ЛЫЖИ Российский патент 2004 года по МПК A63C5/44 

Описание патента на изобретение RU2229915C2

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к беговым гоночным лыжам.

Известна конструкция лыж [Патент ФРГ №2913489, кл. А 63 С 5/04 1979], содержащая основание, поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и суженные носок и пятку.

В этой конструкции предусмотрена возможность поворота лыж по разным радиусам - внутренней к повороту лыжи - по малому радиусу, внешней к повороту лыжи - по большому радиусу. Это обеспечивает высокую управляемость лыж при повороте.

Однако такая конструкция не учитывает жесткость и кондиции трассы. Она хорошо работает и выполняет свои функции только на жесткой трассе. На мягком снегу, когда лыжи при повороте глубоко проваливаются в снежную трассу и опираются не только на кант, но и на поверхность скольжения, форма и длина канта не оказывают существенного влияния на управляемость лыж.

Известна другая конструкция лыж [Патент SU №1378876, кл. А 63 С 5/04 1986 г. - прототип], содержащая поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и асимметрично суженные носок и пятку. Асимметрично суженные и загнутые носок и пятка не “собирают” снежные комки и неровности трассы вне траектории движения лыжи, не отклоняют лыжу с прямой линии проката.

Однако такая конструкция тоже не учитывает жесткость и кондиции трассы и особенности использования лыж при коньковом ходе.

Так, при коньковом ходе в начале фазы отталкивания лыжа контактирует со снежной трассой всей скользящей поверхностью (скользящая поверхность лыжи расположена параллельно трассе), и точка приложения силы отталкивания спортсмена к лыже находится в районе пятки ботинка. В конце фазы отталкивания лыжа контактирует со снежной трассой частью скользящей поверхности, смежной с внутренним кантом (скользящая поверхность лыжи расположена под углом к поверхности трассы), и сила отталкивания приложена к лыже у носка ботинка. На мягкой трассе это приводит к тому, что в начале фазы отталкивания под задней частью лыжи (от пятки ботинка до пятки лыжи) возникает повышенное давление скользящей поверхности на трассу, а в конце фазы отталкивания повышенное давление возникает под передней частью лыжи (от носка лыжи до носка ботинка).

Повышенное давление на трассу приводит к тому, что лыжа от начала и до конца фазы отталкивания глубоко проваливается в снег попеременно то задней, то передней частью. Это ухудшает скольжение и, соответственно, уменьшает скорость прохождения трассы. Причем чем короче длина лыж (а для конькового хода применяют более короткие лыжи), тем большее влияние играет точка приложения силы отталкивания (на пятку или на носок ботинка) на неравномерность и повышение давления скользящей поверхности на трассу.

Кроме того, в начале фазы отталкивания лыжа опирается на трассу всей своей скользящей поверхностью (лыжа параллельна трассе), а в конце фазы - лишь частью скользящей поверхности, смежной с внутренним кантом (лыжа наклонена к поверхности трассы под углом). Следовательно, площадь опоры на трассу в конце фазы отталкивания меньше и поэтому давление лыжи на трассу больше. Это тоже приводит к глубокому проваливанию лыжи в мягкую снежную трассу и ухудшению скольжения.

Использование лыж на жесткой снежной трассе часто приводит к боковому соскальзыванию лыжи в конце фазы отталкивания коньковым ходом. Одной из причин этого является неравномерное распределение давления на трассу по длине скользящей поверхности лыжи. В точках максимального давления происходит превышение допустимого сдвигового напряжения снежной трассы, это вызывает срыв канта лыжи из зацепления с трассой и происходит боковое соскальзывание лыжи. Боковые соскальзывания лыж существенно снижают скорость лыжника.

Целью изобретения является улучшение скольжения и управляемости лыж путем более равномерного распределения давления лыж на снежную трассу по длине лыж от начала и до конца фазы отталкивания.

