ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР Российский патент 2003 года по МПК G01P15/09 G01B7/34 

Описание патента на изобретение RU2196997C1

Изобретение относится к автомобильной промышленности и предназначено для использования при измерении ускорения автомобиля в системе электронного управления двигателем.

Известен автомобильный пьезоэлектрический измеритель ускорения, содержащий включенные последовательно чувствительный пьезоэлемент и усилитель заряда, входная цепь которого состоит из соединенных параллельно пьезоэлементу потенциалозадающего резистора и термокомпенсирующего конденсатора, имеющего положительный температурный коэффициент емкости (US 5095751, G 01 Р 15/09, 17.03.1992).

Недостаток данного устройства заключается в неудовлетворительной точности измерения, обусловленной низкой температурной стабильностью и слабым подавлением высоких частот, близких к частоте резонанса пьезоэлемента.

Низкая температурная стабильность объясняется тем, что использование конденсатора, имеющего положительный температурный коэффициент емкости, не позволяет в полной мере скомпенсировать изменение параметров пьезоэлемента, т. к. в широком диапазоне температур значения коэффициента преобразования и собственной емкости пьезоэлемента изменяются в широких пределах по разным и достаточно сложным законам.

Слабое подавление паразитного сигнала на частоте собственного резонанса пьезоэлемента может привести к перегрузке входного каскада усилителя заряда и, как следствие, к снижению точности измерений.

Наиболее близким к предложенному является пьезоэлектрический акселерометр, содержащий чувствительный пьезоэлемент, RC-фильтр низкой частоты, соединенный с выходом пьезоэлемента, потенциалозадающий резистор, включенный параллельно конденсатору RC-фильтра, усилитель, выполненный на базе операционного усилителя в неинвертирующем включении и подключенный входом к выходу RC-фильтра, и источник опорного напряжения, соответствующий полюс которого соединен с общим выводом чувствительного пьезоэлемента, конденсатора RC-фильтра и потенциалозадающего резистора (ЕР 1037053 A1, G 01 Р 15/09, 20.09.2000).

Недостаток указанного устройства также связан с существенными погрешностями измерения, обусловленными температурной нестабильностью.

Задачей изобретения является повышение температурной стабильности и точности измерения.

Поставленная задача решается тем, что в пьезоэлектрическом акселерометре, содержащем чувствительный пьезоэлемент, RC-фильтр низкой частоты, потенциалозадающий резистор, включенный параллельно конденсатору RC-фильтра, усилитель, выполненный на базе операционного усилителя в неинвертирующем включении и подключенный входом к выходу RC-фильтра, и источник опорного напряжения, соответствующий полюс которого соединен с общим выводом чувствительного пьезоэлемента, конденсатора RC-фильтра и потенциалозадающего резистора, между соответствующими выводами чувствительного пьезоэлемента и резистора RC-фильтра включен термостабильный компенсирующий конденсатор.

Решению поставленной задачи способствует также то, что величина емкости термостабильного компенсирующего конденсатора выбрана из выражения:

где С1мин - минимальное значение собственной емкости чувствительного пьезоэлемента в заданном диапазоне температур;
С2 - емкость компенсирующего конденсатора;
К - коэффициент, учитывающий минимум во сколько раз необходимо уменьшить относительную погрешность измерений, обусловленную изменением собственной емкости чувствительного пьезоэлемента в заданном диапазоне температур.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема предложенного пьезоэлектрического акселерометра.

Устройство содержит чувствительный пьезоэлемент 1, RC-фильтр низкой частоты с резистором 2 и конденсатором 3, потенциалозадающий резистор 4, включенный параллельно конденсатору 3 RC-фильтра, усилитель 5, выполненный на базе операционного усилителя в неинвертирующем включении и подключенный входом к выходу RC-фильтра 2-3, источник опорного напряжения 6, соответствующий полюс которого соединен с общим выводом чувствительного пьезоэлемента 1, конденсатора 3 RC-фильтра и потенциалозадающего резистора 4. Между соответствующими выводами чувствительного пьезоэлемента 1 и резистора 2 RC-фильтра включен термостабильный компенсирующий конденсатор 7.

