МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ Российский патент 2003 года по МПК B64C30/00 

Описание патента на изобретение RU2207968C2

Текст описания в факсимильном виде (см. графическую часть). Т Т Т Тх

Похожие патенты RU2207968C2

название год авторы номер документа
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ, СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ПО УГЛУ АТАКИ САМОЛЕТА 2010
  • Барковский Владимир Иванович
  • Бунтин Николай Николаевич
  • Карасёв Андрей Геннадьевич
  • Нилов Виктор Александрович
RU2443603C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ КОРАБЕЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ, СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ПО УГЛУ АТАКИ САМОЛЕТА 2010
  • Барковский Владимир Иванович
  • Бунтин Николай Николаевич
  • Карасёв Андрей Геннадьевич
  • Кристинов Иван Георгиевич
  • Нилов Виктор Александрович
RU2442724C1
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2010
  • Блинов Александр Иванович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Коган Юрий Аронович
  • Лапшин Михаил Евгеньевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Стрелец Михаил Юрьевич
RU2462395C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ 2023
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Ерофеев Василий Сергеевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Полякова Наталья Борисовна
  • Рой Роман Игоревич
  • Минков Михаил Сергеевич
  • Лучинкина Лейла Валерьевна
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Ардеев Денис Юрьевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Корпусов Кирилл Александрович
  • Джобернадзе Ираклий Семенович
RU2807624C1
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА 1997
  • Симонов М.П.
  • Блинов А.И.
  • Савельевских Е.П.
  • Лапшин М.Е.
  • Капралов И.Н.
  • Чмеренко В.П.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Пылаев В.Н.
  • Емелин Р.Н.
  • Присяжнюк О.Е.
  • Прокофьев Б.А.
  • Вахрушев Б.А.
  • Коган Ю.А.
  • Капцевич В.К.
  • Погребинский Е.Л.
  • Соколов А.Н.
RU2173654C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Погосян М.А.
  • Ильин А.В.
  • Субботин В.В.
  • Чайка Т.Ю.
  • Титов В.Н.
  • Юдин В.Г.
  • Коваленко В.В.
RU2212360C1
САМОЛЁТ 2002
  • Марбашев К.Х.
  • Клягин А.С.
  • Чернов Л.Г.
  • Антонов В.И.
RU2212359C1
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Матвеев А.И.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Нарышкин В.Ю.
  • Кодола В.Г.
RU2210522C1
САМОЛЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ 2010
  • Погосян Михаил Асланович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Тарасов Алексей Захарович
  • Шокуров Алексей Кириллович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Москалев Павел Борисович
RU2440916C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Каримов А.Х.
  • Тарасов А.З.
  • Соколова А.Н.
  • Филинов В.А.
  • Чуднов А.В.
RU2213024C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 207 968 C2

Реферат патента 2003 года МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ

Изобретение относится к авиации и касается создания сверхзвукового самолета, имеющего интегральную аэродинамическую компоновку. Несущий корпус имеет деформированное в срединной поверхности консолей крыло с развитыми наплывами, отклоняемыми носками и флаперонами, плавно переходящее в фюзеляж. В головной части фюзеляжа имеются обтекатели радиолокатора и оптико-локационной станции, выдвижная штанга дозаправки топлива и две тандемно размещенные кабины с общей откидной частью фонаря. В средней части фюзеляжа имеются гаргрот с тормозным щитком и воздухозаборники силовой установки, установленные над и под центропланом. В хвостовой части фюзеляжа центральная балка соединяет гондолы двух турбореактивных двигателей. По бокам гондол размещены хвостовые балки фюзеляжа, несущие кили вертикального оперения с рулями направления и цельноповоротные половины стабилизатора. В правом корневом наплыве крыла имеется скорострельная пушка. На нижних поверхностях консолей крыла, центроплана, воздухозаборников и центральной балки в хвостовой части фюзеляжа имеются узлы для обеспечения подвески грузов и боеприпасов. На корневых наплывах крыла позади кабин установлено управляемое переднее горизонтальное оперение. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик многоцелевого высокоманевренного самолета. 16 с. и 26 з.п.ф-лы., 1 табл., 5 ил.

