Изобретение относится к транспортным средствам, использующим экранный эффект.
Для таких систем важным является не только обеспечение высоких аэродинамических качеств транспортного средства, как по устойчивости, так и по управляемости, но и не менее важным является грузоподъемность средства, что главным образом и определяет эффективность его использования. При этом многие из этих характеристик существенно разнятся для одного и того же средства при движении его вблизи экрана и вне его. Так, для экраноплана Х-114 величина аэродинамического качества снижается с К=15 при полете на высоте 0,23 м до К=7,5 при полете вне экрана [1].
Такое качество транспортного средства, как совершенство его по грузоподъемности, во многом определяется оптимальностью его конструктивно-компоновочной схемы. Так, для аппаратов на воздушной подушке обычно его конструкция состоит из платформы с встроенным в нее центробежным вентилятором для подачи воздуха под платформу, причем платформа имеет гибкое надувное ограждение области повышенного давления под платформой [2, 3]. Однако такое техническое решение не дает достаточный запас устойчивости транспортному средству при его движении из-за наличия пневматической связи центральной и периферийных зон области повышенного давления. В результате этого транспортное средство обладает повышенной чувствительностью к неравномерности зазора между экраном и плоскостью кромки гибкого надувного ограждения.
Более повышенной устойчивостью обладает транспортное средство по патенту Франции 1599638 [4] , содержащее корпус, под днищем которого установлено двухрядное ограждение воздушной подушки, включающее в себя внешнее и внутреннее гибкие полотнища из сегментных элементов. Усложнение конструкции ограждения зоны повышенного давления приводит к увеличению массы транспортного средства, к снижению его полезной грузоподъемности, имеются и технологические сложности изготовления такого ограждения.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является транспортное средство на воздушной подушке по патенту СССР 608462 [5], взятое за прототип. Основой транспортного средства по источнику [5] является устройство для создания воздушной подушки, которое содержит корпус, образующий полость ресивера, причем полость эта разделена на отсеки, вентиляторную установку, питающую воздухом ресивер, и гибкое ограждение области повышенного давления, закрепленное снизу по периметру корпуса и образованное смежными ячейками цилиндрической формы с замкнутыми юбками внутри них, при этом область повышенного давления разделена замкнутыми юбками на центральную и периферийную, периферийная область и замкнутые юбки пневматически и параллельно сообщены с ресивером, а каждая гибкая ячейка выполнена в виде лепестка, примыкающего с двух сторон к замкнутой юбке.
Основным недостатком такого технического решения устройства для создания воздушной подушки транспортного средства является не только сложность конструктивно-компоновочной схемы гибкого ограждения, но и значительное увеличение массы этого ограждения, а соответственно и массы самого транспортного средства. Более того, гибкое ограждение обычно быстро изнашивается и перестает полноценно выполнять свои функциональные обязанности. Причина быстрого изнашивания ограждения в том, что оно является одновременно и элементами опоры транспортного средства на воздушной подушке, и из-за многочисленных взаимодействий гибкого ограждения с экранами различной природы происходят частые его порывы, да и материал ограждения сам по себе подвержен старению.
Целью изобретения является упрощение конструктивно-компоновочной схемы устройства для создания воздушной подушки транспортного средства, повышение эффективности эксплуатации транспортного средства за счет увеличения его грузоподъемности и обеспечения достаточной устойчивости его движения.
Это достигается тем, что ресивер разделен на две части, для чего в корпусе устройства располагается тело вращения в виде тора, и одна часть ресивера образована внутренней полостью тора, а вторая часть образована внешней поверхностью тора и эквидистантно расположенным к ней тонкостенным ободом, выполненным в виде поверхности, образованной вращением полуокружности относительно оси, параллельной ее диаметру, т.е. торовой поверхностью, причем кольцевая полость, образованная этими поверхностями, поделена на сектора. В результате этого решения нет необходимости применять в конструкции транспортного средства на воздушной подушке гибкого ограждения области повышенного давления. А в качестве опоры транспортного средства на воздушной подушке используется силовой каркас в виде усеченного конуса, вершиной закрепленного на тонкостенном ободе.
