Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано в качестве универсального средства добычи рыбы, обеспечивающего возможность лова широкого круга объектов промысла.
Известен трал, содержащий двух- или четырехпластинную сетную часть, образующую сетный мешок, имеющий две оси симметрии, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы (см. книгу Лукашов В. Н. Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства. - М.: Пищевая промышленность, 1972, с.259-261).
Недостаток этого технического решения - высокая чувствительность трала к качеству регулировки его (к взаимной уравновешенности элементов относительно продольной оси симметрии) и жестко заданная зависимость параметров сил вертикального и горизонтального раскрытия трала и "полноты раскрытия, т.е. сохранения пространственной формы", сетных деталей трала.
Известен также трал, содержащий кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, верхнюю и нижнюю подборы, а также сетную часть, включающую верхние, нижние и боковые сетные детали сквера, мотню, кутцовый мешок и крылья (см. книгу Лукашов В.Н. Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства. - М.: Пищевая промышленность, 1972, с.233-238).
Недостаток этого технического решения - жестко заданная зависимость параметров сил вертикального и горизонтального раскрытия трала и "полноты раскрытия, т. е. сохранения пространственной формы, сетных деталей трала, составляющих его верх, низ и боковые стенки", вследствие чего изменение заданных параметров (например, при изменении скорости буксировки или при маневрировании) приводит к провисанию одних деталей и излишнему вытягиванию других, что приводит к соответствующему уменьшению площади рыбоприемного отверстия трала, сокращению зоны облова и снижает прицельность лова. Причиной этого являются условия передачи тралу тягового усилия от буксирующего судна.
Задача - повышение уровня прицельности лова и обеспечение стабильной "работы" всех сетных элементов трала при маневрировании и изменении режимов буксировки трала.
Технический результат, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в обеспечении возможности свободного маневрирования промыслового судна и (или) изменения режима буксировки трала с сохранением его работоспособности. Кроме того, обеспечивается равномерность распределения по периметру трала тягового усилия от буксирующего судна вне зависимости от скорости буксировки и маневрирования промыслового судна.
Для решения поставленной задачи трал, содержащий кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, верхнюю и нижнюю подборы, а также сетную часть, включающую верхние, нижние и боковые сетные детали сквера, мотню, кутцовый мешок и крылья, отличается тем, что трал снабжен восемью крыльями треугольной в плане формы, при этом каждая сторона периметра приемного отверстия трала снабжена двумя одинаковыми крыльями, при этом боковые кромки крыльев не связаны друг с другом, причем в их конструкции использована ромбовидная форма ячеи, узлы которой выполнены скользящими, для чего веревка, образующая контур вершин ячей, которые ближе всех расположены к распорной доске, каждой пары соседних крыльев, принадлежащих разным сторонам трала, зафиксирована с возможностью скольжения относительно концов уздечки, которая, в свою очередь, размещена с возможностью скольжения относительно скрепленного с ней конца кабеля, свободный конец которого связан с распорной доской, кроме того, концы веревки, образующей контур вершин ячей, ближе расположенных к распорной доске, скользяще связаны с веревкой образующей контур вершин ячеи соседнего ряда, далее расположенного от распорной доски. Кроме того, концы веревки, образующей контур вершин ячей, ближе расположенных к распорной доске, снабжены роулсами, через шкивы которых пропущена веревка, образующая контуры вершин ячей соседнего ряда, далее расположенного от распорной доски. Кроме того, концы уздечек снабжены роулсами, через шкивы которых пропущена бечева, образующая контур вершин ячеи, ближе расположенной к распорной доске. Кроме того, концы кабелей снабжены роулсами, через шкивы которых пропущены уздечки.
Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".
Признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи:
Признаки . . ."трал снабжен восемью крыльями треугольной в плане формы, при этом каждая сторона периметра приемного отверстия трала снабжена двумя одинаковыми крыльями, при этом боковые кромки крыльев не связаны друг с другом, причем в их конструкции использована ромбовидная форма ячеи, узлы которой выполнены скользящими". .. обеспечивают возможность сохранения натяжения сетной части трала постоянным по всему периметру независимо от скорости буксировки и маневрирования за счет "автоматического" перераспределения нагрузки между точками передачи тягового усилия тралу.
Признаки ". .. для чего веревка, образующая контур вершин ячей, которые ближе всех расположены к распорной доске, каждой пары соседних крыльев, принадлежащих разным сторонам трала, зафиксирована с возможностью скольжения относительно концов уздечки, которая, в свою очередь, размещена с возможностью скольжения относительно скрепленного с ней конца кабеля, свободный конец которого связан с распорной доской, кроме того, концы веревки, образующей контур вершин ячей, ближе расположенных к распорной доске, скользяще связаны с веревкой, образующей контур вершин ячеи соседнего ряда, далее расположенного от распорной доски"... обеспечивают возможность формоизменения ячей, составляющих крылья трала (превращения ромба в параллелограмм), и тем самым сохранение натяжения сетной части трала постоянным по всему периметру.
Признаки второго - четвертого пунктов формулы изобретения обеспечивают возможность наилучшего скольжения в "узлах ячеи", при котором сопротивление скольжению и износ материала веревок минимальны.
