Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно, к трубопроводному арматуростроению и может быть использовано в инженерных сооружениях и сетях для транспортирования жидких и газообразных сред высокого давления и температуры, в том числе абразивных, агрессивных и взрывоопасных, где возникает необходимость надежного перекрытия потоков.
Широкое применение и повышенная потребность в прямоточных полнопроходных бессальниковых кранах или задвижках, в которых поток рабочей среды движется прямолинейно вдоль оси без изменения проходного сечения, обусловлено их низким гидросопротивлением, простотой и надежностью.
Известна прямоточная задвижка, содержащая полый разъемный корпус с соосно расположенными присоединительными патрубками, седла с уплотнениями, имеющие проходные отверстия, совпадающие с отверстиями присоединительных патрубков, размещенный в корпусе между седлами плоский круглый шибер с проходным отверстием и сплошным участком для перекрытия проходных отверстий седел, установленный с возможностью поворота на оси, расположенной в его средней части, и привод поворота шибера, связанный с его периферийной частью [1]. Задвижка характеризуется удовлетворительными величинами гидравлического сопротивления и усилия, необходимого для поворота шибера. Недостатком этой задвижки, очевидно, является наличие в ее конструкции седел и уплотнений, которые не предназначены для функционирования в условиях повышенных давлений рабочей среды и допускают незначительные течи в полость корпуса.
Известна задвижка, содержащая полый корпус с соосно расположенными присоединительными патрубками и расточками внутри, в которых размещены снабженные уплотнениями подпружиненные седла с проходными отверстиями, совпадающими с отверстиями присоединительных патрубков, размещенный в корпусе между седлами плоский шибер, установленный с возможностью поворота вокруг центральной оси и имеющий проходное отверстие и сплошной участок для перекрытия проходных отверстий седел, и привод поворота шибера, кинематически связанный с его периферийной частью, при этом шибер выполнен в виде фигурной пластины, имеющей по одну сторону от оси поворота расширенную часть [2]. Конструкция привода шибера обеспечивает его надежную работу, вместе с тем известные задвижки по [1 и 2] сходны между собой и, следовательно, обладают одинаковыми недостатками, ограничивающими область их применения.
Известно устройство для регулирования перепада давления, содержащее корпус с перекрываемым отверстием, крышку, шибер с проходным отверстием, расположенный между корпусом и крышкой, уплотнительные элементы, рычаг, воздействующий на шибер через валик, при этом шибер выполнен с отверстием в виде петли с вогнутой стороной, причем вогнутость этой стороны соответствует профилю проходного сечения перекрываемого отверстия [3]. Известное устройство отличается простотой конструкции и обеспечивает возможность управления потоком. Вместе с тем, сальниковые уплотнительные элементы известного устройства для обеспечения его нормальной работы в условиях повышенных давлений и температуры являются непригодными, поскольку должны одновременно совмещать в себе несколько взаимоисключающих свойств, например, упругость и постоянство формы, износостойкость и прирабатываемость, а также еще и антифрикционность и термостойкость. Поэтому область применения указанного устройства для регулирования является ограниченной.
Известна задвижка запорная, содержащая два фланца с проходными отверстиями и расположенный между ними с возможностью поворота плоский шибер, имеющий проходное отверстие, рукоятку и упоры-ограничители поворота и сжатый болтами, расположенными на фланцах, при этом каждый из фланцев покрыт эластичной прокладкой, а сверх нее - прокладкой из антифрикционного материала [4]. Такая конструкция задвижки достаточно проста, технологична в изготовлении и монтаже и может быть использована в качестве полнопроходного крана, поскольку обеспечивает хорошие гидродинамические характеристики. Благодаря наличию пакета из двух прокладок с различными свойствами задвижка одновременно обеспечивает высокую герметичность и малое усилие управления шибером. Данное известное техническое решение принято в качестве прототипа как наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату аналог.
