Изобретение относится к оболочкам из композиционных материалов, в частности к армированным оболочкам для высокого внутреннего давления, используемым в качестве несущих конструкций или узлов, находящихся в условиях кратковременного или длительного воздействия избыточного внутреннего давления.
Одними из наиболее нагруженных частей армированных оболочек являются зоны полюсных отверстий, где в основном происходит разрушение оболочки из-за превышения действующих напряжений, допустимых для армирующего материала. В то же время к армированным оболочкам из композиционных материалов предъявляются повышенные требования по прочности, надежности и весовому совершенству при использовании их в качестве несущих конструкций баллонов и емкостей при действии высоких внутренних давлений.
Известна армированная оболочка для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала, содержащая силовой каркас с цилиндрическим участком, торцевыми днищами и фланцами в их полюсных отверстиях, контактирующими с их внутренними поверхностями, образованный комбинацией групп слоев спиральных и кольцевых лент, ориентированных в спиральных и окружном направлениях с соответственно расположенными в них однонаправленными высокомодульными нитями с образованием кольцевого выступа у полюсного отверстия, скрепленными полимерным связующим, облицованный внутренним защитным покрытием (патент USA 3083864, кл. 220/83, 1963 г.), (3047191, 220/83, 1962).
В данной армированной оболочке полюсное отверстие сформировано расположенными здесь спиральными лентами, в которых при нагружении внутренним давлением из-за больших кольцевых деформаций у полюсного отверстия растягивающие напряжения превышают предельные раньше, чем во всей оболочке.
Известна армированная оболочка для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала, в которой в зоне полюсных отверстий между слоями расположены кольцевые элементы с внутренним диаметром, равным полюсному отверстию, и скрепленные со слоями оболочки болтовым соединением (USA 4053081, кл. 220/3, 1977 г.).
В данной оболочке кольцевые элементы перекрывают поверхность слоев с выходом к полюсному отверстию, что приводит к передаче меридиональных усилий через слой связующего, прочность которого гораздо ниже армирующего материала, и через болтовое соединение, что является само по себе достаточно сильным концентратором напряжений и не всегда приемлемо из конструкторских соображений.
Известна армированная оболочка по патентам Fr 2219899, МПК2 В 65 h 81/00, 1974 г., 2251756, МПК2 F 16 J 11/00, 1974 г, в которых днище снабжено кольцевым элементом, расположенным у полюсного отверстия и скрепленным с днищем болтовым соединением.
Данным оболочкам присущи недостатки, отмеченные выше (патент USA 4053081, кл. 220/3, 1977 г.), еще в большей мере, ввиду расположения кольцевого элемента снаружи оболочки.
Известна армированная оболочка для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала, содержащая силовой каркас с цилиндрическим участком, торцевыми днищами и фланцами в их полюсных отверстиях, контактирующими с их внутренними поверхностями, прижимными, зафиксированными на фланце, наружными кольцевыми элементами, образованный комбинацией групп слоев спиральных и кольцевых лент, ориентированных в спиральных и окружном направлениях с соответственно расположенными в них однонаправленными высокомодульными нитями, скрепленными полимерным связующим, облицованный внутренним защитным покрытием (патент ЕР 0398827 Al, F 17 C 1/16, 1990 г.).
В данной армированной оболочке прижимные, зафиксированные на фланце, наружные кольцевые элементы выполнены гладкими, что не обеспечивает в достаточной мере закрепления оболочки у полюсного отверстия и не исключает наличия больших кольцевых деформаций оболочки у отверстия, которые приводят к возникновению пиковых напряжений в этой зоне при действии внутреннего давления и преждевременному разрушению оболочки.
Причинами появления больших напряжений у полюсного отверстия по сравнению со всей поверхностью днища и оболочки в целом является общее деформирование, "раздутие" оболочки при действии внутреннего давления, которое увеличивается на кромках отверстий.
Наиболее близким аналогом технического решения является армированная оболочка по патенту ЕР 0398827 Al, F 17 C 1/16, 1990 г., выбранная в качестве прототипа.
Основной задачей является создание армированной оболочки из слоистого композиционного материала повышенного качества, в которой были бы устранены вышеуказанные недостатки, оболочка обладала бы повышенной прочностью.
Техническим результатом от использования изобретения является достижение повышения несущей способности, весового совершенства и эксплуатационной надежности армированной оболочки при действии внутреннего давления.
Основная задача решена и технический результат достигнут за счет максимального ограничения перемещений оболочки в радиальном направлении у полюсного отверстия и, соответственно, снижения кольцевых деформаций оболочки у полюсного отверстия.
Для этого в армированной оболочке для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала, содержащей силовой каркас с цилиндрическим участком, торцевыми выпуклыми днищами и фланцами в их полюсных отверстиях, зафиксированными на фланце, наружными кольцевыми элементами, образованный комбинацией групп слоев спиральных и кольцевых лент, ориентированных в спиральных и окружном направлениях с соответственно расположенными в них однонаправленными высокомодульными нитями с образованием кольцевого выступа у полюсного отверстия, скрепленными полимерным связующим, облицованный внутренним защитным покрытием, наружные кольцевые элементы снабжены выполненными за одно целое с ними кольцевыми выступами, заходящими за кольцевые выступы днищ силового каркаса с плотным охватом его наружных слоев.
