МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ Российский патент 2002 года по МПК F16L39/00 

Описание патента на изобретение RU2190797C1

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и последующей расстыковки дренажных и заправочных магистралей преимущественно последних ступеней ракетно-космических систем.

Наиболее близким к заявленному является агрегат, содержащий бортовую и наземную платы с дренажными и заправочными магистралями и с их уплотнениями, запорные элементы и размещенные в наземной плате центрирующие штыри (патент Российской Федерации 2135878, F 16 L 37/00, приоритет 18.11.97 г.)
Однако реактивная сила струи дренируемого компонента после расстыковки плат этого агрегата оказывает влияние на траекторию движения системы, особенно ее последней ступени, а наличие радиальных уплотнений, приводящих при стыковках к появлению утечек и образованию застойных зон паров заправочных компонентов, снижает пожаровзрывобезопасность агрегата.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является исключение влияния реактивной силы струи дренируемого компонента на траекторию движения преимущественно последней ступени ракетно-космической системы в автономном полете и повышение пожаровзрывобезопасности заявленного агрегата.

Технический результат достигается тем, что многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную платы с дренажными и заправочными магистралями и с их уплотнениями, запорные элементы и размещенные в наземной плате центрирующие штыри, в соответствии с предлагаемым изобретением снабжен центральным замковым механизмом, переходником, подпружиненными насадком и стаканом, установленными в дренажной магистрали бортовой платы, при этом стакан установлен с возможностью контактирования наружным торцом с наземной платой и выполнен с канавкой на внутренней поверхности и наружным опорным уступом, переходник герметично скреплен с бортовой платой, выполнен со сквозными радиальными отверстиями и кольцевой проточкой на внутренней поверхности, насадок выполнен с дном, имеющем на внутренней поверхности рассекатель, а на наружной боковой поверхности насадка выполнены кольцевая отбортовка, канавка и равномерно расположенные и выполненные перпендикулярно оси насадка между этой канавкой и дном сквозные пазы, запорные элементы, контактирующие с канавкой стакана, установлены в радиальных отверстиях переходника с возможностью взаимодействия с канавкой насадка, в дренажной магистрали наземной платы выполнен центральный упор, взаимодействующий с наружным торцом дна насадка, центральный замковый механизм выполнен с возможностью контролируемого стягивания бортовой и наземной плат с образованием между ними герметичной полости, выполненной с возможностью продувки ее нейтральным газом, уплотнения магистралей и герметичной полости выполнены торцевыми с величиной выступания за плоскость стыка в расстыкованном состоянии меньше величины выступания центрирующих штырей.

На фиг. 1 изображен общий вид многоштуцерного разъемного агрегата, на фиг. 2 и фиг.3 изображен выносной элемент Б в момент касания плат при стыковке и в состыкованном положении соответственно. На фиг.4 и фиг.5 показан выносной элемент В соответственно в состыкованном и расстыкованном положении плат. На фиг.6 изображено положение насадка после расстыковки плат.

Многоштуцерный разъемный агрегат содержит бортовую 1 и наземную 2 платы. Бортовая плата 1 выполнена с дренажными 3, 4 и заправочными 5, 6 магистралями. Наземная плата 2 снабжена соответствующими им дренажными 7, 8 и заправочными 9, 10 магистралями. Разъемный агрегат снабжен центральным замковым механизмом, состоящим из цанги 11, гайки 12, расположенного внутри цанги штока 13 с буртиком, выполненным с возможностью перемещения во втулке 14 и взаимодействия с ее дном. Втулка 14 закреплена в цанге 11, а шток 13 зафиксирован в этой втулке стопором 15. Дренажная магистраль 3 бортовой платы 1 агрегата снабжена герметично скрепленным с ней переходником 16 и выполненными с обеспечением наименьшего гидравлического сопротивления потоку насадком 17 и стаканом 18 с пружинами 19 и 20. Стакан 18 выполнен с наружным торцом 21, опорным уступом 22 и канавкой 23. Переходник 16 выполнен со сквозными радиальными отверстиями 24 и кольцевой проточкой 25. Насадок 17 имеет дно с рассекателем 26, кольцевую отбортовку 27, канавку 28 и равномерно расположенные и выполненные перпендикулярно оси насадка между этой канавкой и дном сквозные пазы 29. В отверстиях 24 переходника 16 установлены запорные элементы 30. В дренажной магистрали 7 наземной платы 2 выполнен центральный упор 31. Бортовая 1 и наземная 2 платы образуют между собой уплотненную при помощи уплотнения 32 полость 33, в которой расположены закрепленные в наземной плате 2 торцевые уплотнения 34, 35 соответственно магистралей и замкового механизма. Полость 33 сообщена с системами подачи нейтрального газа посредством патрубков 36 и 37. В наземной плате 2 установлены центрирующие штыри 38, а в бортовой плате 1 выполнены соответствующие им отверстия так, чтобы исключить неправильное соединение плат при стыковке. При этом величина выступания за плоскость стыка А уплотнений магистралей и герметичной полости δ1 меньше величины выступания δ2 центрирующих штырей в расстыкованном положении.

