Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения трансмиссии машин при большой передаваемой мощности, включая останов ведомого вала под нагрузкой и реверс.
Известны высокомоментные вариаторы, в которых момент от входного к выходному валу передается посредством кулачков, кареток, коромысел, обгонных муфт и трехвального дифференциала, а плавное изменение передаточного отношения достигается изменением плеч рычагов [1] или относительным перемещением коромысел и кулачка [1,2] . В известных вариаторах имеет место достаточно сложная, дорогая и громоздкая конструкция.
Примем за прототип наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату высокомоментный вариатор [3], содержащий установленные на подшипниках в корпусе входной с кулачками и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты с кинематически жестко связанными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, установленную в перпендикулярных оси входного вала направляющих на корпусе и взаимодействующую с кулачком каретку, одним концом соединенный кулисой с кареткой двуплечий рычаг, связанный другим концом посредством реечного механизма, с возможностью передачи колебательного движения, с ведущими полумуфтами обгонных муфт, при этом средняя опора двуплечего рычага выполнена перемещаемой относительно корпуса рукояткой изменения передаточного отношения.
Признаки известного механизма (прототипа), совпадающие с заявляемым изобретением, следующие. Известный высокомоментный вариатор содержит установленные на подшипниках в корпусе входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты с кинематически жестко связанными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, установленную в перпендикулярных оси входного вала направляющих взаимодействующую с кулачком каретку с возможностью передачи колебательного движения ведущим полумуфтам обгонных муфт с варьируемым от рукоятки изменения передаточного отношения размахом колебаний.
В известном вариаторе кинематическая связь ведущих полумуфт с кареткой конструктивно сложная, дорогая и громоздкая, что связано с выбранным способом изменения размаха колебаний ведущих полумуфт обгонных муфт.
Цель предлагаемого изобретения - упрощение и удешевление конструкции.
Предлагаемый высокомоментный вариатор имеет следующие существенные признаки. Он содержит установленные на подшипниках в корпусе входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный зубчатый дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты с кинематически жестко соединенными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, установленный в перпендикулярных входному валу направляющих на корпусе и кинематически жестко соединенный с ведущими полумуфтами обгонных муфт ползун с перпендикулярным его направляющим пазом, смонтированную на направляющих каретку с установленной в пазу ползуна цилиндрической цапфой, при этом направляющие каретки выполнены перпендикулярно оси входного вала с возможностью поворота относительно корпуса от рукоятки изменения передаточного отношения.
Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. В предлагаемом высокомоментном вариаторе приводной механизм снабжен установленным в перпендикулярных входному валу направляющих на корпусе и кинематически жестко соединенным с ведущими полумуфтами обгонных муфт ползуном с перпендикулярным его направляющим пазом, а на каретке выполнена установленная в пазу ползуна цилиндрическая цапфа, при этом направляющие каретки смонтированы с возможностью поворота относительно корпуса от рукоятки изменения передаточного отношения.
На фиг.1 и 2 представлен вариант конструкции высокомоментного вариатора: на фиг.1 - поперечное сечение; на фиг.2 - продольное сечение; на фиг.3, 4 и 5 - положения звеньев вариатора при разных комбинациях рукоятки изменения передаточного отношения; на фиг. 6 - кулачок; на фиг.7 - графики угловых скоростей звеньев зубчатого дифференциала; на фиг.8, 9 и 10 - фрагменты вариантов конструкции.
Высокомоментный вариатор (фиг.1-5) содержит установленные в подшипниках корпуса 1 входной 2 и выходной 3 валы; рукоятку изменения передаточного отношения 4; трехвальный дифференциал, у которого вал водила 5, несущий сателлит 6, составляет единое звено с выходным валом, два других вала 7а и 7b с колесами дифференциала 8а и 8b свободно посажены на выходном валу; а также два механизма привода колес дифференциала. Каждый механизм привода включает в себя смонтированные на валу 7 две обгонные муфты 91 и 92, ведущие полумуфты которых 101 и 102, снабжены зубчатыми секторами 111 и 112 с эвольвентным профилем зубьев; смонтированный на входном валу кулачок 12 (два кулачка 12а и 12b повернуты относительно друг друга на 90o); установленный в направляющих 13 на корпусе ползун 14, с перпендикулярным его направляющим 13 пазом 15 и двумя взаимодействующими с зубчатыми секторами 11 зубчатыми рейками 16; каретку 17, установленную в направляющих 18 и контактирующую с кулачком 12 цилиндрическими выступами 19, а с пазом 15 ползуна - цапфой 20. Направляющие кареток 18 смонтированы на соосном входному валу подшипнике 21 в корпусе и снабжены червячным венцом 22, сцепленным с червяком 23, на котором закреплена рукоятка изменения передаточного отношения 4 штифтом 24.
