СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2003 года по МПК F01N3/04 

Описание патента на изобретение RU2204028C2

Изобретение относится к машиностроению, а именно к защите атмосферы от загрязнения токсичными компонентами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.

Известны способы жидкостной нейтрализации отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС) путем распыливания в них воды: в промывочных камерах, в полых распыливающих абсорберах, в циклонных скрубберах, форсуночных абсорберах Вентури, механических распыливающих абсорберах Хохлова, Фельда, Сафина и т.д. [1, 2, 3].

Недостатками аналогов являются:
- сложность конструкции аппаратов;
- высокие аэродинамические сопротивления;
- большие массогабаритные показатели;
- повышенный каплеунос.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному способу является способ нейтрализации ОГ ДВС, реализованный в малотоксичной энергетической установке с ДВС [4]. Указанный способ реализуется путем распыливания воды при помощи форсунок, установленных в выхлопном тракте ДВС, в поток ОГ. Вода на форсунки подается водяным насосом из бака запаса воды. Смесь воды и ОГ проходит через газоохладитель-конденсатор, связанный трубопроводами с емкостью сбора конденсата конденсатным насосом и фильтром (имеется система очистки и утилизации конденсата), после чего очищенные ОГ выбрасываются в атмосферу.

Недостатками известного способа [4] являются:
- подача воды осуществляется с постоянным, неизменным расходом на распыливание форсункой в выхлопной трубопровод ДВС, на всех нагрузочных режимах, что приводит к снижению эффективности нейтрализации ОГ и увеличению их токсичности, особенно сильно этот недостаток проявляется на долевых режимах работы ДВС;
- неэффективное использование расходуемых сред.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности способа нейтрализации ОГ ДВС, снижение токсичности ОГ, повышение экологических и экономических показателей ЭУ с ДВС во всем диапазоне рабочих нагрузок.

Для реализации поставленной задачи предлагается способ нейтрализации ОГ ДВС, при котором продукты сгорания - отработавшие газы - поступают в выхлопной тракт, куда при помощи форсунок распыливают воду, подаваемую насосом из бака, взаимодействуя с высокотемпературными отработавшими газами, вода превращается в водяные пары, связывающие продукты неполного сгорания топлива в комплексные соединения, далее отработавшие газы поступают в охладитель-конденсатор, где происходит конденсация паров, после чего конденсат поступает в емкость, а очищенные отработавшие газы выбрасываются в атмосферу, расход воды распыливаемой при помощи форсунок в поток ОГ, регулируют в зависимости от изменения относительной нагрузки на ДВС с помощью регулирующего органа, который изменяет расход по управляющему сигналу от автоматического блока управления, формируемому в зависимости от сигнала датчика нагрузки на двигатель в диапазоне изменения относительной нагрузки от 0 (холостой ход) до 1 (номинальная нагрузка), по соотношениям:


где относительный расход воды, распыливаемой форсунками;
относительная нагрузка на двигатель.

Предложенный способ нейтрализации ОГ ДВС позволяет за счет регулирования расхода воды по указанным соотношениям повысить эффективность нейтрализации, так как для каждого нагрузочного режима ДВС существует свое оптимальное значение расхода воды при котором имеет место минимальная токсичность ОГ, оцениваемая, например, для дизельного двигателя величиной дымности (оптической прозрачностью) ОГ, что подтверждается результатами экспериментальных исследований, проведенных авторами на испытательных стендах ВИТУ с дизельными двигателями 4Д10,8/12,7 и 4Ч11/13.

Отличительным (новым) признаком предлагаемого способа нейтрализации ОГ ДВС по отношению к наиболее близкому аналогу является наличие операции регулирования расхода воды на форсунки в зависимости от нагрузки на ДВС по соотношению (1) для двухтактных ДВС и по соотношению (2) для четырехтактных ДВС.

На чертеже представлена схема энергетической установки с ДВС, реализующей заявляемый способ нейтрализации ОГ, которая состоит из ДВС 1 с выхлопным трактом 2, в последнем размещены форсунки 3, соединенные трубопроводом через регулирующий орган (РО) 4 с насосом 5 и баком запаса воды 6, а также охладитель-конденсатор ОГ 7, который трубопроводом соединен с емкостью для слива конденсата 8, конденсатным насосом 11, напорным фильтром с плавающей загрузкой 12 и сорбционным фильтром 13. При этом ДВС 1 снабжен автоматическим блоком управления (АБУ) 9 и датчиком нагрузки (ДН) 10, причем АБУ 9 одновременно связан и с ДН 10, и с РО 4.

