лыж, а именно к опорному элементу лыжной палки - устройства, устанавливаемого на нижнем конце лыжной палки. Опорный элемент должен обеспечивать надежную фиксацию палки в точке ее постановки на снег для максимальной эффективности использования усилия лыжника при толчке.
Известен опорный элемент "ТР IХS" фирмы "SWIX", Норвегия (см. фиг.1 - аналог) проспект РР978Р, стр. 44, содержащий металлический или металлокерамический наконечник 1, стойку цилиндрической формы, в которую вставляется стержень лыжной палки 2 и симметричный опорный купол 3.
Наиболее близким к заявляемому является опорный элемент лыжной палки (см. фиг. 2 - прототип), заявка на промышленный образец 92-0829, класс МКП021-02, заявитель фирма "EXЕL ОY", приоритет 1991-11-15, Швеция, содержащий металлокерамический наконечник 1, стойку цилиндрической формы, в которую вставляется стержень лыжной палки 2 и опорный купол 3, имеющий несимметричные внешнюю и внутреннюю (со стороны лыжи) части.
Известным конструкциям опорных элементов присущи следующие недостатки:
1. Цилиндрическая форма стойки опорного элемента, куда вставляется стержень лыжной палки, с точки зрения аэродинамики далеко не лучшее решение, т. к. нижняя часть лыжной палки, где происходит соединение опорного элемента со стержнем палки, во время махового движения руки лыжника, перед постановкой палки на снег при выполнении толчка, имеет максимальную скорость движения и, следовательно, испытывает максимальное сопротивление воздуха.
2. Уменьшение наружного диаметра нижней части стержня у лучших лыжных палок фирм "SWIХ" и EXEL" до 9 мм сделало место крепления опорного элемента со стержнем лыжной палки, с точки зрения надежности и прочности, самым слабым звеном в лыжной палке, и большинство поломок лыжных палок во время тренировок и соревнований (особенно при общих стартах) происходит именно в нижней части стержня.
3. Малогабаритные опорные элементы резко теряют свою эффективность на рыхлом снегу, когда во время соревнований начинает идти снег, а замена палок связана с большими затратами времени.
4. Известные опорные элементы не обеспечивают достаточно надежную степень фиксации лыжной палки в точке ее постановки на снег и, как следствие, максимальную эффективность отталкивания в силу своей конструкции, которая является практически симметричной относительно оси лыжной палки (габаритная ширина В опорного купола 3 у опорного элемента фиг.1 разделена этой осью на две равные части, а у опорного элемента (фиг.2 - прототип) габаритная ширина В купола 3 делится с небольшим смещением оси палки 2,5-3 мм в сторону лыжи, и ширина внутренней части B1 составляет 45...48% от общей ширины опорного элемента).
Известно, что эффективность отталкивания палкой тем выше, чем ближе ставится палка к опорной ноге лыжника, однако лыжник, используя известные опорные элементы, не может поставить палку ближе, чем на расстояние В/2. Это справедливо как при использовании техники классического, так и конькового хода и особенно проявляется при преодолении подъемов коньковым ходом, когда палка при толчке располагается наклонно и толчок направлен не назад, а частично во внешнюю сторону.
Задачей данного изобретения является устранение указанных недостатков.
Поставленная задача решена тем, что в известном опорном элементе, содержащем наконечник, опорный купол и стойку с отверстием под стержень палки, стойке и ее отверстию придан аэродинамический профиль каплевидной формы, а место ее расположения максимально приближено к габаритной линии купола со стороны, обращенной к ноге лыжника так, что ширина внутренней части купола не превышает 1/3 его обшей ширины.
Такое соотношение между внутренней и внешней частями купола, а также выбранная геометрия и размеры опорного элемента, обеспечивают необходимое распределение нагрузки между частями купола во время отталкивания лыжной палкой, сохраняя при этом достаточную прочность купола при максимальной массе опорного элемента, что полностью подтвердилось результатами эксплуатации данного опорного элемента в комплекте лыжной палки модели "Уралстар" в течение сезонов 1998-2000 гг.
Заявляемое изобретение поясняется следующими чертежами:
фиг.1 - аналог;
фиг.2 - прототип;
фиг.3 - заявляемый опорный элемент.
Заявляемый опорный элемент лыжной палки (см. фиг.3) содержит металлический или металлокерамический наконечник 1, стойку каплевидной формы 2, имеющую каплевидное отверстие, в которое вставляется стержень лыжной палки, и опорный купол 3, имеющий несимметричные внешнюю и внутреннюю (со стороны лыжи) части.
Создание опорного элемента со стойкой 2, имеющей каплевидную форму с каплевидным отверстием для стержня лыжной палки в ней, позволило значительно улучшить аэродинамику нижнего узла лыжной палки, образуя тем самым хорошо обтекаемую конструкцию, которая, с одной стороны, до минимума уменьшает сопротивление воздуха в районе нижнего узла лыжной палки, где скорость движения лыжной палки при выполнении толчка максимальная, тем самым уменьшая усилия, затрачиваемые лыжником при толчке, а с другой стороны, усиливает, с точки зрения прочности и надежности, самое слабое звено лыжной палки.
