СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2002 года по МПК E02B15/02 B63G8/00 B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2193623C2

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми подводным судном (Козин В. М. , Онищук А.В. "Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна" ПМТФ, Новосибирск, "Наука", 1994, 2, с.78-91). Известный способ осуществляется следующим образом. Судно всплывает на безопасную глубину и движется подо льдом с резонансной скоростью (vp), т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ максимальна. Величина vp при этом определяется при помощи датчиков перемещения, установленных на поверхности льда.

Недостатком способа является сложность и трудоемкость замеров параметров ИГВ в натурных условиях, т.к. для определения vp требуется предварительная установка на лед датчиков перемещения.

Изобретение направлено на разработку способа определения vp. Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном резонансным способом. Это достигается следующим образом: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью. Определение резонансной скорости производят с помощью датчика, измеряющего интенсивность вибрации гребного винта судна. Датчик может быть установлен на валу гребного винта в кормовой части судна.

Известно (Войткунский Я.И. "Сопротивление движению судов", Л., "Судостроение", 1988), что при выходе водоизмещающего судна на мелководье относительная скорость обтекания днища, т.е. нижней части судовой обшивки, возрастает по сравнению с глубокой водой. В результате возрастает число Рейнольдса, что приводит к увеличению степени турбулентности пограничного слоя. Поскольку движение подводного судна подо льдом в определенной степени аналогично движению обычного судна на мелководье, то у подводного судна также будет повышаться степень турбулентности пограничного слоя только не в нижней, а в верхней части судовой обшивки. По мере развития во льду резонансных ИГВ, кроме стеснения потока из-за близости ледяного покрова, будет возникать дополнительное стеснение из-за искривления нижней поверхности льда, что приводит к дополнительному росту скоростей в пограничном слое верхней части обшивки. При этом максимум скорости обтекания, а значит и максимальная степень турбулентности пограничного слоя, совпадут с максимальной амплитудой ИГВ.

Также известно (3. А. А. Лукашевич, А.Д. Перник, Г.А. Фирсов, "Теория корабля", Судпромгиз, 1950), что в диске гребного винта судна всегда существует неравномерность потока. Очевидно, что это вызывает вибрацию лопастей гребного винта. В свою очередь неравномерность потока (его турбулентность) усугубляется при наличии его стеснения. Таким образом, вибрация гребного винта, т. е. степень стеснения потока (интенсивность ИГВ) может служить критерием резонансной скорости.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом на безопасном заглублении, т.е. в непосредственной близости от нижней поверхности льда начинает движение подводное судно, скорость которого постепенно увеличивают от 0 до значения, при котором интенсивность вибрации гребного винта достигает максимального значения. Для определения этого момента на валу гребного винта в кормовой его части устанавливают соответствующий датчик, например акселерометр.

Похожие патенты RU2193623C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2155697C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229411C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
RU2220876C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
  • Одиноков В.И.
RU2188900C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
RU2188903C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2194118C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
RU2188901C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
RU2194121C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2001
  • Козин В.М.
RU2194123C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2186172C2

Реферат патента 2002 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводным судном возбуждают во льду изгибно-гравитационные волны при движении судна с резонансной скоростью. Резонансную скорость определяют с помощью датчика, измеряющего интенсивность вибрации гребного винта судна. Датчик устанавливают на валу гребного винта в кормовой части. Изобретение позволяет более точно определять скорости судна. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 193 623 C2

1. Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в возбуждении во льду изгибно-гравитационных волн при движении судна с резонансной скоростью, отличающийся тем, что резонансную скорость определяют с помощью датчика, измеряющего интенсивность вибрации гребного винта судна. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что датчик устанавливают на валу гребного винта в кормовой части.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2193623C2

КОЗИН В.М., ОНИЩУК А.В
Модельное исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна
ПМТФ
- Новосибирск, Наука, 1994, №2, с.78-91
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2137666C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2155697C2

RU 2 193 623 C2

Авторы

Козин В.М.

Даты

2002-11-27Публикация

2000-09-14Подача