Изобретение относится к низкооборотной электрической машине, например к двигателю, генератору или к комбинированному двигателю-генератору, описанному во вводной части п.1 формулы изобретения.
Уровень техники
Низкооборотная электрическая машина может использоваться для различных целей, например для морских или наземных транспортных средств, для подъемников и лифтов, а в некоторых случаях также и для производства электроэнергии. Такие машины известны как синхронные машины с постоянной намагниченностью. Однако эти машины не всегда подходят для тех целей, где предъявляются требования к эффективности и габаритам.
В связи со стоимостью энергии и ее подачи растут требования к экономии энергии. Особенно это относится к двигателям-генераторам, предназначенным для транспортных средств и других целей и питаемых от батарей. Для уменьшения требуемой емкости батареи и расширения диапазона применений или для увеличения выходной мощности устройств, в которых питание осуществляется от батарей, необходима наибольшая возможная эффективность.
В некоторых ситуациях критическим фактором также является необходимость экономии места.
Цель изобретения
Главной целью изобретения является создание усовершенствованной электрической машины, в частности двигателя, который характеризуется большей экономичностью и меньшими габаритами, чем известные машины, предназначенные для аналогичных целей. В целом целью настоящего изобретения является создание электрической машины с большим КПД, которая может конкурировать с существующими синхронными машинами, предназначенными для промышленных целей, но в то же время способна работать от батарей и использоваться для приведения в движение транспортных средств и других устройств без необходимости постоянной подачи дополнительной энергии.
Особенно важно создать низкооборотную электрическую машину с электронным регулированием привода, с целью устранения потребности в зубчатой передаче. Кроме того, желательна возможность масштабирования машины в широких пределах в соответствии с ее назначением, а кроме того, возможность использования идентичных компонентов в машинах различных размеров.
Другие цели, связанные с конкретными областями использования, будут понятны из последующего описания вариантов выполнения настоящего изобретения.
Сущность изобретения
В соответствии с изобретением, предлагается низкооборотная электрическая машина, такая как двигатель, генератор или комбинированный двигатель-генератор, содержащая кольцеобразный ряд обмоток статора на железных сердечниках из листов или прессованного порошка железа, и соответствующий кольцеобразный ряд постоянных магнитов ротора, в частности, синхронная машина с постоянной намагниченностью для синусоидального напряжения, в которой
- обмотки выполнены сосредоточенными, а не распределены в пазах,
- сердечники с обмотками чередуются с железными сердечниками без обмоток, так что на каждом втором железном сердечнике имеется обмотка,
число промежутков между сердечниками отличается от числа полюсов, при этом число промежутков между сердечниками s и число полюсов р следует выражениям
|s-p|=2·m и s=12·n·m,
где n и m - натуральные числа, причем машина рассчитана на трехфазное напряжение с последовательным соединением соседних катушек для получения 2·m таких групп на фазу, которые могут быть соединены последовательно или параллельно.
Эта машина пригодна для работы в качестве двигателя, например для транспортных средств, толкающих винтов и лебедок. Ее размеры могут быть разными. В пределах одного диапазона размеров для разных машин могут использоваться одинаковые элементы, например порошковые сердечники, магниты, железные ярма для магнитов, катушки и пластмассовые каркасы для порошковых сердечников. Эта стандартизация элементов снижает стоимость изготовления.
Электрическая машина может быть выполнена в виде машины с осевым полем, в которой два или более ротора установлены рядом друг с другом с формированием множества воздушных зазоров.
Электрическая машина может быть выполнена в виде машины с неподвижными статорными обмотками, в которой
- статорные обмотки установлены на трубчатой опоре,
- статорные обмотки встроены в цилиндрический носитель из непроводящего материала,
- магнитные элементы размещены в виде двух симметрично расположенных кольцеобразных рядов.
При этом кольцеобразные ряды магнитных элементов могут быть прикреплены к паре кольцевых дисков, между которыми удерживается обод, а трубчатая опора статора может быть прикреплена к неподвижной несущей оси.
Электрическую машину, выполненную согласно изобретению (особенно в виде двигателя), можно приспособить для разных целей, например для привода кресел на колесах и других транспортных средств, подруливающих устройств на судах, лебедок и для технологических применений, в которых требуется медленное вращение. Исключается потребность в передаточных механизмах, а затраты становятся ниже, чем для известных устройств. Управление вращением и переходом от режима двигателя к режиму генератора могут быть осуществлены на основе известных принципов с помощью электронных средств управления, которые в большинстве случаев могут размещаться в корпусе машины.
