СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2003 года по МПК F02C9/26 

Описание патента на изобретение RU2209990C1

Изобретение относится к области автоматического регулирования воздушно-реактивных двигателей (ВРД), в частности к регуляторам подачи топлива в камеру сгорания ВРД на всех режимах полета.

Известна электронно-гидравлическая система управления с вытеснительной системой подачи для дозирования топлива в камеру сгорания ВРД (см. патент Великобритании 2007305, кл. F 02 К 7/10), состоящая из гидромеханического и электронного блоков.

Гидромеханический блок включает в себя дозаторы расхода топлива в первичный (карбюраторный) и основные коллекторы форсунок, подключенные к соответствующим магистралям отдозированного и неотдозированного топлива, клапан постоянного перепада давлений на дозаторе карбюраторного коллектора форсунок, регулятор постоянного перепада давлений (РППО) на дозаторе основного коллектора форсунок, состоящий из чувствительного и исполнительного элементов, рычаг обратной связи, воспринимающий усилия от пружины обратной связи и от упругого элемента, характеризующего расход воздуха через двигатель. Упругий элемент, характеризующий расход воздуха через двигатель для дозаторов, выполнен в виде анероидов, расположенных в воздушной полости с подведенным давлением за прямым скачком уплотнения диффузора воздухозаборника. Распределители топлива по коллекторам форсунок включают в себя распределительные клапаны, хотя бы один из которых связан с подпружиненным управляющим элементом, пружинная полость которого соединена с магистралью отдозированного топлива, а управляющая - с магистралью командного давления. Разность давлений в управляющей и пружинной полостях характеризует расход топлива через соответствующий дозатор.

Электронный блок обеспечивает коррекцию расхода топлива в основной коллектор форсунок пропорционально электрическому управляющему сигналу электрогидропреобразователя, выполненного в виде моментного мотора, воздействующего на чувствительный элемент РППД основного коллектора.

Данной системе присущи следующие недостатки:
- ограниченные пределы изменения коэффициента коррекции расхода топлива по электрическому сигналу в основные коллекторы форсунок, т.к. при вытеснительной системе подачи перепад давлений топлива на дозаторах можно изменять только в узком диапазоне. Так, например, для изменения расхода топлива в 4 раза по команде от электронного блока перепад давлений на дозаторе основного контура форсунок необходимо изменить в 16 раз. В таком широком диапазоне изменения перепада давлений при работе системы на малых расходах топлива для обеспечения перестановочных сил на сервомоторе дозатора необходимо увеличивать его диаметр, а при работе на больших расходах топлива, т.е. при перепаде давлений, близком к максимальному, для обеспечения заданного давления перед форсунками необходимо увеличивать давление наддува на входе в систему, что увеличивает массу и габариты системы;
- повышенная чувствительность к виброперегрузкам, изменению температуры и как следствие этого низкая надежность работы из-за наличия электронного блока. Обычно для повышения надежности работы системы электронный блок располагают в специальных отсеках для защиты от указанных воздействий;
- увеличенное время запуска двигателя, т.к. в транспортном положении дозирующие устройства под действием соответствующих пружин закрыты. Для некоторых типов ВРД, например ПВРД, время запуска двигателя должно быть минимальным для того, чтобы сократить время перехода с ракетного режима на прямоточный, с целью уменьшения потери скорости летательного аппарата, возникающей в момент отсутствия тяги. Запуск ПВРД для системы автоматического регулирования определяется временем заполнения коллекторов форсунок топливом, при этом время заполнения коллекторов сокращается, если в транспортном положении все дозирующие элементы полностью открыты;
- наличие режимов работы двигателя, при которых может происходить многократное включение и выключение распределительных клапанов, т.к. их сработка происходит при одном и том же расходе топлива.

Задачей настоящего изобретения является улучшение качества регулирования и повышение надежности работы системы.