Во втором варианте между по меньшей мере одним днищем и наружным кольцевым элементом, зафиксированным на фланце, размещен дополнительный кольцевой элемент, выполненный из композиционного материала с расположением высокомодульных нитей в кольцевом направлении и установленный на внешней поверхности кольцевого выступа днища с плотным охватом его наружного слоя.
Наружный кольцевой элемент может быть выполнен из композиционного материала.
В третьем варианте между по меньшей мере одним днищем и наружным кольцевым элементом, зафиксированным на фланце, размещен дополнительный кольцевой элемент, выполненный из высокопрочной стали или титана и установленный на внешней поверхности кольцевого выступа днища с плотным охватом его наружных слоев.
Наружный кольцевой элемент может быть выполнен из композиционного материала.
Отличительными особенностями армированной оболочки для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала являются следующие признаки.
Вариант 1
- наружные кольцевые элементы снабжены, выполненными за одно целое с ними кольцевыми выступами;
- заходящими за кольцевые выступы днищ силового каркаса;
- с плотным охватом его наружных слоев.
Вариант 2
- между по меньшей мере одним днищем и наружным кольцевым элементом, зафиксированным на фланце, размещен дополнительный кольцевой элемент;
- на внешней поверхности кольцевого выступа;
- с плотным охватом его наружного слоя;
- выполненный из композиционного материала с расположением высокомодульных нитей в кольцевом направлении;
- наружный кольцевой элемент выполнен из композиционного материала.
Вариант 3
- между по меньшей мере одним днищем и наружным кольцевым элементом, зафиксированным на фланце, размещен дополнительный кольцевой элемент;
- на внешней поверхности кольцевого выступа;
- с плотным охватом его наружного слоя;
- выполненный из высокопрочной стали или титана;
- наружный кольцевой элемент выполнен из композиционного материала.
Общими отличительными особенностями вариантов армированной оболочки является выполнение кольцевого выступа или дополнительного кольцевого элемента с плотным охватом наружных слоев кольцевого выступа днища и расположением их на внешней поверхности кольцевого выступа. Указанные отличительные признаки являются существенными, поскольку каждый из них в отдельности и совместно направлен на решение поставленной задачи и достижение нового технического результата тремя вариантами выполнения армированной оболочки. В первом варианте кольцевой выступ наружного кольцевого элемента заходит за кольцевой выступ днища, во втором и третьем вариантах дополнительный кольцевой элемент размещен на внешней поверхности кольцевого выступа днища. Причем во всех трех вариантах кольцевой выступ и дополнительный кольцевой элемент выполнены с плотным охватом наружных слоев кольцевого выступа днища. Во втором варианте дополнительный кольцевой элемент может быть выполнен из композиционного материала с расположением высокомодульных нитей по окружности. В третьем варианте дополнительный кольцевой элемент может быть выполнен из высокопрочной стали или титана. Кроме того, во втором и третьем вариантах наружный кольцевой элемент может быть выполнен из композиционного материала. Эти существенные признаки позволяют снизить кольцевые деформации оболочки в зоне полюсного отверстия, повысить весовое совершенство армированной оболочки и ее эксплуатационную надежность.
Отличительные существенные признаки являются новыми, так как их использование в известном уровне техники, аналогах и прототипе не обнаружены, что позволяет характеризовать армированную оболочку для высокого внутреннего давления соответствием критерию "новизна".
Единая совокупность новых существенных признаков с общими известными существенными признаками позволяет решить поставленную задачу и достичь новый технический результат в весовом совершенстве конструкций с обеспечением их повышенной прочности и надежности, что характеризует предложенное техническое решение существенными отличиями от известного уровня техники, аналогов и прототипа. Новое техническое решение является результатом научно-исследовательской работы и творческого вклада без использования стандартизованных проектов или рекомендаций в данной области техники, является оригинальным, неочевидным для круга специалистов в данной области техники, соответствует в совокупности существенных признаков критерию "изобретательский уровень".
Сущность изобретения поясняется чертежами с кратким их описанием.
На фиг.1 представлен общий вид армированной оболочки для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала; на фиг.2 показан участок днища с фланцем и внешним кольцевым элементом с кольцевым выступом; на фиг.3 показан участок днища с фланцем, внешним и дополнительным кольцевыми элементами.
Более подробное описание сущности изобретения состоит в следующем.
Армированная оболочка для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала (фиг.1) содержит силовой каркас 1 с цилиндрическим участком 2, торцевыми выпуклыми днищами 3, 4 и фланцами 5, 6 в их полюсных отверстиях 7, 8, прижимными, зафиксированными на фланце, наружными кольцевыми элементами 9, 10, образованный комбинацией групп 11, 12 и 13 слоев 14, 15, 16 спиральных и кольцевых лент 17, 18, ориентированных в спиральных и окружном направлениях с соответственно расположенными в них однонаправленными высокомодульными нитями 19, 20, с образованием кольцевого выступа 21 у полюсного отверстия, скрепленными полимерным связующим, облицованный внутренним защитным покрытием 22.