Высокомоментный вариатор работает следующим образом (фиг.1 - 5). При вращении входного вала со скоростью ω2 кулачок 12 сообщает возвратно-поступательное движение каретке 17 вдоль оси z, угол наклона β которой можно изменять рукояткой изменения передаточного отношения 4, Н - расстояние между крайними положениями каретки. Каретка своей цапфой 20 передает возвратно-поступательное движение ползуну 14 вдоль прямой ОА, соединяющей центры входного и выходного валов, hmax = Hcosβ - расстояние между крайними положениями ползуна (фиг.4). Ползун посредством зубчатой передачи сообщает колебательные движения ведущим полумуфтам 10 двух обгонных муфт 9. На фиг.3 и 4 направление передачи вращения на колесо дифференциала показано сплошной стрелкой, пунктирной - холостой ход, т.е. при движении вправо ползун вращает колесо дифференциала обгонной муфтой 91, при движении влево - обгонной муфтой 92. Зубчатая передача с эвольвентным зацеплением обеспечивает пропорциональную связь перемещения ползуна hп с углом поворота γ полумуфты 10, т.е.
γ = hп/r, (1)
следовательно, размах колебания полумуфты
λ(β) = hmax/r = Hcosβ/r, (2)
где r - радиус центроиды зубчатого сектора.
На фиг. 3-5 даны три положения кареток. При β=0 имеем hmах=H, и размах колебаний максимальный: λ(0) = λmax = H/r; при β = 90° имеем hmax=0, следовательно, λ(90°) = 0, передачи вращения на выходной вал нет.
На фиг.6 показан теоретический Пт и рабочий Пр профили кулачка, α - угол поворота оси симметрии х кулачка. Расстояние до точки теоретического профиля от оси О равно R = R0+h(α), где h(α) - ход каретки. Ход ползуна связан с углами α и β соотношением
hп(α, β) = h(α)cosβ. (3)
Теоретический профиль Пт - геометрическое место точек в плоскости кулачка центров В цилиндрических выступов 19 с радиусами rр. Рабочим профилем Пр является огибающая окружностей с радиусами rр в плоскости кулачка.
Из свойств дифференциала следует, что угловая скорость выходного вала
ω3 = 0,5(ω8a+ω8b),
где ω8 = ω2|dγ/dα| - угловые скорости колес дифференциала.
Запишем угол поворота ведущей полумуфты в виде
γa = λU(α), γb = λU(α+π/2) = γa(α+π/2),
где U(α) - функция профиля кулачка (0≤U(α)≤1).
Для обеспечения равномерности вращения входного вала при ω2 = const необходимо выполнение условия:
например, для |dU(α)/dα| = (2/π)sin2α это условие выполняется, а характер угловых скоростей звеньев дифференциала для этого случая показан на фиг.7.
Перепишем выражения для γa, используя (1), (2) и (3), в виде
[h(α)cosβ]/r = [Hcosβ/r]U(α),
откуда перемещение каретки равно h(α) = HU(α).
За один оборот входного вала (ϕ2 = 2π) угол поворота выходного вала равен
ϕ3 = 0,5(ϕa+ϕb) = 0,5(4λ) = 2Hcosβ/r,
следовательно, передаточное отношение вариатора составит
т. е. зависит только от положения рукоятки изменения передаточного отношения, что доказывает эффективность предлагаемого высокомоментного вариатора.
Тип жесткой кинематической связи ползуна с ведущей полумуфтой обгонной муфты не принципиален.