На чертеже показано устройство для создания воздушной подушки транспортного средства, продольное сечение в диаметральной плоскости.
Устройство состоит из корпуса 1, выполненного в виде стакана, имеющего тонкостенный цилиндрический участок вблизи его дна, которое является силовой платформой, и участок 2 в виде тонкостенного обода, образованного вращением полуокружности относительно оси, параллельной ее диаметру, причем оба участка стенки стакана плавно сопряжены друг с другом. Эквидистантно внутренней поверхности обода 2 внутри корпуса устройства расположен тор 3. При этом кольцевой зазор, образованный внутренней поверхностью обода 2 и внешней поверхностью тора 3, поделен радиально установленными пластинами 4 на сектора. Внутри корпуса на решетке 5, установленной, например, на торе 3, закреплен двигатель 6 вентилятора 7. Снаружи обода 2 прикреплен жесткий усеченный конус 8. Причем, плоскость, образованная основанием конуса 8, расположена ниже по оси устройства относительно плоскости, образованной срезом обода 2. Для забора воздуха вентилятором 7, в цилиндрической части корпуса 1 выполнены окна 9. Полезная нагрузка может располагаться на силовой платформе корпуса 1. При этом лопасти вентилятора 7 могут менять угол атаки в зависимости от режима работы транспортного средства.
Устройство работает следующим образом.
В результате запуска вентилятора 7 через окна 9 в ресивер поступает воздух, который разделяется на два потока, один из которых поступает в кольцевой зазор, образованный внутренней поверхностью обода 2 и внешней поверхностью тора 3, а другой поток поступает в полость, образованную внутренней поверхностью тора 3. В результате работы вентилятора 7 в корпусе 1 создается избыточное давление по отношению к давлению окружающей среды, за счет чего и создается подъемная сила. Поток воздуха, проходящий по кольцевому зазору, на выходе из канала, встречаясь с потоком, проходящим через канал, сформированный внутренней поверхностью тора, тормозится, и, взаимодействуя с ним, в зоне опорного конуса 8 создает вихревые течения наподобие торнадо.
Повышенное полное давление потока I по сравнению с полным давлением потока II обусловлено тем, что поток I формируется потоком воздуха, срывающимся с концов лопаток центробежного вентилятора, которые имеют наибольшую скорость переносного движения. В результате такого технического решения устройства для создания воздушной подушки транспортного средства центральная и периферийная части области повышенного давления не имеют пневматической связи, а образованный кольцевой вихрь выполняет функции ограждения зоны повышенного давления. Это позволяет не только отказаться от использования в конструкции транспортного средства дефицитной юбки, которая на подобных транспортных средствах ограждает зону повышенного давления и которая быстро изнашивается, но и увеличить клиренс аппарата на воздушной подушке примерно в пять раз по сравнению с аналогами.
Разбиение воздушного тракта, образованного внутренней поверхностью обода 2 и внешней поверхностью тора 3 перегородками 4 на сектора с угловым шагом между ними в 1,5-5o, позволяет повысить устойчивость движения транспортного средства на воздушной подушке.
Тем самым транспортное средство может эксплуатироваться на любой подстилающей поверхности: болотной или водной, снежной или пустынной, с ледяным или снежным покровом.
Проведенные испытания модели предлагаемого устройства для создания воздушной подушки транспортного средства с диаметром внешнего обода в 400 мм, оснащенного двигателем в 200 Вт, на вал которого был установлен многолопастной винт с диаметром в 250 мм, показали высокую эффективность его работы. Так, при ненагруженном состоянии на номинальном режиме его работы обеспечивалось висение над полом с величиной зазора в 70 мм. При загрузке модели грузом в 100 Н модель проседала до 40 мм.
