ДИФФЕРЕНЦИАЛ Российский патент 2004 года по МПК F16H48/08 

Описание патента на изобретение RU2225956C2

Техническое решение относится к дифференциальным передачам с планетарными коническими зубчатыми колесами, используемым в трансмиссиях транспортных средств, в частности в ведущих мостах автомобилей, автобусов и троллейбусов.

Одной из задач, решаемых при конструировании дифференциальной передачи с коническими сателлитами, называемой в дальнейшем более коротко дифференциалом, является создание надежной опоры для конических сателлитов и обеспечение фиксации опорных стержней, на которых в корпусе дифференциала установлены эти сателлиты.

Известен дифференциал, содержащий корпус, в котором размещены конические сателлиты, установленные на отдельных одинаковых опорных стержнях, зафиксированных от выпадения из корпуса наружу ведомым зубчатым колесом угловой (главной) зубчатой передачи ведущего моста, а концевые участки этих стержней, обращенные внутрь дифференциала, расположены в проставке, имеющей центральное отверстие, в котором установлена съемная стопорная втулка, отделяющая концы стержней для предотвращения их смещения внутрь (патент РФ № 2076964 МПК F 16 H 48/08). Известны также другие дифференциалы, в которых опорные стержни конических сателлитов от выпадения наружу зафиксированы ведомым зубчатым колесом угловой передачи, надетым на корпус дифференциала (выданные в СССР авторские свидетельства № 992864, 1174633, МПК F 16 H 1/38). Однако в тех угловых зубчатых передачах ведущих мостов, в которых ведомое зубчатое колесо смещено от опорных стержней сателлитов дифференциала, возникает проблема фиксации стержней от выпадения наружу. Эту проблему решают по-разному.

Известна фиксация опорных стержней конических сателлитов дифференциала сплошным кольцом, установленным снаружи на корпусе и зафиксированным на нем разрезным стопорным кольцом (патент в США № 4722244 НКИ 74/713, акцептованная заявка в Великобритании № 2179714 МПК F 16 H 1/40, патент в ФРГ № 3629198 МПК В 60 К 17/16). Известна фиксация опорных стержней расположенным на корпусе фасонным пружинным дугообразным стопором с загнутыми концами, образующими крючки, зацепленные с корпусом (заявка во Франции № 2588930 МПК F 16 H 1/38). Известна фиксация опорных стержней тонколистовым колпаком, надетым на корпус и имеющим бурт, расположенный между корпусом дифференциала и уступом на ведомом зубчатом колесе угловой передачи для осевой фиксации колпака (выложенная заявка в ФРГ № 3215430 МПК F 16 H 1/40). Известны также многообразные стопорные кольца различной формы, охватывающие корпус дифференциала напротив торцов опорных стержней конических сателлитов (заявки во Франции № 2456887, ЕПВ № 20228 МПК F 16 H 1/40, патент в США № 4363248 НКИ 74/713). Однако фиксация опорных стержней конических сателлитов с помощью технических средств, расположенных снаружи корпуса дифференциала, неприемлема при малом расстоянии между корпусом и ведущей шестерней угловой передачи.

Известна фиксация опорных стержней конических сателлитов дифференциала штифтами (акцептованные заявки в Великобритании № 2124166, 2317661 МПК В 60 К 17/16, патенты в ФРГ № 4101327 МПК В 60 К 17/16, в США № 5183445 НКИ 475/230, 3651713 НКИ 74/713). Однако при использовании штифтов, уложенных в поперечные отверстия, выполненные в опорных стержнях, требуется сверлить в корпусе дифференциала глубокие отверстия.

Известны дифференциалы, в которых опорные стержни сателлитов имеют резьбовое соединение с проставкой, размещенной внутри дифференциала между сателлитами (патент в США № 5186694 НКИ 475/230, заявка в ЕПВ № 471499 МПК F 16 H 1/40). Известно крепление опорных стержней расположенньми в них винтами, имеющими резьбовое соединение с проставкой (заявки в Германии № 19631937, Франции № 2752281 МПК F 16 H 48/08). Однако использование резьбовых соединений требует использования специальных средств для предотвращения их самопроизвольного рассоединения.

Известен дифференциал, содержащий корпус с четырьмя коническими сателлитами, короткие и длинные стержни для опоры сателлитов и фигурную втулку с профильными пазами, в которых расположены шейки, выполненные на упомянутых стержнях (заявка во Франции № 2682732 МПК F 16 H 1/40). Однако в этом дифференциале сателлиты, установленные на коротких стержнях, расположены по существу консольно, из-за чего возможно расшатывание опорных стержней и, как следствие, разрушение мест их сопряжения с корпусом. Базирование же коротких опорных стержней в фигурной втулке делает ее изготовление весьма трудоемким.