При применении в качестве двигателя электрическая машина, выполненная согласно изобретению, обладает несколькими преимуществами:
- низкой вибрацией при работе и, как следствие, низким шумом,
- большим пусковым вращательным моментом,
- высокой эффективностью, особенно при использовании шихтованных сердечников,
- высокой гибкостью конструкции, особенно в отношении основных габаритов,
- возможностью установки двух и более статоров и, таким образом, возможностью масштабирования,
- использованием стандартных компонентов, в частности порошковых сердечников, магнитов, железных ярм, катушек и каркасов с катушками.
Наибольший эффект изобретение дает при его использовании в машинах с аксиальным полем, то есть аксиальным намагничиванием. Однако оно будет работать и с радиальным полем, когда легкость установки и демонтажа имеют особую важность.
Другие детали изобретения будут понятны из последующего описания вариантов его выполнения.
Примеры
Изобретение описано более подробно со ссылками на сопровождающие чертежи, где:
на фиг.1 показано осевое сечение варианта выполнения, предназначенного для использования в качестве интегрированного низкооборотного двигателя транспортного средства. Этот вариант выполнения настоящего изобретения может использоваться для привода кресел на колесах, автомобилей или других транспортных средств;
на фиг.2 схематично показано сечение статорных обмоток с сердечниками из порошка железа;
на фиг.3 схематично показана обмотка, изображенная на фиг.2.
Электрическая машина, изображенная на фиг.1, представляет собой двигатель, способный приводить в движение транспортное средство, например кресло на колесах, автомобиль или другие колесные транспортные средства. Периодически она может работать как генератор, например при торможении. Двигатель включает ось 11, которая с помощью внутреннего постепенно сужающегося конца 12 со шпоночной канавкой 13 и шпонки 14 прикреплена к несущему кронштейну 15 или соответствующей скобе на транспортном средстве. Фиксация осуществляется гайкой 16 с шайбой 17.
На оси 11 находятся статорная часть 18 и роторная часть, каждая из которых содержит множество компонентов. Статорная часть 18 включает втулку 19, плотно посаженную на ось, с внутренним радиальным центральным фланцем 20, несущим цилиндрическую статорную втулку 21, идущую по направлению к несущему кронштейну 15, но оканчивающуюся на некотором расстоянии в осевом направлении от этого элемента. Статорная втулка 21 имеет литой каркас 22 из пластмассы с вложенными в него обмотками 23, которые распределены по окружности. В иллюстрируемом варианте выполнения настоящего изобретения имеются восемнадцать отдельных статорных обмоток 23. Статорные катушки в радиальном сечении имеют прямоугольную форму, которая соответствует описанной ниже роторной части. Статорная обмотка также более подробно описана ниже.
В качестве носителя ротора и колеса используются внутренний кольцевой диск 24 и внешний кольцевой диск 25, причем внешний диск составляет одно целое с цилиндрическим, в целом, ободом 26, который также прикреплен к внутреннему диску.
Внутренний диск 24 установлен на корпусе 27 подшипника с подшипником 28, установленным на оси 11 вблизи несущего кронштейна 15. По периметру внутренний диск 24 соединен с фланцем 29 обода 26 с помощью винтов 30.
Внешний диск 25 установлен у конца втулки 19 и прикреплен винтами 31 к центральному корпусу 32, который также служит корпусом подшипника 33, установленного на конце оси 11. Внешний торец обода 26 имеет второй фланец 34, который, совместно с внутренним фланцем 29, обеспечивает посадочное место для шины (не показана) или другой насадки на колесо. Для ниппельной трубки в ободе 26 вблизи внешнего фланца 34 имеется отверстие 35.
Диски 24 и 25 исполняют роль корпуса двигателя и опорного элемента ротора, причем на каждом из дисков расположен набор сегментов ротора, или магнитов 36. Магниты 36, по тридцать восемь с каждой стороны в рассматриваемом варианте выполнения машины, могут быть изготовлены из какого-либо известного магнитного материала. Они установлены на железном кольце 37, прикрепленным к соответствующим дискам 24 и 25 винтами 38 с внешней стороны. Важно отметить, что число магнитов отличается от числа промежутков между железными элементами (сердечниками) обмоток.
Между магнитами 36 и каркасом 22 статора имеется воздушный зазор А. Этот воздушный зазор постоянен отчасти благодаря внешнему подшипнику 33, что обеспечивает высокую стабильность.
Для подвода силового кабеля (не показан) к обмоткам 23 в оси 11 имеется осевой канал 39, который через наклонный канал 40 сообщается с областью 41 внутри статорной втулки. Продолжение канала в оси сообщается с областью 42 у конца оси для размещения части электронных схем управления.