Если сравнить эти результаты с судном на воздушной подушке "БАРС", то для модели при втрое большем отстоянии от подстилающей поверхности, чем для "БАРСА", модель расходовала энергии в 50 раз меньше. При нагружении грузом в 60 Н модель обеспечивала висение в сравнении с "БАРСОМ" примерно в пять раз выше.
Таким образом, предлагаемое устройство для создания воздушной подушки транспортного средства по сравнению с аналогами менее энергоемко, обеспечивает повышенную устойчивость движения транспортного средства, имеет более простую конструктивно-компоновочную схему.
Источники информации
1. Journal of Aircraft V.15., 18, 1978, р.511.
2. Авт. свид. СССР 539796, кл. В 60 V 3/08, 1976 г., Бюлл. 47.
3. Авт. свид. СССР 539797, кл. В 60 V 3/08, 1976 г., Бюлл. 47.
4. Патент Франции 1599638, кл. В 60 V 1/00, опубл. 31.08.70.
5. Транспортное средство на воздушной подушке. Описание изобретения к патенту СССР 608462, опубл. 25.05.78, Бюлл. 19.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство создания воздушной подушки транспортного средства | 2022 |
|
RU2778329C1 |
ГИБРИДНЫЙ ДИРИЖАБЛЬ КОНСТРУКЦИИ А.И.ФИЛИМОНОВА | 1995 |
|
RU2092381C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2001 |
|
RU2213180C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ АППАРАТ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 1998 |
|
RU2143982C1 |
БЕЗЛОПАТОЧНЫЙ СОПЛОВОЙ АППАРАТ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2164603C1 |
ДЕГАЗАТОР ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ С ФОРСУНОЧНОЙ ЕЕ ПОДАЧЕЙ | 2001 |
|
RU2196113C2 |
СПОСОБ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ГАЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ТРУБА ЛЕОНТЬЕВА) | 1996 |
|
RU2106581C1 |
ПРИЦЕП-КОНТЕЙНЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2049006C1 |
ГРАДИРНЯ | 2001 |
|
RU2204099C2 |
АМФИБИЙНЫЙ АППАРАТ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 1992 |
|
RU2057040C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается устройств для ее формирования. Устройство для создания воздушной подушки транспортного средства имеет корпус, внутри которого сформирован ресивер повышенного давления, вентиляторную установку для питания воздухом ресивера и систему ограждения зоны повышенного давления. Ресивер разделен на отсеки. Корпус устройства выполнен в виде стакана, имеющего цилиндрический участок с воздуховпускными окнами вблизи его дна. Дно является силовой платформой устройства. Цилиндрический участок корпуса плавно сопряжен с тонкостенным ободом, образованным вращением полуокружности относительно оси, параллельной диаметру полуокружности. Эквидистантно внутренней поверхности обода внутри корпуса расположен тор. Кольцевой зазор, образованный внутренней поверхностью обода и поверхностью тора, поделен радиально установленными пластинами на одинаковые сектора, одинаковый шаг которых может быть равен 1,5-5o. Нагнетательный вентилятор установлен внутри корпуса. На наружной поверхности обода закреплена опора, выполненная в виде усеченного конуса. Плоскость, образованная основанием конуса, расположена ниже, по оси устройства, чем плоскость, образованная срезом обода. Кольцевой зазор может располагаться по направлению потока воздуха, срывающегося с лопаток вентилятора. Лопатки могут иметь изменяемый угол атаки. Технический результат реализации изобретения заключается в упрощении конструкции устройств и в повышении эффективности эксплуатации транспортного средства путем увеличения его грузоподъемности и обеспечения достаточной устойчивости его движения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Гибкое ограждение аппарата на воздушной подушке | 1972 |
|
SU613708A3 |
US 4513512 А, 02.02.1982. |
Авторы
Даты
2003-06-27—Публикация
2001-06-18—Подача