К недостаткам прототипа следует отнести невозможность его использования в сетях с повышенными давлением и температурой рабочей среды. Для работы с высокими давлениями необходимо исключить возможность выдавливания прокладок в зазоры между фланцами и шибером, а также предотвратить формоизменение прокладок до степени потери ими герметизирующих свойств. В этих условиях эластичные свойства (способность воспринимать деформацию без разрушения) прокладок становятся второстепенными, а на приоритетное место выдвигаются упругие свойства, каковые в прототипе не обнаружены. Известно, что при продолжительной работе в условиях повышенных температур обычные материалы (особенно это касается резины) теряют свои свойства, и изделия из них быстро выходят из строя. Это в полной мере касается и прототипа, поскольку износостойкость прокладок в течение всего срока службы крана конструктивно не предусмотрена. Таким образом, указанное известное техническое решение, в силу его конструктивных особенностей, имеет ограничения по применимости.
Предлагаемое изобретение направлено на достижение технического результата, который выражается в обеспечении возможности функционирования крана с диаметром проходного сечения от 10 до 200 мм в условиях повышенных давлений (1...20 МПа) и температур (-40...+450°С) агрессивных, абразивных и взрывоопасных рабочих сред при сохранении всех положительных свойств прототипа.
В конечном итоге указанный технический результат обеспечивает в предлагаемом кране расширение его функциональных возможностей и области применения при сохранении удобства эксплуатации, надежности и долговечности.
Достижение указанного положительного технического результата реализовано в конструкции полнопроходного бессальникового крана, который состоит из стянутых болтами двух фланцев с прокладками и проходными отверстиями и расположенного между фланцами с возможностью поворота плоского шибера с проходным отверстием, рукоятки поворота. Кран снабжен, по меньшей мере, двумя уплотнительными блоками и дополнительными прокладками, каждая из которых имеет проходное отверстие и расположена на соответствующей плоскости шибера таким образом, что их проходные отверстия совмещены между собой, каждый уплотнительный блок состоит из притертых между собой подвижной и неподвижной пластин, в каждой из которых выполнено проходное отверстие, и расположен между основной и дополнительной прокладками таким образом, что подвижная пластина соединена с соответствующей дополнительной прокладкой, а неподвижная пластина - с основной прокладкой, при этом все проходные отверстия соответствуют друг другу по размерам и форме и расположены с возможностью образования единого полнопроходного канала, а проходные отверстия в пластинах каждого уплотнительного блока - еще и с возможностью одновременного перекрытия при повороте шибера.
Предпочтительным является вариант исполнения крана, в котором на каждой плоскости шибера выполнена выемка для фиксации в ней соответствующих дополнительной прокладки и подвижной пластины, а в каждом фланце выполнена выемка для фиксации в ней соответствующих основной прокладки и неподвижной пластины, при этом прокладки могут быть выполнены из упругого материала, например, графлекса, а пластины уплотнительных блоков керамическими, причем последние могут иметь дугообразную форму. Вместе с этим возможен также вариант исполнения крана с механическим приводом поворота шибера.
Важнейшими технической характеристикой любого запорно-регулирующего устройства являются величина его гидравлического сопротивления и срок службы при сохранении максимальной герметичности в условиях отсутствия осмотров, регламентных и ремонтных работ. Наиболее сложной задачей является обеспечение герметичности в месте соединения подвижных деталей крана. В настоящем кране для решения этой задачи использованы уплотнительные блоки, пластины которых выполнены из одинакового материала, а их взаимодействующие поверхности представляют собой идеально плоские поверхности, прилегающие друг к другу с зазором, величина которого сравнима с межмолекулярным расстоянием и обеспечивающим наивысший класс герметичности, характеризующийся полным отсутствием проникновения рабочей среды в указанный зазор. При этом пластины обладают высокой жесткостью и изготавливаются прецизионным способом, например, из керамики или с керамическим напылением на рабочих поверхностях, что также обеспечивает низкий коэффициент трения между ними и исключает попадание механических примесей.
Таким образом, кран работает как заслон, а его высокая герметичность обеспечивается при отсутствии сальникового уплотнения за счет неразрывности притертых поверхностей подвижной и неподвижной пластин в процессе полного цикла “открыто-закрыто”. Для герметизации зазоров между уплотнительными блоками и фланцами, а также между уплотнительными блоками и плоскостями шибера предусмотрены основные и дополнительные упругие прокладки, которые также обеспечивают равномерное и гарантированное поджатие подвижной и неподвижной пластин друг к другу. Все прокладки изготавливаются из одинакового материала, обеспечивающего их упругие свойства при любых условиях работы в течение длительного времени. В данном случае под упругими свойствами понимается способность материала сопротивляться деформирующему воздействию и восстанавливать свою форму и объем после прекращения воздействия.