Поставленная задача достигается тем, что в системе автоматического регулирования ВРД, содержащей дозаторы расхода топлива в первичный (карбюраторный) и основные коллекторы форсунок, подключенные к соответствующим магистралям отдозированного и неотдозированного топлива, клапан постоянного перепада давлений на дозаторе карбюраторного коллектора форсунок, регулятор постоянного перепада давлений на дозаторе основного коллектора форсунок, состоящий из чувствительного и исполнительного элементов, рычаги обратной связи, воспринимающие усилия с одной стороны от пружины обратной связи соответствующего дозатора, а с другой стороны от соответствующего упругого элемента, положение которого характеризует расход воздуха через двигатель, выполненного, например, для дозатора карбюраторного коллектора форсунок в виде вакуумированного сильфона или нескольких анероидов, расположенных в воздушной полости с подведенным давлением за прямым скачком уплотнения диффузора воздухозаборника, которое характеризует расход воздуха через двигатель, корректор расхода топлива, связанный с дозатором расхода топлива в основные коллекторы форсунок и корректирующий расход топлива пропорционально электрическому сигналу, поступающему на электрогидропреобразователь, распределитель топлива по коллекторам форсунок, включающий один или несколько распределительных клапанов, связанных с подпружиненным управляющим элементом, пружинная полость которого соединена с магистралью отдозированного топлива, а управляющая полость - с магистралью командного давления, причем разность давлений в управляющей и пружинной полостях характеризует расход топлива через соответствующий дозатор, корректор расхода топлива в основные коллекторы форсунок выполнен в виде статического сервомотора, связанного через гидроусилитель со слаботочным электрогидропреобразователем, который в свою очередь связан с вычислителем летательного аппарата.

Упругий элемент, положение которого характеризует расход воздуха через двигатель для дозатора топлива в основные коллекторы форсунок, может быть выполнен в виде пружины, связывающей рычаг обратной связи дозатора топлива в основные коллекторы форсунок с дозатором в карбюраторный коллектор форсунок.

Для каждого дозатора между корпусом и рычагом обратной связи может быть дополнительно установлена пружина, уравновешивающая противоположно направленные моменты сил от пружины обратной связи и упругого элемента, положение которого характеризует расход воздуха через двигатель.

Кроме того, в магистрали неотдозированного топлива может быть установлен дроссель, связанный через отсечную кромку управляющего элемента распределительного клапана с полостью командного давления, характеризующего расход топлива через дозатор в основные коллекторы форсунок.

Предложенная система в качестве примера представлена на чертежах и описана ниже.

На фиг.1 показана схема системы, на фиг.2 приведена характеристика зависимости изменения командного давления Рк от величины расхода топлива. На фиг.3 приведены характеристики зависимости расхода топлива через дозатор основного коллектора форсунок (Gто) от давления воздуха за прямым скачком уплотнения диффузора воздухосборника (Рд) на различных режимах полета.

