Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в конструкции стержневой катушки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания (далее - ДВС), снабженной устройством для измерения ионного тока, протекающего через электроды свечи зажигания.
Известны (см., например, патенты RU 2117820 C1, MПК 6 F 02 P 3/02, публ. 20.08.98 г. RU 2123132 C1, МПК 6 F 02 Р 3/02, публ. 10.12.98 г. ) индивидуальные катушки зажигания, выполненные в виде стержня (далее - стержневые катушки зажигания).
Форма и габаритные размеры стержневых катушек зажигания обусловлены необходимостью размещения катушек в глубоких узких свечных каналах многоклананных ДВС.
Известна технологичная конструкция магнитного сердечника для стержневой катушки зажигания, см. заявку WO 99/16092, MПK 6 Н 01 F 41/02, публ. 01.04.99 г. Магнитный сердечник, форма которою близка к цилиндрической, выполнен шихтованным, т. е. набранным в виде пакета прямоугольных пластин. Каждая из пластин снабжена гребнями и впадинами, которые позволяют соединить пластины в пакет путем сжатия.
Из патента RU 2103543 C2, МПК 6 F 02 P 17/00. публ. 27.01.98 г., бюл. 3 известно устройство для измерения ионного тока, протекающего через электроды свечи зажигания, включающее в себя проходной конденсатор и диод.
Из патента RU 2152534 C1, МПК 7 F 02 P 3/02 известна стержневая катушка зажигания, содержащая шихтованный магнитный сердечник, форма которого близка к цилиндрической, с центральной пластиной из электропроводного материала, первичную и вторичную обмотки, расположенные вокруг сердечника, низковольтный и высоковольтный соединители. Катушка снабжена устройством для измерения ионного тока, включающим в себя диод и конденсатор, одна из обкладок которого соединена с первичным соединителем.
Недостатками конструкции являются повышенные требования к изоляции конденсатора и магнитного сердечника, приводящие к усложнению и удорожанию катушки зажигания. Недостатки обусловлены размещением конденсатора вблизи низковольтного соединителя.
За прототип заявляемого изобретения взята стержневая катушка зажигания (патент RU 2165543 C2, МПК 7 F 02 P 3/02, публ. 20.04.2001 г. бюл. 11). Катушка содержит шихтованный магнитный сердечник, первичную и вторичную обмотки, расположенные вокруг сердечника, магнитный экран с прорезью, охватывающий сердечник с обмотками, а также низковольтный соединитель, высоковольтный соединитель и устройство для измерения ионного тока, включающее в себя расположенные вблизи высоковольтного соединителя диод и конденсатор. Один из выводов конденсатора соединен с контактом низковольтного соединителя сигнальной шинкой, расположенной в прорези магнитного экрана.
Достоинством катушки-прототипа является удачное расположение конденсатора в катушке. При размещении конденсатора вблизи высоковольтного соединителя снижаются требования к изоляции конденсатора, благодаря чему снижается стоимость изготовления катушки.
Недостатком прототипа является высокая трудоемкость изготовления катушки, обусловленная применением ручного труда при укладке сигнальной шинки в прорезь магнитного экрана.
Задачей заявляемого изобретения является создание технологичной. надежной и дешевой катушки зажигания, снабженной устройством для измерения ионного тока.
Указанная задача решается в стержневой катушке зажигания, включающей в себя шихтованный магнитный сердечник, обмотки, расположенные вокруг сердечника, низковольтный соединитель, высоковольтный соединитель, а также диод и конденсатор, размещенные вблизи высоковольтного соединителя, причем ось симметрии конденсатора параллельна оси симметрии сердечника, а одна из обкладок конденсатора соединена с контактом низковольтного соединителя сигнальной шинкой.
Задача решается тем, что по меньшей мере один из центральных слоев магнитного сердечника выполнен составным из нескольких продольных пластин, а сигнальная шинка размещена между пластинами упомянутого центрального слоя магнитного сердечника. При этом центральный слой может быть выполнен из двух пластин, размеры пластин центральною слоя магнитного сердечника могут совпадать с размерами пластин периферических слоев магнитного сердечника, конец шинки, примыкающий к конденсатору, может быть снабжен штыревым контактом, а по меньшей мере одна из обкладок конденсатора может быть снабжена гнездовым контактом.
На фиг.1 изображена катушка зажигания в сборе.
На фиг.2 изображен узел магнитного сердечника.
На фиг.3 изображена принципиальная схема катушки зажигания.