В качестве прототипа принят дифференциал, содержащий корпус, в котором расположены четыре конических сателлита, короткие и длинный стержни для опоры сателлитов, вставленные в корпус и в проставку, размещенную между противолежащими сателлитами для базирования концевых участков коротких стержней, обращенных к длинному стержню (выданное в СССР авторское свидетельство № 1670247 МПК F 16 H 1/40, опубл. 15.08.1991 г.). В этом дифференциале опорные стержни сателлитов зафиксированы стопорным кольцом с профилем уголка, установленным на корпусе дифференциала и закрепленным головками болтов, соединяющих ведомое зубчатое колесо угловой передачи с корпусом. Однако такое стопорное кольцо увеличивает радиальные габариты дифференциала и его массу.

Решаемой задачей является создание компактного дифференциала с надежной опорой его конических сателлитов на опорных стержнях, удобно зафиксированных от самопроизвольных перемещений простыми средствами.

Решение этой задачи обеспечено тем, что в дифференциале, содержащем корпус, в котором расположены четыре конических сателлита, короткие и длинный стержни для опоры сателлитов, вставленные в корпус и в проставку, обращенные к длинному стержню концевые участки коротких стержней расположены в канавке между выполненными на нем уступами с возможностью контакта с ними и зацеплены с вкладышем, установленным в проставке.

Благодаря тому что в дифференциале с четырьмя коническими сателлитами два сателлита расположены на общем длинном стержне и два сателлита установлены на отдельных коротких стержнях, концевые участки которых, обращенные к длинному стержню, расположены в канавке между уступами на нем с возможностью контакта с ними и зацеплены с вкладышем, установленным в проставке, образующей дополнительную опору для коротких стержней, обеспечена надежная продольная фиксация длинного опорного стержня зацепленными с ним концевыми участками коротких стержней, которые в свою очередь удобно зафиксированы зацепленным с ними вкладышем, вставленным в проставку в выполненное в ней отверстие, не выступая из нее.

При предпочтительном выполнении дифференциала упомянутый вкладыш выполнен в виде скобы, полки которой расположены в канавках на коротких стержнях, связывая их между собой.

В этом дифференциале у обратной стороны скобы в отверстии внутри проставки может быть установлено разрезное стопорное кольцо для предотвращения выхода полок скобы из зацепления с опорными стержнями сателлитов.

Эта скоба может иметь сегментные участки, контактирующие со стопорным кольцом и с проставкой, для обеспечения надежного ее базирования.

На скобе между ее сегментными участками может быть выполнена бобышка с резьбовым отверстием, размещенная между уступами на длинном стержне у выполненной на нем шейки. Наличие бобышки с резьбовым отверстием на скобе, имеющей сегментные участки, прилегающие к стопорному кольцу, установленному в проставке, позволяет обеспечить удобство сборки дифференциала благодаря возможности использовать упомянутое резьбовое отверстие для соединения скобы с монтажным инструментом типа рым-болта, служащим для перемещения корпуса дифференциала с находящимися в нем деталями при установке на него ведомого зубчатого колеса угловой зубчатой передачи ведущего моста.

На фиг. 1 представлен дифференциал угловой (главной) зубчатой передачи ведущего моста транспортного средства.

На фиг. 2 изображен этот дифференциал в увеличенном виде.

На фигуре 3 показан длинный опорный стержень, служащий для опоры сателлитов дифференциала.

На фиг. 4 изображена скоба, вид в плане.

На фиг. 5 показана эта же скоба, вид сбоку.

Дифференциал содержит корпус 1 (фиг.1), на котором винтами 2 закреплено ведомое зубчатое колесо 3 угловой зубчатой передачи ведущего моста транспортного средства. Корпус 1 закрыт крышкой 4. Внутри корпуса 1 расположены четыре конических сателлита, из которых сателлиты 5 и 6 установлены на отдельных коротких цилиндрических стержнях 7 и 8 (фиг.2), а другие сателлиты (не показаны) установлены на общем длинном цилиндрическом стержне 9 (фиг.3). Стержень 9 на среднем участке имеет цилиндрическую шейку 10, диаметр которой меньше диаметра концевых участков. Эта шейка 10 расположена между уступами 11 и 12, выполненными на стержне 9. Короткие стержни 7 и 8 и длинный стержень 9 вставлены в корпус 1 и в проставку 13 (фиг.2), размещенную между противолежащими сателлитами в середине дифференциала. Проставка 13 образует дополнительную опору для коротких стержней 7 и 8.