Формула изобретения RU 2 207 968 C2

1. Многоцелевой высокоманевренный сверхзвуковой самолет интегральной аэродинамической компоновки, содержащий единый несущий корпус, включающий деформированное в срединной поверхности консолей крыло с развитыми корневыми наплывами перед консолями, в одном из которых расположена скорострельная пушка, и отклоняемыми носками и флаперонами, плавно переходящее по размаху в фюзеляж, который содержит в головной части: носовой обтекатель радиолокатора, обтекатель оптико-локационной станции, выдвижную штангу для дозаправки топлива в полете, две тандемно расположенных кабины экипажа с общим фонарем и органами управления самолетом, его системами и оборудованием, в средней части: гаргрот с тормозным щитком и воздухозаборники силовой установки, расположенные соответственно над и под центропланом, в хвостовой части: центральную балку, соединяющую гондолы двух турбореактивных двигателей, хвостовые балки по бокам, несущие надфюзеляжные кили с рулями направления, цельноповоротные половины стабилизатора, между которыми расположены сопла двигателей; и подфюзеляжные кили; а также трехопорное убирающееся шасси с тормозами; хвостовой кок фюзеляжа под тормозной парашют; держатели, пусковые устройства и блоки для подвески под несущим корпусом грузов, ракет, снарядов и бомб; бортовое оборудование, включающее: бортовую радиолокационную станцию с вычислителем управления, запросчик и ответчик систем государственного опознавания, аппаратуру отображения информации, бортовую вычислительную систему, пилотажно-навигационное оборудование, систему управления оружием, оптико-локационную станцию, нашлемную систему целеуказания, комплект средств радиоэлектронного противодействия, радиосвязное оборудование, средства регистрации и контроля; и самолетные системы: систему управления самолетом, гидравлическую систему, пневматическую систему, систему электроснабжения, светотехническое оборудование, систему кондиционирования, систему жидкостного охлаждения оборудования, систему жизнеобеспечения, систему аварийного покидания самолета, отличающийся тем, что в нем вертикальное смещение задней кабины относительно передней осуществлено для обеспечения равенства углов обзора в кабинах за счет поднятия вверх пола задней кабины относительно пола передней кабины; силовая установка снабжена компенсатором нежесткости несущего корпуса в тросовой проводке системы управления каждым двигателем и выполнена с возможностью подачи топлива на двигатели при любых положениях самолета и первоочередной выработки топлива с изменением центровки в состояние статической неустойчивости; система управления самолетом снабжена средствами обеспечения полета с закритическими углами атаки, обеспечения аэродинамического качества крыла при маневрировании и корректировки характеристик управляемости при дозаправке топлива в полете; система жизнеобеспечения снабжена средствами обеспечения жизнедеятельности при продолжительном полете и средствами, обеспечивающими защиту летчика от повышенных перегрузок, пониженного давления и низких температур; светотехническое оборудование снабжено средствами освещения, обеспечивающими возможность визуального контроля процесса дозаправки топлива в полете ночью; автоматический радиокомпас снабжен средством плавной настройки частоты летчиком; установлена спутниковая система навигации с индикацией текущих координат самолета; предусмотрены подвеска и пуск ракет "воздух-воздух" с полуактивными и активными головками самонаведения. 2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что в нем: установлена радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, сформирован оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с многофункциональными пультами управления и дисплеями, введен блок преобразования и коммутации телевизионных сигналов, средства регистрации и контроля включают комплексную информационную систему сигнализации, система дозаправки топливом выполнена с возможностью отдачи топлива в полете, предусмотрена возможность установки контейнеров с оптической и инфракрасной разведывательной аппаратурой; предусмотрены средства подвески универсального подвесного агрегата заправки и связи его с топливной системой самолета; предусмотрены средства подвески, питания и пуска управляемых ракет: "воздух-воздух" с тепловой головкой самонаведения, "воздух-воздух" с активной радиоголовкой и линией радиокоррекции, "воздух-поверхность" с телевизионной системой наведения, "воздух-поверхность" с телевизионной головкой самонаведения, противолокационной, противокорабельной, "воздух-поверхность" с полуактивной лазерной головкой самонаведения; корректируемых авиабомб с телевизионной головкой самонаведения. 3. Самолет по п.2, отличающийся тем, что он выполнен по схеме "триплан" с управляемым стреловидным передним горизонтальным оперением, установленным на участках корневых наплывов, расположенных позади задней кабины; с возможностью генерации на передней кромке каждой консоли оперения вихревой системы, затягивающей при полете на закритических углах атаки срыв потока на консолях крыла, а в месте соединения консоли переднего горизонтального оперения с корневым наплывом - с возможностью генерации системы вихрей, взаимодействующих со срединной поверхностью консоли крыла и килями вертикального оперения, при этом управление самолетом выполнено дистанционным в продольном, поперечном и путевом каналах, причем канал продольного управления снабжен самонастраивающимся устройством для корректировки управления в зависимости от рассогласования параметров полета и их заданного изменения, и самолет снабжен подвесным контейнером с телевизионной командной системой наведения, сопряженной с самолетным оборудованием. 4. Самолет по п.3, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью управления вектором тяги каждого двигателя и обеспечения сверхманевренности для исключения попадания самолета на режимы сваливания и штопора с соответствующим повышением безопасности полета, повышения боевой эффективности за счет быстрого разворота на цель, резкого торможения и маневренности на скоростях меньше эволютивной, уменьшения геометрического пространства маневра и с возможностью опережения в пуске ракеты и расширения зоны пусков, срыва атаки противника и атаки из условий, невозможных без сверхманевренности, для чего каждый из двигателей силовой установки выполнен с поворотным соплом и возможностью создания при повороте сопла боковой силы и моментов рысканья и крена, причем гидроприводы устройств поворота сопел включены в топливную систему соответствующего двигателя, система управления самолетом снабжена системой управления синфазным и дифференциальным отклонением поворотных сопел правого и левого двигателей, включающей вычислитель в составе системы дистанционного управления, устройство включения режима поворота сопел, установленное в передней кабине, и приводные устройства, при этом самолет снабжен подвесным агрегатом заправки, связанным с топливной системой для использования самолета в полете в качестве заправщика, а фазированная антенная решетка радиолокационной станции выполнена поворотной. 5. Фюзеляж многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащий головную, среднюю и хвостовую части, в которых головная часть включает носовой радиопрозрачный обтекатель антенны радиолокационной станции, переднюю и заднюю кабины экипажа с общим фонарем; средняя часть - воздухозаборники с узлами держателей вооружения и внутренними защитными сетками, гаргрот и тормозной щиток, скрепленные с центропланом, а хвостовая часть - две силовые гондолы с хвостовыми балками, соединенные между собой центральной балкой, причем головная часть фюзеляжа представляет цельнометаллический полумонокок, образованный шпангоутами, лонжеронами, стрингерами и обшивкой, выполненный с нишей для уборки передней опоры самолета, с двумя боковыми и центральным подкабинным отсеками под радиоэлектронное и самолетное оборудование, с закабинным отсеком под амортизированные групповые стеллажи радиоэлектронного оборудования и с герметизированными люками для доступа к оборудованию, а в хвостовой части фюзеляжа гондолы снабжены узлами крепления двигателей, выполнены по полумонококовой схеме с работающей обшивкой, подкрепленной шпангоутами и стрингерами, имеющими передние шарнирные и задние узлы крепления двигателей; центральная балка имеет две торцевые и три промежуточные силовые стенки, соединяющие между собой силовые шпангоуты разнесенных гондол, и узлы держателей вооружения, установленные на ее нижней поверхности, и выполнена с отсеком под оборудование, с задним топливным баком, с хвостовым коком - законцовкой под контейнер тормозных парашютов и боковыми ластами; хвостовые балки гондол выполнены с силовой задней