Например, равномерное вращение выходного вала можно обеспечить использованием шарнирных цепей 251 и 252, шарнирно соединенных с ползуном и ведущей полумуфтой (фиг.8), при этом на ползуне выполнена опорная поверхность 26, а звенья 27 шарнирной цепи выполнены с ломаным контактным профилем 28 (фиг. 9), обеспечивающим необходимую жесткость при передаче движения сжатыми звеньями. При малом шаге S звеньев с достаточной для практики точностью выполняется соотношение (1).
На фиг.10 ползун соединен с полумуфтами посредством серег 29, передающих движение от ползуны ведущим полумуфтам посредством закрепленных на них пальцев 301 и 302. В этом случае вариатор также работоспособен, но будет иметь некоторую неравномерность вращения выходного вала, из-за невыполнения соотношения (1).
Жесткая кинематическая связь ведомых полумуфт с колесами дифференциала может быть как непосредственной, т.е. закреплением двух полумуфт на колесе дифференциала, так и с использованием промежуточных кинематических звеньев: зубчатых колес, коромысел и пр.
Реверс вариатора обеспечивается реверсированием обгонных муфт.
Источники информации
1. DE 3309044 A1, F 16 Н 29/08, 14.03.83 (B.Rindfleisch).
2. RU 2169870 C2, F 16 Н 29/08, 14.05.99 (Б.В. Пылаев).
3. RU 2147701 C1, F 16 Н 29/08, 25.02.98 (Б.В. Пылаев).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВАРИАТОРНЫЙ ПРИВОД МОБИЛЬНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2205110C1 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 2001 |
|
RU2212574C2 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР НЕФРИКЦИОННОГО ТИПА | 2016 |
|
RU2622178C1 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 1999 |
|
RU2169870C2 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 2000 |
|
RU2179673C1 |
НЕФРИКЦИОННЫЙ ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 2005 |
|
RU2304734C2 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР НЕФРИКЦИОННОГО ТИПА | 2005 |
|
RU2313019C2 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 2003 |
|
RU2242654C2 |
КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ НЕФРИКЦИОННОГО ВЫСОКОМОМЕНТНОГО ВАРИАТОРА | 2009 |
|
RU2409779C1 |
КУЛИСНЫЙ КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ С КАРЕТКОЙ ВЫСОКОМОМЕНТНОГО ВАРИАТОРА НЕФРИКЦИОННОГО ТИПА | 2020 |
|
RU2731830C1 |
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения трансмиссии машин при большой передаваемой мощности, включая останов ведомого вала под нагрузкой и реверс. Он содержит корпус, входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный зубчатый дифференциал. Вал водила составляет единое звено с выходным валом. На двух других валах посажены колеса дифференциала с установленными с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами. Каждый приводной механизм включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты, установленный в направляющих на корпусе ползун с пазом, каретку с установленной в пазу ползуна цилиндрической цапфой. Направляющие каретки выполнены перпендикулярно оси входного вала с возможностью поворота относительно корпуса от рукоятки изменения передаточного отношения. Технический результат - упрощение и удешевление конструкции. 10 ил.
Высокомоментный вариатор, содержащий установленные на подшипниках в корпусе входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты с кинематически жестко связанными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, установленную в перпендикулярных оси входного вала направляющих, взаимодействующую с кулачком каретку с возможностью передачи колебательного движения ведущим полумуфтам обгонных муфт с варьируемым от рукоятки изменения передаточного отношения размахом колебаний, отличающийся тем, что каждый приводной механизм снабжен установленным в перпендикулярных входному валу направляющих на корпусе и кинематически жестко соединенным с ведущими полумуфтами обгонных муфт ползуном с перпендикулярным его направляющим пазом, а на каретке выполнена установленная в пазу ползуна цилиндрическая цапфа, при этом направляющие каретки смонтированы с возможностью поворота относительно корпуса от рукоятки изменения передаточного отношения.
ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2147701C1 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 1999 |
|
RU2169870C2 |
DE 3309044 A1, 14.03.1983. |
Авторы
Даты
2003-05-20—Публикация
2001-11-05—Подача