Работает многоштуцерный разъемный агрегат следующим образом.

Перед стыковкой плат насадок 17 находится внутри дренажной магистрали 3, стакан 18 упирается опорным уступом 22 в бортовую плату 1. При стыковке центрирующие штыри 38 наземной платы 2 входят в соответствующие отверстия бортовой платы 1, в центральном отверстии которой размещается цанга 11 и шток 13. Втулка 14 закрепляется в цанге 11, а шток фиксируется во втулке 14 стопором 15. На. поясок цанги 11 наворачивается гайка 12 с таким расчетом, чтобы обеспечить контролируемое усилие стягивания плат, необходимое для сжатия уплотнений 32, 34, 35 и исключения влияния внешних нагрузок. Наземная плата 2, нажимая на наружный торец 21, перемещает стакан 18 внутрь дренажной магистрали 3. Запорные элементы 30 входят в канавку 23, фиксируя стакан 18 и расфиксируя насадок 17, дальнейшее перемещение которого ограничивается центральным упором 31. Подача заправочных и сброс дренируемых компонентов сопровождается продувкой полости 33 нейтральным газом, что исключает образование застойных зон и взрывоопасных смесей. После прекращения подачи компонентов шток 13 усилием расстыковки срезает стопор 15 и, перемещаясь, выводится из зацепления с цангой 11, которая при дальнейшем движении штока 13 и взаимодействии его с гайкой 14 выходит из бортовой платы 1. Наземная плата 2 отводится силами наземного сооружения. При этом центрирующие штыри 38 выходят из отверстий платы 1 позднее отстыковки уплотнений, что исключает повреждение последних и дает возможность повторной стыковки в случаях, например, отмены старта.

Насадок 17, следуя за центральным упором 31 наземной платы 2, выходит из дренажной магистрали и после расстыковки плат опирается кольцевой отбортовкой 27 на кольцевую проточку 25 переходника 16, что обеспечивает дренаж компонента в свободное пространство через сквозные пазы 29.

Все это позволяет исключить влияние реактивной силы струи дренируемого компонента, обеспечить надежность соединения бортовой и наземной плат, исключить повреждение конструкции и повысить ее пожаровзрывобезопасность.

Похожие патенты RU2190797C1

название год авторы номер документа
МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2001
  • Главацкий Л.А.
  • Жданов О.Н.
  • Зорин А.Д.
  • Шипов В.В.
  • Никитин А.Н.
RU2190798C1
МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЁМНЫЙ АГРЕГАТ 2003
  • Главацкий Л.А.
  • Жданов О.Н.
  • Шипов В.В.
RU2232703C1
МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 1997
  • Кондратьев В.В.
  • Угрюмов Н.В.
  • Копусов О.А.
RU2135878C1
РАЗЪЕМНЫЙ БЛОК ВНУТРЕННЕГО ОТСЕКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Главацкий Лорий Александрович
  • Жданов Олег Николаевич
  • Невмянов Вафа Сафиуллович
RU2276045C1
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 2002
  • Демидов Е.Б.
RU2216677C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ И РАЗЪЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ БОРТОВОГО АГРЕГАТА 2012
  • Жданов Олег Николаевич
  • Шипов Владимир Викторович
RU2492385C1
БЛОК ЭЛЕКТРОСОЕДИНИТЕЛЕЙ 2004
  • Главацкий Лорий Александрович
  • Жданов Олег Николаевич
  • Невмянов Вафа Сафиуллович
RU2269084C9
УСТРОЙСТВО ОТВОДА КОММУНИКАЦИЙ С РАЗЪЕМНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ 2000
  • Арзуманов Ю.Л.
  • Петров Р.А.
  • Смольянинов В.А.
  • Строев В.Е.
RU2185315C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ И РАССТЫКОВКИ ПИТАЮЩИХ МАГИСТРАЛЕЙ 1999
  • Жданов О.Н.
  • Беляков В.В.
  • Главацкий Л.А.
  • Зорин А.Д.
RU2180641C2
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПУСКА РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ 2000
  • Арзуманов Ю.Л.
  • Петров Р.А.
  • Смольянинов В.А.
  • Жуков С.В.
RU2194654C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 190 797 C1

