Изобретение относится к оборудованию железнодорожных вагонов, а именно к системам отопления пассажирских вагонов.
Известна электрическая система отопления железнодорожного вагона, состоящая из электронагревательных приборов (электрические печи, калориферы), непосредственно подогревающих внутренний и поступающий в вагон наружный воздух [1].
Однако такая система отопления имеет мощность около 40 кВт и ею можно оборудовать только вагоны, электрическое питание которых осуществляется централизованно от вагона-электростанции или от контактной сети через электровоз. Такой вагон невозможно использовать в составе поездов с другими источниками электроэнергии, что ограничивает применение вагонов с электрическим отоплением.
Известна система комбинированного (электроугольного) отопления вагонов, принятая за прототип, содержащая водогрейный котел с установленными внутри него высоковольтными нагревательными элементами, расширитель, выполненный в виде отдельного бака, водяной пластинчатый калорифер, верхнюю и нижнюю разводку труб и высоковольтный генератор [2]. Верхние разводящие и нижние отопительные трубы образуют замкнутую сеть отопления. Основной принцип работы - естественная циркуляция воды при ее нагреве в водогрейном котле. Горячая вода из расширителя поступает в верхние разводящие трубы и вертикальные стояки, затем в нижние обогревательные трубы, где, отдавая тепло окружающему воздуху, охлаждается и вследствие разности температур в котле и стояках возвращается обратно в котел. Для усиления циркуляции воды при низких температурах наружного воздуха на входе в водогрейный котел установлен циркуляционный насос.
Однако данная система отопления обладает, с одной стороны, низким КПД в случае использования угля для отопления вагона, а с другой стороны, требует особых мер безопасности с использованием автоматических устройств при эксплуатации потенциально опасных для жизни человека высоковольтных нагревательных элементов.
Известен теплогенератор, принятый за прототип, содержащий корпус с размещенными внутри него ускорителем движения жидкости, выполненным в виде циклона, тормозным устройством, соединенным с выходным патрубком, а последний соединен с циклоном посредством перепускного патрубка, и торсионным устройством, установленным между ускорителем движения жидкости и тормозным устройством [3]. Торсионное устройство выполнено в виде последовательно размещенных узлов, каждый из которых представляет собой комбинацию двух и более геликоидов. Данный теплогенератор работает по принципу прямого преобразования кинетической энергии потока циркулирующей через него жидкости в тепловую энергию жидкости.
Основным недостатком описанного теплогенератора является недостаточно высокая интенсивность процессов преобразования энергии, что снижает КПД теплогенератора и увеличивает его габаритные размеры.
При создании изобретения решалась задача повышения эффективности системы отопления пассажирского железнодорожного вагона и, как следствие, снижения энергозатрат на отопление вагона с одновременным повышением безопасности обслуживания за счет исключения из системы отопления потенциально опасных для жизни человека высоковольтных электронагревательных элементов.
Поставленная задача решена за счет того, что в известной системе отопления пассажирского железнодорожного вагона, содержащей замкнутый контур отопления, состоящий из радиаторов водяного отопления, устройства для нагрева воды и водяного насоса, и систему электропитания, согласно изобретению в качестве устройства для нагрева воды использован теплогенератор, работающий по принципу прямого преобразования кинетической энергии потока жидкости в тепловую энергию жидкости, причем выход теплогенератора соединен байпасной линией со входом водяного насоса, а на байпасной линии по ходу движения воды установлен эжектор низкого давления.
Также поставленная задача может быть решена за счет того, что в известном теплогенераторе, содержащем ускоритель движения жидкости и тормозное устройство, соединенное с выходным патрубком, согласно изобретению между ускорителем движения жидкости и тормозным устройством установлен диффузор, а ускоритель движения жидкости выполнен в виде эжектора высокого давления, причем выход эжектора высокого давления и вход диффузора размещены с зазором относительно друг друга и помещены в герметичную камеру, которая сообщена с окружающей средой с помощью натекателя воздуха.
Применение в качестве устройства для нагрева жидкости теплогенератора, выход которого соединен байпасной линией с установленным на ней эжектором низкого давления со входом насоса, позволяет повысить эффективность системы отопления путем увеличения скорости движения воды в контуре отопления пассажирского вагона за счет создания эжектором низкого давления дополнительного перепада давления между входом и выходом потребителей тепловой энергии.
Дополнительная установка на байпасной линии перед эжектором низкого давления дросселя позволяет осуществлять регулировку соотношения расходов воды через байпасную линию и через потребители тепловой энергии и тем самым управлять скоростью потока воды в контуре отопления.
Использование в конструкции теплогенератора эжектора высокого давления и диффузора, помещенных в герметичную камеру, сообщенную с окружающей средой, позволяет в целом интенсифицировать процессы преобразования энергии в теплогенераторе и тем самым увеличить эффективность его работы.
Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 схематично изображена система отопления пассажирского вагона; на фиг.2 схематично показана конструкция теплогенератора.
