ТЕСТЕР ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЯ Российский патент 2004 года по МПК F02M65/00 

Описание патента на изобретение RU2231674C2

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытанию топливной аппаратуры дизелей, и может использовано при техническом диагностировании машин, оснащенных указанными двигателями.

При выпуске дизелей из производства, а также в процессе их эксплуатации контролируют техническое состояние топливных насосов высокого давления и форсунок. В эксплуатационных условиях для этого используют приборы КИ-4802 ГОСНИТИ и КИ-9917 ГОСНИТИ /1/.

Недостатком указанных устройств является то, что они сложны и имеют ограниченные функциональные возможности: КИ-4802 ГОСНИТИ предназначен только для диагностирования топливного насоса, а КИ-9917 ГОСНИТИ - форсунок. Кроме того, прибор КИ-9917 ГОСНИТИ перед испытанием нужно заправлять дизельным топливом и затем вручную нагнетать его в форсунки. В связи с этим повышается трудоемкость контрольно-диагностических операций.

Наиболее близким решением, выбранным в качестве прототипа, является игольчатый дроссель, содержащий цилиндрический корпус с продольным, впускным и выпускным вертикальными каналами, а также винт с иглой, седлом и маховиком /2/.

Недостатком известной конструкции является то, что она мало приспособлена к использованию в качестве устройства для диагностирования топливной аппаратуры дизеля.

Задачей изобретения является создание простого, компактного и удобного в использовании прибора, предназначенного как для диагностирования топливных насосов высокого давления, так и форсунок.

Сущность изобретения заключается в следующем. Устройство снабжено манометром с гасителем гидравлических уроков и присоединительным элементом. Для этого в корпусе, на линии между седлом и впускным каналом выполнен дополнительно вертикальный канал. Над ним соосно размещен стакан, в полости которого - гаситель гидравлических ударов. Манометр присоединен к открытой части стакана. Полость стакана через вертикальное отверстие в его донной части и указанный канал сообщена с продольным каналом в корпусе. Присоединительный элемент сформирован на основе впускного канала, который выполнен в вертикальном цилиндре в виде тройника. Его противолежащие ответвления являются штуцерами для присоединения элементов топливной аппаратуры, третье ответвление - отверстие в стенке этого цилиндра, совмещенное с продольным каналом корпуса. В результате обеспечена возможность диагностирования как топливного насоса, так и форсунок одним простым и компактным прибором.

На чертеже изображен тестер топливной аппаратуры дизеля. Он состоит из горизонтально расположенного цилиндрического корпуса 3, винта 6 с иглой 5 и маховичком 7, стакана 4, манометра 1 и тройника 2. В корпусе 3 выполнен продольный канал с седлом под иглу 5 для образования кольцевой щели. Впускной канал образован в вертикальном цилиндре - тройнике 2, выпускной - вертикально в корпусе 3. Указанные каналы разделены седлом. В этом же корпусе, на линии между седлом и впускным каналом /тройником 2/ выполнен другой вертикальный канал. Над ним соосно размещен стакан 4, в полости которого - гаситель гидравлических ударов /не показан/. К открытой части стакана 4 присоединен манометр 1. При этом полость стакана 4 через вертикальное отверстие в его донной части и указанный канал сообщена с продольным каналом. На противолежащих ответвлениях тройника 2 сформированы штуцеры, один из них для соединения с топливным насосом высокого давления, другой - с топливопроводом высокого давления или колпачковой гайкой. Третье ответвление тройника 2 - отверстие в стенке его цилиндра, которое совмещено с продольным каналом корпуса 3. Для обеспечения компактности и упрощения конструкции в донной части стакана 4 образовано поперечное отверстие, скоммутированное с вертикальным, посредством которого этот стакан размещен на корпусе 3. При этом корпус 3 выполнен с установочным буртиком или заплечиками со стороны винта 6 и его диаметр на участке от тройника 2 до указанного буртика не превышает диаметр поперечного отверстия в стакане 4. Для улучшения надежности и удобства в работе концевая часть корпуса 3 со стороны винта выполнена с образованием резьбы, маховичок 7 - съемным. На указанную резьбу навинчена гайка 8 с отверстием под ось маховичка 7. При этом диаметр оси меньше наружного винта 6, а его торцевая поверхность соприкасается с внутренней торцевой поверхностью гайки 8, когда размер кольцевой щели наибольший, винт 6 вывенчен до упора в гайку 8. Для установки заданного размера кольцевой щели между указанными поверхностями винта 6 и гайки 8 установлены регулировочные прокладки /не показаны/, наружный диаметр которых не превышает наружного диаметра винта 6, а диаметр отверстия соответствует диаметру отверстия в гайке 8. Для удобства пользования, например для подсоединения приемного штуцера со сливным трубопроводом /шлангом/, в выпускной канал установлена трубка 9 с резьбой на ее свободной концевой части. Для расширения функциональных возможностей, при необходимости записи результатов измерений на компьютер и хранения полученной информации, манометр 1 выполнен со способностью давать электросигнал.