Проходные отверстия для рабочей среды во всех деталях крана имеют одинаковую форму и размеры, предпочтительно совпадающие с диаметром проходного сечения трубопровода, в котором установлен кран, и выполнены таким образом, что образуют, в том числе и с трубопроводом сквозной канал. Таким образом, кран в полностью открытом положении обладает минимальным гидросопротивлением.
Предлагаемое техническое решение иллюстрировано чертежами.
На фиг.1 изображен общий вид крана (продольный разрез); на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - кран, оснащенный механическим приводом поворота шибера; на фиг.4 - узел I на фиг.1, увеличенное изображение уплотнительного блока.
Кран “секторный заслон” содержит фланцы 1 и 2, плоский шибер 3 с рукояткой поворота 4, который укреплен посредством оси 5 между фланцами 1 и 2 с возможностью поворота. Фланцы 1 и 2 стянуты между собой болтами 6 и имеют патрубки 7 и 8, при этом последние для удобства монтажа могут быть выполнены заодно или раздельно с фланцами 1 и 2. Для примера, на фиг.1 фланец 1 и его патрубок 7 изображены как две детали, а фланец 2 и его патрубок 8 - как единая деталь. Кран оснащен двумя основными 9 и дополнительными 10 прокладками и двумя уплотнительными блоками, каждый из которых состоит из притертых между собой подвижной 11 и неподвижной 12 пластин дугообразной формы. Фланцы 1 и 2, шибер 3, прокладки 9 и 10, подвижные 11 и неподвижные 12 пластины имеют проходные отверстия, которые расположены с возможностью образования единого полнопроходного канала 13 в положении крана “открыто”. Каждая дополнительная прокладка и подвижная пластина расположены в выемке 14 шибера 3, а каждая основная прокладка и неподвижная пластина - в выемке 15 фланца 2 или 1. Во фланце 1 выполнена радиальная прорезь 16, края которой ограничивают перемещение рукоятки поворота 4. Возможно оснащение крана механическим приводом 17 для поворота шибера 3. Механический привод 17 может быть выполнен в виде червячной передачи, соединяющей ручку-штурвал 18 с шибером 3.
Функционирование полнопроходного бессальникового прямоточного крана осуществляется следующим образом.
Кран монтируется в трубопроводе посредством соединения патрубков 7 и 8 с концами труб. При этом направление потока рабочей среды в кране не регламентировано и может быть двухсторонним.
Кран может быть полностью открыт, полностью закрыт или в промежуточном состоянии, когда происходит регулирование потока рабочей среды. На всех чертежах кран изображен в положении “открыто”, когда все проходные отверстия образуют единый полнопроходной канал 13, при этом гидравлическое сопротивление крана практически отсутствует и расход рабочей жидкости максимален. Рукоятка поворота 4 находится в крайнем положении в радиальной прорези 16. При повороте вокруг оси 5 на некоторый угол в другое крайнее положение рукоятка поворота 4 упирается в противоположный конец радиальной прорези 16. Шибер 3, а вместе с ним и подвижные пластины 11 перемещаются в положение, при котором их проходные отверстия взаимно перекрываются с проходными отверстиями неподвижных пластин 12 и кран переходит в полностью закрытое состояние. В промежуточных положениях рукоятки поворота 4 площадь проходного сечения крана меньше, чем в полностью открытом состоянии, и таким образом возможно осуществление регулирования потока рабочей среды. Фиксация положения пластин 11 и 12 относительно шибера 3 и фланцев 1, 2 осуществляется за счет выемок 14 и 15. При этом пластины 11 и 12 вместе с прокладками 10 и 9 без зазора укладываются в выемки 14 и 15, которые также имеют дугообразную форму. Дугообразная (секторная) форма прокладок 10 и 9 и пластин 11 и 12 является оптимальной с точки зрения экономии материала, из которого они изготавливаются, а кроме того, минимизирует поверхность трения между пластинами 11 и 12.