На фиг.4 изображена эпюра тока 11 в первичной обмотке катушки зажигания.
На фиг. 5 изображена эпюра напряжения U2 во вторичной обмотке катушки зажигания перед диодом VD.
На фиг. 6 изображена эпюра напряжения Uc во вторичной обмотке катушки зажигания на конденсаторе С.
На фиг. 7 изображена эпюра напряжения Ur на токоизмерительном резисторе R.
Изобретение может быть реализовано в конструкции стержневой катушки зажигания (см. фиг.1), включающей в себя, по меньшей мере, корпус 1 и размещенные в корпусе магнитный сердечник 2, первичную 3 и вторичную 4 обмотки, низковольтный соединитель 5, высоковольтный соединитель 6, конденсатор 7, сигнальную шинку 8 и диод 9.
Для реализации изобретения в конструкции выполняют следующие изменения.
В предпочтительном варианте реализации изобретения (см. фиг.1) конденсатор 7 выполняют в форме цилиндра, при этом по меньшей мере внутреннюю обкладку конденсатора снабжают гнездовым контактом 10.
Заметим, что внешняя обкладка конденсатора 7 также может быть снабжена гнездовым контактом (не показано).
Центральный слой сердечника 2 (см. фиг.2) выполняют из нескольких продольных пластин 11, 12. В лучшем варианте реализации таких пластин может быть две. При этом для повышения технологичности и снижения стоимости изготовления катушки в качестве пластин 11, 12 центрального слоя могут использовать пластины, из которых набирают периферические слои сердечника 2.
Пластины 11, 12 сердечника 2 снабжают средствами крепления, выполненными в виде впадин и гребней (не показаны).
Сердечник 2 получают путем сложения соответствующим образом ориентированных своими гребнями и впадинами двух одинаковых половинок сердечника, одна из которых включает в себя пластину 11, а другая пластину 12. Между половинками сердечника (между центральными пластинами 11, 12) укладывают сигнальную шинку 8 из электропроводящею материала. При сжатии половинок сердечника 2 друг с другом гребни одной половины входят во впадины другой половины, образуя жесткое механическое соединение. В результате получается магнитный сердечник 2 с сигнальной шинкой 8 внутри.
Сигнальная шинка 8 может быть вставлена внутрь магнитного сердечника 2 также и после обжатия половинок в сердечник.
Конец 13 сигнальной шинки 8, предназначенный для соединения с выводом конденсатора 7, может быть снабжен штыревым контактом 14.
Соединение внутренней обкладки конденсатора 7 сигнальной шинкой 8 предпочтительно осуществляют путем вставления штыревого контакта 14 в гнездовой контакт 10 конденсатора. Это позволяет отказаться от сварки или пайки в труднодоступном месте и уменьшает трудозатраты при сборке катушки зажигания.
Наружную обкладку конденсатора 7 соединяют через диод 9 с выходом вторичной обмотки 4.
Второй конец сигнальной шинки 8 и выводы обмоток 3, 4 катушки зажигания обжимают или сваривают с соответствующими контактами низковольтного соединителя 5.
Работа катушки зажигания, принципиальная схемы которой представлена на фиг. 3, происходит в двух последовательных режимах: режиме формирования искрового разряда и следующим за ним режиме диагностики.
Приведенная на фиг. 3 принципиальная схема катушки зажигания содержит следующие обозначения:
L - индуктивность первичной обмотки;
М - магнитный сердечник;
VD - диод;
R - токоизмерительный резистор;
С - конденсатор,
SP - свеча зажигания.
Формирование искрового разряда происходит традиционным способом.
При протекании тока через первичную обмотку L катушки зажигания в ее магнитном сердечнике М возникает магнитный поток и соответственно в магнитном поле катушки зажигания накапливается энергия W, определяемая формулой:
W=1/2LI2,
где I - амплитуда тока накопления в первичной обмотке; L - индуктивность, первичной обмотки.
Прерывание тока в первичной обмотке при его выключении вызывает быстрый спад магнитного потока до нуля, что, в свою очередь, по закону индукции вызывает появление ЭДС, находящейся в первичной и вторичной обмотках катушки, пропорционально количеству их витков.
Высокое напряжение U2, см. фиг.5, развиваемое во вторичной обмотке, поступает через диод VD на конденсатор С, в результате чего происходит заряд конденсатора.
