Предлагаемое изобретение относится к области сжигания топлива и может найти применение в воздушно-реактивных двигателях, в газотурбинных, топочных и теплоэнергетических установках, в установках по переработке и утилизации бытовых и промышленных отходов.
Известен способ сжигания топлива, при котором предварительно разделяют воздушный поток на центральный и периферийный закрученные потоки, смешивают их с образованием циркуляционных зон и подают в эти зоны топливо, причем периферийный поток разделяют на отдельные струи, которые дополнительно закручивают в виде вихрей (см. а.с. СССР 1071872).
Из известных способов сжигания топлива наиболее близким к заявляемому является способ, реализованный кольцевой камерой сгорания по патенту SU 1726917 А1. По этому способу создают сильнозакрученный воздушный поток, в начало которого подают топливо, что ведет к образованию топливовоздушной смеси, ее последующему воспламенению и сжиганию, движение топливовоздушной смеси формируют как внешнее в виде периферийного вихря, находящегося в противотоке к движению продуктов сгорания, которое формируют как внутреннее в виде приосевого вихря, при этом начало формирования топливовоздушной смеси и выход продуктов сгорания находятся в одном сечении, перпендикулярном оси периферийного и приосевого вихрей, плотность топливовоздушной смеси, которую вводят в зону горения, увеличивается по мере удаления от сформировавшегося потока продуктов сгорания, фронт пламени проходит по границе раздела области движения топливовоздушной смеси продуктов сгорания по всей длине жаровой трубы, в передней части которой фронт пламени образует тороидальный вихрь, центральная ось которого совпадает с центральной осью камеры сгорания.
Известные способы сжигания топлива не обеспечивают достаточно надежного запуска и устойчивой работы на газообразном и жидком забалластированном как негорючими компонентами, так и водой топливе и не позволяют интенсифицировать процесс сжигания топлива с низкой теплотой сгорания. Это значительно сужает область их применения.
Известна вихревая камера сгорания, содержащая наружный и внутренний кожух, кольцевую жаровую трубу, кольцевой выпускной диффузор, лопаточный завихритель, топливный коллектор, содержащий несколько струйных форсунок, расположенных в межлопаточном канале завихрителя и направленных против потока воздуха, поступающего в межлопаточный канал, воспламеняющее устройство (см. "Новости зарубежной науки и техники", 1985, 11, с. 18-23).
Из известных камер сгорания наиболее близкой к заявляемой является кольцевая камера сгорания по патенту SU 1726917 А1. Она содержит корпус, кольцевую жаровую трубу, фронтовое устройство, выполненное в виде лопаточного завихрителя и топливных форсунок, размещенных между лопатками завихрителя, канал выхода продуктов сгорания, воспламеняющее устройство. Фронтовое устройство и канал выхода продуктов сгорания размещены в одной плоскости жаровой трубы, перпендикулярной центральной оси камеры сгорания.
Известные камеры сгорания также не обеспечивают надежного запуска и устойчивой работы на газообразном и жидком забалластированном как негорючими компонентами, так и водой топливе и не позволяют интенсифицировать процесс сжигания топлива с низкой теплотой сгорания, что существенно сужает область применения известных камер сгорания.
Техническая задача, которую решает предлагаемое изобретение - повышение надежности запуска и устойчивой работы на газообразном и жидком забалластированном как негорючими компонентами, так и водой топливе и обеспечение интенсификации процесса сжигания топлива с низкой теплотой сгорания, что значительно расширяет область их применения.
Техническая задача решается тем, что способ сжигания топлива, при котором создают сильнозакрученный воздушный поток, в начало которого подают топливо, что ведет к образованию топливовоздушной смеси, движение которой формируют как внешнее в виде периферийного вихря, находящегося в противотоке к движению продуктов сгорания, которое формируют как внутреннее в виде приосевого вихря, при этом начало формирования топливовоздушной смеси и выход продуктов сгорания находятся в одном сечении, перпендикулярном оси периферийного и приосевого вихрей, отличающийся тем, что дополнительно к потоку топливовоздушной смеси в основной камере сгорания создают поток топливовоздушной смеси в первичной камере сгорания, поджигают его, а выход продуктов сгорания направляют в начало формирования топливовоздушной смеси периферийного вихря по направлению его вращения, при этом формирование топливовоздушной смеси, ее воспламенение и сжигание осуществляют в периферийном вихре, а дожигание и разбавление - в приосевом. Процесс сжигания топливовоздушной смеси в первичной камере сгорания осуществляют с коэффициентом избытка воздуха, близким к единице, выход продуктов сгорания из первичной камеры сгорания осуществляют со скоростями, максимальными для данного давления. В качестве топлива первичной камеры сгорания выбирают топливо с наибольшей величиной теплоты сгорания.