Смещение оси лыжной палки ближе к опорной ноге лыжника делит габаритную ширину купола 3 опорного элемента в соотношении 1:2. Таким образом, ширина внутренней части купола 3 опорного элемента оказывается соответственно меньше внешней части. Это позволяет лыжнику во время толчка приблизить палку к опорной ноге, тем самым повысить эффективность отталкивания при движении как классическим стилем и особенно при свободном (коньковом) ходе при движении в подъем, когда палка ставится под углом (верхний конец палки наклонен ближе к телу лыжника), толчок палкой с предлагаемым опорным элементом начинается раньше и получается более акцентированным, чем при использовании симметричного опорного элемента. Это происходит за счет того, что из-за уменьшенного размера внутренней части купола 3 опорного элемента уменьшается время и усилие лыжника на "вдавливание" опорного элемента в снег до достижения надежной опоры. Этот эффект особенно заметен при движении по современным жестким скоростным трассам.
Удачный выбор размеров и геометрической формы купола 3 данного опорного элемента по мнению ведущих лыжников и тренеров позволил создать достаточно универсальный опорный элемент, который хорошо работает как на жестких трассах, так и на рыхлых, особенно когда во время соревнований резко меняются погодные условия (сильный снег, резкое потепление) и эффективность малогабаритных опорных элементов, которыми оснащаются палки фирм "SWIX" и "EXEL", сразу резко снижается.
По разработанным чертежам была изготовлена опытно-промышленная партия опорных элементов, которая в 1998 г. была испытана сборной командой Свердловской области по лыжным гонкам (акт испытаний прилагается), а с конца 1998 г. данный опорный элемент запущен в производство и по отзывам спортсменов и специалистов получил высокую оценку. В марте 2000 г. на московской международной выставке лыжные палки модели "Уралстар", оснащенные данными опорными элементами, получили главный приз и золотую медаль выставки (копия диплома прилагается).
Источники информации
1. Каталог фирмы "SWIX" 97/98, РР978Р.
2. Заявка на промышленный образец 92-0829, класс МКП021-02, заявитель фирма "EXEL OY", приоритет 191-11-15, Швеция (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТЕРЖЕНЬ ЛЫЖНОЙ ПАЛКИ | 2000 |
|
RU2193909C2 |
ТЕМЛЯК ЛЫЖНОЙ ПАЛКИ | 1999 |
|
RU2165279C1 |
СТЕРЖЕНЬ ЛЫЖНОЙ ПАЛКИ | 1990 |
|
RU2033832C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ): ЛЫЖА, ЛЫЖЕРОЛЛЕРЫ, ШАРНИРНОЕ ЛЫЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ, ЛЫЖНЫЕ БОТИНКИ И СПОСОБЫ ХОДА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 2010 |
|
RU2414275C1 |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ТЕМЛЯКА К РУКОЯТКЕ ЛЫЖНОЙ ПАЛКИ | 2001 |
|
RU2203714C2 |
СПОСОБ ИМИТАЦИИ УЧАСТИЯ СПОРТСМЕНА БИАТЛОНИСТА ИЛИ ЛЫЖНИКА В СОРЕВНОВАНИЯХ ЛЮБОГО УРОВНЯ, В ТРЕНИРОВКАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2018 |
|
RU2689445C1 |
ТЕМЛЯК ЛЫЖНОЙ ПАЛКИ | 1995 |
|
RU2103043C1 |
ЛЫЖА | 2009 |
|
RU2400277C1 |
ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ | 2014 |
|
RU2551753C2 |
Способ тренировки при обучении катанию на беговых лыжах взрослых людей | 2020 |
|
RU2746496C1 |
Опорный элемент лыжной палки, устанавливаемый на нижнем конце лыжной палки, относится к спортинвентарю. Опорный элемент содержит наконечник, опорный купол и стойку с отверстием под стержень лыжной палки. Стойке и ее отверстию под стержень лыжной палки придан аэродинамический профиль каплевидной формы, а место ее расположения максимально приближено к габаритной линии купола со стороны, обращенной к ноге лыжника так, что ширина внутренней части купола не превышает 1/3 его общей ширины. Использование такой конструкции опорного элемента позволяет уменьшить сопротивление воздуха в районе нижнего узла лыжной палки, уменьшая усилия, затрачиваемые лыжником при толчке, усилить самое слабое звено лыжной палки, повысить эффективность отталкивания при движении лыжника, создать достаточно универсальный опорный элемент, который хорошо работает как на жестких трассах, так и на рыхлых. 3 ил.
Опорный элемент лыжной палки, содержащий наконечник, опорный купол и стойку с отверстием под стержень лыжной палки, отличающийся тем, что стойке и ее отверстию придан аэродинамический профиль каплевидной формы, а место ее расположения максимально приближено к габаритной линии купола со стороны, обращенной к ноге лыжника, так, что ширина внутренней части купола не превышает 1/3 его общей ширины.
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
Опорный элемент для лыжной палки | 1992 |
|
SU1831355A3 |
Пожарный двухцилиндровый насос | 0 |
|
SU90A1 |
Авторы
Даты
2002-07-27—Публикация
2000-08-02—Подача