Реферат патента 2002 года МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и последующей расстыковки дренажных и заправочных магистралей преимущественно последних ступеней ракетно-космических систем. Многоштуцерный разъемный агрегат содержит бортовую и наземную платы. Дренажная магистраль бортовой платы агрегата снабжена герметично скрепленным с ней переходником и выполненными с обеспечением наименьшего гидравлического сопротивления потоку насадком и стаканом с пружинами. Стакан выполнен с наружным торцом, опорным уступом и канавкой. Переходник выполнен со сквозными радиальными отверстиями и кольцевой проточкой. Насадок имеет дно с рассекателем, кольцевую отбортовку, канавку и равномерно расположенные и выполненные перпендикулярно оси насадка между этой канавкой и дном сквозные пазы. В отверстиях переходника установлены запорные элементы. Бортовая и наземная платы образуют между собой уплотненную при помощи уплотнения полость, в которой расположены закрепленные в наземной плате торцевые уплотнения соответственно магистралей и замкового механизма. Предложенная конструкция обеспечивает исключение влияния реактивной силы струи дренируемого компонента на траекторию движения преимущественно последней ступени ракетно-космической системы в автономном полете и повышение пожаровзрывобезопасности заявленного агрегата. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 190 797 C1

Многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную платы с дренажными и заправочными магистралями и с их уплотнениями, запорные элементы и размещенные в наземной плате центрирующие штыри, отличающийся тем, что он снабжен центральным замковым механизмом, переходником, подпружиненными насадком и стаканом, установленными в дренажной магистрали бортовой платы, при этом стакан установлен с возможностью контактирования наружным торцом с наземной платой и выполнен с канавкой на внутренней поверхности и наружным опорным уступом, переходник герметично скреплен с бортовой платой, выполнен со сквозными радиальными отверстиями и кольцевой проточкой на внутренней поверхности, насадок выполнен с дном, имеющем на внутренней поверхности рассекатель, а на наружной боковой поверхности насадка выполнены кольцевая отбортовка, канавка и равномерно расположенные и выполненные перпендикулярно оси насадка между этой канавкой и дном сквозные пазы, запорные элементы, контактирующие с канавкой стакана, установлены в радиальных отверстиях переходника с возможностью взаимодействия с канавкой насадка, в дренажной магистрали наземной платы выполнен центральный упор, взаимодействующий с наружным торцем дна насадка, центральный замковый механизм выполнен с возможностью контролируемого стягивания бортовой и наземной плат с образованием между ними герметичной полости, выполненной с возможностью продувки ее нейтральным газом, уплотнения магистралей и герметичной полости выполнены торцевыми с величиной выступания за плоскость стыка в расстыкованном состоянии меньше величины выступания центрирующих штырей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2190797C1

МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ 1997
  • Кондратьев В.В.
  • Угрюмов Н.В.
  • Копусов О.А.
RU2135878C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ И РАЗЪЕМА ТРУБОПРОВОДОВ 1999
  • Беляков В.В.
  • Богатов А.Н.
  • Главацкий Л.А.
RU2162983C2
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры 1918
  • Давыдов Р.И.
SU99A1
DE 2909743 A1, 18.09.1980.

RU 2 190 797 C1

Авторы

Жданов О.Н.

Зорин А.Д.

Иванов Г.П.

Даты

2002-10-10Публикация

2001-11-22Подача