Испытание топливного насоса, например двигателя A-41M или Д-240, осуществляют следующим образом. Проверяют износ плунжерной пары. Для этого навинчивают колпачковую гайку /не показана/ на верхний штуцер тройника 2, накидную гайку /тоже не показана/ - одновременно на нижний штуцер этого тройника и на штуцер высокого давления проверяемой секции. Маховичком 7 вывинчивают винт 6 на один-два оборота или до его упора в гайку 8. К трубке 9 подсоединяют приемный штуцер со сливным трубопроводом или шлангом /не показано/. Тестер готов к работе. Пускают пусковой двигатель. Устанавливают рычаг подачи топлива в положение полной подачи. Кольцевая щель открыта: поступающее из насоса топливо стекает по каналам в тройнике 2 и корпусе 3, а также через трубку 9 с приемным штуцером и далее через сливной трубопровод в емкость /не показана/. Ввинчивают маховичком 7 винт 6 до упора иглы 5 в седло: кольцевая щель закрывается и истечение топлива через нее прекращается. По показаниям стрелки манометр 1 определяют давление, развиваемое плунжерной парой. Одновременно манометр 1 дает электросигнал на компьютер или цифровое табло. При давлении, превышающем установленное значение для исправной плунжерной пары, например 30 МПа, рычаг подачи топлива устанавливают в исходное положение и прокручивание дизеля прекращают. Измеряют время падения давления от одного установленного значения до другого, например от 15 до 10 МПа. По полученным данным определяют герметичность нагнетательного клапана.

При необходимости топливный насос испытывают на работающем двигателе. Для этого подготавливают тестер к использование аналогичным образом. Пускают дизель. Рычагом подачи топлива устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала или указанный рычаг переводят на полную подачу топлива. Измерения выполняют в том же порядке.

Проверку форсунок производят следующим образом. Отвинчивают с тройника 2 колпачковую гайку и вместо нее при помощи накидной гайки, размещенной на топливопроводе, подсоединяют топливопровод проверяемой форсунки /не показано/. Пускают только пусковой двигатель или после его запуска дизель. Рычаг подачи топлива устанавливают в положение полной подачи. Кольцевая щель плотно закрыта иглой 5: топливо нагнетается насосом в форсунку через тройник 2 и ее топливопровод. По показаниям стрелки манометра 1 определяют давление впрыскивания топлива через форсунку. Затем останавливают пусковой двигатель или дизель. Отсоединяют топливопровод и снимают тестер со штуцера топливного насоса. Приступают к проверке другой секции этого насоса или диагностирование завершают.