Система содержит:
- дозатор топлива 1 карбюраторного коллектора форсунок, расположенный в корпусе 2, подключенный к магистралям неотдозированного 3 и отдозированного 4 топлива, выполненный в виде гидравлического сервомотора, управляющая полость 5 которого образована дросселем 6 и клапаном 7 типа "сопло-заслонка", закрепленным на рычаге 8, связанном с вакуумированным сильфоном 9, расположенным в магистрали 10 давления воздуха Рд за прямым скачком уплотнения диффузора воздухозаборника, а также с дозатором 1 посредством пружины обратной связи 11 и с пружиной настройки 12, установленной в корпусе 2;
- дозатор топлива 13 основного коллектора форсунок, подключенный к магистралям 3 и 14 соответственно неотдозированного и отдозированного топлива, выполненный в виде гидравлического сервомотора, управляющая полость 15 которого образована дросселем 16 и клапаном 17 типа "сопло-заслонка", закрепленным на рычаге 18, связанном через пружины 19, 20 соответственно с дозатором 13 и корпусом 2, а через каретку 21 и пружину растяжения 22, закрепленную на рычаге 23 - с дозатором 1;
- клапан постоянного перепада давлений 24 на дозаторе 1, выполненный в виде подпружиненного золотника, пружинная полость которого связана с магистралью 4 отдозированного топлива, а полость между противоположным торцем золотника и корпусом 2 - с магистралью 3 неотдозированного топлива;
- регулятор постоянного перепада давлений на дозаторе 13 основного коллектора форсунок, состоящий из чувствительного элемента 25, выполненного в виде подпружиненного золотника, пружинная полость которого связана с магистралью отдозированного топлива 14, противоположная полость между торцем золотника и корпусом 2 связана с магистралью 3 неотдозированного топлива, а также исполнительного элемента 26 с двусторонним управлением, управляющие полости 27, 28 которого образованы соответствующими дросселями 29, 30, расположенными в магистрали неотдозированного топлива 3, и отсечными кромками золотника 25;
- распределительный клапан, состоящий из чувствительного 31 и исполнительного 32 элементов, при этом чувствительный элемент 31 выполнен в виде подпружиненного золотника, пружинная полость которого связана с магистралью 14 отдозированного топлива, а полость между противоположным торцем золотника и корпусом 2 связана с магистралью командного давления 33, образованной входным и выходным 34 дросселями. Входной дроссель переменного сечения выполнен в виде щели 35, расположенной на дозаторе 13, связанной с магистралью 3 неотдозированного топлива и сопряженной с профилированным продольным пазом 36, выполненным в ответной детали корпуса 2. Полость командного давления 33 через отсечную кромку чувствительного элемента 31 связана с дросселем 37, расположенным в магистрали неотдозированного топлива 3. Исполнительный элемент 32 распределительного клапана выполнен в виде подпружиненного золотника, управляющая полость 38 которого, образованная дросселем 39, расположенным в магистрали 3 неотдозированного топлива, через отсечные кромки чувствительного элемента 31 связана с магистралью 14 отдозированного топлива, которая в свою очередь связана с пружинной полостью исполнительного элемента 32;
- корректор расхода топлива 41, выполненный в виде статического сервомотора с управляющей полостью 42, образованной дросселем 43, расположенным в магистрали 3 неотдозированного топлива, и клапаном 44 типа "сопло-заслонка", связанным с магистралью отдозированного топлива 14 и расположенным на рычаге 45, одно плечо которого через ролик 46 связано с гидроусилителем, выполненным в виде золотников 47, 48, снабженных соответствующими управляющими полостями 49, 50, образованными входными дросселями 51, 52, расположенными в магистрали неотдозированного топлива 3, и соответствующими клапанами 53, 54, связанными с заслонкой 55 слаботочного электрогидропреобразователя (ЭГП) 56, расположенной в магистрали 14 отдозированного топлива. Электрогидропреобразователь 56 в свою очередь связан с вычислителем летательного аппарата (не показан). Противоположное плечо рычага 45 посредством пружин 57, 58 соответственно связано с корпусом 2 и корректором расхода 41. Корректор расхода топлива 41 через реечную передачу 59, кулачок 60, рычаг 61, поджатый пружиной 62 через ролик 63 к кулачку 60, кинематически связан с кареткой 21 множительного механизма и ограничен упорами 64, 65 соответственно максимального и минимального коэффициентов коррекции расхода (Кmах, Кmin);
- магистрали отвода топлива 66, 67, 68 соответственно к карбюраторному коллектору форсунок и к I и II коллекторам форсунок основного топлива;
- упоры 69, 70 ограничения максимального расхода топлива соответственно в карбюраторный и основный коллекторы форсунок (Gткmах, Gтоmax).

Система работает следующим образом.

В транспортном положении под действием соответствующих пружин 11, 19 дозатор 1 карбюраторного коллектора форсунки, дозатор 13 основного коллектора форсунок находятся на соответствующих упорах 69, 70 максимального расхода топлива, проходные сечения исполнительного элемента РППД 26, клапана постоянного перепада давлений 24 и распределительного клапана 32 полностью открыты.

Под действием пружин 12, 20, 57 соответствующие клапаны "сопло-заслонка", соединяющие управляющие полости сервомоторов дозаторов 1, 13 и корректора расхода топлива 41 с магистралью отдозированного топлива 14, находятся в закрытом положении.

При запуске двигателя под действием давления топлива, поступающего во входную магистраль 66, происходит заполнение внутренних полостей системы и коллекторов форсунок двигателя топливом, вступают в работу клапан постоянного перепада давлений 24 на дозаторе 1 карбюраторного коллектора форсунок и регулятор постоянного перепада давлений на дозаторе 13 основного коллектора форсунок, на сервопоршнях дозаторов 1, 13 и корректора расхода топлива 41 возникают перепады давлений, под действием которых указанные элементы перемещаются в рабочее положение.