По первому варианту в устройство, выполненное в виде вихревой камеры сгорания, содержащей жаровую трубу, расположенные в одном сечении, перпендикулярном центральной оси камеры сгорания, завихритель и канал выхода продуктов сгорания, топливные форсунки, дополнительно к основной камере сгорания введена, как минимум, одна первичная камера сгорания, расположенная в сечении, перпендикулярном центральной оси жаровой трубы основной камеры сгорания, и содержащая жаровую трубу, завихритель, топливные форсунки, воспламеняющее устройство и канал выхода продуктов сгорания, направленный тангенциально к боковой поверхности жаровой трубы основной камеры сгорания по направлению вращения потока, причем первичная камера сгорания расположена за завихрителем основной камеры сгорания. Топливные форсунки основной камеры сгорания расположены в сечении размещения первичной камеры сгорания.
По второму варианту в устройство для сжигания топлива, выполненное в виде вихревой камеры сгорания, содержащей жаровую трубу, расположенные в одном сечении, перпендикулярном центральной оси камеры сгорания, завихритель и канал выхода продуктов сгорания, топливные форсунки, дополнительно к основной камере сгорания введена, как минимум, одна первичная камера сгорания, расположенная в сечении, перпендикулярном центральной оси жаровой трубы основной камеры сгорания, и содержащая жаровую трубу, завихритель, топливные форсунки, воспламеняющее устройство и канал выхода продуктов сгорания, направленный тангенциально к боковой поверхности жаровой трубы основной камеры сгорания по направлению вращения потока, причем первичная камера сгорания и завихритель основной камеры сгорания расположены в одном сечении. Завихритель основной камеры сгорания выполнен тангенциальным, а топливные форсунки основной камеры сгорания и каналы выхода продуктов сгорания первичной камеры сгорания расположены в его тангенциальных каналах.
Для повышения интенсификации процесса сжигания топлива количество первичных камер сгорания в устройстве (и по первому, и по второму вариантам) увеличивают, располагая их равномерно по окружности, при этом размещение первичных камер сгорания по окружности может чередоваться с размещением топливных форсунок основной камеры сгорания.
Наличие первичной камеры сгорания, работающей на топливе с повышенным значением теплоты сгорания, обеспечивает надежный запуск и устойчивую работу основной камеры сгорания, работающей на топливе с пониженным значением теплоты сгорания, путем изменения соотношения расходов топливовоздушной смеси между первичной и основной камерами сгорания.
Автономность режима работы первичной камеры сгорания от основной позволяет осуществить режим ее работы, близкий к стехиометрическому, на котором температура продуктов сгорания на выходе из нее и входе в основную камеру сгорания будет максимальной, что способствует повышению качества процессов смесеобразования и стабилизации горения в основной камере сгорания.
При наличии автономного источника питания воздухом первичной камеры сгорания, обеспечивающего ей работу на режиме с критическим истечением продуктов сгорания из выходного канала, позволяет ей осуществить режим работы, независимый от газодинамической структуры потока в основной камере сгорания, и, тем самым, обеспечить ее надежную работу при изменении в ней расходных характеристик и качества основного топлива в процессе работы, связанного с изменением удельной теплоты сгорания топлива.
При сжигании пиролизного газа, получаемого при переработке органических отходов, наличие высокотемпературной зоны в периферийном вихре обеспечивает режим работы с развалом практически всех органических составляющих пиролизного газа и невозможность их образования вновь, что крайне важно при сжигании топлив с хлорорганическими компонентами.