частью, узлами подвески стабилизатора и крепления килей и отсеками под оборудование в передней части, при этом в верхней части каждой гондолы расположены эксплуатационные люки для доступа к выносной коробке и другим агрегатам двигателя, а последние два силовых шпангоута гондол выполнены с возможностью размыкания для обеспечения снятия двигателя при его замене, отличающийся тем, что в хвостовой части фюзеляжа передний шпангоут выполнен герметичным и состоит из двух цельноштампованных рам, в верхней части каждой из которых установлены стыковые накладки для крепления шпангоута к центроплану, а в нижней части - узлы для установки гидроподъемников, шпангоут на участке шарнирного крепления двигателей и передних лонжеронов килей выполнен из титанового сплава и представляет собой замкнутые рамы с боковыми балками, соединенными между собой стенками, принадлежащими отсеку топливного бака в центральной балке, причем рамы - составные, сваренные из отдельных штампованных секций, на боковых балках имеются проушины для крепления передних лонжеронов килей, а в боковых частях рам установлены втулки для крепления двигателей, двутавровый шпангоут на участке крепления задних лонжеронов килей и привода стабилизатора выполнен из титанового сплава и представляет собой замкнутые рамы, сваренные из отдельных штампованных секций, с боковыми балками, соединенными оребренной стенкой, принадлежащей отсеку топливного бака, а замыкающий шпангоут хвостовой части фюзеляжа перед его хвостовым коком имеет съемную нижнюю часть и представляет собой замкнутые рамы из титанового сплава с боковыми балками, при этом рамы состоят из сварных верхней и нижней арок, боковая балка имеет внутренний узел крепления полуоси навески стабилизатора, а нижняя арка прикреплена совместно с обшивкой к шпангоуту с возможностью съема при установке и съеме двигателя, хвостовой кок выполнен с оребренной перегородкой для крепления тормозного парашюта; защитная сетка содержит каркас и монолитную панель с перфорацией, выполненной электроэрозионным способом, и поперечными ребрами под углом к плоскости панели и имеет одну из опор подвижной с возможностью поворота панели при деформации воздухозаборника, а узел крепления замка рабочего положения основной опоры шасси снабжен устройством продольной компенсации. 6. Фюзеляж по п.5, отличающийся тем, что в головной части фюзеляжа ниша и створки передней опоры шасси выполнены с возможностью размещения двухколесной опоры, тормозной щиток выполнен с корневой подкладкой в виде прямоугольника с поперечным размером, в несколько раз превышающим продольный размер, и с двумя остроугольными выступами на участке соединения с гидроприводом; в средней части фюзеляжа замок выпущенного положения основной опоры шасси, балка для крепления этого замка и шпангоуты, к которым прикреплена балка, выполнены с возможностью восприятия динамической нагрузки при увеличении веса самолета. 7. Фюзеляж по п.6, отличающийся тем, что его головная часть выполнена с возможностью установки левого и правого корневых наплывов-булей, несущих поворотные консоли переднего горизонтального оперения, с полуосями для навески этих консолей и их приводами. 8. Фюзеляж по п.7, отличающийся тем, что шпангоут на участке шарнирного крепления двигателей выполнен с возможностью восприятия нагрузок при повороте сопел двигателей, а шпангоут на участке заднего крепления двигателей выполнен с узлами для крепления каждого двигателя в горизонтальном и вертикальном направлениях. 9. Цельнометаллическое крыло многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащее центроплан, отъемные консоли, которые деформированы в срединной поверхности и оборудованы отклоняемыми носками и флаперонами, корневые наплывы-були, установленные перед консолями, и узлы держателей вооружения, расположенные на нижних поверхностях центроплана и консолей, причем центроплан образован верхней и нижней силовыми панелями и соединяющими их шпангоутами и стенками таким образом, что сформированы передний - первый и расположенный за ним второй топливные баки-отсеки, а также ниши для размещения основных опор шасси между этими баками, закрываемые соответствующими передними и задними створками, и имеет на торцевых нервюрах гребенки для пристыковки консолей крыла, на верхней панели, выполненной клепанной из алюминиевых сплавов, установлен гаргрот и узлы установки и управления тормозным щитком, а на нижней панели, выполненной сварной из листов и набора профилей из титановых сплавов, установлены узлы присоединения воздухозаборников, крепления основных опор шасси, головной и хвостовой частей фюзеляжа; в силовую конструкцию крыла входят нервюры и стенки таким образом, что кессон каждой консоли крыла воспринимает все внешние нагрузки и передает их центроплану, отличающееся тем, что первый бак образован набором шпангоутов, несущих верхнюю и наружные верхние и нижние боковые панели, внутренние стенки ферменного типа и лонжероны, причем две нижние панели бака - монолитные, состыкованные по оси симметрии на коробчатом профиле, приспособленном для крепления обтекателя узлов подвески держателя, верхние и нижние панели скреплены с соответствующими панелями второго бака, нижние панели имеют выступы для стыковки с головной частью фюзеляжа, две части боковой нижней панели соединены с частями нижней панели на ленте, к нижним панелями прикреплены уголковые профили для контурного стыка с воздухозаборниками по клину слива; силовая же конструкция второго бака образована верхней и нижней панелями, имеющими наборы стрингеров, стенок, нервюр, и шассийной балкой, причем стенки бака имеют швеллерное сечение и ребра жесткости, на передней стенке второго бака установлены узлы крепления приводов створок ниш основных опор шасси самолета и по оси симметрии - кронштейн с задним узлом подвески держателя, к промежуточной стенке второго бака прикреплены узлы для установки воздушных каналов двигателей и узлы крепления подкосов ферменных кронштейнов основных опор, а каждая из крайних боковых нервюр второго бака в плоскости промежуточной стенки имеет опорный узел в виде прилива с отверстием с запрессованной стальной втулкой под штырь отъемной части крыла при ее стыковке с центропланом, в шассийной же балке имеется ниша под обойму подшипника траверсы основной опоры шасси самолета, верхние панели выполнены монолитными из плит и имеют стыковочную гребенку с карманами и отверстиями под болты при стыковке центроплана с отъемными частями крыла, в нижних панелях из титанового сплава стрингеры приварены к обшивке сквозным проплавом, а в стыковом профиле выполнены отверстия под штыри крепления отъемной части; в отъемных консолях крыла верхняя и нижняя силовые панели скреплены с передним лонжероном и тремя стенками продольного набора и нервюрами, нервюры перпендикулярны промежуточной стенке, лонжерон и стенки подкреплены ребрами и имеют по длине переменную толщину, верхняя панель имеет ребра-стрингеры, входящие в силовой продольный набор, и поперечные по нервюрам, выполняющие роль их поясов, нижняя же панель состоит из фрезерованного стыковочного пояса и прессованной панели, скрепленных с листовыми клепаными панелями, при этом герметичный отсек в корневой части консоли является третьим топливным баком, узлы подвески грузов под консолями крыла расположены в зонах нервюр и выполнены каждый в виде стакана с фланцами для крепления к верхней и нижней панелям, причем под установку шкворней держателей грузов в этих узлах запрессованы втулки. 10. Крыло по п. 9, отличающееся тем, что узел крепления переднего кронштейна держателя под центропланом снабжен левым и правым фитингами, установленными на нижней панели заднего отсека в переднем топливном баке центроплана, при этом наружный обтекатель подкоса-подъемника передней опоры шасси и переднего кронштейна узла подвески выполнен с горизонтальным в продольном сечении участком и законцовкой, расположенной под центропланом на участке перед промежуточной внутренней стенкой второго бака. 11. Крыло по п.10, отличающееся тем, что корневые наплывы-були выполнены с возможностью установки поворотных консолей переднего горизонтального оперения с полуосями навески этих консолей и их приводов, шпангоут на участке передней стенки переднего топливного бака в центроплане выполнен на участке между каждой из боковых стенок этого бака и боковой обшивкой носков центроплана с узлами опоры переднего горизонтального оперения и отверстиями под штоки гидроприводов, а балки носков центроплана выполнены с нишами и узлами крепления для установки в них этих гидроприводов, для чего выполнены монтажные люки, при этом стенка переднего топливного бака в центроплане на участке соответствующей ниши выполнена с впадиной под указанный гидропривод, а в хвостовой части каждой отъемной консоли крыла в узле навески флаперона первый кронштейн со стороны центроплана выполнен из титанового сплава, диафрагма, расположенная вдоль теоретического борта, выполнена с вырезами под коммуникации и с проушинами для крепления качалки от электрогидрораспределителя на дополнительную тягу обратной связи к флаперону, задняя стенка на участке второго кронштейна выполнена съемной с вырезами под проводку трубок гидравлики и жгутов, на стенке первого со стороны центроплана лонжерона флаперона рядом с узлом навески в сторону центроплана установлен кронштейн для крепления тяги обратной связи от электрогидрораспределителя, а тяга от резервированного датчика положения флаперона, установленного в хвостовой части флаперона, прикреплена к третьему узлу привода флаперона. 