Изобретение относится преимущественно к двухконтурным газотурбинным двигателям, а именно устройствам, организующим работу уплотнений, отделяющих думисные полости от других полостей, на нестационарных режимах.
Здесь и далее в тексте описания под нестационарным режимом мы понимаем работу двигателя на каком-то конкретном режиме с еще не установившимися параметрами. Связаны эти нестационарные режимы с инерционностью деталей и систем двигателя, например, радиальные зазоры между элементами статора и ротора меняются из-за того, что массивные детали ротора реагируют медленнее на изменение температуры чем более тонкостенные детали статора. Эти зазоры на постоянном режиме через какое-то время стабилизируются. В свою очередь под переменным режимом мы понимается режим перехода с одного конкретного режима на другой, например режим перехода двигателя с режима "малого газа" на "крейсерский" режим.
Известен газотурбинный двигатель, содержащий осевой турбокомпрессор у которого думисная полость компрессора, заключенная между внутренним корпусом камеры сгорания и валом турбины, отделена от передней думисной полости турбины, заключенной между выходом соплового аппарата закрутки системы охлаждения диска турбины и рабочим колесом турбины, лабиринтным уплотнением, при этом думисная полость компрессора отделена от проточной части компрессора двухрядным радиальным лабиринтным уплотнением с радиальными зубьями на роторе и ответными полками на статоре компрессора, а передняя думисная полость турбины сообщена через кольцевой воздуховод с проточной частью турбины. [1]
Однако в таком двигателе на нестационарных режимах происходит раскрытие радиального лабиринтного уплотнения, отделяющего думисную полость компрессора от его проточной части, в результате увеличивается расход воздуха в думисную полость и повышается давление в ней. Это сразу ведет к увеличению осевой нагрузки компрессора и увеличению осевой нагрузки на радиально-упорный подшипник.
Известен также газотурбинный двигатель, содержащий осевой турбокомпрессор, у которого думисная полость компрессора, заключенная между внутренним корпусом камеры сгорания и валом турбины, отделена от передней думисной полости турбины, заключенной между выходом соплового аппарата закрутки системы охлаждения турбины и рабочим колесом турбины, лабиринтным уплотнением, при этом думисная полость компрессора отделена от проточной части компрессора радиальным лабиринтным уплотнением с радиальными зубьями и ответными полками, выполненными на роторе и статоре компрессора соответственно, а передняя думисная полость турбины сообщена через кольцевой воздуховод с проточной частью турбины [2]. Кроме того, передняя думисная полость турбины отделена лабиринтным уплотнением и кольцевым воздуховодом от проточной части турбины.
В этом двигателе при работе на нестационарном режиме радиальные лабиринтные уплотнения, отделяющие думисную полость компрессора и переднюю думисную полость турбины от их проточных частей, работают в нерасчетном режиме. Так, например, если переменный режим характеризуется переходом на более высокий режим работы двигателя, то нестационарный режим, следующий за ним, характеризуется раскрытием обоих лабиринтных уплотнений. Это приводит к повышению протечек по обеим уплотнениям. В результате этого в думисной полости компрессора давление повышается, а в передней думисной полости турбины падает, что ведет к увеличению осевой нагрузки компрессора и к уменьшению осевой нагрузки турбины. При этом их действие на радиально-упорный подшипник не компенсирует друг друга, а складывается в одном направлении, что ведет к его перегрузке и уменьшению ресурса работы. Кроме того, повышенные протечки воздуха увеличивают его забор из-за компрессора (в думисную полость компрессора) и из камеры сгорания (поперечный вдув в проточную часть турбины). Из-за этого падает мощность и экономичность турбины.
Задача изобретения - стабилизировать осевые нагрузки турбокомпрессора на нестационарных режимах путем стабилизации давлений воздуха в думисной полости компрессора и передней думисной полости турбины, дополнительной задачей изобретения является повышение экономичности работы двигателя на нестационарных режимах путем не только введением "обратного" зуба, но и путем сообщения передней думисной полости турбины напрямую непосредственно с ее проточной частью (за счет ликвидации уплотнения между передней думисной полостью турбины и ее проточной частью).