Рабочее положение дозатора 1 карбюраторного коллектора форсунок определяется давлением воздуха Рд за прямым скачком уплотнения диффузора воздухозаборника, подведенным в магистраль 10.

Положение корректора расхода топлива определяется величиной тока управления, подаваемого на слаботочный электрогидропреобразователь 56. Положение дозатора топлива 13 в основной коллектор форсунок определяется положением каретки 21 множительного механизма и затяжкой пружины растяжения 22, связанной с дозатором 1, а так как положение дозатора 1 пропорционально давлению воздуха Рд в магистрали 10, то сила затяжки пружины растяжения 22 также пропорциональна давлению Рд, следовательно, положение дозатора 13 определяется величиной давления воздуха Рд и величиной электрического управляющего сигнала, поступающего на электрогидропреобразователь 56, т.е. положением корректора расхода топлива 41. Рабочее положение распределительного клапана 32 определяется давлением в управляющей полости 38, которое в свою очередь зависит от положения управляющего элемента 31. Скорость перемещения дозаторов 1, 13 в рабочее положение выбирается таким образом, чтобы заполнение коллекторов форсунок топливом и розжиг камеры сгорания двигателя произошли раньше, чем дозаторы достигнут заданного положения.

После розжига камеры сгорания двигателя давление Рд в магистрали 10 скачкообразно возрастает, и дозаторы 1, 13 продолжают перемещаться уже в новое положение, соответственно изменившемуся значению давления воздуха Рд.

Дозатор 1 перемещается до тех пор, пока суммарный момент сил на рычаге обратной связи 8 от вакуумированного сильфона 9 и пружины 11 не уравновесится противоположно направленным моментом сил от пружины 12, вследствие чего клапан 7, соединяющий полость 5 сервомотора с магистралью 14 отдозированного топлива, приоткрывается, давление в управляющей полости 5 уменьшается, усилия на сервопоршне дозатора 1 от давлений топлива выравниваются и дозатор 1 занимает равновесное положение, соответственно величине абсолютного давления воздуха Рд.

При отсутствии управляющего электрического сигнала на электрогидропреобразователе 56 заслонка 55 находится в нейтральном положении, давления топлива в управляющих полостях 49, 50 одинаковы, рычаг обратной связи 45 воспринимает одинаковые усилия с двух противоположных сторон от золотников 47, 48 и за счет давления топлива, поступающего в управляющую полость 42 корректора расхода через дроссель 43, корректор расхода страгивается с упора Кmах 64, перемещается влево и через реечную передачу поворачивает валик с расположенным на нем кулачком 60, который, воздействуя на рычаг 63, перемещает каретку 21.

Корректор расхода топлива 41, а следовательно, и каретка 21 перемещаются до тех пор, пока момент силы на рычаге 45 от пружины обратной связи 58 не уравновесится моментом силы от пружины 57, вследствие чего клапан "сопло-заслонка" 44 приоткрывается, давление в управляющей полости 42 уменьшается, усилия на сервопоршне корректора расхода 41 от давлений топлива выравниваются, корректор расхода прекращает движение и занимает промежуточное положение между упорами Кmах 64 и Кmin 65, обеспечивая номинальный коэффициент коррекции, обычно равный единице, т.е. Кном=1.

Дозатор топлива 13 перемещается в заданное положение до тех пор, пока суммарный момент сил на рычаге обратной связи 18 от пружин 19 и 22 не уравновешивается противоположно направленным моментом сил от пружины 20, после чего клапан приоткрывается, давление в управляющей полости 15 уменьшается, усилия на сервопоршне дозатора 13 от давлений топлива выравниваются и дозатор 13 прекращает перемещение.

На дозаторе 1 постоянный перепад давлений топлива поддерживается клапаном постоянного перепада 24, на дозаторе 13 постоянный перепад давлений поддерживается РППД с помощью чувствительного 25 и исполнительного 26 элементов.