12. Оперение многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащее вертикальное и горизонтальное оперение, из которых вертикальное оперение включает в себя два киля с рулями направления, расположенные над хвостовыми балками и боковыми обтекателями фюзеляжа, и два подбалочных киля меньшего размера, расположенные под верхними килями, при стреловидности всех килей более 35o, а горизонтальное оперение включает в себя две раздельных половины стабилизатора, каждая из которых имеет полуось, закрепленную в двух точках замыкающего шпангоута фюзеляжа, с возможностью синфазного и дифференциального поворота с другой половиной стабилизатора; каждый из верхних килей оборудован приводами руля направления, обтекателями антенн и заборником охлаждающего воздуха и имеет каркас, панели обшивки, форкиль и узлы навески руля направления, каждый подбалочный киль имеет трапециевидный сбоку профиль и состоит из каркаса, обшивки и заполнителя; каждая из половин стабилизатора имеет центральную, хвостовую и корневую части, лобовик и законцовку, выполненные с соответствующими каркасом и обшивкой, отличающееся тем, что кронштейн для соединения половины стабилизатора с приводом в надфюзеляжном киле расположен за корневым обтекателем этого киля, каркас центральной части половины стабилизатора имеет переднюю стенку, опору, нервюры, стенки и лонжерон в виде штампованной двутавровой балки с полками переменного сечения и стенкой с подкрепляющими ребрами, служащими для крепления нервюр, из которых бортовая состоит из носовой, средней, объединенной с кронштейном привода, и хвостовой частей, верхняя и нижняя панели стабилизатора представляют собой клееклепаную конструкцию из обшивки и двутавровых стрингеров, в каждом из надфюзеляжных килей имеется два лонжерона, оканчивающихся кронштейнами крепления к фюзеляжу двутаврового сечения для крепления с обшивками, причем между элементами силового набора толщина обшивки уменьшена размерным травлением, в одном из надфюзеляжных килей установлена антенна коротковолновой связи, представляющая собой петлевой вибратор с набором нервюр, причем носовые нервюры в районе вибратора и обшивочная панель выполнены из стеклоткани; каждый же из подбалочных килей выполнен с сотовым заполнителем, сотоблоки которого соединены с каркасом посредством вспенивающегося клея, нервюрами и вертикальным лонжероном переменного по размаху сечения с цилиндрической корневой частью для установки в крепежный кронштейн фюзеляжа. 13. Оперение по п.12, отличающееся тем, что в каждом из надфюзеляжных килей руль направления выполнен с выступающей за кромки верхнего и нижнего обтекателя киля законцовкой, увеличивающейся сверху вниз, с ростом площади руля на 10...15%. 14. Оперение по п.13, отличающееся тем, что горизонтальное оперение снабжено двумя синфазно цельноповоротными консолями переднего горизонтального оперения, установленного на корневых наплывах-булях крыла и имеющего узлы навески и соединения с приводом, в надфюзеляжных килях установлены электрогидравлические распределители привода руля, датчики положения руля и силовой многоканальный привод стабилизатора системы дистанционного управления самолета, на лонжероне со стороны руля направления установлены два кронштейна под тяги обратной связи с электрогидрораспределителем и датчиком положения руля. 15. Оперение по п.14, отличающееся тем, что каждая из половин стабилизатора на участке за осью подвески ее в фюзеляж и каждый из надфюзеляжных килей с нижней стороны обтекателя под рулем направления выполнены с подрезами. 16. Силовая установка многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащая два турбореактивных двигателя малой двухконтурности, каждый из которых в передней части шарнирно скреплен с гондолой, имеет форсажную камеру, регулируемое сужающееся-расширяющееся сопло, сопряженное с гондолой, оборудованной средствами пожаротушения, снабжен системой управления, регулируемым воздухозаборником и выносной коробкой агрегатов для приведения в действие насоса одной из гидросистем, привода постоянных оборотов генератора переменного тока и двигательного центробежного насоса, и топливную систему, включающую систему перекачки топлива в расходный отсек центроплана из частично заполненных поропластом баков, расположенных в крыле и фюзеляже, систему подачи топлива в двигатели, систему заправки и дозаправки топлива, при этом каждый из воздухозаборников снабжен защитной сеткой, убираемой в полете, створками подпитки и регулируемым клином торможения, в котором передняя и задняя подвижные панели связаны между собой таким образом, что задняя панель образует верхнюю стенку загорлового диффузора воздушного канала с возможностью изменения площади щели между передней и задней подвижными панелями для отсоса пограничного слоя с поверхности торможения одновременно с отсосом его через перфорации на верхней панели и через жалюзи и отверстия боковых щелей и в верхней панели, отличающаяся тем, что в системе управления каждым двигателем между рычагами в кабинах экипажа и насосом-регулятором в тросовую проводку включены шестеренчатый редуктор и четырехзвенный шарнирный компенсатор деформации фюзеляжа в местах установки опорных роликов проводки; в каждом воздухозаборнике система регулирования воздухозаборника выполнена с возможностью перемещения передней и задней подвижных панелей из условия согласования воздухозаборника с приведенным расходом воздуха двигателя при углах атаки и скольжения и скорости полета в процессе регулирования. 17. Силовая установка по п.16, отличающаяся тем, что топливная система выполнена с возможностью совместной работы с унифицированным подвесным агрегатом заправки и с возможностью перекачки топлива из топливных баков самолета, кроме аварийного остатка, в заправляемый летательный аппарат с подключением гидропривода заправляющего насоса в расходном отсеке к выходу заправляющего насоса в подвесном агрегате, имеющем аэродинамический ветропривод. 18. Силовая установка по п.17, отличающаяся тем, что топливный бак в центральной балке фюзеляжа разделен на передний пятый и задний четвертый топливный баки, связанные с системами перекачки, заправки и дозаправки топлива. 19. Силовая установка по п.18, отличающаяся тем, что каждый из двигателей выполнен с поворотным соплом и возможностью создания при повороте сопла боковой силы и моментов рысканья и крена, причем гидроприводы устройств поворота сопел включены в топливную систему соответствующего двигателя, сферическая поверхность поворотной части сопла со стороны гондолы взаимодействует с подвижными уплотняющими створками, а со стороны регулируемой части сопла - с укрепленными на ней упругими уплотнительными элементами, и на участке перед поворотной частью двигатель соединен с гондолой взаимно перпендикулярными регулируемыми ограничителями перемещения. 