Указанные задачи достигаются тем, что в газотурбинном двигателе, содержащем осевой турбокомпрессор, у которого думисная полость компрессора, заключенная между внутренним корпусом камеры сгорания и валом турбины, отделена от передней думисной полости турбины, заключенной между выходом соплового аппарата закрутки системы охлаждения турбины и рабочим колесом турбины, лабиринтным уплотнением, при этом думисная полость компрессора отделена от проточной части компрессора радиальным лабиринтным уплотнением с, по меньшей мере, одним радиальным зубом и ответной полкой, выполненными на роторе и статоре компрессора, а передняя думисная полость турбины сообщена через кольцевой воздуховод с проточной частью турбины, в нем, для двухконтурных газотурбинных двигателей, радиальное лабиринтное уплотнение, отделяющее думисную полость компрессора от его проточной части, снабжено, по меньшей мере, одним обратным радиальным зубом и ответной дополнительной полкой, при этом оба элемента статора радиального лабиринтного уплотнения соединены глухой радиальной стенкой с образованием полости, открытой в сторону элемента радиального лабиринтного уплотнения на роторе компрессора, думисная полость компрессора сообщена с воздушным трактом второго контура, а сообщение думисной полости турбины с проточной частью турбины выполнено непосредственным.
При этом в радиальном лабиринтном уплотнении, отделяющем думисную полость компрессора от его проточной части, прямой и обратный радиальные зубья могут быть выполнены
а) на роторе, а контактирующие с ними ответные полки - на статоре компрессора;
б) на статоре, а контактирующие с ними ответные полки - на роторе компрессора.
Лабиринтное уплотнение, отделяющее думисную полость компрессора от передней думисной полости турбины, может быть размещено в радиальном направлении между выходом аппарата закрутки и валом турбины.
Думисная полость компрессора может быть оснащена кольцевой диафрагмой, закрепленной на корпусе камеры сгорания и отделенной от вала турбины кольцевой щелью.
Новым в изобретении являются то, что для двухконтурную газотурбинных двигателей радиальное лабиринтное уплотнение, отделяющее думисную полость компрессора от его проточной части, снабжено, по меньшей мере, одним обратным радиальным зубом и ответной дополнительной полкой, при этом оба элемента статора радиального лабиринтного уплотнения соединены глухой радиальной стенкой с образованием полости, открытой в сторону элемента радиального лабиринтного уплотнения на роторе компрессора, думисная полость компрессора сообщена с воздушным трактом второго контура, а сообщение думисной полости турбины с проточной частью турбины выполнено непосредственным. При этом в радиальном лабиринтном уплотнении, отделяющем думисную полость компрессора от его проточной части, прямой и обратный радиальные зубья могут быть выполнены
а) на роторе, а контактирующие с ними ответные полки - на статоре компрессора;
б) на статоре, а контактирующие с ними ответные полки - на роторе компрессора.
Лабиринтное уплотнение, отделяющее думисную полость компрессора от передней думисной полости турбины, может быть размешено в радиальном направлении между выходом аппарата закрутки и валом турбины.
Думисная полость компрессора может быть оснащена кольцевой диафрагмой, закрепленной на корпусе камеры сгорания и отделенной от вала турбины кольцевой шелью.
Снабдив лабиринтное уплотнение, отделяющее думисную полость компрессора от его проточной части, по меньшей мере, одним обратным радиальным зубом и ответной дополнительной полкой и соединив при этом оба элемента статора радиального лабиринтного уплотнения глухой радиальной стенкой с образованием полости, открытой в сторону элемента радиального лабиринтного уплотнения на роторе компрессора, мы обеспечиваем постоянство протечек через уплотнение на всех режимах работы двигателя, включая нестационарные, это объясняется тем, что при взаимном радиальном перемещении зубьев и ответных полок статора и ротора увеличение, например, зазора между прямым зубом и ответной полкой сразу же приводит к такому же уменьшению зазора между обратным зубом и его дополнительной ответной полкой.
Глухая радиальная стенка заставляет работать обратный зуб совместно с прямым зубом. То есть увеличение проходной площади, определяющей протечки, на одном зубе уменьшает проходную площадь и протечки на другом зубе. Постоянство протечек на двух разнородных зубьях обеспечивает помимо хорошей экономичности двигателя еще и стабильность давления в думисной полости компрессора, что обеспечивает расчетные значения осевой нагрузки компрессора.
Образовав из передней думисной полости турбины и кольцевого воздуховода единую полость мы убрали верхний лабиринт думисной полости турбины, являвшийся элементом нестабильности на нестационарных режимах, так как из-за него давление в передней думисной полости турбины на заданном режиме могло быть переменным. Убрав элемент нестабильности, мы приближаем фактические нагрузки к расчетным значениям осевой нагрузки турбины.
