Предлагаемое изобретение относится к медицине и психологии, может быть использовано в физиологии, психофизиологии, психиатрии, неврологии, клинической психологии.
Важной вехой в развитии медицины и психофизиологии явилась объективизация уровня развития интеллекта - выделение коэффициента интеллекта IQ. В настоящее время интеллект рассматривается как способность индивида адаптироваться к окружающей среде (М.М.Кабанов и соавт., 1983; Raven, 1958; Wechsler, 1958).
Между тем определение IQ дает только общее представление о потенциальных возможностях интеллекта человека, не освещая специфику работоспособности и скорости переработки информации головным мозгом. Представляется актуальным при исследовании IQ также учитывать временной фактор, способствующий выявлению индивидуальных особенностей качества обработки информации мозгом, его интегративной функции.
Известен способ определения коэффициента интеллекта IQ посредством теста Айзенка (Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. -176 с.). Исследуемый выполняет 40 заданий теста за 30 минут. Ответ на задание состоит из одного числа, фигуры, буквы или слова. Задача: требуется произвести один выбор из предлагаемых вариантов-ответов. Оценка интеллекта индивида производится посредством соотношения количества правильных ответов по специально установленной графической таблице с заранее известными значениями IQ, апробированной на большом количестве взрослых и детей. Пример 1: при 9 правильных ответах коэффициент интеллекта IQ будет составлять 100, что соответствует нормальному уровню интеллекта. Пример 2: при 21 правильном ответе коэффициент интеллекта IQ будет составлять 132, что соответствует очень высокому уровню интеллекта. Недостатки: выявляются повышенные утомляемость и напряжение при тестировании ввиду наличия лимита времени.
Известен другой способ определения коэффициента интеллекта IQ посредством теста Равена (Raven J.C. Guide to using the Coloured Progressive Matrices. - London: Lewis, 1958. - 175 p.). Исследуемый решает последовательно 60 заданий (5 сетов по 12 матриц) с постепенно увеличивающейся сложностью. На каждой матрице имеются различные геометрические фигуры, составленные с определенной закономерностью, и свободное место. Под фигурами расположены варианты ответов-фигур, из которых только одна подходит к свободному месту. При тестировании учитывают пол и возраст исследуемого. Задача: найти эту фигуру. Оценка интеллекта исследуемого основывается на предположении статистически установленной и апробированной нормы. Количество очков (количество правильно решенных заданий) по таблицам, составленным на основании изучения большого количества взрослых и детей, указывает на место исследуемого в обычной популяции. Пример 1: ребенок 11,5 лет получает 18 очков (18 правильных ответов из 60), где коэффициент интеллекта составляет 74, что соответствует пограничной зоне между нормой и умственной отсталостью. Пример 2: студент медицинской академии 19 лет получил 54 очка (54 правильных ответа из 60), где коэффициент интеллекта составляет 119, что соответствует нормальному уровню интеллекта. Недостаток: не учитывается время прохождения теста.
За прототип нами принят тест на определение коэффициента интеллекта (IQ) Равена.
Задача - индивидуализировать оценку качества обработки информации головным мозгом для повышения качества диагностики психофункционального состояния здоровых и больных испытуемых, улучшения лечения, прогноза и профилактики заболеваний психической сферы, функциональных расстройств ЦНС.
Технической сущностью предлагаемого способа определения качества обработки информации головным мозгом человека является то, что одновременно определяют интеллектуальные и психофизиологические параметры, затем выявляют "индекс результативности" R по формуле R=IQ/t, где IQ - коэффициент интеллекта, t - время прохождения исследования, и осуществляют дифференцирование качества обработки информации в зависимости от значения R.
Способ осуществляют следующим образом: у исследуемого определяют коэффициент интеллекта (IQ) посредством адаптированной компьютерной версии теста "прогрессирующих матриц" Равена. Одновременно учитывают время прохождения теста в минутах (t).