Увеличение количества первичных камер сгорания особенно существенно при увеличении их производительности. С ростом количества первичных камер сгорания обеспечивается более равномерный по окружности ввод продуктов сгорания из первичных камер сгорания в периферийный вихрь основной камеры сгорания, что приводит к более равномерному в окружном направлении периферийного вихря качеству организации топливовоздушной смеси и ее начальным процессам сгорания. Кроме того, увеличение количества первичных камер сгорания приводит к более равномерной структуре потока как внутри жаровой трубы основной камеры сгорания, так и на ее выходе. Это связано с уменьшением прецессии вихря в жаровой трубе основной камеры сгорания, вызванным более равномерным вводом в нее тангенциальных потоков первичной камеры сгорания. Все это приводит к увеличению устойчивости работы устройства в целом, к расширению диапазона надежной по срыву режима работы. Кроме того, более равномерная структура потока на выходе из основной камеры сгорания уменьшает нестационарность статического давления в выходном сечении основной камеры сгорания и, тем самым, улучшает ее акустические характеристики.
Таким образом, введенные в способ и устройства для сжигания топлива новые отличительные признаки в совокупности с известными позволяют решить поставленную задачу, а именно: повысить надежность запуска и устойчивость работы на газообразном и жидком забалластированном как негорючими компонентами, так и водой топливе и обеспечить интенсификацию процесса сжигания топлива с низкой теплотой сгорания, что значительно расширяет область их применения.
Кроме того, предлагаемые технические решения за счет наличия в устройствах высокотемпературных зон с малым временем пребывания в них продуктов сгорания и с дальнейшим дожиганием и разбавлением воздухом продуктов сгорания в приосевом вихре основной камеры сгорания позволяют значительно снизить выбросы вредных компонентов и обеспечить режим работы с выбросами NOx, CO, СНх ниже санитарных норм.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 дано устройство (вар. I), продольный разрез, на фиг.2 - то же, разрез по А-А; на фиг. 3 - то же, разрез по Б-Б; на фиг.4 - устройство (вар. II), продольный разрез; на фиг.5 - то же, разрез по А-А.
Способ осуществляют следующим образом. Воздух от внешнего источника разделяют на два потока, один из которых подают в основную, а другой - в первичную камеры сгорания. В периферийной области основной камеры сгорания создают сильнозакрученный воздушный поток - периферийный вихрь, который в приосевой области возбуждает приосевой вихрь, направление движения которого противоположно направлению движения периферийного вихря. Начало формирования периферийного вихря и выход приосевого вихря (выход продуктов сгорания) находятся в одном сечении, перпендикулярном оси периферийного и приосевого вихрей.
В первичной камере сгорания создают воздушный поток, который, выходя из нее, поступает в периферийный вихрь основной камеры сгорания, при этом направление движения потока первичной камеры совпадает с направлением вращения периферийного вихря. Подавая основное топливо в начало формирования периферийного вихря, в нем создают поток топливовоздушной смеси. В воздушный поток первичной камеры сгорания подают первичное топливо, формируют поток топливовоздушной смеси, которую поджигают от внешнего источника тепловой энергии, сжигают ее с коэффициентом избытка воздуха, близким к единице. Поток продуктов сгорания первичной камеры сгорания, имеющий высокую температуру и скорость, максимальную для данного давления, выбрасывается тангенциально в топливовоздушную смесь периферийного вихря основной камеры сгорания, поджигая ее и стабилизируя процесс горения, который заканчивается в приосевом вихре. Таким образом, формирование топливовоздушной смеси, ее воспламенение и сжигание осуществляют в периферийном вихре, а дожигание и разбавление - в приосевом.
При сжигании различных топлив в качестве топлива первичной камеры сгорания выбирают топливо с наибольшей величиной теплоты сгорания.