Область 41 внутри статорной втулки 21 также может служить для размещения компонентов схем управления. В свободном пространстве между дисками 24, 25 может быть установлено тормозное устройство, например при использовании этой машины в транспортных средствах.
На фиг.2 схематично показаны обмотки аксиальной машины, изображенной на фиг.1, с тремя двойными наборами статорных обмоток 23А, 23В, 23С и 23А′, 23В′, 23С′, соответственно, которые установлены на железных сердечниках 45, выполненных из листов или из порошка железа. Катушки распределены и не находятся в пазах. Каждый набор обмоток окружает три железных сердечника, между которыми расположен свободный железный сердечник 46. Таким образом, всего имеется тридцать шесть железных сердечников 45.
В общем случае, число промежутков между сердечниками s и число полюсов р определяются выражением
|s-р|=2·m и s=12·n·m,
где n и m - натуральные числа, причем на каждую фазу приходится 2·m групп, соединенных последовательно или параллельно.
Набор обмоток может быть соединен последовательно, как показано на чертеже, или параллельно, но в обоих случаях с расчетом на трехфазное питание (RST).
Вариант выполнения изобретения с сердечниками из порошка железа характеризуется меньшей эффективностью, чем вариант с сердечниками из листовых пластин, но это не является критичным для некоторых устройств с ограниченным сроком службы. С другой стороны, расходы существенно уменьшаются.
Обмотки статора 23 на железных сердечниках 45 залиты в пластмассовый элемент или каркас 23 статора (фиг.1).
На фиг.3 показана схема обмотки для обмотки, изображенной на фиг.2, с набором обмоток для каждой фазы и с их выводами, подготовленными для последовательного или параллельного соединения. На этом чертеже n=3 и m=1.
Модификации
Можно использовать обычные шихтованные железные сердечники. Это обеспечивает более высокую эффективность, но несколько повышает стоимость. Оптимальный выбор определяется назначением машины. Ее конструкция может быть изменена в зависимости от различных потребностей. В одном из вариантов выполнения машины диски 24, 25 с внешним ободом 26 могут быть соединены с какой-либо опорой, в то время как вал 11 может быть соединен с блоком, который требуется вращать.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР | 2014 |
|
RU2560529C1 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР | 2009 |
|
RU2427067C1 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР | 2014 |
|
RU2564511C1 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР | 2011 |
|
RU2506688C2 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР | 2015 |
|
RU2581338C1 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР | 2011 |
|
RU2494520C2 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР | 2012 |
|
RU2515998C1 |
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР | 2011 |
|
RU2474032C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2017 |
|
RU2688204C2 |
ОДНОФАЗНЫЙ НИЗКООБОРОТНЫЙ ГЕНЕРАТОР ТОКА | 2014 |
|
RU2566659C1 |
Изобретение относится к области электротехники, а именно к низкооборотным электрическим машинам, например двигателям, генераторам или комбинированным двигатель-генераторам, в частности к синхронным машинам с постоянной намагниченностью, рассчитанным на синусоидальное напряжение. Сущность изобретения состоит в том, что такая электрическая машина содержит кольцеобразный ряд обмоток (23) статора, размещенных на железных сердечниках (45) из листов или прессованного железного порошка, и соответствующий кольцеобразный ряд постоянных магнитов (36) ротора. Обмотки сосредоточены, сердечники (45) с обмотками чередуются с железными сердечниками (46) без обмоток. На каждом втором железном сердечнике имеется обмотка; число промежутков между сердечниками s и число полюсов р не совпадает, причем данные число промежутков s и число полюсов р следует выражениям |s-p|=2·m и s=12·n·m, где n и m – натуральные числа. При этом электрическая машина рассчитана на трехфазное напряжение с последовательным соединением соседних катушек, так чтобы получить 2·m таких групп на фазу, которые могут быть соединены последовательно или параллельно. Предлагаемая электрическая машина, как двигатель, может использоваться, в частности, для привода колес в транспортном средстве. Технический результат – повышение КПД, экономичности, снижение габаритов. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
|s-p|=2·m и s=12·n·m,
где n и m – натуральные числа,
причем машина рассчитана на трехфазное напряжение с последовательным соединением соседних катушек для получения 2·m таких групп на фазу, которые могут быть соединены последовательно или параллельно.
WO 9723942 А1, 03.07.1997.RU 2079949 С1, 20.05.1997.RU 96110438 А1, 10.01.1997.RU 2047258 С1, 27.10.1995.JP 11098790 А, 09.04.1999. |
Авторы
Даты
2004-08-20—Публикация
2000-05-25—Подача