Предложен тестер топливной аппаратуры дизеля. Он выполнен компактно - в одном конструктивном узле. В основу устройства положен игольчатый дроссель. Тестер снабжен манометром с гасителем гидравлических ударов и присоединительным элементом в виде тройника. Для этого в корпусе предусмотрен вертикальный канал. Над ним соосно размещен стакан. Манометр присоединен к открытой части стакана. Полость стакана сообщена с продольным каналом в корпусе. Тестер имеет простую конструкцию и обеспечивает возможность диагностирования как топливного насоса, так и форсунок. Процесс диагностирования может быть осуществлен в двух режимах: при работе дизеля, а также при прокручивании его коленчатого вала пусковым двигателем.

Источники информации

1. Бельских В.И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1980. - с.328, 328, 331. 332.

2. Артоболевский И.И. Механизмы в совремеенной технике: Справочное пособие. В 7 томах. Т. УI: Электрические механизмы. Т. УII: Гидравлические и пневматические механизмы. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1981 - с.273 - прототип.

Похожие патенты RU2231674C2

название год авторы номер документа
ТЕСТЕР ТОПЛИВНОГО НАСОСА ДИЗЕЛЯ 2002
  • Хабардин В.Н.
  • Хабардин С.В.
RU2240440C2
ТЕСТЕР ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ФОРСУНОК И ИЗМЕРЕНИЯ КОМПРЕССИИ В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Хабардин В.Н.
  • Петухов С.А.
  • Найдыш А.Ф.
RU2241137C2
ТЕСТЕР ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТОПЛИВОПОДАЧИ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ 2017
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Хабардин Сергей Васильевич
RU2736426C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ 2005
  • Шапран Владимир Николаевич
  • Бондарев Дмитрий Станиславович
  • Черняков Алексей Викторович
  • Гармаш Юрий Владимирович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Швец Эльмир Александрович
  • Мурог Игорь Александрович
RU2293206C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТОПЛИВОПРОВОД ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИЙ 2003
  • Хабардин В.Н.
  • Хабардина А.В.
RU2251019C2
ТЕРМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ 1991
  • Уханов А.П.
RU2029130C1
НАСОС-ФОРСУНКА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314431C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕССТЕНДОВОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2011
  • Чечет Виктор Анатольевич
  • Алиев Арсен Магомедович
RU2456471C1
Система питания для двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Буйвол Василий Радионович
  • Буйвол Николай Радионович
SU1402698A1
ТОПЛИВОВПРЫСКИВАЮЩАЯ СИСТЕМА МНОГОТОПЛИВНОГО ДИЗЕЛЯ ДЛЯ БЕССЛИВНОГО ПРОЦЕССА ТОПЛИВОПОДАЧИ 2003
  • Севрюгов Евгений Игоревич
  • Швец Эльмир Александрович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Рябцовских Иван Васильевич
  • Колесниченко Наталья Васильевна
RU2291317C2

Реферат патента 2004 года ТЕСТЕР ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытанию топливной аппаратуры дизелей, и может быть использовано при техническом диагностировании машин, оснащенных указанными двигателями. Изобретение позволяет создать простой, компактный и удобный в использовании прибор, предназначенный как для диагностирования топливных насосов высокого давления, так и форсунок. Тестер топливной аппаратуры дизеля содержит горизонтально расположенный цилиндрический корпус с продольным, впускным и выпускным вертикальными каналами, а также винт с иглой и маховичком. В продольном канале выполнено седло под иглу для образования кольцевой щели. Впускной и выпускной каналы разделены седлом. Тестер также снабжен манометром, для этого в корпусе, на линии между седлом и впускным каналом выполнен другой вертикальный канал, над ним соосно размещен стакан, в полости которого - гаситель гидравлических ударов. Манометр присоединен к открытой части стакана. Полость стакана через вертикальное отверстие в его донной части и указанный канал сообщена с продольным каналом в корпусе. Названный тестер снабжен присоединительным элементом, для чего впускной канал выполнен в вертикальном цилиндре в виде тройника, на противолежащих ответвлениях которого сформированы штуцеры, один из них для соединения с топливным насосом высокого давления, другой - с топливопроводом высокого давления или колпачковой гайкой. Третье ответвление указанного канала - отверстие в стенке этого цилиндра, совмещенное с продольным каналом корпуса. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 231 674 C2