Заявленное техническое решение иллюстрируется чертежами: на фиг.1 показан общий вид передней части трала; на фиг.2 показан вид трала сбоку; на фиг. 3 показан вид сверху; на фиг.4 показан разрез роулса; на фиг.5 показана схема "работы" крыльев трала.
На чертежах показаны верхняя 1 и нижняя 2 сетные детали, боковые сетные детали 3, мотня 4, кутец 5, топенанты 6, верхняя 7 и нижняя 8 подборы, поплавки 9 и заглубители 10, веревки 11, образующие ячеи крыльев 12 с боковыми кромками 13, уздечки 14, кабели 15, роулсы 16, распорные доски 17.
Трал снабжен восемью крыльями 12 треугольной в плане формы, при этом торцы верхней 1, нижняя 2 и обеих боковых сетных деталей 3, снабжены двумя одинаковыми крыльями 12, при этом боковые кромки 13 крыльев 12 не связаны друг с другом. В конструкции крыльев 12 использована ромбовидная форма ячеи, узлы которой выполнены скользящими, для чего каждая веревка 11, образующая контур вершин ячей, которые ближе всех расположены к распорной доске 17, каждой пары соседних крыльев, принадлежащих разным сторонам трала, зафиксирована с возможностью скольжения относительно концов уздечки 14 (концы уздечки либо снабжены петлями (на чертежах не показаны), либо роулсами 16, в которые свободно пропущены упомянутые веревки 11). Уздечка 14, в свою очередь, размещена с возможностью скольжения относительно скрепленного с ней конца кабеля 15 (конец кабеля либо снабжен петлей или металлическим кольцом (на чертежах не показаны), либо роулсом 16, в который свободно пропущена уздечка), свободный конец которого связан с распорной доской 17. Кроме того, концы веревки 11, образующей контур вершин ячей, ближе расположенных к распорной доске 17, скользяще связаны с веревкой 11 образующей контур вершин ячеи соседнего ряда, далее расположенного от распорной доски 17 (концы соответствующих веревок либо снабжены петлями (на чертежах не показаны), либо роулсами 16, в которые свободно пропущены веревки 11, образующие ячею следующего ряда).
Верхняя 1, нижняя 2 и боковые 3 сетные детали, мотня 4, кутец 5, топенанты 6, верхняя 7 и нижняя 8 подборы, поплавки 9, заглубители 10, кабели 15, роулсы 16 и распорные доски 17 не отличаются от известных. Боковые кромки сетных деталей 1 и 2 связаны с соответствующими боковыми кромками боковых сетных деталей 3, при этом их соединение усилено соответствующими топенантами 6. Задние кромки верхней 1, нижней 2 и боковой 3 сетных деталей связаны с передней кромкой мотни 4, задняя кромка которой скреплена с передней кромкой кутца 5. Передняя кромка трала снабжена верхней 7 и нижней 8 подборами. С верхней подборой 7 скреплены два одинаковых крыла 12 верхней сетной детали 1 и верхние крылья боковых сетных деталей 3. С нижней подборой 8 скреплены два одинаковых крыла 12 нижней сетной детали 2 и нижние крылья боковых сетных деталей 3.
Скрепление сетных деталей друг с другом осуществляют известным образом: сетную часть связывают шворкой, т.е. посредством капронового шпагата, пропускаемого через контактирующие друг с другом ячеи соседних секций.
Верхняя 1 и нижняя 2 сетные детали, мотня и кутец изготовлены из капроновой сетной дели (с ячеей размерами 45х45-50х50 мм). Боковые сетные детали 3 имеют переменный размер ячеи, уменьшающийся от передней кромки к задней. Верхняя подбора выполнена из капронового каната диаметром 20 мм (имеет положительную плавучесть), а нижняя подбора, топенанты и кабели 14 выполнены из каната такого же диаметра, типа "геркулес" (снабженного стальными армирующими нитями и имеющего отрицательную плавучесть).
В конструкции использованные заглубители 10 известного типа (специальные отливки, отрезки цепей и т.п.), которые размещены на передней кромке нижней сетной детали (на нижней подборе 8). При работе трала по "донному варианту" в качестве заглубителей могут быть использованы груза, предпочтительно выполненные в виде грунтропа известной конструкции, например жесткого.
Поплавки 9 выполнены в виде полистироловых шаров диаметром 100 мм, которые размещены на передней кромке верхней сетной детали.
Веревки 11, из которых сформированы крылья 12, выполнены из тонкого капронового фала - диаметром 8-18 мм (с уменьшением диаметра от переднего конца крыльев к заднему). Уздечки 14 выполнены из стального троса диаметром 16-20 мм. Петли на концах уздечек (если не используются роулсы 16) заплетаются известным образом. Роулсы 16 представляют из себя блоки, корпус которых выполнен в виде П-образной скобы (см. фиг.4) с петлей для прикрепления к концу одной снасти и шкивом (выполненным в виде втулки надетой с возможностью вращения на стяжной "палец" скобы), установленным с возможностью вращения в полости скобы, очень плотно к ее стенкам.