Длинный стержень 9 зацеплен с короткими стержнями 7 и 8. Для обеспечения этого зацепления обращенные к длинному стержню 9 концевые участки 14 и 15 коротких стержней 7 и 8 расположены у его шейки 10 в кольцевой канавке между уступами 11 и 12 с возможностью контакта с ними для обеспечения осевой фиксации длинного стержня 9. Короткие стержни 7, 8 для их осевой фиксации зацеплены с вкладышем, выполненным в виде скобы 16, установленной в проставке 13 в ее центральном отверстии 17. Скоба 16 имеет полки 18 и 19 (фиг.4, 5), расположенные в канавках соответственно 20 и 21, выполненных на коротких стержнях 7, 8. У обратной стороны скобы 16 в упомянутом отверстии 17 внутри проставки 13 установлено разрезное пружинное стопорное кольцо 22, фиксирующее скобу 16 в проставке 13 для предотвращения самопроизвольного выхода полок 18, 19 скобы из зацепления с короткими стержнями 7, 8. Скоба 16 имеет сегментные участки 23, 24, контактирующие внешней кромкой с проставкой 13, а торцом - со стопорным кольцом 22 при смещении к нему. Между сегментными участками 23, 24 и полками 18, 19 напротив шейки 10 длинного стержня 9 на скобе 16 выполнена бобышка 25 с резьбовым отверстием 26, используемым при сборке дифференциала. Это резьбовое отверстие 26 предназначено для соединения корпуса дифференциала с установленными в нем деталями со специальным монтажным инструментом, посредством которого в особом сборочном станке перемещают корпус 1 дифференциала при установке на него зубчатого колеса 3.

Сателлиты 5, 6 и другие два сателлита имеют зубчатое зацепление с центральными шестернями 27 и 28, установленными соответственно в корпусе 1 дифференциала и в его крышке 4. Шестерни 27 и 28 имеют шлицевое соединение с ведомыми валами (не показаны).

При сборке дифференциала его корпус 1 помещают плашмя в специальный станок и укладывают в него шестерню 27, все сателлиты и проставку 13. В любые два противолежащие сателлита сквозь корпус вставляют длинный опорный стержень 9, на котором подвешивают также проставку 13, а затем в другие два сателлита и в проставку 13 вставляют короткие стержни 7 и 8, размещая их концевые участки 14 и 15 между уступами 11 и 12 на длинном стержне 9 для его осевой фиксации. После установки опорных стержней в проставку 13 вкладывают скобу 16, полки 18 и 19 которой вставляют в канавки 20 и 21 на стержнях 7 и 8, зацепляя их тем самым с концевыми участками 14 и 15 коротких стержней 7, 8. Сзади скобы в кольцевую канавку внутри отверстия 17 помещают разрезное стопорное кольцо 22. После этого ввертывают монтажный инструмент в резьбовое отверстие 26, имеющееся в бобышке 25 скобы 16, и с его помощью вынимают из станка корпус дифференциала с помещенными в него деталями. На станок укладывают ведомое зубчатое колесо 3 и опускают обратно корпус дифференциала, надевая на него зубчатое колесо 3, которое закрепляют вместе с крышкой 4 винтами 2.

При вращении дифференциала силы, которые возникают в зацеплении сателлитов с шестернями 27 и 28, нагружая опорные стержни 7, 8 и 9, воспринимаются корпусом 1, а также проставкой 13, благодаря которой сателлиты 5 и 6 имеют по существу двухопорное базирование, что облегчает условия их работы.

Вследствие того что в дифференциале с четырьмя коническими сателлитами, расположенными на длинном и коротких стержнях, вставленных в корпус и в проставку, концевые участки коротких стержней расположены между уступами на длинном стержне с возможностью контакта с ними и зацеплены с вкладышем, установленным в проставке, обеспечена простыми средствами надежная фиксация опорных стержней сателлитов с соблюдением компактности дифференциала без увеличения его габаритов. При этом выполнение вкладыша в виде фигурной скобы, зафиксированной в проставке стопорным кольцом и имеющей соприкасающиеся с ним сегментные участки, между которыми расположена бобышка с резьбовым отверстием, дало возможность использовать вкладыш не только для фиксации опорных стержней сателлитов, но и в качестве крепежного элемента для подвешивания корпуса дифференциала на монтажном инструменте при сборочных операциях, что обеспечивает удобство сборки дифференциала.