Представленная на чертеже энергетическая установка с ДВС работает следующим образом. При сгорании топлива в ДВС 1 образуются продукты сгорания - ОГ, которые поступают в выхлопной тракт 2, куда также при помощи форсунок 3 распыливают воду, подаваемую через РО 4 насосом 5 из бака 6. Распыливаемая форсунками 3 вода, взаимодействуя с высокотемпературными ОГ, превращается в водные пары, которые связывают продукты неполного сгорания топлива в комплексные соединения. Далее ОГ поступают в охладитель-конденсатор 7, где происходит конденсация паров, после чего конденсат по трубопроводу поступает в емкость 8, а очищенные ОГ выбрасываются в атмосферу. Конденсат, насыщенный нефтепродуктами и взвешенными частицами, из емкости 8 насосом 11 прокачивается через напорный фильтр 12 и сорбционный фильтр 13. После очистки конденсат поступает в бак 6 для повторного применения. При этом расход воды, распыливаемый форсунками , регулируют по соотношениям (1, 2) в зависимости от относительной нагрузки на ДВС с помощью регулирующего органа 4, который изменяет расход по управляющему сигналу АБУ 9, который формируется в зависимости от сигнала датчика нагрузки 10 на двигателе.

Наличие дополнительной операции регулирования расхода воды на форсунки в зависимости от нагрузки на ДВС по соотношениям (1, 2) при использовании следующих аппаратных средств: регулирующего органа (РО) подачи воды, автоматического блока управления (АБУ) последним и датчика нагрузки (ДН) ДВС (причем РО установлен на трубопроводе подачи воды перед форсунками, а АБУ связан и с РО, и с ДН ДВС) не выявлены из существующего уровня техники, что позволяет сделать вывод, о соответствии заявленного изобретения условию патентоспособности "изобретательский уровень".

Предложенный способ нейтрализации ОГ ДВС позволяет повысить эффективность процесса нейтрализации ОГ ДВС во всем диапазоне рабочих нагрузок за счет установления оптимального расхода воды на каждом нагрузочном режиме, при котором достигается минимальная токсичность ОГ, выбрасываемых в атмосферу. Повышение экономических показателей достигается за счет снижения запасов воды, уменьшения геометрических размеров и массы аппаратов. При этом предложенный способ нейтрализации ОГ ДВС имеет большую сферу применения, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения условию патентоспособности "промышленная применимость".

Источники информации
1. Варшавский И.Л., Малов Р.В. Как обезвредить отработавшие газы автомобиля. - М.: Транспорт, 1968 г., с. 65-71.

2. Лиханов В.А., Сайкин А.М. Снижение токсичности автотракторных дизелей. - М.: Агропромиздат, 1991 г., с. 125-130.

3. Рамм В.М. Абсорбция газов. - М.: Химия, 1976 г., с. 304-324, 422-437, 531-540.

4. Патент Германии 4419977, 1995 г., кл. F 01 N 3/04.