1. Тестер топливной аппаратуры дизеля, содержащий горизонтально расположенный цилиндрический корпус с продольным, впускным и выпускным вертикальными каналами, а также винт с иглой и маховичком, при этом в продольном канале выполнено седло под иглу для образования кольцевой щели, впускной и выпускной каналы разделены седлом, отличающийся тем, что он снабжен манометром, для этого в корпусе - на линии между седлом и впускным каналом выполнен другой вертикальный канал, над ним соосно размещен стакан, в полости которого - гаситель гидравлических ударов, манометр присоединен к открытой части стакана, при этом полость стакана через вертикальное отверстие в его донной части и указанный канал сообщена с продольным каналом в корпусе, кроме того, названный тестер снабжен присоединительным элементом, для чего впускной канал выполнен в вертикальном цилиндре в вале тройника, на противолежащих ответвлениях которого сформированы штуцеры, один из них для соединения с топливным насосом высокого давления, другой - с топливопроводом высокого давления или колпачковой гайкой, третье ответвление указанного канала - отверстие в стенке этого цилиндра, совмещенное с продольным каналом корпуса.2. Тестер по п.1, отличающийся тем, что в донной части стакана образовано поперечное отверстие, скоммутированное с вертикальным, посредством которого стакан размещен на корпусе, при этом корпус выполнен с установочным буртиком или заплечиками со стороны винта и его диаметр на участке от тройника до указанного буртика не превышает диаметра поперечного отверстия в стакане.3. Тестер по п.1 или 2, отличающийся тем, что концевая часть корпуса со стороны винта выполнена с образованием резьбы, маховичок - съемным, на указанную резьбу навинчена гайка с отверстием под ось маховичка, при этом диаметр оси меньше наружного диаметра винта, а его торцевая поверхность соприкасается с внутренней торцевой поверхностью гайки, когда размер кольцевой щели наибольший - винт вывинчен до упора в гайку.4. Тестер по п.3, отличающийся тем, что для установки заданного размера кольцевой щели между торцевой поверхностью винта и внутренней торцевой поверхностью гайки установлены регулировочные прокладки, наружный диаметр которых не превышает наружного диаметра винта, а диаметр отверстия соответствует диаметру отверстия в указанной гайке.5. Тестер по п.1, или 2, или 3, или 4, отличающийся тем, что во впускной канал установлена трубка с резьбой на ее свободной концевой чести.6. Тестер по п.1, или 2, или 3, или 4, или 5, отличающийся тем, что манометр выполнен со способностью давать электросигнал.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2231674C2

АРТОБОЛЕВСКИЙ И.И
Механизмы в современной технике
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Электрические механизмы
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Гидравлические и пневматические механизмы
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
- М.: Наука, 1981, с.273
Способ приготовления цемента 1927
  • Г.Р. Дэрбин
SU9490A1
Самодвижущаяся повозка для перемещения по воде и суше 1925
  • Бехтерев П.В.
SU9491A1
Стенд для испытания топливовпрыскивающей системы дизеля 1979
  • Молдавский Анатолий Авраамович
  • Пашкин Олег Леонидович
  • Заец Николай Григорьевич
SU920247A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Парфенов Евгений Валентинович
  • Кобзев Михаил Анатольевич
RU2007610C1
GB 1499636 А, 01.02.1978
ДВИЖИТЕЛЬ ЧИЧИГИНА 1994
  • Чичигин Николай Михайлович
RU2089441C1
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ "СПИРАЛЬ" 2008
  • Близеев Евгений Валерьевич
RU2383325C1

RU 2 231 674 C2

Авторы

Хабардин В.Н.

Хабардин А.В.

Даты

2004-06-27Публикация

2001-03-19Подача