Таким образом, система регулирования позволяет обеспечить дозирование топлива в камеру сгорания двигателя по следующим законам:
Gто=f(К•Рд),
Gтк=f(Рд),
где Gто - расход топлива в основные коллекторы форсунок,
К - коэффициент коррекции расхода топлива,
Gтк - расход топлива в карбюраторный коллектор форсунок.

При работе системы корректор расхода топлива 41 позволяет изменять коэффициент коррекции К от Кmах до Kmin в широком диапазоне. Коэффициент коррекции Кmах формируется при подаче максимального тока управления плюсовой полярности (+Jmax) на электрогидропреобразователь сигналов 56, при этом заслонка 55 электрогидропреобразователя перемещается вправо, давление в управляющей полости 50 увеличивается, а в управляющей полости 49 уменьшается, на золотниках 47, 48 возникает перепад давлений, под действием которого равновесие на рычаге обратной связи 45 нарушается, клапан 44 полностью открывается и корректор расхода топлива перемещается на упор Кmах 64, перемещая в соответствующее положение кинематически связанную с ним каретку 21, вследствие чего равновесное положение рычага обратной связи 18 нарушается, клапан 17 приоткрывается и дозатор топлива 13 в основные коллекторы форсунок перемещается на увеличение расхода топлива до тех пор, пока рычаг 18 снова не займет равновесное положение. Коэффициент коррекции Кmin формируется, если на электрогидропреобразователь подводится максимальный ток минусовой полярности (-Jmax), вследствие чего заслонка 55 электрогидропреобразователя 56 перемещается влево, давление в управляющей полости 49 увеличивается, а в управляющей полости 50 уменьшается, перепад давлений на золотниках 47, 48 изменяется на противоположный, вследствие чего клапан 44 закрывается, корректор расхода топлива 41 перемещается на упор Kmin 65 и изменяет положение каретки 21, при этом равновесное положение на рычаге обратной связи 18 нарушается, клапан 17 закрывается, дозатор 13 перемещается и уменьшает расход топлива в основные коллекторы форсунок.

Корректор расхода топлива 41 позволяет обеспечить любой коэффициент коррекции расхода топлива в диапазоне Кmах>К>Кmin при подаче соответствующего управляющего сигнала +Jmax>J>-Jmax.

Система регулирования обеспечивает дозирование топлива в два коллектора основных форсунок. Первый коллектор с магистралью выхода 67 включен постоянно, а второй коллектор форсунок с магистралью выхода 68 подключается в работу распределительным клапаном 32, когда расход топлива через дозатор 13 достигает заданной величины. Командное давление Рк, пропорциональное расходу топлива через дозатор 13, формируется в междроссельной камере 33, в которую из полости 3 топливо поступает через входной дроссель, образованный щелью 35 дозатора 13 и профилированным пазом 36, сливается топливо из камеры 33 в полость 14 отдозированного топлива через выходной дроссель 34 постоянного сечения. Обычно профиль паза 36 выбирается таким образом, чтобы обеспечивалась линейная зависимость характеристики Рк=f(Gто). При небольших расходах топлива давление Рк в камере 33 низкое и под действием пружины золотник чувствительного элемента 31 находится в закрытом положении на верхнем упоре, при этом золотник распределительного клапана 32 под действием давления топлива в управляющей полости 38 также находится в закрытом положении на правом упоре и своей кромкой отсекает магистраль 68 от магистрали 67.

Если расход топлива через дозатор 13 в магистраль 67 первого коллектора увеличивается, то растет давление Рк в камере 33, и когда давление Рк достигает некоторого заданного значения, золотник чувствительного элемента 31 под действием перепада давлений преодолевает усилие пружины, приоткрывается и соединяет одной из отсечных кромок камеру 33 с дросселем 37, к которому подводится неотдозированное топливо из магистрали 3, вследствие этого давление в камере 33 возрастает и чувствительный элемент 31 релейно перемещается на нижний упор и другой отсечной кромкой соединяет управляющую полость 38 распределительного клапана 32 с магистралью 14 отдозированного топлива, при этом давление в управляющей полости 38 уменьшается и под действием пружины 40 золотник 32 перемещается на левый упор и отсечной кромкой соединяет магистрали 68 и 67. При уменьшении расхода топлива процесс происходит в обратном порядке. Открытие и закрытие распределительного клапана 32 происходит при одном и том же командном давлении Рк, но при разных расходах топлива Gто величина этой разности определяется гидравлическим сопротивлением дросселя 37. Изменением гидравлического сопротивления дросселя 37 обеспечивают необходимый диапазон регулировки величины гистерезиса
ΔGто=Gтооткр-Gтозакр,
где Gтооткр - расход топлива, соответствующий открытию распределительного клапана,
Gтозакр - расход топлива, соответствующий закрытию распределительного клапана.