Стабильность нагрузки компрессора в сочетании со стабильной нагрузкой турбины обеспечивает стабильность осевой нагрузки на радиально-упорный подшипник ротора.
Сообщив думисную полость компрессора с воздушным трактом наружного контура двухконтурного газотурбинного двигателя мы получаем возможность дополнительно изменять осевую нагрузку компрессора, что, в свою очередь, может облегчить ее согласование с осевой нагрузкой турбины еще на стадии проектирования.
В радиальном лабиринтном уплотнении, отделяющем думисную полость компрессора от его проточной части, прямой и обратный радиальные зубья, а также контактирующие с ними ответные полки могут быть выполнены как на роторе и статоре компрессора соответственно, так и наоборот на статоре и роторе компрессора соответственно. Причем вышеупомянутые эффекты от этого не зависят. И то или иное выполнение будет диктоваться исключительно конструкторскими или технологическими соображениями.
Разместив лабиринтное уплотнение, отделяющее думисную полость компрессора от передней думисной полости турбины, в радиальном направлении между выходом соплового аппарата закрутки и валом турбины мы получаем возможность изменять уровень осевых нагрузок турбины и компрессора и тем самым регулировать осевую нагрузку на радиально-упорный подшипник. Доводка двигателя в этом случае существенно облегчается.
Оснастив думисную полость компрессора кольцевой диафрагмой, закрепленной на корпусе камеры сгорания и отделенной от вала турбины кольцевой щелью, мы обеспечиваем направленное течение воздуха вдоль вала турбины, обеспечивая его надежное охлаждение при минимальных расходах охлаждающего воздуха.
На фиг.1 показан продольный разрез двигателя;
на фиг.2 показан продольный разрез турбокомпрессора;
на фиг.3 показан продольный разрез радиального лабиринтного уплотнения, отделяющего думисную полость компрессора от его проточной части, с зубьями размещенными на роторе;
на фиг.4 показан продольный разрез радиального лабиринтного уплотнения, отделяющего думисную полость компрессора от его проточной части, с зубьями размещенными на статоре.
Двухконтурную газотурбинный двигатель содержит осевой турбокомпрессор 1, у которого думисная полость 2 компрессора 3, заключенная между внутренним корпусом 4 камеры сгорания 5 и валом 6 турбины 7, отделена от передней думисной полости 8 турбины 7 лабиринтным уплотнением 9. Думисная полость 8 заключена между выходом 10 соплового аппарата закрутки и системы охлаждения 12 турбины 7 и рабочим колесом 13 турбины 7 и образует с кольцевым воздуховодом 14 единую полость, сообщенную через последний с проточной частью 15 турбины 7. Думисная полость 2 компрессора 3 отделена от проточной части 16 компрессора 3 радиальным лабиринтным уплотнением 17, в состав которого входят три радиальных зуба 16, 19 и 20 на роторе 21 и три ответных полки 22, 23 и 24 на статоре 25 компрессора 3. Кроме того, на роторе 21 выполнен один обратный радиальный зуб 26, а на статоре 25 - одна ответная дополнительная полка 27. Полки 24 и 27 соединены глухой радиальной стенкой 28 с образованием полости 29, открытой в сторону зубьев 20 и 26 на роторе 21 компрессора 3. Думисная полость 2 компрессора 3 сообщена воздуховодом 30 с воздушным трактом второго контура 31. Лабиринтное уплотнение 9 размешено в радиальном направлении между сопловым аппаратом закрутки 11 и валом 6 турбины 7. Думисная полость 2 компрессора 3 оснащена кольцевой диафрагмой 32, закрепленной на внутреннем корпусе 4 камеры сгорания 5 и отделенной от вала 6 кольцевой щелью 33.
Возможно выполнение радиального лабиринтного уплотнения 17, отделяющего думисную полость 2 компрессора 3 от его проточной части 16, в котором прямые 34, 35 и 36 и обратный 37 радиальные зубья будут выполнены на статоре 25, а контактирующие с ними ответные полки 36, 39, 40 и 41 - на роторе 21 компрессора 3. На статоре 25 имеется радиально-упорный подшипник 42 для восприятия осевой нагрузки от ротора 21 турбокомпрессора 1.
