Изобретение относится к жидким синтетическим углеводородным топливам, в частности к топливам для жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
В ракетной технике известны и нашли широкое распространение в ракетах-носителях разнообразного назначения ЖРД, работающие на топливах, состоящих из углеводородного горючего и жидкого кислорода в качестве окислителя. В качестве углеводородного горючего применяют керосин. (Энциклопедия “Космонавтика”, М., 1985, стр.218, статья ЛР-105-НА).
Недостатком данного топлива является недостаточно высокий удельный импульс ЖРД за счет использования в качестве углеводородного горючего керосина.
Известно также топливо для ЖРД, состоящее из углеводородного горючего, в качестве которого используют индивидуальный углеводород дициклобутил, в паре с окислителем жидким кислородом, которое позволило обеспечить увеличение удельного импульса ЖРД (прототип - патент РФ №2146334, кл. F 02 К 9/42).
Недостатком этого топлива с использованием в качестве углеводородного горючего для ЖРД дициклобутила является недостаточно высокий по сравнению с расчетно-необходимым удельный импульс.
Задача предлагаемого изобретения - расширение арсенала топлив для ЖРД, обеспечивающих повышение удельного импульса ЖРД, повышение плотности топлива и, как следствие, увеличение выводимого полезного груза.
Поставленная задача осуществляется разработкой топлива для ЖРД с использованием в качестве углеводородного горючего индивидуального углеводорода 1-метил-1,2-дициклопропилциклопропана (С10H16) в паре с жидким окислителем - кислородом.
1-метил-1,2-дициклопропилциклопропан синтезирован впервые и описан в Докладах АН СССР, (1960), т. 130, №4, стр.779.
Ниже представлены примеры применения топлив для ЖРД на основе различных углеводородных горючих с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода.
Использование топлива с предложенным в качестве ракетного горючего для ЖРД 1-метил-1,2-дициклопропилциклопропаном дает возможность получить большую плотность ракетного топлива по сравнению с топливами на основе керосина и дициклобутила, а также получить более высокий прирост удельного импульса (смотри таблицу).
В результате этого возможен значительный прирост массы выводимого полезного груза, например, для ракеты-носителя среднего класса этот прирост составляет порядка 200 кг (смотри таблицу).
Использование топлива с 1-метил-1,2-дициклопропилциклопропаном в качестве ракетного горючего для ЖРД не требует конструктивных переделок существующих жидкостных ракетных двигательных установок, в настоящее время работающих на топливах на основе керосина.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2010 |
|
RU2442904C2 |
ТОПЛИВО ДЛЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2000 |
|
RU2180050C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2013 |
|
RU2527918C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ИМПУЛЬСА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 1998 |
|
RU2146334C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2173399C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2156721C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2182984C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2179650C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2149276C1 |
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2014 |
|
RU2575238C1 |
Топливо для жидкостных ракетных двигателей содержит углеводородное горючее, в качестве которого использован 1–метил-1,2-дициклопропилциклопропан. Изобретение позволит получить большую плотность ракетного топлива по сравнению с топливами на основе керосина и дициклобутила, а также более высокий прирост удельного импульса. 1 табл.
Топливо для жидкостных ракетных двигателей, содержащее углеводородное горючее, отличающееся тем, что в качестве углеводородного горючего используется 1-метил-1,2-дициклопропилциклопропан.
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ИМПУЛЬСА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 1998 |
|
RU2146334C1 |
Химия ракетных топлив | |||
- М.: Мир, 1969, с | |||
Льночесальная машина | 1923 |
|
SU245A1 |
и др | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Доклады Академии наук СССР, 1960, т.130, № 4, с | |||
779-781. |
Авторы
Даты
2004-07-27—Публикация
2002-10-01—Подача