Устройство для сжигания топлива (вар.1, фиг.1) содержит основную вихревую камеру сгорания 1 и первичную камеру сгорания 2. Основная камера сгорания 1 содержит жаровую трубу 3, завихритель 4, канал выхода продуктов сгорания 5, топливные форсунки 6, рубашку охлаждения 7 с патрубком для ввода воздуха в рубашку охлаждения 8. Завихритель 4 и канал выхода продуктов сгорания 5 расположены в одном сечении, перпендикулярном центральной оси камеры сгорания 1. Завихритель 4 выполнен в виде регулируемого лопаточного завихрителя. Рубашка охлаждения 7 выполнена в виде кольцевого канала, внутренняя поверхность которого образована наружной поверхностью жаровой трубы 3, а наружная - внутренней поверхностью цилиндрической оболочки 9. Выход из рубашки 7 соединен со входом в завихритель 4 камеры сгорания 1. Первичная камера сгорания 2 (фиг.2) содержит жаровую трубу 10, завихритель 11, топливные форсунки 12, воспламеняющее устройство (внешний источник тепловой энергии) 13, канал выхода продуктов сгорания 14, направленный тангенциально к боковой поверхности жаровой трубы 3, по направлению вращения потока, выходящего из завихрителя 4. Топливные форсунки 6 (фиг.2) основной камеры сгорания 1 расположены в сечении первичной камеры сгорания 2. Патрубок 8 (фиг.3) установлен по касательной к внутренней поверхности оболочки 9. Пример конкретного выполнения устройства по первому варианту представлен с лопаточным завихрителем, хотя в нем может быть использован и тангенциальный завихритель.
Устройство для сжигания топлива (вар.II, фиг.4, фиг.3) отличается от устройства по первому варианту тем, что первичная камера сгорания 2 и завихритель основной камеры сгорания 4 расположены в одном сечении. Завихритель основной камеры сгорания 4 (фиг.5) выполнен тангенциальным, а топливные форсунки 6 основной камеры сгорания 1 и каналы выхода продуктов сгорания 14 расположены в тангенциальных каналах завихрителя 4.
Вид и качество сжигаемого топлива, производительность устройства, потребный диапазон устойчивой работы, сложность конструктивного выполнения и другие факторы определяют выбор первого или второго варианта предлагаемого устройства.
Устройство для сжигания топлива работает следующим образом. Воздух от внешнего источника разделяют на два потока. Один поток через патрубок 8 поступает в рубашку охлаждения 7 камеры сгорания 1. Другой поток подводится к первичной камере сгорания 2. Первичное топливо подается к топливным форсункам 12 первичной камеры сгорания 2, а основное топливо к форсункам 6 основной камеры сгорания 1. Поскольку патрубок 8 выполнен по касательной к внутренней поверхности оболочки 9, в кольцевом канале рубашки охлаждения образуется вихревое движение воздуха, перемещающегося от патрубка 8 к завихрителю 4. Это приводит к охлаждению стенок жаровой трубы 3 с аккумуляцией теплоты воздухом, поступающим в завихритель 4, откуда в жаровую трубу 3. В периферийной области жаровой трубы 3 основной камеры сгорания 1 создается сильнозакрученный воздушный поток - периферийный вихрь, перемещающийся в противоположном от завихрителя 4 направлении. В приосевой области жаровой трубы 3 возбуждается приосевой вихрь, направление движения которого противоположно направлению движения периферийного вихря. Таким образом, в жаровой трубе 3 формируется сильнозакрученный поток топливовоздушной смеси с высоким радиальным градиентом статического давления, с двумя вихрями - периферийным и приосевым. Начало формирования периферийного вихря и выход приосевого вихря из жаровой трубы 3 находятся в одном сечении, перпендикулярном центральной оси периферийного и приосвого вихрей. В жаровой трубе 10 первичной камеры сгорания 2 при подаче в нее воздуха и первичного топлива происходит формирование топливовоздушной смеси, которая поджигается внешним источником тепловой энергии 13 и сжигается с коэффициентом избытка воздуха, близким к единице. В результате процесса сжигания топливовоздушной смеси из канала выхода продуктов сгорания 14 первичной камеры сгорания 2 выходит высокотемпературный поток продуктов сгорания со скоростью, максимальной для данного давления, который поступает тангенциально в формирующуюся топливовоздушную смесь периферийного вихря основной камеры сгорания 1, причем вектор скорости потока продуктов сгорания, выходящий из канала 14, совпадает с вектором скорости тангенциальной составляющей периферийного вихря. В результате этого в периферийной области жаровой трубы 3, в периферийном вихре, формируется высокотемпературное вихревое течение продуктов сгорания первичной камеры сгорания 2, в котором интенсифицируются процессы образования топливовоздушной смеси, образующей первоначально периферийный вихрь. При контакте этой топливовоздушной смеси с высокотемпературным вихревым течением она воспламеняется и сгорает. Процесс дожигания, разбавления и формирования продуктов сгорания с заданными параметрами продолжается в приосевом вихре, заканчиваясь в канале выхода продуктов сгорания 5 основной камеры 1.