Система отопления включает в себя теплогенератор 1, вход которого соединен с выходом водяного электронасоса 2, байпасную линию 3, соединяющую выход теплогенератора 1 со входом насоса 2, радиаторы водяного отопления 4, подключенные параллельно-последовательно по направлению циркуляции потока воды, и систему электропитания (на чертеже не показана). На байпасной линии 3 по ходу потока воды установлен дроссель 5, выполненный в виде по меньшей мере одной шайбы с отверстием, диаметр которого значительно меньше проходного сечения магистрали подачи воды 6, и эжектор низкого давления 7. Теплогенератор 1 содержит ускоритель движения воды, выполненный в виде эжектора высокого давления 8, на выходе которого с зазором установлен диффузор 9, причем выход эжектора 8 и вход диффузора 9 размещены в герметичной камере 10, а камера 10 сообщена с окружающей средой через натекатель воздуха 11. Выход диффузора 9 соединен со входом тормозного устройства 12, выход которого подключен к магистрали подачи воды 6.
Система отопления работает следующим образом.
При включении водяного электронасоса 2 на вход в теплогенератор 1 подается под давлением вода. В эжекторе высокого давления 8 скорость движения воды возрастает, что создает пониженное давление (относительно давления окружающей среды) в герметичной камере 10. При подаче воздуха внутрь камеры 10 через натекатель 11 происходит смешивание ускоренного потока воды с дозированной порцией воздуха, что обеспечивает интенсификацию процесса турбулизации потока воды. Далее турбулизированный поток воды поступает в диффузор 9, где происходит резкое повышение давления в потоке воды до величины, при которой температура насыщения паров воды достигает температуры окружающей среды. При этом внутри потока воды образуются пузырьки паров, которые при поступлении потока воды в тормозное устройство 12 начинают конденсироваться (охлопываться) с выделением энергии на нагрев воды, поступающей в магистраль подачи 6. Основная часть нагретой воды поступает к радиаторам водяного отопления 4, а часть потока воды направляется по байпасной линии 3 и поступает в насос 2. При этом происходит увеличение скорости движения воды в контуре отопления за счет создания эжектором низкого давления 7 дополнительного перепада давления между входом и выходом радиаторов водяного отопления 4. С помощью дросселя 5 производится регулировка соотношения расходов воды через байпасную линию и радиаторы водяного отопления 4 и соответственно изменение скорости движения потока воды в контуре отопления.
Источники информации
1. Под ред. Л.Д.Кузьмича. Вагоны: проектирование, устройство и методы испытаний. - М.: Машиностроение, 1978, с.267, 268.
2. Болотин З.М. и др. Электрическое и комбинированное отопление пассажирских вагонов. - М.: Транспорт, 1989, с.92 - (прототип).
3. Патент РФ № 2125215, МПК F 25 B 29/00 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ТЕПЛООБЕСПЕЧЕНИЯ ВАГОНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО | 2008 |
|
RU2376178C1 |
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР ГОРЛОВА | 2001 |
|
RU2204090C2 |
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР ГОРЛОВА | 2001 |
|
RU2204770C2 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТЕПЛОГЕНЕРАТОР И УСТРОЙСТВО НАГРЕВА ЖИДКОСТИ | 2013 |
|
RU2541299C2 |
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР И УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА ЖИДКОСТИ | 1997 |
|
RU2132517C1 |
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР И УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА ЖИДКОСТЕЙ | 1993 |
|
RU2045715C1 |
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР | 2007 |
|
RU2363897C2 |
КАВИТАЦИОННЫЙ ТЕПЛОГЕНЕРАТОР | 2016 |
|
RU2614306C1 |
СПОСОБ ГЕНЕРАЦИИ ТЕПЛА И ТЕПЛОГЕНЕРАТОР | 2003 |
|
RU2241919C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2292517C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к устройствам отопления транспортных средств, в том числе железнодорожных вагонов. Система отопления включает в себя теплогенератор, вход которого соединен с выходом водяного электронасоса, байпасную линию, соединяющую выход теплогенератора со входом насоса, радиаторы водяного отопления и систему электропитания. На байпасной линии по ходу потока воды установлены дроссель и эжектор низкого давления. Теплогенератор содержит ускоритель движения воды, выполненный в виде эжектора высокого давления, на выходе которого с зазором установлен диффузор. Выход эжектора высокого давления и вход диффузора размещены в герметичной камере, а камера сообщена с окружающей средой через натекатель воздуха. Выход диффузора соединен со входом тормозного устройства, выход которого подключен к магистрали подачи воды. Техническим результатом является повышение эффективности системы отопления, снижение энергозатрат и повышение безопасности обслуживания. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Болотин З.М | |||
и др | |||
Электрическое и комбинированное отопление пассажирских вагонов | |||
-М.: Транспорт, 1989, с.92 | |||
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР | 1998 |
|
RU2125215C1 |
DE 19913776 A1, 28.09.2000 | |||
US 4530288 A, 23.07.1985. |
Авторы
Даты
2004-08-10—Публикация
2002-11-28—Подача