Характеристика зависимости Рк=f(Gто) представлена на фиг.2.

Таким образом, система регулирования обеспечивает заданное значение расхода топлива в зависимости от величины Рд, характеризующей расход воздуха через двигатель (Gв), т. е. обеспечивает любое заданное отношение расхода топлива к расходу воздуха, а также изменяет в заданных пределах расход топлива в основные коллекторы форсунок по электрическим управляющим сигналам навигационного вычислителя летательного аппарата и тем самым ограничивает состав смеси в камере сгорания двигателя по максимально и минимально допустимым величинам отношения GтΣ/Gв, где GтΣ - суммарный расход топлива через основной и карбюраторный коллекторы форсунок.

Характеристики зависимости Gто=f(Рд) представлены на фиг.3, где прямая 1 характеризует режим разгона, когда отношение GтΣ/Gв максимально (граница богатого срыва), прямая 2 характеризует крейсерский режим полета, а прямая 3 характеризует режим торможения, когда GтΣ/Gв минимально (граница бедного срыва). Линейность характеристик обеспечивается профилем кулачка 60.

Таким образом, в предлагаемой системе регулирования исключен электронный регулятор, что повышает надежность работы системы, т.к. управление системой осуществляется непосредственно от навигационного выключателя летательного аппарата через слаботочный ЭГП. Корректор расхода топлива, выполненный в виде статического сервомотора, позволяет повысить точность дозирования расхода топлива при работе ЭГП, дополнительные пружины, установленные между корпусом и соответствующими рычагами обратной связи дозаторов в основной и карбюраторный коллекторы форсунок, уравновешивающие противоположно направленные моменты сил от соответствующих пружин обратной связи и упругих элементов, характеризующих Gв, повышают качество регулирования системы. Выполнение упругого элемента, характеризующего Gв, в виде пружины, связывающей рычаг обратной связи дозатора топлива в основные коллекторы форсунок с дозатором топлива в карбюраторный коллектор форсунок, исключает необходимость применения дополнительного вакуумированного сильфона, повышая тем самым надежность работы. Установка дросселя в магистраль неотдозированного топлива, связанного через отсечную кромку управляющего элемента распределительного клапана с полостью командного давления, также повышает качество регулирования системы.

Похожие патенты RU2209990C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кокин Геннадий Васильевич
  • Лаврентьев Андрей Николаевич
RU2386838C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Кокин Геннадий Васильевич
  • Лаврентьев Андрей Николаевич
RU2400642C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Ширшов В.Г.
RU2241133C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кокин Геннадий Васильевич
  • Лаврентьев Андрей Николаевич
RU2394999C1
ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Слотин Олег Борисович
  • Мельников Игорь Анатольевич
RU2344305C1
ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Слотин Олег Борисович
  • Мельников Игорь Анатольевич
RU2338911C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Жодзишский В.А.
  • Кокин Г.В.
RU2228455C2
ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Мельников Игорь Анатольевич
  • Слотин Олег Борисович
  • Фокин Алексей Николаевич
RU2553915C1
ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Слотин Олег Борисович
  • Мельников Игорь Анатольевич
  • Фокин Алексей Николаевич
RU2504677C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Ширшов В.Г.
  • Жодзишский В.А.
  • Сахибгареев Н.М.
  • Слотин О.Б.
RU2230922C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 209 990 C1