Технология лова включает следующие операции: подготовка промыслового оборудования к спуску трала, спуск трала, траление, подъем трала и выливка улова. Содержание операций соответствуют известным. При этом при движении судна, буксирующего трал, распорные доски обеспечивают горизонтальное раскрытие трала. Вертикальное раскрытие трала обеспечивается "совместной работой" поплавков 9 и заглубителей 10.
Различие в работе предлагаемого трала и тралов известных конструкций проявляется при маневрировании промыслового судна и выводе трала на косяк рыбы. Например, при переводе трала с больших глубин на меньшие изменение угла наклона кабеля приводит к формоизменению уздечек, верхний отрезок которых становится короче, а нижний - длиннее. Если траектория подъема трала настолько крута, что этого недостаточно для сохранения равенства тяговых усилий на передних ячейках крыльев, начинается формоизменение крыльев боковых сетных сторон трала, а точнее ячеек, "контактирующих" с концами уздечек, при этом веревки, образующие передние (ближайшие к уздечке) верхние отрезки ячеи, становятся короче, а нижние передние отрезки длиннее, и таким образом могут деформироваться все ячейки крыльев до контактирующей с ними передней кромки остальной сетной части трала. По мере продолжения подъема, когда под действием гидродинамических сил трал постепенно развернется продольной осью вдоль направления тягового усилия, форма ячеи возвращается к исходной - к ромбу. При движении трала вниз все идет аналогично, только удлиняются верхние отрезки уздечки и (или) веревки, образующей ячею, а нижние - укорачиваются. При маневрировании тралом на одной глубине "работают" крылья верхней и нижней сетных пластин, при этом удлиняются отрезки уздечки и (или) веревки, образующей ячею, расположенные со стороны, в направлении которой идет поворот трала.
После охвата косяка рыбы приемным отверстием трала промысловому судну дают ход и рыба смещается в полость трала. Затем поднимают трал, при этом весь улов "стекает" в кутец трала. Выпуск (вылив) улова после подъема кутца трала на промысловое судно осуществляют распуская гайтан на его торце (на чертежах не показан). Далее все повторяется.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАЛ | 2001 |
|
RU2206991C1 |
ТРАЛ | 2001 |
|
RU2210888C2 |
ТРАЛ | 2001 |
|
RU2205538C1 |
НЕВОД | 2000 |
|
RU2176446C1 |
РЫБОЛОВНАЯ СНАСТЬ | 2001 |
|
RU2213447C2 |
РЫБОЛОВНАЯ СНАСТЬ | 2001 |
|
RU2210890C2 |
РЫБОЛОВНАЯ СНАСТЬ | 2001 |
|
RU2213448C2 |
СИСТЕМА ВООРУЖЕНИЯ ТРАЛА | 2001 |
|
RU2215412C2 |
ТРАЛОВАЯ ДОСКА | 2001 |
|
RU2203543C2 |
РЫБОЛОВНАЯ СНАСТЬ | 2001 |
|
RU2218761C2 |
Изобретение может быть использовано в качестве универсального средства добычи рыбы, обеспечивающего возможность лова широкого круга объектов промысла. Трал содержит кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, верхнюю и нижнюю подборы, а также сетную часть, включающую верхние, нижние и боковые сетные детали сквера, мотню, кутцовый мешок и восемь крыльев треугольной в плане формы. Каждая сторона периметра приемного отверстия трала снабжена двумя одинаковыми крыльями, и их боковые кромки не связаны одна с другой. Ячея крыльев имеет ромбовидную форму, узлы которой выполнены скользящими, для чего веревка, образующая контур вершин ячей, ближе расположенных к распорной доске, каждой пары соседних крыльев, принадлежащих разным сторонам трала, зафиксирована с возможностью скольжения относительно концов уздечки, которая, в свою очередь, размещена с возможностью скольжения относительно скрепленного с ней конца кабеля, свободный конец которого связан с распорной доской. Концы веревки, образующей контур вершин ячей, ближе расположенных к распорной доске, скользяще связаны с веревкой, образующей контур вершин ячеи соседнего ряда, далее расположенного от распорной доски. Кроме того, концы веревки, образующей контур вершин ячей, ближе расположенных к распорной доске, снабжены роулсами, через шкивы которых пропущена веревка, образующая контуры вершин ячей соседнего ряда, далее расположенного от распорной доски. Кроме того, концы уздечек, снабжены роулсами, через шкивы которых пропущена бечева, образующая контур вершин ячеи, ближе расположенной к распорной доске. Концы кабелей снабжены роулсами, через шкивы которых пропущены уздечки. Изобретение позволит обеспечить свободное маневрирование промыслового судна и равномерность распределения по периметру трала тягового усилия от буксирующего судна. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.
ЛУКАШОВ В.Н | |||
Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства | |||
- М.: Пищевая промышленность, 1972, с.233-238 | |||
Трал для лова водных организмов | 1989 |
|
SU1644859A1 |
Трал для лова рыбы | 1988 |
|
SU1701219A1 |
Трал для лова рыбы | 1985 |
|
SU1261603A1 |
Авторы
Даты
2003-08-27—Публикация
2001-11-01—Подача