Похожие патенты RU2204028C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ 1999
  • Сайданов В.О.
  • Агафонов А.Н.
  • Аваков В.Б.
  • Ландграф И.К.
RU2150161C1
СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Дмитриев Николай Владимирович
  • Гаврилов Андрей Владимирович
RU2409747C2
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Мелентьев А.Г.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2170851C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ИСКУССТВЕННОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Тюпаев Клим Келюевич
  • Дружинин Петр Владимирович
  • Петров Василий Евгеньевич
  • Путятинский Виктор Александрович
  • Терёхин Андрей Николаевич
RU2365770C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО КИСЛОРОДА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РАБОТУ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПО ЗАМКНУТОМУ ЦИКЛУ 2001
  • Мельников В.А.
  • Агафонов Д.Ю.
RU2213044C2
СПОСОБ РАБОТЫ КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ 2001
  • Сайданов В.О.
  • Агафонов А.Н.
  • Аваков В.Б.
  • Ландграф И.К.
RU2206777C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Агафонов А.Н.
  • Корчинский В.С.
  • Мартемьянов О.Л.
  • Терехин А.Н.
  • Гулин В.С.
RU2157516C1
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Сайданов В.О.
  • Агафонов А.Н.
  • Булат В.А.
  • Кузьмин А.А.
  • Баюров М.И.
RU2171913C1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ 1999
  • Дыбок В.В.
  • Дружинин П.В.
  • Ашкинази Л.А.
  • Сердюк Д.В.
  • Сердюк В.В.
  • Свирид В.А.
RU2151168C1
СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ НЕВЫРАБОТАННЫХ ОСТАТКОВ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНЫХ ТОПЛИВ В ОТРАБОТАННЫХ СТУПЕНЯХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТ 2000
  • Ведерников М.В.
  • Романовский М.А.
  • Жиганов Е.Б.
  • Зубарьков В.А.
RU2196081C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Способ нейтрализации отработавших газов двигателя (ОГ) ДВС, при котором продукты сгорания - ОГ - поступают в выхлопной тракт, куда при помощи форсунок распыливают воду, подаваемую насосом из бака, взаимодействуя с высокотемпературными отработавшими газами, вода превращается в водяные пары, связывающие продукты неполного сгорания топлива в комплексные соединения, далее отработавшие газы поступают в охладитель-конденсатор, где происходит конденсация паров, после чего конденсат поступает в емкость, а очищенные отработавшие газы выбрасываются в атмосферу, расход воды распыливаемой при помощи форсунок в поток ОГ, регулируют в зависимости от изменения относительной нагрузки на ДВС с помощью регулирующего органа, который изменяет расход по управляющему сигналу от автоматического блока управления, формируемому в зависимости от сигнала датчика нагрузки на двигатель в диапазоне изменения относительной нагрузки от 0 (холостой ход) до 1 (номинальная нагрузка), по соотношениям.



Предложенный способ нейтрализации ОГ ДВС позволяет за счет регулирования расхода воды по указанным соотношениям повысить эффективность нейтрализации, так как для каждого нагрузочного режима ДВС существует свое оптимальное значение расхода воды при котором имеет место минимальная токсичность выбрасываемых в атмосферу ОГ. Повышение экономических показателей достигается за счет снижения запасов воды, уменьшения геометрических размеров и массы аппаратов. При этом предложенный способ нейтрализации ОГ ДВС имеет большую сферу применения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 204 028 C2

Способ нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, при котором продукты сгорания - отработавшие газы поступают в выхлопной тракт, куда при помощи форсунок распыливают воду, подаваемую насосом из бака, взаимодействуя с высокотемпературными отработавшими газами вода превращается в водяные пары, связывающие продукты неполного сгорания топлива в комплексные соединения, далее отработавшие газы поступают в охладитель-конденсатор, где происходит конденсация паров, после чего конденсат поступает в емкость, а очищенные отработавшие газы выбрасываются в атмосферу, отличающийся тем, что расход воды распыливаемой при помощи форсунок в поток отработавших газов, регулируют в зависимости от изменения относительной нагрузки на двигатель внутреннего сгорания с помощью регулирующего органа, который изменяет расход по управляющему сигналу от автоматического блока управления, формируемому в зависимости от сигнала датчика нагрузки на двигатель в диапазоне изменения относительной нагрузки от 0 (холостой ход) до 1 (номинальная нагрузка) по соотношениям

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2204028C2

DE 4419977 А1, 14.12.1995
Котельная установка 2017
  • Шарапов Владимир Иванович
  • Камалова Ралина Илфановна
  • Родионова Евгения Александровна
RU2684720C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОРТИВНО-ОХОТНИЧИЙ ПАТРОН 2006
  • Коковин Леонид Андреевич
RU2332631C2
US 5121602 A, 16.06.1992
СИСТЕМА ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОКСИДОВ АЗОТА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Грудин Л.Ю.
  • Новиков Л.А.
  • Петров Ю.В.
RU2036315C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Романов Г.Н.
  • Тюпаев К.К.
  • Кононов В.В.
RU2027870C1
Способ нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Низовкин Валентин Михайлович
  • Хван Виталий Енгирович
  • Рыбак Анатолий Владимирович
SU1184961A1

RU 2 204 028 C2

Авторы

Романенко Н.П.

Мамалыга В.М.

Калинин Р.И.

Калинин В.Р.

Агафонов А.Н.

Сайданов В.О.

Прутчиков И.О.

Мартемьянов О.Л.

Слесаренко И.В.

Даты

2003-05-10Публикация

2001-02-05Подача