Заданные параметры продуктов сгорания на выходе из камеры 1 обеспечиваются абсолютной величиной скорости потока в области начала формирования первичного вихря, скоростью продуктов сгорания на выходе из первичной камеры сгорания 2, коэффициентом избытка воздуха в первичной и в основной камерах сгорания, размещением первичной камеры сгорания, топливных форсунок основной камеры сгорания и количеством первичных камер сгорания.
Кроме того, при использовании регулируемого лопаточного завихрителя заданные параметры обеспечиваются управлением вектора скорости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2002 |
|
RU2212003C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2002 |
|
RU2212004C1 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2005 |
|
RU2277204C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2215941C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2352864C1 |
Устройство для сжигания топлива | 2019 |
|
RU2708011C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2004 |
|
RU2256850C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2307985C1 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2004 |
|
RU2256851C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2014 |
|
RU2567899C2 |
Изобретение относится к сжиганию топлива, может найти применение в воздушно-реактивных двигателях, газотурбинных, топочных и теплоэнергетических установках, в установках по переработке и утилизации бытовых и промышленных отходов и обеспечивает повышение надежности запуска и устойчивую работу на газообразном и жидком забалластированном как негорючими компонентами, так и водой топливе и интенсификацию процесса сжигания топлива с низкой теплотой сгорания. Способ заключается в том, что создают сильнозакрученный воздушный поток, в начало которого подают топливо, что ведет к образованию топливовоздушной смеси, движение которой формируют как внешнее в виде периферийного вихря, находящегося в противотоке к движению продуктов сгорания, которое формируют как внутреннее в виде приосевого вихря, при этом начало формирования топливовоздушной смеси и выход продуктов сгорания находится в одном сечении, перпендикулярном оси периферийного и приосевого вихрей. Дополнительно к потоку топливовоздушной смеси основной камеры сгорания создают поток топливовоздушной смеси в первичной камере сгорания, поджигают его, а выход продуктов сгорания направляют в начало формирования топливовоздушной смеси периферийного вихря по направлению его вращения, при этом формирование топливовоздушной смеси, ее воспламенение и сжигание осуществляют в периферийном вихре, а дожигание и разбавление в основном. Устройство, выполненное в виде вихревой камеры сгорания, содержащей жаровую трубу, расположенные в одном сечении, перпендикулярном центральной оси камеры сгорания, завихритель и канал выхода продуктов сгорания, топливные форсунки. В устройство дополнительно к основной камере сгорания введена, как минимум, одна первичная камера сгорания, расположенная в сечении, перпендикулярном центральной оси жаровой трубы основной камеры сгорания, и содержащая жаровую трубу, завихритель, топливные форсунки, воспламеняющее устройство и канал выхода продуктов сгорания, направленный тангенциально к боковой поверхности жаровой трубы основной камеры сгорания по направлению вращения потока. Первичная камера сгорания расположена за завихрителем (первый вариант) или в одном сечении с завихрителем (второй вариант) основной камеры сгорания. 3 с. и 7 з.п.ф-лы, 5 ил.
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя | 1990 |
|
SU1726917A1 |
Горелка | 1978 |
|
SU794301A1 |
Горелочное устройство камеры сгорания газотурбинной установки | 1990 |
|
SU1816933A1 |
US 3570240 A, 16.03.1971 | |||
ГРАНАТОМЕТНЫЙ ВЫСТРЕЛ | 2003 |
|
RU2235274C1 |
US 5930999 A, 03.08.1999. |
Авторы
Даты
2003-01-20—Публикация
2001-12-21—Подача