В процессе работы устройства на чувствительный пьезоэлемент 1, закрепленный в выделенном месте системы электронного управления двигателем автомобиля, воздействуют виброускорения инерционных масс, что вызывает появление на электродах пьезоэлемента 1 электрического заряда, пропорционального величине ускорения. Полученные электрические сигналы фильтруются фильтром 2-3 низкой частоты, усиливаются усилителем 5 и поступают в блок регистрации (на схеме не показан).

Как известно, основной причиной низкой температурной стабильности при работе пьезоэлектрического акселерометра в широком диапазоне температур (от минус 40oС до плюс 125oС) является то, что коэффициент преобразования и собственная емкость чувствительного пьезоэлемента изменяются в больших пределах, по разным и достаточно сложным законам. Особенно это касается изменения собственной емкости чувствительного пьезоэлемента. Это приводит к изменению коэффициента преобразования и амплитудно-частотной характеристики пьезоэлектрического акселерометра и, как следствие, к снижению точности измерения.

В предложенном техническом решении последовательное включение с чувствительным пьезоэлементом 1 термостабильного компенсирующего конденсатора 7, т. е. конденсатора, имеющего практически нулевой температурный коэффициент емкости, позволяет уменьшить относительную погрешность измерения, обусловленную изменением собственной емкости чувствительного пьезоэлемента 1 в заданном диапазоне температур более чем в К раз, при этом

Это значительно облегчает задачу компенсации температурной зависимости коэффициента преобразования чувствительного пьезоэлемента 1 известными методами, в частности использованием, как в данном случае, конденсатора 3 фильтра низкой частоты с необходимым температурным коэффициентом емкости, и позволяет существенно повысить точность измерения ускорения пьезоэлектрическим акселерометром.

В реальных условиях величина емкости компенсирующего конденсатора 7 выбирается из соображений необходимости уменьшения относительной погрешности измерений, обусловленной изменением собственной емкости чувствительного пьезоэлемента 1 в заданном диапазоне температур, с учетом обеспечения нижней граничной частоты рабочего диапазона FН и необходимого коэффициента преобразования А пьезоэлектрического акселерометра:

где R2 - сопротивление потенциалозадающего резистора 4;
С1мин - минимальное значение собственной емкости чувствительного пьезоэлемента 1;
С2 - емкость компенсирующего конденсатора 7;
С3 - емкость конденсатора фильтра низкой частоты 4.


где помимо уже использовавшихся обозначений А0 - коэффициент преобразования чувствительного пьезоэлемента 1;
А1 - коэффициент усиления усилителя 5.

Последовательное включение с чувствительным пьезоэлементом 1 компенсирующего конденсатора 7 позволяет не только более чем в К раз уменьшить относительную погрешность измерений, связанную с изменением собственной емкости чувствительного элемента 1 в заданном диапазоне температур, но и упростить операцию настройки при изготовлении пьезоэлектрических акселерометров, так как дает возможность снизить чувствительность электрической схемы к разбросу собственных емкостей чувствительных пьезоэлементов, который может достигать ±20%, что особенно важно в условиях серийного и массового производства.

Похожие патенты RU2196997C1

название год авторы номер документа
Комплекс устройств для измерения параметров механических колебаний объектов с компенсацией температурной погрешности 2023
  • Смирнов Виктор Яковлевич
  • Орлов Андрей Владимирович
  • Штейн Александр Глебович
RU2813636C1
ИЗМЕРИТЕЛЬ ВИБРАЦИЙ ДЛЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2010
  • Старцев Владимир Ильич
  • Дылюк Александр Георгиевич
  • Дедученко Феликс Михайлович
  • Липко Николай Александрович
  • Арабский Анатолий Кузьмич
RU2456555C2
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1995
  • Архипкин Н.Ф.
  • Кирпичев А.А.
  • Редюшев А.А.
RU2097772C1
Электрогидравлическая система 1989
  • Сапожников Александр Иванович
  • Сандовский Михаил Изекиллевич
  • Шапаренко Дмитрий Николаевич
  • Штейнцайг Вячеслав Михайлович
  • Каминская Дора Абрамовна
  • Васильева Вероника Викторовна
SU1779807A1
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 2019
  • Кибрик Григорий Евгеньевич
  • Бардин Александр Анатольевич
  • Веремчук Максим Юрьевич
RU2715345C1
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 2007
  • Мокров Евгений Алексеевич
  • Макаровец Николай Александрович
  • Платонов Николай Александрович
  • Папко Антонина Алексеевна
RU2341805C1
ИЗМЕРИТЕЛЬ ВИБРАЦИИ 2013
  • Гутников Анатолий Иванович
  • Дубровских Надежда Николаевна
RU2536097C1
ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЗАРЯДОВ 2003
  • Старцев Владимир Ильич
  • Дедученко Ф.М.
  • Липко А.Н.
  • Коновалов И.Л.
  • Дылюк А.Г.
RU2260245C2
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ КАЛИБРАТОР, УПРАВЛЯЕМЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ВОЛЬТМЕТРОМ 2006
  • Михайлов Геннадий Харенович
RU2333505C1
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ДАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ 1993
  • Шакиров Рустам Анисович[Ru]
  • Соловьев Петр Георгиевич[Ua]
RU2099678C1

