Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции топливного коллектора камеры сгорания ГТД.
Известна кольцевая камера сгорания ГТД, содержащая корпус и установленный в нем топливный коллектор с форсунками [1].
Из известных устройств наиболее близкой к предложенному является кольцевая камера сгорания ГТД, содержащая корпус и установленный в нем топливный коллектор с форсунками, выполненный в виде двух кожухов, образующих каналы первого и второго каскадов, каждый из которых сообщен с соответствующим каналом двухкаскадной форсунки [2].
Недостатком известного устройства является образование кокса в канале первого каскада топливного коллектора и элементах форсунок. Это связано с большим нагревом углеводородного топлива и его термическим разложением при обдуве воздухом с высокой температурой на входе в камеру сгорания.
Коксование топлива приводит к увеличению гидравлического сопротивления коллектора, ухудшению запуска и других эксплуатационных характеристик камеры сгорания ГТД.
Задачей изобретения является предотвращение образования кокса в каналах первого каскада топливного коллектора и элементах форсунок первого каскада.
Указанная задача решается тем, что в кольцевой камере сгорания ГТД, содержащей корпус и установленный в нем топливный коллектор с форсунками, выполненный в виде двух кожухов, образующих каналы первого и второго каскадов, каждый из которых сообщен с соответствующим каналом двухкаскадной форсунки, кожухи установлены коаксиально, при этом внутренний кожух выполнен в виде двух соединенных между собой боковых стенок и основания, составляющего одно целое с корпусом форсунки, а наружный кожух - в виде крышки, соединенной с основанием.
Такое выполнение устройства предотвращает образование кокса в канале первого каскада топливного коллектора и топливных элементах форсунок первого каскада за счет охлаждения топливом канала второго каскада и отсутствия контакта с потоком горячего воздуха на входе в камеру сгорания.
На фиг.1 показан продольный разрез кольцевой камеры сгорания ГТД;
на фиг.2, 3, 4 - варианты выполнения топливного коллектора камеры сгорания.
Кольцевая камера сгорания содержит корпус 1 и установленный в нем топливный коллектор 2 с форсунками 3.
В корпусе 4 форсунки выполнены каналы 5 и 6 первого и второго каскадов. Топливный коллектор 2 выполнен в виде внутреннего и наружного кожухов 7 и 8, установленных коаксиально.
Внутренний кожух 7 выполнен в виде двух соединенных между собой сваркой боковых стенок 9 и основания 10, составляющего одно целое с корпусом 4 форсунки 3 и образующих канал 11 первого каскада, сообщенный с каналом 5 первого каскада форсунки. Наружный кожух 8 топливного коллектора 2 выполнен в виде крышки, соединенной сваркой с основанием 10 и образующей канал 12 второго каскада, сообщенный с каналом 6 второго каскада форсунки 3.
Внутренний кожух 7 может быть выполнен в виде криволинейной обечайки 13 (фиг.2) или прямоугольной обечайки 14 (фиг.3), прикрепленной сваркой к основанию 10.
Топливный коллектор 2 может быть снабжен экраном 15 (фиг.3), охватывающим наружный кожух 8, образующим с ним воздушную полость 16 и служащим для уменьшения нагрева топлива в канале 11 первого каскада и канале 12 второго каскада от горячего потока воздуха на входе в камеру сгорания.
Полость 16 может быть заполнена теплоизоляционным материалом для дополнительного уменьшения подогрева топлива в каналах 11, 12 первого и второго каскадов топливного коллектора 2 (фиг.4).
При запуске двигателя топливо поступает в канал 11 первого каскада топливного коллектора 2, а затем - в канал 5 первого каскада форсунки, соединенный с соплом 17, через которое топливо впрыскивается в зону горения. Затем топливо поступает в канал 12 второго каскада топливного коллектора 2, проходит в канал 6 второго каскада форсунки, соединенный с соплом 18, через которое топливо впрыскивается в зону горения.
Предложенное устройство обеспечивает охлаждение топливом канала второго каскада и предотвращает контакт элементов конструкции на входе в камеру сгорания с потоком горячего воздуха, что препятствует образованию кокса в канале первого каскада топливного коллектора и в топливных элементах форсунок первого каскада.
Предложенная конструкция позволяет изготавливать каналы первого и второго каскадов топливного коллектора камеры сгорания точением с последующим шлифованием поверхностей с высокой чистотой, что дополнительно снижает образование кокса. Кроме того, сокращается количество стыков, что повышает надежность коллектора.
Изобретение позволяет улучшить эксплуатационные характеристики и повысить ресурс камеры сгорания и двигателя в целом.
Источники информации
1. Патент Франции, №1538394, кл. F 02 C опубл. 29.07.68.
2. “Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей” под общей редакцией д-ра техн. наук Д.В. Хронина, М., "Машиностроение", 1989 г., стр. 420.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНЫЙ КОЛЛЕКТОР С ФОРСУНКАМИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2362030C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2620187C1 |
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя | 1990 |
|
SU1726917A1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ | 2007 |
|
RU2347144C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ | 2007 |
|
RU2343356C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2349840C1 |
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА С ПРОДУВАЕМОЙ ИЗОЛИРУЮЩЕЙ ВОЗДУШНОЙ ПОЛОСТЬЮ | 2013 |
|
RU2623319C2 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАЛОЭМИССИОННАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2515909C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГТД И ФОРСУНОЧНЫЙ МОДУЛЬ | 2012 |
|
RU2493492C1 |
ФОРСУНКА ДВУХТОПЛИВНАЯ "ГАЗ ПЛЮС ЖИДКОЕ ТОПЛИВО" | 2014 |
|
RU2578785C1 |
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус и установленный в нем топливный коллектор с форсунками, выполненный в виде двух кожухов, образующих каналы первого и второго каскадов. Каждый из каналов сообщен с каналом двухкаскадной форсунки. Кожухи установлены коаксиально. Внутренний кожух выполнен в виде двух соединенных между собой боковых стенок и основания, составляющего одно целое с корпусом форсунки. Наружный кожух выполнен в виде крышки, соединенной с основанием. Такое выполнение устройства предотвращает образование кокса в канале первого каскада топливного коллектора и топливных элементах форсунок первого каскада, что позволяет повысить ресурс камеры сгорания. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
US 5437159 A, 01.08.1995.US 5394688 A, 07.03.1995.EP 0654639 A1, 24.04.1995.DE 19627760 A1, 15.11.1998.SU 663974 A, 28.05.1979.SU 794301 A, 07.01.1981. |
Авторы
Даты
2003-11-27—Публикация
2002-11-25—Подача