Наружный кольцевой элемент 10 (фиг.2 - первый вариант) снабжен выполненным за одно целое с ним кольцевым выступом 23, заходящим за кольцевой выступ 21 днища силового каркаса с плотным охватом его наружных слоев 24.
Между днищем 4 и наружным кольцевым элементом 10 (фиг.3 - второй вариант) размещен дополнительный кольцевой элемент 25, установленный на внешней поверхности кольцевого выступа 21 днища с плотным охватом его наружных слоев.
Армированная оболочка для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала (фиг. 1 - фиг.3) может быть изготовлена способом намотки на извлекаемую оправку (не показано) с последующим отверждением полимерного связующего.
Функционирование армированной оболочки для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала на основе однонаправленных армирующих материалов и полимерного связующего заключается в нахождении его в напряженно-деформированном состоянии в пределах упругих свойств композиционного материала, из которого изготовлен ее силовой каркас 1, с учетом обеспечения высокой надежности и безопасности без разрушения днищ 3, 4 в зонах фланцев 5, 6 за счет снижения уровней деформаций и напряжений в композиционном материале у полюсного отверстия. Испытания армированных оболочек, изготовленных с использованием нового технического решения, показали положительные результаты. Реализация предложенного технического решения позволяет повысить весовое совершенство изделий с обеспечением повышенной прочности и надежности.
Таким образом, новое техническое решение воспроизводимо в условиях производства, обеспечивает решение поставленной задачи и достижение нового технического результата, в предложенной совокупности признаков соответствует критерию "промышленная применимость", то есть уровню изобретения.
Следует отметить, что могут быть различные комбинации выполнения армированной оболочки для высокого внутреннего давления из слоистого композиционного материала в отношении формы, размеров и расположения отдельных элементов. Предложенная форма выполнения представляет собой только возможные предпочтительные варианты ее осуществления, могут быть различные комбинации, если все это не выходит за пределы существующих признаков, изложенных в пунктах формулы.
Предложенное техническое решение не ограничивается его использованием в армированных оболочках. Как для высокого внутреннего давления, оно может быть использовано для реализации обнаруженных и других свойств, описанных в материалах заявки, для получения емкостей, работающих под избыточным давлением.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВЫСОКОГО ВНУТРЕННЕГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2001 |
|
RU2205328C1 |
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВЫСОКОГО ВНУТРЕННЕГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2001 |
|
RU2205329C1 |
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВЫСОКОГО ВНУТРЕННЕГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2001 |
|
RU2205326C1 |
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2190150C1 |
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2013 |
|
RU2514980C1 |
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА | 2008 |
|
RU2369801C1 |
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА | 2003 |
|
RU2240458C1 |
АРМИРОВАННАЯ ТРУБА-ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2147355C1 |
КОРПУС ДЛЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2001 |
|
RU2205325C1 |
КОРПУС ДЛЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2013 |
|
RU2564481C2 |
Силовой каркас армированной оболочки для высокого внутреннего давления состоит из цилиндрического участка и торцевых выпуклых днищ и фланцев в их полюсных отверстиях. Каркас образован комбинацией групп слоев спиральных и кольцевых лент с расположенными в них однонаправленными высокомодульными нитями, скрепленными полимерным связующим, и облицован внутренним защитным покрытием. Прижимные наружные кольцевые элементы зафиксированы на фланцах и снабжены кольцевыми выступами. Кольцевые выступы заходят за кольцевые выступы днищ силового каркаса с плотным охватом его наружных слоев. В другом варианте устройства между по меньшей мере одним днищем и наружным кольцевым элементом размещен дополнительный кольцевой элемент, установленный на внешней поверхности кольцевого выступа днища. Дополнительный кольцевой элемент выполнен из композиционного материала с расположением высокомодульных нитей в кольцевом направлении, из высокопрочной стали или из титана. Использование изобретения позволит повысить несущую способность, весовое совершенство и эксплуатационную надежность армированной оболочки. 3 с. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
ДОЗАТОР НЕСЫПУЧИХ ГРАНУЛИРОВАННЫХ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ В ЖИДКОЙ СРЕДЕ | 0 |
|
SU398827A1 |
АРМИРОВАННАЯ ТРУБА-ОБОЛОЧКА ДЛЯ СВЕРХВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2096674C1 |
АРМИРОВАННАЯ ТРУБА-ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2147355C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ПАТРУБКА ВНУТРЕННЕЙ ОБОЛОЧКИ В ГОРЛОВИНЕ СОСУДА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2150634C1 |
КОСМЕТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2001 |
|
RU2219899C1 |
US 3083864 А, 02.04.1963 | |||
GB 1979160 А, 02.01.1975. |
Авторы
Даты
2003-05-27—Публикация
2001-09-13—Подача