20. Комплекс взлетно-посадочных устройств многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащий трехопорное убирающееся шасси и тормозную посадочную парашютную систему, в которых на основных опорах установлены тормозные колеса, а на управляемой передней - нетормозное колесо, причем подвеска колес на основных опорах - телескопическая, а на передней опоре - полурычажная, амортизация шасси - пневмогидравлическая; на передней опоре установлены две посадочные фары и одна рулежная, амортизационная стойка и замок убранного положения основной опоры крепятся к нижней панели центроплана, замок выпущенного положения опоры - к силовым балкам в двигательном отсеке, кронштейны подъемника - к силовым элементам хвостовой балки, каждая ниша закрывается двумя створками, управляемыми цилиндрами, штанга основной стойки предназначена для удержания амортстойки в выпущенном положении, передняя опора подвешена в шарнирных подшипниках трех узлов, защитный щиток щелевой конструкции установлен на оси колеса для защиты воздухозаборников от бетонной крошки при движении самолета по земле; тормозная посадочная парашютная система содержит парашют тормозной крестообразный, контейнер со створкой и механизмом открытия створки, замок, электросистему управления, причем контейнер является законцовкой хвостовой части фюзеляжа, отличающийся тем, что в комплексе имеется замок для удержания основной опоры шасси в выпущенном положении, который захватывает при выпуске штангу, шарнирно закрепленную на опоре, таким образом, что штанга с помощью кинематического привода устанавливается в процессе уборки опоры в положение, обеспечивающее минимальные габариты, занимаемые опорой в нише, а силовой замок, удерживающий стойку в выпущенном положении выполнен с возможностью надежного запирания опоры при отсутствии гидравлического давления в системе и обеспечения углового перемещения штанги для компенсации деформаций фюзеляжа и опоры; система аварийного выпуска шасси сжатым азотом предусматривает открытие створок ниш; замок выпущенного положения основной опоры состоит из корпуса, соединенного с крюком, кинематических звеньев, соединительной серьги и привода таким образом, что в закрытом положении крюк запирается кинематическим замком и фиксируется штоком цилиндра, имеющим запас хода на выпуск, и давлением масла или азота, а в открытом положении фиксируется штоком другого цилиндра и удерживается пружиной и двумя шариковыми фиксаторами при том, что шток цилиндра имеет запас хода на уборку, причем в закрытом положении крюка его зев и ответная часть корпуса образует сферу, в которой размещается шар штанги опоры при ее выпущенном состоянии; в нижней части контейнера тормозной посадочной парашютной системы расположен механизм концевых выключателей, состоящий из пружинного усилителя, нажимной качалки и средств крепления с возможностью автоматического сброса тормозного парашюта при его самопроизвольном выпуске; парашют состоит из вытяжного парашюта с пружинным механизмом, двух тормозных парашютов с куполами крестообразной формы и соединительного звена, крепящегося к вилке. 21. Комплекс п.20, отличающийся тем, что в нем в системе охлаждения колес основной стойки предусмотрено автоматическое включение электродвигателя вентилятора при обжатии основных опор, ручное включение и выключение этих электродвигателей, а также отключение системы охлаждения при эксплуатации самолета при пониженных температурах окружающей среды. 22. Комплекс по п.21, отличающийся тем, что в тормозах колес основных опор шасси установлены высокоэнергоемкие моноуглеродные тормозные диски с возможностью концентрации энергии торможения тяжело нагруженного самолета на короткой дистанции и равномерного отвода тепла. 23. Бортовое оборудование многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, включающее: бортовую радиолокационную станцию с вычислителем управления, запросчик и ответчик систем государственного опознавания, аппаратуру отображения информации, бортовую вычислительную систему, пилотажно-навигационное оборудование, систему управления оружием, оптико-локационную станцию, нашлемную систему целеуказания, комплект средств радиоэлектронного противодействия, комплекс средств радиосвязи, средства регистрации и контроля, отличающееся тем, что в нем автоматический радиокомпас снабжен средством плавной настройки частоты летчиком; установлена спутниковая система навигации с индикацией текущих координат самолета. 24. Оборудование по п.23, отличающееся тем, что включает в себя: радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с многофункциональными пультами управления и дисплеями, блок преобразования и коммутации телевизионных сигналов, комплексную информационную систему сигнализации; при этом оборудование выполнено с возможностью сопряжения с оптической инфракрасной разведывательной аппаратурой подвесных контейнеров, бортовая радиолокационная станция совместно с центральным процессором боевого применения и запросчиком системы государственного опознавания включена в радиолокационную систему управления, выполненную с возможностью обеспечения: одновременного обстрела в дальнем воздушном бою воздушных целей управляемыми ракетами "воздух-воздух"; обстрела в ближнем бою воздушной цели управляемыми ракетами пушечной установки; обстрела морской цели управляемыми ракетами "воздух-корабль"; обстрела наземной цели управляемыми ракетами "воздух-земля"; применения неуправляемого оружия в режимах "воздух-поверхность"; в режиме атаки одной наземной цели одновременного обнаружения воздушных целей или обстрела в дальнем воздушном бою одной воздушной цели; комплексной обработки и использования информационных данных от бортового оборудования, других самолетов и пунктов управления для повышения эффективности боевого применения; управления полетом в режимах "воздух-воздух", "воздух-море", "воздух-земля" при ведущем радиолокационном канале; управления боевыми действиями групп самолетов; информационной поддержки систем самолета; оценки состояния аппаратуры и оружия на всех этапах наземной подготовки и в полете; опознавания воздушных целей совместно с самолетным ответчиком; оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс выполнен с возможностью функционального комплексирования бортового радиоэлектронного оборудования для применения оружия и управления самолетом, в том числе: организации информационно-управляющего поля кабины для взаимодействия экипажа с оборудованием; управления взаимодействием аппаратуры для всех режимов полета и подготовки самолета к вылету; формирования информации для обмена между самолетами; обнаружения, распознавания и сопровождения пассивными тепловыми, тепловизионными, телевизионными и радиотехническими средствами воздушных, наземных и надводных целей; формирования и выдачи в управляемые ракеты необходимой информации для их подготовки; применения вооружения; формирования сигналов автоматического и директорного управления самолетом при применении оружия; обеспечения взлета, маршрута, посадки, барражирования, повторного захода; обеспечения возможности запоминания и хранения: пунктов программируемого полета; заданных ориентиров в географической и полярной системе координат; аэродромов посадки; радиомаяков; обеспечения возможности визуальной коррекции координат местоположения методом облета пунктов маршрута с заранее известными координатами; методом наложения марки на визуально видимый ориентир; методом определения координат до известных; автоматического, директорного и ручного управления при применении оружия и навигации; комплексного контроля с выдачей информации о состоянии подсистем комплекса экипажу и в систему регистрации; ручного и автоматизированного ввода полетного задания в бортовые устройства долговременной памяти; обеспечения тренажных режимов для отработки применения оружия и навигации; для управления боевыми действиями групп самолетов оборудование выполнено с возможностью организации автоматического обмена информацией о воздушных целях и собственном местонахождении; ручного целераспределения групп воздушных целей между группами на уровне командира объединенной группы; целераспределения групп воздушных целей и целей для каждого самолета группы на уровне командира группы; организации автоматического обмена информацией о наземных или морских целях и собственном местонахождении; ручного целераспределения путем передачи координат наземных или морских целей между группами самолетов на уровне командира группы; ручного целераспределения и передачи координат наземных или морских целей для каждого самолета группы на уровне командира группы; самолетный радиолокационный ответчик выполнен с возможностью приема и обработки запросных сигналов и выдачи ответных сигналов государственной принадлежности; определения по запросу местоположения воздушных объектов; выделения по запросу объектов, терпящих бедствие; автоматического контроля работоспособности с сигнализацией отказа при его неисправности; бортовой комплекс средств радиосвязи выполнен с возможностью: радиотелефонной связи и передачи данных; организации циклического обмена данными внутри группы и между группами самолетов; внутренней связи с обслуживающим персоналом при наземной подготовке; автоматизированного управления аппаратурой комплекса с объединенного пульта; автоматизированного контроля аппаратуры комплекса; выдачи сигналов для контроля, отображения, регистрации и документирования; прослушивания сигналов об аварийных ситуациях от речевого информатора, сигналов с радионавигационных устройств, сигналов аварийного приемника; средства регистрации и контроля включают: систему аварийной сигнализации; комплексную информационную систему сигнализации; бортовую систему регистрации параметров полета и работы самолетных систем и оборудования; систему видеозаписи; аппаратуру речевого оповещения, причем система аварийной сигнализации выполнена с возможностью оповещения экипажа самолета с помощью