Коэффициент интеллекта обозначают числом шкалы Wechsler (1958): 130 и выше - очень высокий интеллект, 120-129 - высокий, 110-119 - нормальный, 90-109 - средний, 80-89 - на грани нормы. Результат 70-79 соответствует пограничной зоне, 69 и ниже указывает на умственный дефект.
После определяют "индекс результативности R" по формуле R=IQ/t.
И при следующих значениях R определяют степень качества обработки информации головным мозгом:
до 2,9 - низкое
от 3,0 до 4,9 - среднее
от 5,0 и выше - высокое
Примеры:
1. У больного В., 35 лет, с диагнозом: органическое поражение головного мозга смешанного генеза (травма, хронический алкоголизм), коэффициент интеллекта (IQ) составил 74 (интеллект соответствует пограничной зоне), время тестирования (t) составило 25,5 мин. Выявлен индекс результативности R (IQ/t), равный 2,9. При R, равном 2,9, у больного В. определено низкое качество обработки информации головным мозгом.
2. У больной А., 29 лет, с диагнозом: невроз навязчивых состояний, коэффициент интеллекта (IQ) составил 94 (интеллект средний), время тестирования (t) составило 31 мин. Выявлен индекс результативности R (IQ/t), равный 3,0. При R, равном 3,0, у больной А. определено среднее качество обработки информации головным мозгом.
3. У студента М. подготовительного факультета, 16 лет, коэффициент интеллекта (IQ) составил 112 (интеллект нормальный), время тестирования (t) составило 23 мин. Выявлен индекс результативности R (IQ/t), равный 4,9. При R, равном 4,9, у студента М. определено среднее качество обработки информации.
4. У аспиранта медицинской академии И., 33 лет, коэффициент интеллекта (IQ) составил 132 (интеллект очень высокий), время тестирования (t) составило 26,5 мин. Выявлен индекс результативности R (IQ/t), равный 5,0. При R, равном 5,0, у аспиранта И. определено высокое качество обработки информации головным мозгом.
Внедрение способа позволит
а) улучшить качество диагностики и прогноза, повысить эффективность лечения и профилактики заболеваний психической сферы, функциональных расстройств ЦНС;
б) повысить качество профессионального, спортивного и др. отборов.
Изобретение относится к медицине и психологии и может быть использовано в физиологии, психофизиологии, психиатрии, неврологии, клинической психологии. Определяют коэффициент интеллекта и обозначают его по шкале Векслера. Затем определяют "индекс результативности" R по формуле R=IQ/t, где IQ - коэффициент интеллекта, t - время прохождения текста; и при значениях R до 2,9 определяют низкое качество обработки информации головным мозгом, при R от 3,0 до 4,9 - среднее, при R 5,0 и выше - высокое качество обработки информации. Способ позволяет улучшить качество диагностики, профессионального, спортивного и других отборов, повысить эффективность лечения и профилактики заболеваний психической сферы, функциональных расстройств ЦНС.
Способ определения качества обработки информации головным мозгом человека, включающий определение коэффициента интеллекта посредством текста интеллекта и его обозначение по шкале Векслера, отличающийся тем, что затем определяют "индекс результативности" R по формуле
R= IQ/t,
где IQ - коэффициент интеллекта;
t - время прохождения теста,
и при значениях R до 2,9 определяют низкое качество обработки информации головным мозгом, при значениях R от 3,0 до 4,9 - среднее, при R от 5,0 и выше - высокое качество обработки информации.
RAVEN J.C | |||
Guide to using the Coloured Progressive Matrices, London: Lewis, 1958, p | |||
Ручной прибор для загибания кромок листового металла | 1921 |
|
SU175A1 |
БУРЛАЧУК Л.Ф | |||
И ДР | |||
Словарь-справочник по психодиагностике, - СПб.: Питер, 1999, с | |||
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок | 1923 |
|
SU51A1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО КОНКУРСА ДЛЯ УДАЛЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ | 1997 |
|
RU2124753C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ | 2000 |
|
RU2164776C1 |
Авторы
Даты
2003-03-27—Публикация
2001-06-04—Подача