Реферат патента 2003 года ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР

Изобретение относится к транспортной измерительной технике и предназначено для использования при измерении ускорения автомобиля в системе электронного управления двигателем. Устройство содержит чувствительный пьезоэлемент, RC-фильтр низкой частоты, потенциалозадающий резистор, включенный параллельно конденсатору RC-фильтра, операционный усилитель, подключенный к выходу RC-фильтра, источник опорного напряжения, соответствующий полюс которого соединен с общим выводом чувствительного пьезоэлемента, конденсатора RC-фильтра и потенциалозадающего резистора. Между соответствующими выводами чувствительного пьезоэлемента и резистора RC-фильтра включен термостабильный компенсирующий конденсатор. Принятое включение конденсатора, имеющего практически нулевой температурный коэффициент емкости, позволяет уменьшить относительную погрешность измерения, обусловленную изменением собственной емкости чувствительного пьезоэлемента в заданном диапазоне температур. Упрощается также настройка акселерометра, так как снижается чувствительность электрической схемы к разбросу собственной емкости чувствительного пьезоэлемента. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 196 997 C1

1. Пьезоэлектрический акселерометр, содержащий чувствительный пьезоэлемент, RC-фильтр низкой частоты, потенциалозадающий резистор, включенный параллельно конденсатору RC-фильтра, усилитель, выполненный на базе операционного усилителя в неинвертирующем включении и подключенный входом к выходу RC-фильтра, и источник опорного напряжения, соответствующий полюс которого соединен с общим выводом чувствительного пьезоэлемента, конденсатора RC-фильтра и потенциалозадающего резистора, отличающийся тем, что между соответствующими выводами чувствительного пьезоэлемента и резистора RC-фильтра включен термостабильный компенсирующий конденсатор. 2. Пьезоэлектрический акселерометр по п. 1, отличающийся тем, что величина емкости термостабильного компенсирующего конденсатора выбрана из выражения

где С1мин - минимальное значение собственной емкости чувствительного пьезоэлемента в заданном диапазоне температур;
С2 - емкость компенсирующего конденсатора;
К - коэффициент, учитывающий, минимум во сколько раз необходимо уменьшить относительную погрешность измерений, обусловленную изменением собственной емкости чувствительного пьезоэлемента в заданном диапазоне температур.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2196997C1

Емкостной измеритель перемещений 1980
  • Гриневич Феодосий Борисович
  • Сурду Михаил Николаевич
  • Могилевский Вячеслав Михайлович
SU1037053A1
US 5095751 А, 17.03.1992
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1998
  • Вусевкер Ю.А.
  • Гориш А.В.
  • Дунаевский В.П.
  • Панич А.Е.
RU2150117C1
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1999
  • Архипкин Н.Ф.
  • Кирпичев А.А.
  • Редюшев А.А.
  • Шведов А.В.
RU2152621C1
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1995
  • Архипкин Н.Ф.
  • Кирпичев А.А.
  • Редюшев А.А.
RU2097772C1

RU 2 196 997 C1

Авторы

Биба Г.П.

Кучин А.И.

Переярченков А.П.

Сидоров Ю.А.

Даты

2003-01-20Публикация

2002-04-10Подача