световых сигналов об отказах, неисправностях и режимах работы систем и агрегатов самолета и оборудования и обеспечения работы аварийных, предупреждающих и уведомляющих светосигнализаторов на приборной доске в кабине; комплексная информационная система сигнализации выполнена с возможностью: контроля в полете самолетных систем и оборудования с выводом предупреждающих и уведомляющих сообщений на индикаторы; определения неисправностей самолетных систем и оборудования при предполетной подготовке самолета и расширенных проверок путем анализа информации; обеспечения запоминания результатов контроля оборудования и отказов систем, происшедших в полете, в долговременном запоминающем устройстве с выдачей информации; анализа информации о работе самолетных систем для отображения текущих параметров работы систем в виде мнемокадров на индикаторах; предупреждающих и уведомляющих текстовых сообщений об отказах оборудования; информации для отображения мнемокадров, характеризующих работу общесамолетных систем; система регистрации и контроля параметров выполнена с возможностью регистрации: кодовой информации от систем авиаконтроля; цифровой информации; бинарных сигналов в виде перепадов напряжения служебной информации о дате и номере полета; параметров самоконтроля калибровочного напряжения и напряжения переполнения; параметров текущего времени; переговоров экипажа самолета, с фиксацией в долговременном запоминающем устройстве кодов отказов с метками времени их возникновения; аппаратура речевого оповещения выполнена с возможностью оповещения летчика голосовой командой об отказах систем, аварийных ситуациях на самолете и дублирования комплексной информационной системы в аварийных ситуациях; средства радиоэлектронного противодействия включают в себя: станцию активных помех индивидуальной и групповой защиты, станцию активных помех групповой защиты, аппаратуру управления пассивными ракетами, при этом станция активных помех индивидуальной защиты выполнена с возможностью: определять направление на излучающие радиолокационные станции; определять режим работы станций и степень их опасности; выбирать тип помех; воспроизводить сигналы излучающих станций и излучать их в направлении облучающих станций; станция активных помех групповой защиты выполнена с возможностью: определять направление на излучающие радиолокационные станции; определять режим работы станций и степень их опасности; выбирать тип помех; воспроизводить сигналы излучающих станций и излучать их в направлении облучающих станций; станции индивидуальной и групповой защиты выполнены с возможностью работы в переднюю и заднюю полусферы одновременно, аппаратура управления пассивными ракетами выполнена с возможностью управления ракетами по информации целеуказания и с автономным наведением. 25. Оборудование по п.24, отличающееся тем, что оно снабжено и сопряжено с телевизионной командной системой наведения, расположенной в подвесном контейнере. 26. Оборудование по п.25, отличающееся тем, что фазированная антенная решетка радиолокационной станции выполнена с электрическим управлением лучом и механическим доворотом по азимуту. 27. Система управления многоцелевым высокоманевренным сверхзвуковым самолетом, содержащая каналы продольного и поперечного управления и управления по курсу, включающие: посты управления в кабинах экипажа, снабженные загрузочными механизмами; систему дистанционного управления, которая содержит резервированные вычислители, датчики положений управляющих и управляемых органов, датчики параметров полета и выполнена с обеспечением устойчивости и управляемости самолета в интервалах допускаемых углов атаки и перегрузок, при этом каждый из гидроприводов носков консолей крыла, флаперонов, стабилизатора и рулей направления связан с двумя независимыми гидросистемами самолета, и систему автоматического управления, имеющую вычислители и органы управления полетом на режимах: стабилизации и захода на посадку, полета по маршруту, управления по командам пунктов наведения и самонаведения по сигналам бортовых средств управления оружием и связанную с прицельно-навигационным комплексом, средствами управления вооружением и командного наведения, отличающаяся тем, что она снабжена: средствами обеспечения выхода на закритические углы атаки, включающими устройство отключения ограничителя предельных режимов; устройствами корректировки характеристик управляемости при дозаправке топлива в полете за счет подключения к вычислителям продольного и поперечного управления датчиков углов тангажа и крена посредством запоминающих и ограничительных устройств; средством повышения надежности сервоприводов стабилизатора за счет резервирования управляющих средств и мажоритарной оценки их исправности; средством обеспечения безопасности полета при отказе системы управления носками крыла за счет подключения дополнительного гидропривода для отклонения носков на максимальный угол вниз; средством обеспечения аэродинамического качества крыла при маневрировании за счет автоматического отклонения флаперонов при изменении угла атаки. 28. Система управления по п.27, отличающаяся тем, что канал продольного управления снабжен самонастраивающимся устройством для изменения коэффициента усиления сигнала управления, заданного летчиком или системой автоматического управления, в зависимости от рассогласования между сигналами, соответствующими параметрам полета, и сигналами устройства, моделирующего заданное изменение параметров полета, и снабжен также электрогидравлической системой поворота консолей переднего горизонтального оперения, включающей: гидроцилиндры с золотниковыми устройствами, связанными с указанными гидросистемами самолета, и сервопривод, связанный с вычислителем дистанционной системы управления, при этом гидроприводы рулей направления и флаперонов снабжены электрогидравлическими распределителями и усилителями, подключенными к соответствующим выходам усилителей системы дистанционного управления. 29. Система управления по п. 28, отличающаяся тем, что она снабжена электрогидравлической системой синфазного и дифференциального отклонения поворотных сопел правого и левого двигателей силовой установки самолета, причем эта электрогидравлическая система содержит вычислитель, включенный в систему дистанционного управления, устройство включения режима поворота сопел, установленное в кабине экипажа, и приводные устройства, каждое из которых содержит усилитель привода, связанный с выходом указанного вычислителя, электрогидравлический привод, связанный с топливной системой соответствующего двигателя. 30. Гидравлическая система многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, состоящая из первой и второй гидросистем, каждая из которых содержит гидронасос переменной производительности с приводом от выносной коробки агрегатов соответствующего двигателя силовой установки самолета и гидрокомпенсатор, в котором полость высокого давления сообщена с газовой полостью газожидкостного аккумулятора, а полость низкого давления соединена с всасывающей магистралью гидронасоса и его же магистралью слива через установленные в ней фильтр и топливомасляный теплообменник, причем магистрали слива-всасывания и нагнетания гидронасоса снабжены соответствующими бортовыми клапанами для подключения наземной гидроустановки и обеспечивают подачу и отвод рабочей жидкости через фильтры к гидроприводам: носков консолей крыла, флаперонов, консолей стабилизатора, рулей направления, комплекса взлетно-посадочных устройств или штанги дозаправки топлива, механизма разворота переднего колеса шасси или тормозного щитка, аварийного или основного тормоза, панелей воздухозаборника и устройства его защиты, а магистраль нагнетания сообщена также с жидкостной полостью газожидкостного аккумулятора, причем гидроприводы системы взлетно-посадочных устройств и штанги дозаправки топлива снабжены аварийными источниками сжатого газа, подключенными через челночные клапаны, отличающаяся тем, что в каждой из гидросистем магистраль нагнетания гидронасоса переменной производительности связана с гидроприводом панелей воздухозаборника через обратный клапан в линии, сообщающей эту магистраль с жидкостной полостью газожидкостного аккумулятора, причем в первой гидросистеме жидкостная полость того же газожидкостного аккумулятора сообщена также с гидроприводом аварийного тормоза и выходом ручного подкачивающего насоса, введенного в первую гидросистему, полость низкого давления гидрокомпенсатора соединена с всасывающей магистралью гидронасоса переменной производительности посредством реверсивного трубопровода, а бортовые клапаны для подключения наземной гидроустановки выполнены и установлены с возможностью удаления газа из каждой гидросистемы, промывки их и заполнения чистым маслом. 