Герметичность перекрытия крана обеспечивается постоянным поджатием притертых между собой керамических поверхностей подвижной 11 и неподвижной 12 пластин друг к другу. Предварительное поджатие обеспечивается при сборке крана за счет контролирования момента затяжки стяжных болтов 6. Постоянство поджатия обеспечивается упругими свойствами графлексовых прокладок 9 и 10 и дополняется действием давления перекачиваемой среды. В процессе эксплуатации притертые между собой керамические поверхности подвижной 11 и неподвижной 12 пластин не только не теряют своих герметизирующих свойств, но еще больше их усиливают, поскольку происходит их дальнейшее притирание (не путать с износом). Кроме того, материалы на основе керамики и графлекса не теряют своих свойств при длительном воздействии на них абразивных и агрессивных сред с высоким давлением и температурой.
Управление краном посредством механического привода 17 осуществляется путем вращения ручки-штурвала 18, которая приводит в действие червячный винт, в то время как червячной шестерней является шибер 3. Угол поворота шибера 3 может определяться по числу оборотов ручки-штурвала 18. Механический привод 17 для поворота шибера 3 имеет преимущество, поскольку обеспечивает плавность перемещения шибера 3 и исключает прямое воздействие на него неконтролируемого усилия.
Кран “секторный заслон” не имеет ограничений неспециального характера к применению его в сетях самого различного назначения и способен безотказно функционировать в течение длительного срока.
Источники информации
1. Патент США N 4432387 А, кл. 137-329.02, 1984.
2. Патент РФ N 2176346, кл. F 16 К 3/06, 2000.
3. Патент РФ N 2191308, кл. F 16 К 3/06, 2000.
4. Патент РФ N 2128307, кл. F 16 К 3/08, 1996. - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Запорно-регулирующий прямоточный кран | 2003 |
|
RU2223433C1 |
Полнопроходная шиберная задвижка | 2018 |
|
RU2690609C1 |
ЗАДВИЖКА ЗАПОРНАЯ | 1996 |
|
RU2128307C1 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ | 2010 |
|
RU2467235C2 |
ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ АБРАЗИВНЫХ СРЕД | 2003 |
|
RU2241884C1 |
ЗАДВИЖКА | 2005 |
|
RU2313024C2 |
ЗАПОРНЫЙ УЗЕЛ ЗАДВИЖКИ | 1999 |
|
RU2158387C1 |
Сейсмостойкая шиберная задвижка | 2021 |
|
RU2760414C1 |
ЗАДВИЖКА ПРЯМОТОЧНАЯ МНОГОПРОХОДНАЯ | 1992 |
|
RU2007646C1 |
ТЕРМОСТОЙКАЯ ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2010 |
|
RU2443926C2 |
Изобретение относится к трубопроводному арматуростроению и предназначено для использования в сетях для транспортирования жидких и газообразных сред высокого давления и температуры, в том числе абразивных, агрессивных и взрывоопасных. Кран полнопроходный бессальниковый включает стянутые болтами два фланца с проходными отверстиями и расположенный между ними с возможностью поворота плоский шибер и рукоятку поворота. Плоский шибер имеет проходное отверстие. Каждый фланец оснащен прокладкой. Кран снабжен, по меньшей мере, двумя уплотнительными блоками и дополнительными прокладками. Каждая из последних имеет проходное отверстие и расположена на соответствующей плоскости шибера таким образом, что их проходные отверстия совмещены между собой. Каждый уплотнительный блок состоит из притертых между собой подвижной и неподвижной пластин. В каждой пластине выполнено проходное отверстие. Каждый уплотнительный блок расположен между основной и дополнительной прокладками таким образом, что подвижная пластина соединена с соответствующей дополнительной прокладкой, а неподвижная пластина - с основной прокладкой. Все проходные отверстия соответствуют друг другу по размерам и форме и расположены с возможностью образования единого полнопроходного канала. Проходные отверстия в пластинах каждого уплотнительного блока расположены еще и с возможностью одновременного перекрытия при повороте шибера. Изобретение направлено на расширение функциональных возможностей и области применения при сохранении удобства эксплуатации, надежности и долговечности крана. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
ЗАДВИЖКА ЗАПОРНАЯ | 1996 |
|
RU2128307C1 |
Авторы
Даты
2004-06-20—Публикация
2003-05-20—Подача