При достижении напряжения на конденсаторе величины Ub, см. фиг.6 (напряжение пробоя искрового промежутка свечи зажигания, установленной и камере сгорания ДВС, на фигуре не показан), происходит электрический пробой искрового промежутка свечи зажигания SP, и напряжение на искровом промежутке резко уменьшается (см. фиг. 5) до напряжения Us, горения тлеющего разряда (происходит искровой разряд).
Искровой разряд вызывает воспламенение топливовоздушной смеси в камере сгорания ДВС и последующий рабочий ход.
После того, как на поддержание тлеющего разряда будет израсходована запасенная в магнитном поле энергия, искровой разряд прекращается и катушка переходит в режим диагностики, при котором во вторичной обмотке катушки возбуждаются резонансные колебания напряжения. Возбуждение резонансных колебаний производят путем периодического пропускания через первичную обмотку катушки зажигания тока возбуждения с частотой, близкой к частоте собственных колебаний вторичной обмотки. Величина тока возбуждения, см. фиг.4, в десятки раз меньше тока накопления (0,2А и 10А соответственно).
Напряжение резонансных колебаний производит заряд конденсатора до амплитудного значения Ua, см. фиг.5, для получения положительного напряжения, приложенного к искровому промежутку свечи зажигания.
Под действием приложенного положительного напряжения через искровой промежуток свечи зажигания начинает протекать ионный ток i, образованный продуктами горения топливовоздушной смеси. При этом ионный ток i протекает от одной обкладки конденсатора С к другой через искровой промежуток свечи зажигания, вызывая разряд конденсатора С до некоторой остаточной величины Ur, см. фиг.6, зависящей от величины ионного тока i. Величина ионного тока i определяется параметрами среды в искровом промежутке свечи зажигания, размещенной в камере сгорания ДВС, которая, в свою очередь, определяется условиями работы ДВС. Каждое следующее резонансное колебание вызывает дозаряд конденсатора С oт остаточного значения напряжения Ur до амплитудного значения Uа резонансных колебаний, см. фиг.5. Процесс возбуждения резонансных колебаний продолжается до окончания такта сгорания в камере сгорания.
Измеряя величину тока до заряда, см. фиг.7, конденсатора, например, при помощи токоизмерительного резистора R, подключенного последовательно к выводу конденсатора С, можно судить о величине ионного тока i, протекающего в искровом промежутке свечи зажигания SP, см. фиг.6, поскольку из закона сохранения заряда следует, что за период следования импульсов до заряд , интеграл тока до заряда равен интегралу ионного тока за тот же период.
Величина ионного тока зависит от таких параметров, как давление в камере сгорания, температура, состав топлива, соотношение воздух/топливо исходной топливовоздушной смеси и др.
Анализируя ионный ток, можно получать информацию о всех этих параметрах, которые могут быть использованы как для диагностики, так и для управления ДВС.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВС | 1999 |
|
RU2165543C2 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 1998 |
|
RU2136953C1 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 1998 |
|
RU2152534C1 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 2001 |
|
RU2190893C1 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 2001 |
|
RU2216063C2 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 1996 |
|
RU2123132C1 |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВС | 1999 |
|
RU2171395C2 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 1996 |
|
RU2117820C1 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 2001 |
|
RU2216808C2 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ, ОБМОТОЧНЫЙ УЗЕЛ КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ И ПРОХОДНОЙ КОНДЕНСАТОР | 2000 |
|
RU2189490C1 |
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в конструкции стержневой катушки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания, снабженной устройством для измерения ионного тока, протекающею через электроды свечи зажигания. Технический результат заключается в создании технологичной, надежной и дешевой катушки зажигания, снабженной устройством для измерения ионного тока. Стержневая катушка зажигания включает в себя шихтованный магнитный сердечник, один из центральных слоев которого выполнен из нескольких продольных пластин, первичную и вторичную обмотки, низковольтный соединитель, высоковольтный соединитель и конденсатор, ось симметрии которого параллельна оси симметрии сердечника. Одна из обкладок конденсатора соединена с контактом низковольтного соединителя сигнальной шинкой, которая размещена между пластинами упомянутого центрального слоя магнитного сердечника. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВС | 1999 |
|
RU2165543C2 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 1998 |
|
RU2152534C1 |
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
JP 9213543 A, 15.08.1997 | |||
СОЕДИНИТЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ С ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ | 1995 |
|
RU2103543C1 |
US 5419300 A, 30.05.1995 | |||
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 1996 |
|
RU2117820C1 |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ | 1996 |
|
RU2123132C1 |
Авторы
Даты
2004-01-10—Публикация
2001-11-22—Подача