31. Гидравлическая система по п.30, отличающаяся тем, что для создания требуемого давления на всасывание при работе насоса на пониженных оборотах в условиях недостаточного обеспечения потребных расходов введены средства повышения давления с выбором соответствующего соотношения площадей дифференциального поршня в полостях высокого и низкого давлений гидрокомпенсатора с подключением гидроаккумулятора через обратный клапан для исключения провалов давления на всасывании насоса. 32. Гидравлическая система по п.31, отличающаяся тем, что магистрали слива-всасывания и нагнетания гидронасоса переменной производительности в каждой гидросистеме связаны через фильтры с гидроприводами переднего горизонтального оперения, а те же магистрали всасывания и нагнетания в первой гидросистеме связаны также с гидроприводом устройства поворотного соединения радиолокационной станции. 33. Пневматическая система многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащая средства аварийного выпуска шасси, штанги дозаправки топлива, системы открытия, закрытия и герметизации фонаря кабины экипажа, отличающаяся тем, что электропневмоклапан в магистрали подачи сжатого азота в приводные цилиндры створок ниш шасси и соединенный последовательно с ним электропневмоклапан в магистрали подачи сжатого азота в приводные цилиндры стоек шасси смонтированы на одной из основных опор шасси перед поворотным соединением на фюзеляже до приводных цилиндров, введены баллон со сжатым азотом, электропневмоклапан и челночный клапан, соединенные последовательно в магистрали подачи сжатого азота в приводной цилиндр выпуска штанги дозаправки топлива в полете, система эксплуатационного управления откидной частью фонаря включает в себя: пневмогидроцилиндр для открытия и закрытия откидной части фонаря; замок-подвеску, открывающийся на первоначальном ходе штока цилиндра при подаче азота в пневмополость цилиндра и при подаче жидкости в гидрополость от механизма ручного открытия; перепускные клапаны механизма ручного открытия фонаря для его фиксации; кинематический замок фиксации откидной части фонаря, блок редукторов, кран герметизации, кран разгерметизации шланга; баллон со сжатым азотом соединен с краном разгерметизации, краном управления фонарем, шлангом герметизации и системой противообледенения фонаря, один из трубопроводов соединяет кран управления фонарем с одним из пневмоцилиндров механизма ручного открытия фонаря и полостью пневмогидроцилиндра, другой трубопровод соединяет этот же кран со вторым пневмоцилиндром механизма ручного открытия фонаря, с клапаном механизма ручного открытия и с полостью закрытия пневмогидроцилиндра. 34. Система электроснабжения многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащая двухканальные системы переменного и постоянного тока, включающие: два интегральных привод-генератора переменного тока стабилизированной частоты, установленные на выносных коробках агрегатов двигателей силовой установки самолета, аккумуляторные батареи и аварийные преобразователи постоянного тока в переменный, отличающаяся тем, что в системе переменного тока каждый из генераторов снабжен пускорегулирующей, защитной и преобразующей аппаратурой, а преобразователи снабжены устройством включения при отказе обоих генераторов, двухканальная же система постоянного тока содержит последовательно соединенные первичную и аварийную шины центрального распределительного устройства в каждом канале и соединенные с ними шины потребителей первого и второго уровней в каждом из распределительных устройств питания: самолетных и силовых систем, радиоэлектронного оборудования и систем оружия, снабженных контакторами включения, при этом в каждом центральном распределительном устройстве первичная шина подключена к одному из трех выпрямителей, каждый из которых снабжен аппаратом защиты, и соединена с первичной шиной второго центрального распределительного устройства посредством перемычки, снабженной предохранителями, а аварийная шина подключена к соответствующему аккумулятору, причем часть потребителей подключена к обеим шинам потребителей первого уровня соответствующих распределительных устройств через развязывающие диоды. 35. Система электроснабжения по п.34, отличающаяся тем, что каждый из привод-генераторов выполнен с увеличенной приблизительно вдвое мощностью и снабжен твердотельными пускорегулирующей, защитной и преобразующей аппаратурой, а система постоянного тока снабжена тремя управляющими реле с входными и выходными размыкающими контактами, четырьмя отключающими реле с размыкающими контактами и силовыми кремниевыми плоскостными диодами, установленными в каждом центральном распределительном устройстве между первичной и аварийной шинами, при этом один из выпрямителей подключен к перемычке между первичными шинами центральных распределительных устройств на участке между малоинерционными плавкими предохранителями, расположенными со стороны каждой первичной шины при отношении прямого сопротивления каждого из силовых диодов в центральных распределительных и выпрямительных устройствах к сопротивлению каждого из малоинерционных плавких предохранителей более 3, обмотки управляющих реле включены последовательно с соответствующими аппаратами защиты выпрямителей, причем входные размыкающие контакты каждого из управляющих реле включены последовательно с входными размыкающими контактами другого управляющего реле в цепь питания обмоток отключающих реле, размыкающие контакты которых включены в цепи питания контакторов включения шин потребителей второго уровня в распределительных устройствах питания радиоэлектронного оборудования и систем оружия, в каждом из распределительных устройств питания: самолетных и силовых систем, радиоэлектронного оборудования и систем оружия шина питания потребителей первого уровня соединена с аварийной шиной одного из центральных распределительных устройств, а шина питания потребителей второго уровня соединена с первичной шиной другого центрального распределительного устройства, при этом система снабжена средствами подключения наземного источника электроэнергии с возможностью визуального контроля всех параметров и состояния системы по средствам отображения информации в кабинах экипажа. 36. Светотехническое оборудование многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащее средства наружного и внутреннего освещения со средствами их электропитания, включения, выключения и регулировки, включающие: габаритные огни, расположенные на концах консолей крыла и одного из надфюзеляжных килей, посадочную и рулежную фары, установленные на стойке передней опоры шасси, средства освещения кабин и установленных в них приборов, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит: выдвижные фары для освещения самолета-заправщика топлива и его наружных средств отдачи топлива при дозаправке, осветитель топливоприемника на конце выдвижной штанги дозаправки топлива, осветители внутренних отсеков самолета со средствами их включения и выключения при наземном обслуживании, средства подсветки надписей на пультах управления, имеющих прозрачные панели с этими надписями, расположенные над средствами подсветки. 37. Система кондиционирования воздуха на многоцелевом высокоманевренном сверхзвуковом самолете, содержащая систему регулирования давления, температуры и влажности воздуха в кабинах экипажа, систему вентиляции костюмов членов экипажа, систему обдува остекления фонаря кабин и систему наддува и охлаждения оборудования и включающая в себя средства отбора сжатого воздуха от компрессоров турбореактивных двигателей силовой установки самолета, охлаждения его забортным воздухом и топливом и регулируемого расширения с понижением температуры, а также регулируемого сброса отработанного воздуха за борт, регулирования расхода, температуры и влажности подаваемого воздуха, отличающаяся тем, что последовательно соединенные ограничитель давления отбираемого воздуха, воздухо-воздушный и топливовоздушный теплообменники, влагоотделители и турбохолодильник с загрузочным вентилятором, включенным в воздушный канал воздухозаборника, установлены в одной из хвостовых балок фюзеляжа, причем трубопровод отбора воздуха для наддува гидроаккумулятора подключен к участку магистрали охлаждаемого воздуха между теплообменниками, а имеющая регулятор расхода магистраль отбора воздуха для наддува оборудования ракет и оборудования, установленного в предкабинном и закабинном отсеках фюзеляжа, - к участку магистрали охлажденного воздуха перед местом подключения к ней магистрали горячего воздуха, также снабженную регулятором расхода. 