Реферат патента 2003 года СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области автоматического регулирования воздушно-реактивных двигателей, в частности, к подаче топлива в камеру сгорания двигателя на всех режимах полета. Система содержит дозаторы, через соответствующие рычаги связанные с соответствующими пружинами обратной связи и упругими элементами, характеризующими расход воздуха через двигатель. Упругий элемент выполнен в виде вакуумированного сильфона, расположенного в воздушной полости, куда подведено давление за прямым скачком уплотнения диффузора воздухосборника, а упругий элемент выполнен в виде пружины, связывающей дозатор с рычагом дозатора через каретку. Корректор расхода топлива связан с дозатором и выполнен в виде статического сервомотора, управляющая полость которого связана со слаботочным электрогидропреобразователем, который соединен с вычислителем летательного аппарата. Такое выполнение системы позволит улучшить качество регулирования и повысить надежность ее работы. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 209 990 C1

1. Система автоматического регулирования воздушно-реактивного двигателя, содержащая дозаторы расхода топлива в первичный (карбюраторный) и основные коллекторы форсунок, подключенные к соответствующим магистралям отдозированного и неотдозированного топлива, клапан постоянного перепада давлений на дозаторе карбюраторного коллектора форсунок, регулятор постоянного перепада давлений на дозаторе основного коллектора форсунок, состоящий из чувствительного и исполнительного элементов, рычаги обратной связи, воспринимающие усилия от пружины обратной связи соответствующего дозатора и от соответствующего упругого элемента, положение которого характеризует расход воздуха через двигатель для дозатора карбюраторного коллектора форсунок, выполненного, например, в виде вакуумированного сильфона или нескольких анероидов, расположенных в воздушной полости с подведенным давлением за прямым скачком уплотнения диффузора воздухозаборника, которое характеризует расход воздуха через двигатель, корректор расхода топлива, связанный с дозатором топлива в основные коллекторы форсунок и корректирующий расход топлива пропорционально электрическому сигналу, поступающему на электрогидропреобразователь, распределитель топлива по коллекторам форсунок, включающий один или несколько распределительных клапанов, связанных с подпружиненным управляющим элементом, пружинная полость которого соединена с магистралью отдозированного топлива, а управляющая - с магистралью командного давления, причем разность давлений в управляющей и пружинной полостях характеризует расход топлива через соответствующий дозатор, отличающийся тем, что корректор расхода топлива выполнен в виде статического сервомотора, связанного через гидроусилитель со слаботочным электрогидропреобразователем, который, в свою очередь, связан с вычислителем летательного аппарата. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что упругий элемент, положение которого характеризует расход воздуха через двигатель для дозатора топлива в основные коллекторы форсунок, выполнен в виде пружины, связывающей рычаг обратной связи дозатора топлива в основные коллекторы форсунок с дозатором в карбюраторный коллектор форсунок. 3. Система по п. 2, отличающаяся тем, что для каждого дозатора между корпусом и рычагом обратной связи дополнительно установлена пружина, уравновешивающая противоположно направленные моменты сил от пружины обратной связи и упругого элемента, характеризующего расход воздуха через двигатель. 4. Система по п. 3, отличающаяся тем, что в магистрали неотдозированного топлива дополнительно установлен дроссель, связанный через отсечную кромку управляющего элемента распределительного клапана с полостью командного давления, характеризующего расход топлива через дозатор в основные коллекторы форсунок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2209990C1

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Карминский В.Д.
  • Носков В.Н.
  • Комиссаров К.Б.
RU2007305C1
RU 2001294 C1, 15.10.1993
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ДОЗИРУЮЩЕГО УЗЛА СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 1996
  • Дзарданов Юрий Андреевич
  • Дидилов Владислав Иванович
  • Зазулов Виктор Иванович
  • Лебедев Юрий Александрович
  • Скотников Сергей Иванович
RU2102618C1
SU 999659 A, 30.12.1983
УСТРОЙСТВО для РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 0
  • Ф. А. Короткой, Г. И. Мушенко, А. Н. Добрынин, Е. А. Соколов
  • К. Лебедев
SU179127A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРОИОНИФИКАЦИИ И ОЧИСТКИ ВОЗДУХА 1998
  • Байбородин С.И.
  • Соторов А.Н.
  • Кузьмин С.В.
RU2156169C2

RU 2 209 990 C1

Авторы

Жодзишский В.А.

Кокин Г.В.

Даты

2003-08-10Публикация

2002-06-10Подача