Указанная цель достигается тем, что в известных лыжах, содержащих поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и асимметрично суженные носок и пятку, участки поверхности скольжения, контактирующие со снежной трассой и смежные с внутренним и внешним кантами, смещены относительно друг друга в продольном направлении.

Так, для мягкой трассы и при использовании коротких лыж участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к носку лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к пятке лыжи.

Для жесткой трассы и при использовании коротких лыж участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к пятке лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к носку лыжи.

Для жесткой трассы и при использовании длинных лыж участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к середине лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к пятке и носку.

Для мягкой снежной трассы и при использовании длинных лыж участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к пятке и носку, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к середине лыжи.

Смещение участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к носку лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к пятке лыжи обеспечивает равномерное распределение давления по длине лыжи на мягкой снежной трассе при использовании коротких лыж от начала и до конца фазы отталкивания.

Смещение участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к пятке лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к носку лыжи обеспечивает лучшую управляемость лыжи на поворотах на жесткой снежной трассе при использовании коротких лыж.

Смещение участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к середине лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к носку и пятке лыжи обеспечивает равномерное распределение давления по длине лыжи на жесткой снежной трассе от начала и до конца фазы отталкивания. Такая конструкция также обеспечивает лучшую управляемость лыж при коньковом ходе, поскольку скользящая поверхность лыжи опирается на трассу вблизи места крепления лыжного ботинка.

Смещение участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к носку и пятке лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к середине лыжи обеспечивает уменьшение давления на трассу в конце фазы отталкивания, меньшее заглубление лыжи в мягкую снежную трассу при ее наклоне, улучшение скольжения лыжи.

На фиг.1 показана пара лыж со смещением участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к носку лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к пятке лыжи.

На фиг.2 показана пара лыж со смещением участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к пятке лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к носку лыжи.

На фиг.3 показана пара лыж со смещением участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к середине лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к носку и пятке лыжи.

На фиг.4 показана пара лыж со смещением участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к носку и пятке лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к середине лыжи.

Предложенные лыжи содержат поверхность скольжения 1, внутренний 2 и внешний 3 канты, загнутые и асимметрично суженные носок 4 и пятку 5, при этом участки поверхности скольжения 1, смежные с внутренним 2 и внешним 3 кантами, смещены относительно друг друга в продольном направлении.

Так, при коньковом ходе в начале фазы отталкивания лыжа контактирует со снежной трассой всей скользящей поверхностью 1 (скользящая поверхность 1 лыжи расположена параллельно трассе), и точка приложения силы отталкивания спортсмена находится в районе середины лыжи у пятки ботинка (не показан). В конце фазы отталкивания лыжа контактирует со снежной трассой только частью скользящей поверхности 1, смежной с внутренним кантом 2 (скользящая поверхность 1 лыжи наклонена к поверхности трассы), и сила отталкивания приложена к лыже у носка ботинка (не показан).

Смещение участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, к носку 4 лыжи, а участка поверхности скольжения 1, смежного с внешним кантом 3, к пятке 5 лыжи обеспечивает от начала и до конца фазы отталкивания плавное изменение точки приложения силы отталкивания от пятки ботинка к его носку при сохранении равномерного распределения давления лыжи на трассу по ее длине.

Смещение участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, к пятке 5 лыжи, а участка поверхности скольжения 1, смежного с внешним кантом 3, к носку 4 лыжи обеспечивает лучшую управляемость лыж на поворотах на жестких трассах.

Смещение участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, к середине лыжи, а участка поверхности скольжения 1, смежного с внешним кантом 3, к носку 4 и пятке 5 лыжи обеспечивает лучшую управляемость лыж как на прямых линиях проката, так и на поворотах, поскольку участок поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, располагается вблизи закрепленного на лыже ботинка и силы давления на этот участок имеют меньший момент. В фазе отталкивания лыжа переходит от скольжения по трассе всей скользящей поверхностью 1 к скольжению на участке поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2. Давление лыжи на трассу в конце фазы отталкивания увеличивается при его равномерном распределении по длине, что предотвращает боковое соскальзывание лыжи на жесткой трассе.