38. Система кондиционирования по п.37, отличающаяся тем, что в ней магистраль горячего воздуха снабжена сетевым регулятором давления и соединена с магистралью охлаждаемого воздуха тремя трубопроводами на участках: перед воздухо-воздушным теплообменником, между теплообменниками и между топливовоздушным теплообменником и турбохолодильником, в магистрали горячего воздуха между ее участками, соединенными с входом и выходом топливовоздушного теплообменника, установлена дополнительная заслонка для регулирования расхода горячего воздуха, в системе установлены два параллельно включенных турбохолодильника разной холодопроизводительности, соединенные на входе через электропневмоклапан, управляемый по сигналу давления охлаждаемого воздуха, введены устройства перенастройки регулятора расхода в магистрали отбора воздуха для наддува оборудования на увеличение расхода при работе системы на обогрев кабин экипажа, введено устройство наддува оборудования воздухом скоростного напора, включающее утопленный выдвижной воздухозаборник, подключенный к магистрали наддува оборудования и снабженный приводом, управляемым по сигналам температуры воздуха в магистрали, скорости полета и давления воздуха перед турбохолодильниками. 39. Система жидкостного охлаждения оборудования многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащая средство обеспечения подачи охлаждающей жидкости и средство отвода тепла, отличающаяся тем, что в ней установлен шестеренчатый насос, включенный в замкнутый циркуляционный контур охлаждающей жидкости, в замкнутый циркуляционный контур включен топливожидкостный теплообменник, установленный в топливном расходном баке, в системе установлены сетчатый фильтр для очистки охлаждающей жидкости от механических примесей и расширительный бачок для обеспечения бескавитационной работы насоса, наддуваемая полость бачка снабжена предохранительным клапаном для предотвращения его перенаддува и сообщена с системой наддува через обратный клапан, препятствующий попаданию жидкости в систему наддува при отрицательных перегрузках, система содержит датчик расхода охлаждающей жидкости и датчик ее температуры, предназначенные для информирования об обеспеченности надежного охлаждения. 40. Система жизнеобеспечения экипажа многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащая бортовой комплекс кислородного прибора, кресельную систему кислородного питания, бортовой запас газообразного кислорода, высотное снаряжение летчиков, системы вентиляции снаряжения и системы кондиционирования и регулирования давления воздуха и включающая защитные шлемы, кислородные маски, высотные компенсирующие противоперегрузочные и вентилируемые костюмы, отличающаяся тем, что она выполнена с возможностью обеспечения условий жизнедеятельности экипажа на протяжении всего полета на высотах до практического потолка полета самолета в загерметизированных кабинах, в разгерметизированных кабинах на промежуточных высотах: кратковременно при разгерметизации кабины на высотах от промежуточных до практического потолка с использованием комплекта кислородного оборудования в качестве аварийного средства питания экипажа кислородом в процессе снижения до безопасной высоты и кратковременно на высотах до практического потолка при катапультировании с автоматическим переключением на питание кислородом от блока кислородного оборудования кресла; кислородные баллоны соединены через кислородные приборы с кислородными масками и с камерами натяжного устройства высотно-компенсирующего костюма посредством последовательно соединенных кислородного вентиля, кислородного редуктора, автомата давления, регулятора подачи, причем полость низкого давления кислородного прибора соединена с корпусом индикатора подачи; защитный шлем выполнен с возможностью защиты головы от травм при ударах о конструкцию и оборудование кабины и защиты глаз от воздействия солнечных и прожекторных лучей, а также шумоглушения и установки телефона и лорингофона; высотный компенсирующий костюм имеет компенсирующее натяжное устройство и встроенную систему вентиляции, в которой вход соединен с магистралью подачи воздуха в кабину, а выход - с самой кабиной; противоперегрузочный костюм из капроновой ткани выполнен с возможностью обжатия передней стенки живота и мышечных групп нижних конечностей члена экипажа для препятствия перемещению крови в нижние части тела и улучшения кровоснабжения верхних частей тела при действии перегрузок с предохранением при этом внутренних органов от смещения и растяжения, причем костюм снабжен надувной камерой из прорезиненной ткани, скрепленной с силовой оболочкой с внутренней стороны передней стенки пояса; система снабжена для каждого члена экипажа спецплавками с мочеприемником и клапаном на выводной трубке, выполненной с наконечником для соединения со сливной трубкой, которая выведена за борт самолета и снабжена отсасывающим эжектором, подключенным к магистрали горячего воздуха системы кондиционирования; в каждой из кабин установлена панель с набором эластичных емкостей с различной пастообразной пищей. 41. Система аварийного покидания многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащая систему управления откидной частью фонаря и систему катапультирования, включающую: два катапультных кресла, систему аварийного сброса откидной части фонаря, систему разблокировки стреляющих механизмов кресел, систему принудительного катапультирования, систему блокировки катапультирования; причем система катапультирования включает в себя механизм ввода парашюта, подвесную спасательную систему с парашютом, систему стабилизации со стабилизирующим парашютом, аварийный запас с автоматическим радиомаяком, продуктовым запасом, средствами сигнализации и медикаментами, снаряжение летчика в составе высотно-компенсирующего костюма или высотного морского спасательного комплекта, защитного шлема и комплекта кислородного оборудования и выполнена с возможностью аварийного покидания экипажем самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета, отличающаяся тем, что в ней предусмотрены средства аварийного сброса откидной части фонаря от поручней кресла по электрической и механической линиям; средства автономного сброса откидной части фонаря от ручки в передней или задней кабине по механической линии; разблокировка стреляющего механизма в задней кабине фалом и дублирующей пиромеханической системой, а в передней кабине электрической и дублирующей пиромеханической системами; средства обеспечения последовательного катапультирования членов экипажа из задней и передней кабин при вытягивании поручней катапультирования обоих кресел одновременно; средства независимого катапультирования члена экипажа из передней кабины при отказе системы катапультирования кресла задней кабины; защитные кожухи для исключения непреднамеренного приведения в действие системы аварийного сброса откидной части фонаря, при этом в закрытом положении откидная часть фонаря удерживается замком-подвеской, двумя штырями на дуге передней части фонаря, упорами на подфонарной раме и роликами в рельсах отката фонаря так, что при открытии его откидная часть вместе с замком-подвеской движется назад до схода со штырей, упоров и роликов с последующим поворотом; направленная в сторону откидной части полка профиля дуги передней части является герметизирующей поверхностью, к которой прилегает шланг герметизации откидной части фонаря; переднее стекло откидной части фонаря крепится к передней дуге и средней дуге посредством лавсановой ленты и плоского шомпола, заднее стекло откидной части крепится к средней дуге и заднему кронштейну также посредством лавсановой ленты и плоского шомпола; для затенения приборной доски задней кабины от прямого наружного освещения установлен защитный козырек, причем снаружи козырька установлен прозрачный защитный дефлектор, фонарь снабжен спиртовой противообледенительной системой, в которой подача спирта обеспечена сжатым азотом по команде из передней кабины. 42. Система жизнеобеспечения по п. 41, отличающаяся тем, что в ней средства аварийного покидания выполнены с возможностью уменьшения времени аварийного покидания и увеличена поверхность бликозащитного козырька в задней кабине.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2207968C2

ТЕХНИКА ВОЗДУШНОГО ФЛОТА, 1990, №2
Прибор с двумя призмами 1917
  • Кауфман А.К.
SU27A1
ВОЕННЫЙ ПАРАД, 1994, июль-август
ВЕСТНИК ВОЗДУШНОГО ФЛОТА, 1995, №2
RU 2052367 C1, 20.01.1996
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ 1992
  • Антонов В.И.
  • Симонов М.П.
  • Чернов Л.Г.
RU2036822C1
US 5529253 А, 25.06.1996
RU 95103117 А1, 10.09.1996
RU 2055784 C1, 10.03.1996.

RU 2 207 968 C2

Авторы

Симонов М.П.

Кнышев А.И.

Барковский А.Ф.

Корчагин В.М.

Блинов А.И.

Галушко В.Г.

Емельянов И.В.

Григоренко А.И.

Калибабчук О.Г.

Шенфинкель Ю.И.

Дубовский Э.А.

Сопин В.П.

Петров В.М.

Джанджгава Г.И.

Бекирбаев Т.О.

Погосян М.А.

Чепкин В.М.

Даты

2003-07-10Публикация

1996-12-10Подача