Похожие патенты RU2225956C2

название год авторы номер документа
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Александров Е.Б.
  • Жевлаков С.А.
  • Зайцев В.П.
  • Матвеев В.М.
  • Пуляева З.М.
  • Смирнова Д.В.
  • Старовойтов М.П.
  • Старовойтова А.В.
  • Фонский В.А.
RU2230676C2
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ВЕДУЩЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Александров Е.Б.
  • Жевлаков С.А.
  • Зайцев В.П.
  • Матвеев В.М.
  • Пуляева З.М.
  • Смирнова Д.В.
  • Старовойтов М.П.
  • Старовойтова А.В.
  • Фонский В.А.
RU2225957C2
Самоблокирующийся дифференциал 1982
  • Гилин Виктор Федорович
SU1082639A1
Крестовина дифференциала транспортного средства (два варианта) 2020
  • Логунов Юрий Михайлович
  • Новицкий Казимир Иосифович
  • Хабиров Руслан Равильевич
  • Кулышев Алексей Николаевич
  • Лежепеков Сергей Михайлович
  • Костенко Светлана Петровна
  • Костин Станислав Геннадьевич
RU2733182C1
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2002
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Ипатов Алексей Алексеевич
  • Кутенев Вадим Федорович
  • Выборнов Владимир Георгиевич
RU2269043C2
ВЕДУЩИЙ МОСТ ПОЛНОПРИВОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Малыхин Михаил Васильевич
  • Золотницкий Александр Витальевич
  • Корнилов Виктор Михайлович
  • Алещенко Олег Петрович
RU2340820C1
Многоосное длиннобазное шасси 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2743769C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ 2023
  • Малыхин Михаил Васильевич
  • Овчинников Валерий Александрович
  • Окунев Алексей Павлович
RU2821206C1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Малыхин М.В.
  • Горев Д.Г.
RU2093374C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕДАТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДВАИВАНИЯ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСМИССИЯ С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ 2018
  • Рауль, Мишель
  • Тейксейра, Жан-Мишель
  • Бриек, Ален
RU2731488C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 225 956 C2

Реферат патента 2004 года ДИФФЕРЕНЦИАЛ

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Дифференциал содержит корпус 1, четыре конических сателлита, короткие 7, 8 и длинный 9 стержни для опоры сателлитов, проставку 13 и вкладыш 16. Стержень 9 имеет цилиндрическую шейку 10, расположенную между уступами 11 и 12, выполненными на стержне 9. Обращенные к длинному стержню 9 концевые участки коротких стержней 7, 8 расположены между уступами 11, 12 стержня 9, контактируют с ним и зацеплены с вкладышем 16, установленным в проставке 13. Технический результат - обеспечение простыми средствами надежной осевой и радиальной фиксации опорных стержней сателлитов с соблюдением компактности дифференциала и повышением удобства его сборки. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 225 956 C2

1. Дифференциал, содержащий корпус, в котором расположены четыре конических сателлита, короткие и длинный стержни для опоры сателлитов, вставленные в корпус и в проставку, отличающийся тем, что обращенные к длинному стержню концевые участки коротких стержней расположены между выполненными на нем уступами с возможностью контакта с ними и зацеплены с вкладышем, установленным в проставке.2. Дифференциал по п.1, отличающийся тем, что вкладыш выполнен в виде скобы, полки которой расположены в канавках на коротких стержнях.3. Дифференциал по п.2, отличающийся тем, что у обратной стороны скобы в отверстии внутри проставки установлено разрезное стопорное кольцо.4. Дифференциал по п.3, отличающийся тем, что скоба имеет сегментные участки, контактирующие со стопорным кольцом и с проставкой.5. Дифференциал по п.4, отличающийся тем, что на скобе между сегментными участками имеется бобышка с резьбовым отверстием, размещенная между уступами на длинном стержне у выполненной на нем шейки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2225956C2

Дифференциал 1989
  • Савровский Константин Константинович
  • Шалаев Юрий Демьянович
SU1670247A1
US 4363248 А, 14.12.1982
US 3974717 А, 17.08.1976.

RU 2 225 956 C2

Авторы

Александров Е.Б.

Жевлаков С.А.

Зайцев В.П.

Матвеев В.М.

Пуляева З.М.

Смирнова Д.В.

Старовойтов М.П.

Старовойтова А.В.

Фонский В.А.

Даты

2004-03-20Публикация

2002-06-06Подача