Смещение участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, к носку 4 и пятке 5 лыжи, а участка поверхности скольжения 1, смежного с внешним кантом 3, к середине лыжи обеспечивает уменьшение давления лыжи на снежную трассу. В фазе отталкивания лыжа переходит от скольжения по трассе всей скользящей поверхностью 1 к скольжению на участке поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2. Благодаря большой длине участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, площадь контакта лыжи с трассой в конце фазы отталкивания больше в сравнении с известными лыжами.

Таким образом, продольное смещение относительно друг друга участков скользящей поверхности, смежных с внутренним и внешним кантами, обеспечивает в различных условиях и при различных кондициях трассы более равномерное распределение давления лыж на трассу, улучшает скольжение лыж, предотвращает боковое соскальзывание лыж, улучшает управляемость лыж.

Похожие патенты RU2229915C2

название год авторы номер документа
БЕГОВЫЕ ЛЫЖИ ДЛЯ КОНЬКОВОГО ХОДА 2014
  • Богослов Евгений Александрович
  • Герасимов Николай Петрович
  • Данилаев Максим Петрович
  • Михайлов Сергей Анатольевич
  • Польский Юрий Ехилевич
RU2569792C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБУВИ К СПОРТИВНОМУ СНАРЯДУ 2007
  • Рязанов Александр Геннадьевич
RU2346721C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБУВИ К СПОРТИВНОМУ СНАРЯЖЕНИЮ 2001
  • Рязанов А.Г.
RU2229916C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБУВИ К СПОРТИВНОМУ СНАРЯДУ 2005
  • Рязанов Александр Геннадьевич
RU2297264C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ): ЛЫЖА, ЛЫЖЕРОЛЛЕРЫ, ШАРНИРНОЕ ЛЫЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ, ЛЫЖНЫЕ БОТИНКИ И СПОСОБЫ ХОДА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2414275C1
ЛЫЖА 1993
  • Хромов Валерий Иванович
RU2077908C1
СПОСОБ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИИ ЛЫЖНЫМИ, КОНЬКОЛЫЖНЫМИ, ЛЫЖЕРОЛЛЕРНЫМИ ХОДАМИ 2013
  • Дресвянкин Анатолий Степанович
RU2553951C1
СПОСОБ ПОДБОРА СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ 2007
  • Рязанов Александр Геннадьевич
RU2361638C2
ЛЫЖА 1999
  • Толчинский М.С.
RU2152816C1
ЛЫЖА 2009
  • Герасимов Евгений Михайлович
  • Куракин Александр Николаевич
RU2400277C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 229 915 C2

Реферат патента 2004 года ЛЫЖИ

Изобретение относится к спортивному инвентарю. Лыжи содержат поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и асимметрично суженные носок и пятку, при этом участки поверхности скольжения, контактирующие со снежной трассой и смежные с внутренним и внешним кантами, смещены относительно друг друга в продольном направлении. Изобретение обеспечивает улучшение скольжения и управляемости лыж. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 229 915 C2

1. Лыжи, содержащие поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и асимметрично суженные носок и пятку, при этом участки поверхности скольжения, контактирующие со снежной трассой и смежные с внутренним и внешним кантами, смещены относительно друг друга в продольном направлении.2. Лыжи по п.1, в которых участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к носку лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к пятке лыжи.3. Лыжи по п.1, в которых участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к пятке лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к носку лыжи.4. Лыжи по п.1, в которых участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к середине лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к пятке и носку.5. Лыжи по п.1, в которых участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к пятке и носку, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к середине лыжи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2229915C2

Лыжи 1986
  • Рязанов Александр Генадьевич
SU1378876A1
DE 3600862 А1, 17.07.1986
ЛЫЖА 1999
  • Толчинский М.С.
RU2152816C1

RU 2 229 915 C2

Авторы

Рязанов А.Г.

Даты

2004-06-10Публикация

2001-05-03Подача