При работе двигателя на нестационарных режимах происходит увеличение радиальных зазоров между зубьями 18, 19 и 20 и их ответными полками 22, 23 и 24 соответственно. Одновременно с этим радиальный зазор между обратным зубом 26 и дополнительной обратной полкой 27 уменьшается на ту же величину, это значит, что увеличение проходной площади, определяющей протечки, на зубьях 18, 19 и 20 компенсируется уменьшением проходной площади и протечек на обратном зубе 26. Постоянство протечек на двух разнородных зубьях обеспечивает помимо хорошей экономичности двигателя еще и стабильность давления в думисной полости компрессора, что обеспечивает расчетные значения осевой нагрузки компрессора на нестационарных режимах. В это же самое время в переднюю думисную полость 8 турбины 7 из соплового аппарата закрутки 11 поступает охлаждающий воздух системы охлаждения 12 турбины 7. Далее этот воздух из передней думисной полости 8 одновременно поступает на охлаждение рабочего колеса 13, через кольцевой воздуховод 14 в проточную часть 15 турбины 7 и через лабиринтное уплотнение 9 в думисную полость 2 компрессора 3. Давление охлаждающего воздуха в единой полости, образуемой передней думисной полостью 8 и кольцевым воздуховодом 14, полностью определяется давлением газа в проточной части 15 турбины 7 и, таким образом, обеспечивается стабильность давления в ней на конкретном режиме. А это в свою очередь ведет к стабильности осевой нагрузки на этом режиме. Стабилизация осевых нагрузок на компрессоре 2 и турбине 7 приводит к стабилизации осевой нагрузки на радиально-упорный подшипник 42. При этом на сопловом аппарате закрутки 11 устанавливается постоянный перепад давления по охлаждающему воздуху, соответствующий конкретному режиму работы двигателя, что ведет к стабильности расхода охлаждающего воздуха. А так как этот воздух забирается из камеры сгорания 5, то мы на этом экономим охлаждающий воздух и направляем его на совершение работы в проточной части 15 турбины 7. Воздух из думисной полости 2 компрессора 3 выбрасывается через воздуховод 30 в воздушный тракт второго контура 31. За счет этого в думисной полости 2 устанавливается давление, близкое к давлению воздуха в воздушном тракте второго контура 31 на конкретном режиме работы двигателя. С учетом стабильности работы радиального лабиринтного уплотнения 17, определяющего уровень протечек через воздуховод 30, давление в думисной полости 2 будет оставаться неизменным для конкретного режима.
Источники информации
1. Патент Франции 2557207, МКИ F 02 С 7/12.
2. Патент США 5339622, НКИ 60-39.02, опубл. 1994 г., - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Газотурбинный двигатель | 2002 |
|
RU2217597C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2347091C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2236609C1 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2459967C1 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2009 |
|
RU2420668C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2450141C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2450143C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2450142C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2450144C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2008 |
|
RU2387846C1 |
Изобретение предназначено для устройств, организующих работу уплотнений, отделяющих думисные полости от других полостей, на нестационарных режимах работы. При работе двигателя на нестационарных режимах происходит увеличение радиальных зазоров между зубьями и их ответными полками соответственно. Одновременно с этим радиальный зазор между обратным зубом и дополнительной обратной полкой уменьшается на ту же величину. Это значит, что увеличение проходной площади, определяющей протечки, на зубьях компенсируется уменьшением проходной площади и протечек на обратном зубе. С другой стороны, давление охлаждающего воздуха в единой полости, образуемой передней думисной полостью и кольцевым воздуховодом, полностью определяется давлением газа в проточной части турбины, что обеспечивает стабильность давления в ней на конкретном режиме. А это в свою очередь ведет к стабильности осевой нагрузки на этом режиме. Стабилизация осевых нагрузок на компрессоре и турбине приводит к стабилизации осевой нагрузки на радиально-упорный подшипник. При этом на аппарате закрутки устанавливается постоянный перепад давления по охлаждающему воздуху, соответствующий конкретному режиму работы двигателя, что ведет к стабильности расхода охлаждающего воздуха. Такое выполнение устройства позволяет стабилизировать осевые нагрузки турбокомпрессора на нестационарных режимах путем стабилизации давлений воздуха в думисной полости компрессора и передней думисной полости турбины при сохранении и даже некотором повышении экономичности работы двигателя на нестационарных режимах. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
US 5339622 А, 23.08.1994 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МОРОЖЕНОГО "МОРОЗКО" СЛИВОЧНОГО (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2557207C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2151885C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2151897C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2134808C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2036312C1 |
Авторы
Даты
2002-07-27—Публикация
2000-11-23—Подача